Михаил Петрович Лазарев

м.п.лазарев. ботман 988320_600

Портрет адмирала Михаила Петровича Лазарева. Художник Ботман Егор Иванович (1821-1889). Государственный Эрмитаж

Михаил Петрович Лазарев (1788—1851) — флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), ученый, первооткрыватель Антарктиды и исследователь Антарктики; в 1813-1825 годы совершил 3 кругосветных плавания, командуя кораблем «Суворов» (1813-16), шлюпом «Мирный» (1819-1821) и фрегатом «Крейсер» (1822-1825); Наиболее крупной явилась экспедиция 1819-1821 годов под руководством Беллинсгаузена; с 1832 г. — начальник штаба Черноморского флота, в 1833— 1851 гг. — главный командир Черноморского флота и портов Черного моря, а также военный губернатор Севастополя и Николаева; в феврале — июне 1833 г. возглавлял Босфорскую экспедицию русского флота, в результате которой был подписан Ункяр-Искелесийский договор 1833 г. Воспитал плеяду талантливых флотоводцев (П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В.И. Истомин и др.).

Михаил Петрович Лазарев родился во Владимирской губернии 14 ноября 1788 г. Сын правителя Владимирского наместничества дворянина Петра Гавриловича Лазарева (впоследствии сенатор, тайный советник), брат вице-адмирала Андрея П.Лазарева (старший) и контр-адмирала Алексея П.Лазарева (младший). Мать их — Анна Андреевна Якоби. В январе 1800 г. умер отец братьев Лазаревых и уже отношением генерал-адъютанта Х. А. Ливена от 6 февраля этого же года братья были определены в Морской кадетский корпус. 20 февраля 1800 г. братья были зачислены в корпус рядовыми кадетами, где они и получили образование. Способности Лазарева 2-го (Михаила) и живой интерес ко всему, что относилось к военно-морскому делу, сразу привлекли внимание командования корпуса.

5

Открытие Антарктиды экспедицией М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллинсгаузена. Январь 1820 года. Из книги «Школьная энциклопедия. История России 18-19 вв.» Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003.

3 июня 1803 г. М.Лазарев был произведен в гардемарины, а 7 июня того же года после прохождения практики на корабле «Ярослав» был отправлен, вместе с 30 другими лучшими воспитанниками корпуса, волонтером в английский флот (ему было 15 лет). 8 января 1806 г. М.Лазарев был произведен в мичманы английского флота. Пять лет непрерывного плавания на его судах в Северном и Средиземном морях, в Атлантическом, а на судах Ост-Индийской компании в Индийском и Тихом океанах были для Михаила Петровича отличной морской школой.В мае 1808 г. был произведен в мичманы — первое офицерское звание. 6 июня 1808 г. М.Лазарев был приведен к присяге как офицер, исключен из списков корпуса и направлен в 20-летнем возрасте для дальнейшего прохождения службы на Балтийский флот.В 1808—1813 годах служил на Балтийском флоте. Участвовал в Русско-шведской 1808—1809 и Отечественной войне 1812.

Первая русская антарктическая экспедиция

image001 (6)

Иван Айвазовский. Ледяные горы в Антарктиде. 1870. Холст, масло. Картинная Галерея Айвазовского, Феодосия

В 1819 г. под руководством капитан 2 ранга Ф. Ф. Беллингсгаузена, была снаряжена с научной целью экспедиция для исследования вод Южного Ледовитого океана. В ее состав вошли шлюпы «Восток», под командой Ф. Беллингсгаузена, и «Мирный», под командой М.Лазарева (назначен командиром был 27 марта 1819 г.). Экспедиция вышла из Кронштадта 15 июля 1819 г. и благополучно возвратилась 5 августа 1821 г., совершив свыше 49500 миль плавания и пробыв в походе 751 день из них 527 под парусами. Плавание проходило в тяжелых полярных условиях: среди ледяных гор, при частых штормах. Экспедиция побывала в водах, еще никем не посещенных, и довольно долго после нее ни одно судно не приближалось так близко к южному полюсу, как русские шлюпы «Восток» и «Мирный». 28 января 1820 г. шлюпы «Восток» и «Мирный», несмотря на тяжелую ледовую обстановку, подошли первый раз к Антарктиде. Этот день считается днем открытия Антарктиды. Русские моряки первыми в мире открыли новую часть света Антарктиду, опровергнув мнение английского путешественника Джеймса Кука, утверждавшего, что в южных широтах нет никакого материка, а если он и существует, то только близ полюса, в недоступном для плавания районе. Через неделю экспедиция достигла Южно-Шетландских островов. Русские мореплаватели, пройдя вдоль всего южного побережья Южной Шетландии, доказали, что она состоит из гряды высоких каменистых островов, покрытых вечным снегом. 5 августа 1821 г. М.Лазарев вернулся в Кронштадт из своего второго кругосветного плавания, завершившегося открытием шестой части света — Антарктиды. По возвращении М.Лазарев 17 августа 1821 г. был произведен через чин в капитаны 2 ранга и, кроме того, ему была сохранена пенсия в качестве добавочного денежного оклада по чину лейтенанта, в каком он был в плавании.
Плавание «Востока» и «Мирного» является замечательным вкладом в историю географических открытий. За Россией был закреплен приоритет в открытии ряда земель Антарктики.

4ff208fca0cd

Капитан 2 ранга М. П. Лазарев с мичманами П. С. Нахимовым и Е. В. Путятиным на берегу Русской Америки во время кругосветного плавания на фрегате «Крейсер» в 1822-1825 гг

Командование фрегатом «Крейсер»

В 1822 году марта М.Лазарев был назначен командиром фрегата «Крейсер». 29 августа 1822 г. фрегат «Крейсер» отправился в третье кругосветное плавание к берегам Северной Америки для охраны территориальных вод от хищнического промысла и борьбы с контрабандной торговлей. В этом плавни участвовал и его брат капитан-лейтенант Андрей Лазарев, командуя шлюпом «Ладога». Из этого плавания М.Лазарев благополучно возвратился 17 августа 1825 г. По возвращении он был произведен 13 сентября 1825 г. в чин капитана 1 ранга, награжден орденом Владимира 3 ст. и за ним сохранено, в прибавку к жалованью, жалованье по чину капитана 2-го ранга в каком он совершил плавание.

the-roads-at-kronstadt-1840_thumb_medium580_0

Кронштадтский рейд — Иван Айвазовский. 1840

Командование Черноморским флотом

4521194bi1

Флагман «Азов». Автор В.С. Емышев

В 1826 г. Михаила Петровича назначили командиром 12-го флотского экипажа и строящегося в Архангельске нового линейного 74-х пушечного корабля «Азов».В 1827 г. командир «Азова» Лазарев был назначен по совместительству начальником штаба эскадры, снаряжавшейся для похода в Средиземное море. В период с 20 августа по 18 октября отдельная эскадра (в том числе и «Азов») под командованием контр-адмирала Л. П. Гейдена, выделенная для поддержки национально-освободительного движения греков, совершила переход по маршруту: Портсмут — Палермо — Мессина — остров Занте — Наваринская бухта.

20 октября 1827 г. произошел знаменитый Наваринский бой, в котором участвовали русская, английская и французская эскадры. Но русские вынесли на себе всю тяжесть боя и сыграли главную роль в разгроме турецко-египетского флота. Противник потерял линейный корабль, 13 фрегатов, 17 корветов, 4 брига, 5 брандеров и другие суда. «Азов», которым командовал Лазарев, находился в центре изогнутой боевой линии из четырех линейных кораблей. И именно сюда турки направили свой главный удар. Линейному кораблю «Азов» пришлось вести бой одновременно с пятью вражескими кораблями, все они были уничтожены метким огнем артиллерии «Азова». За Наваринский бой линейный корабль «Азов» и 12-й флотский экипаж удостоились высшей награды — кормового георгиевского флага. М.Лазарев 22 декабря 1827 г. был произведен в контр- адмиралы за «отличие».

0_11aaf0_e27e60da_XXL

Айвазовский Иван Константинович. Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года. 1846. Холст, масло

В период последующей русско-турецкой войны 1828 — 1829 гг. Лазарев являлся начальником штаба русской эскадры, осуществлявшей блокаду Дарданелл. После успешного завершения войны и заключения Адрианопольского мира, он, командуя эскадрой из десяти кораблей, вернулся в Кронштадт без захода в иностранные порты. В 1830 — 1831 гг. Лазарев — активный участник Комитета по обновлению вооружения военных судов и выработке положения об управлении Черноморским флотом. С 1832 г. — начальник штаба Черноморского флота. В 1833 г. Николай 1 решил прийти на помощь турецкому султану, против которого восстал египетский паша, и Михаилу Петровичу было поручено возглавить экспедицию черноморской эскадры в Босфор. Произведенный в вице-адмиралы, Лазарев решительными действиями с моря и десантами помог Константинополю; в результате Россия на двадцать лет получила мирные отношения с Турцией.

original (1)

Севастополь в 1840-х на рисунке Карло Буссоли.

После возвращения с Босфора Лазарев сменил адмирала А.Грейга на посту главного командира Черноморского флота и оставался в этой должности 18 лет, до конца своей жизни, С 1843 г. — адмирал. Неутомимый и честный труженик, глубоко преданный морскому делу, он все силы употребил для укрепления южных морских рубежей России. Приезжавший в Севастополь Николай I был доволен деятельностью командира Черноморского флота; по воспоминаниям Истомина,'»похвалам его не было меры»

В 1831—1832 гг. М.Лазарев принял самое деятельное участие в работах комитета образования флота по исправлению штатов вооружения и запасов военных судов и по выработке нового положения об управлении Черноморским флотом. Он лично внес целый ряд предложений по улучшению кораблестроения и вооружения судов. С 22 мая по 14 сентября 1831 г. М.Лазарев командовал отрядом судов, крейсировавших в Ботническом заливе с целью охраны финляндского побережья от иностранной военной контрабанды.

original (2)

1846, Севастополь, Айвазовский.

С октября 1831 г. по июнь 1832 г. Михаил Лазарев председательствовал в Комиссии по исправлению штатов по вооружению и запасу военных судов. 17 февраля 1832 г. его назначили начальником штаба Черноморского флота, а в следующем году — его командующим. Утвержден в этой должности Михаил Петрович был 12 января 1835 г., и был Командующим Черноморского флота флота в течение 18 лет.

М.Лазарев первый организовал двухлетнюю экспедицию фрегата «Скорый» и тендера «Поспешный» с целью описи Черного моря, следствием которой было издание первой лоции Черного моря. В октябре 1842 г. была завершена работа по составлению и изданию «Атласа Черного и Азовского морей».

original (3)

Севастополь в 1840-х на рисунке Карло Буссоли.

22 октября 1843 г. Михаил Петрович «за отличие» был произведен в адмиралы. Под его руководством парусный Черноморский флот стал лучшим в России. Были достигнуты серьезные успехи в кораблестроении. Лазарев лично следил за постройкой каждого нового большого корабля.При Лазареве число кораблей Черноморского флота было доведено до полного штатного комплекта (15 линейных кораблей, 7 фрегатов и соответствующее количество пароходов и мелких судов). Была значительно усовершенствована артиллерия. В Николаеве с учетом всех достижений техники того времени было построено адмиралтейство; началась постройка адмиралтейства под Новороссийском. Под личным наблюдением Лазарева были составлены планы и подготовлена местность для строительства адмиралтейства в Севастополе и построены доки. В заново реорганизованном по его указаниям Гидрографическом депо было напечатано много карт, лоций, положений, руководств и издан подробный атлас Черного моря. В депо печатались также книги по военно-морским вопросам.

Ему Севастополь обязан благоустройством Графской пристани, созданием новых улиц, парков. Морской библиотеки. Привязанный к административной деятельности, адмирал сердился: «Весьма часто случаются дни, в которые сижу за проклятыми бумагами по 12 и даже 14 часов». Обучая моряков, адмирал воспитывал у них любовь к военно-морскому делу, развивал дух состязательности и соревнования среди экипажей кораблей. Под руководством Михаила Петровича осуществлялись экспедиции Черноморского флота и поддержка с моря русской политики умиротворения и присоединения Кавказа, по развитию и укреплению береговой линии России на Черном море.

pic

Смотр Черноморского флота в 1849 году. художник Иван Константинович Айвазовский

Однажды Лазарев был в Петербурге на приеме у Николая I, и после обсуждения дел царь предложил адмиралу остаться пообедать с ним. «Не могу, государь, — ответил Лазарев, — я дал слово обедать сегодня у адмирала Г.» (который был в немилости при дворе). Вытащив толстый хронометр, Михаил Петрович сказал: «Опаздываю», попрощался и быстро вышел. Зашедшему минутой позже А.Ф.Орлову царь, почесывая лоб, сообщил: «Представь себе: в России есть человек, который не захотел со мной отобедать!» Но царь любил адмирала-труженика, о чем свидетельствовало последовательное награждение его высшими отличиями до ордена святого Андрея Первозванного включительно.

В 1843 г. Лазарев почувствовал первые признаки серьезной болезни, но не обратил на них никакого внимания. Болезнь стала быстро усиливаться, а Лазарев все не хотел покидать любимого ему дела. Наконец, к началу 1851 г. рак желудка, которым страдал Лазарев, развился до такой степени, что адмирал почти не мог принимать никакой пищи. Лазарев сдал управление флотом и уехал в Вену, где и умер 23 апреля 1851 г., ни разу не обнаружив никаким знаком своих ужасных страданий.

Прах его был перевезен в Россию и предан земле в Севастополе во Владимирском соборе. В цокольном помещении этого Собора в виде креста головами к центру креста похоронены М. П. Лазарев, П. С. Нахимов, В. А. Корнилов и В. И. Истомин, все трое его ученики. В 1867 г. в этом городе, тогда еще лежавшем в развалинах после Крымской войны 1853—1856 гг., состоялось торжественное открытие памятника Лазареву. На открытии этом Свиты Его Величества контр- адмирал И. А. Шестаков сказал блестящую речь, в которой живо очертил заслуги знаменитого адмирала по созданию русского флота и высоких качеств русских моряков.

Портрет_Лазарева_работы_Айвазовского

И. К. Айвазовский. Портрет вице-адмирала М. П. Лазарева. 1839 год. Центральный Военно-морской музей, Санкт-Петербур

Увековечивание памяти

Санкт-Петербургское морское собрание в память о замечательном русском адмирале М. П. Лазареве в 1995 г. учредило серебряную медаль, которой награждаются работники морского, речного и рыбопромыслового флота, учебных заведений, научно-исследовательских институтов и других флотских организаций, внесших большой вклад в дело развития флота, совершившие знаменательные плавания, а также принимающие значительное участие в деле создания техники для флота и награжденные ранее Золотым нагрудным знаком Морского собрания. По своим личным качествам Лазарев отличался исключительной честностью, безукоризненностью в исполнении приказов, заботой о личном составе и кораблях.

988061_600

Лазарев Михаил Петрович, Адмирал. Портретная галерея русских деятелей. В 2-х т. Э. Мюнстера, 1864-1865. Т. 1 : 100 портретов. — 1865. — [10] с., 100 л. портр., 124 с.

Лит.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 272.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.
Ковалевский Н.Ф. История государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII — начала XX века. М. 1997.

  • Вебинары апреля
    Posted by Ирина Дедюхова on 26.03.2019 at 10:00 пп

    Всё подсохло. И почки уж есть. Зацветут скоро ландыши, кашки. Вот плывут облачка, как барашки. Громче, громче весенняя весть. Я встревожен назойливым писком: Подоткнувшись, ворчливая Фекла, Нависая над улицей с риском, Протирает оконные стекла. Тут известку счищают ножом… Тут стаканчики с ядом… Тут вата… Грудь апрельским восторгом объята. Ветер пылью крутит за окном. Окна настежь […]

  • Вебинары марта
    Posted by Ирина Дедюхова on 25.02.2019 at 2:58 дп

    Дух пряный марта был в лунном круге, Под талым снегом хрустел песок. Мой город истаял в мокрой вьюге, Рыдал, влюблённый, у чьих-то ног. Ты прижималась всё суеверней, И мне казалось — сквозь храп коня - Венгерский танец в небесной черни Звенит и плачет, дразня меня. А шалый ветер, носясь над далью,- Хотел он выжечь душу […]

  • Ирина Дедюхова «Безбрежные воды Стикса». Часть III
    Posted by Ирина Дедюхова on 21.02.2019 at 1:50 пп

    Это совсем еще не конец, нас, очевидно, ждет следующая книга о захватывающих приключениях представителей правоохранительных структур города Ижевска с терроризмом и экстремизмом… пока еще не совсем ясно, кого именно, хотя детали понемногу уточняются. Но экшн попёр! Это уже не подготовительная методическая работа, вводящая нас в тонкости бытия «Ижевска фантастического» (а с ним и нашего мистического […]

  • ЖЗЛ: Евгений Пригожин. Часть VIII
    Posted by Diana on 21.04.2019 at 1:25 дп

    Чтобы скрыть (приглушить?) общественный интерес к отравлению детей в детских садиках (а потом и в школах!) столицы пафосным комбинатом деткого питания нашего неприятного во всех отношениях героя, наши осмелевшие журналисты начали весь январь ставить Евгению Пригожину "прямые вопросы" по поводу незаконных бандформирований, называемых нынче "частными военными компаниями" типа ВЧК Вагнера. Хотя нашим славным журналистам стоило […]

  • У обочины. Часть IV
    Posted by Игорь Гнатюк on 20.04.2019 at 1:39 дп

    Надо отметить все же еще раз, а если понадобится, то еще и еще, что этот цикл возникает не на ровном месте, а после ряда совершенно диких, аморальных и откровенно экстремистских выходок гламурных дамочек во власти. Причем нельзя это не связывать с массированным наездом на все общество, с новым витком уничтожения прав граждан, с разрушением их […]

  • Падение сенатора
    Posted by Валерий Ким on 19.04.2019 at 1:25 дп

    Вот живет человечек, просто сыром в масле катается, веселый такой. И море ему по колено, и такое искреннее восприятие окружающих полными лохами… Будто все, кто тут жил до него, работали и поднимали страну, надеясь на то, что не придется паршивой пенсии от жлобов дожидаться, а все же удастся за свой труд стать нормальными зажиточными гражданами, […]