Михаил Михайлович Египтеос

Египтеос, Михаил Михайлович

Египтеос, Михаил Михайлович

Михаил Михайлович Египтеос (1861 — 1932) — русский специалист в области кораблестроения, генерал-майор корпуса корабельных инженеров (1911). Остался в СССР. После Великой Октябрьской революции работал в «Судпроекте» (с 1923 г. – заместитель председателя). Ум. весной 1932 в Ленинграде.

Родился 20 января 1861 года. Сын представителя княжеского рода, выходца из Эфиопии, который был вывезен подростком русскими моряками в середине XIX века в Россию и включён в придворную свиту Николая I под именем Михаил. По национальности — грек (по другим данным эфиоп).

В 1880 году окончил кораблестроительное отделение Технического училища Морского ведомства в Кронштадте. Работал кораблестроителем в Кронштадтском порту, ведал судоремонтом. В 1886 году окончил Николаевскую морскую академию и продолжил службу в Кронштадте. В 1890 году старший помощник судостроителя Кронштадтского порта Египтеос разработал проект крейсера-разведчика водоизмещением 1200 тонн. Проект признали удовлетворительным и автору выдали свидетельство на право получения звания младшего судостроителя (цензовые тонны по должности наблюдающих засчитывали как самостоятельным строителям).

Обер-офицеры (в обыкновенной форме и в сюртуке). 1892 г.

Обер-офицеры (в обыкновенной форме и в сюртуке). 1892 г.

В 1900 году младший судостроитель Египтеос был направлен на Невский судостроительный и механический завод. Вице-адмирал С. О. Макаров предложил назначить его помощником наблюдающего за изготовлением котлов и механизмов Морского Технического комитета при постройке пяти миноносцев типа «Циклон» и двух крейсеров типа «Новик». Но председатель Морского Технического комитета генерал-адъютант И. М. Диков возразил: «Египтеос служит на частном заводе и находится в полном подчинении правления и не может быть наблюдающим от Морского министерства» и на эту должность был назначен другой кораблестроитель.

11 февраля 1904 года вице-адмирал С. О. Макаров направил в Морской Технический комитет письмо с предложением оборудовать корабли особыми отводами в носовой части, которые взрывали бы мины, попавшиеся па пути корабля на безопасном расстоянии. Корабельные инженеры В. Х. Оффенберг и М. М. Египтеос сделали примерный расчёт размеров и веса устройства и определили предельную скорость корабля, при которой возможно его применение.

6 февраля 1904 года был образован «Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования», которому официально разрешалось осуществлять сбор добровольных пожертвований на всей территории России и предоставлялось юридическое право обращаться в различные ведомства и заключать договора в России и за рубежом на постройку кораблей. При Комитете была создана техническая комиссия по кораблестроению и выдаче заказов на постройку кораблей. Председателем её был назначен М. М. Египтеос.

Летом 1907 года полковник М. М. Египтеос был назначен председателем технической комиссии по разработке задания и заключения договора на постройку турбинного минного крейсера типа «Новик».

Алексей Ганзен. Эскадренные миноносцы «Финн» и «Новик»

Алексей Ганзен. Эскадренные миноносцы «Финн» и «Новик»

С 1909 года старший судостроитель Египтеос стал главным корабельным инженером и заведующим судостроительным отделом. В 1911 году был произведён в генерал-майоры Корпуса корабельных инженеров.

После Великой Октябрьской революции Египтеос был членом Военно-революционного комитета большевиков в 1918 году, затем работал в «Судпроекте», с 1923 года — в должности заместителя председателя предприятия.

Египтеос был женат и имел дочь. Проживал в Санкт-Петербурге. Умер Михаил Михайлович Египтеос весной 1932 года в Ленинграде.

Шлюпки на Неве. Старинный Питер на картинах художницы Ирины Геннадьевны Александриной

Шлюпки на Неве. Старинный Питер на картинах художницы Ирины Геннадьевны Александриной ..

Комитет по усилению военного флота

Потери русского Тихоокеанского флота, понесенные в первые дни русско-японской войны, всколыхнули общественность России. По инициативе графа Л.М. Кочубея, обратившегося к соотечественникам через газету “Новое время”, начался сбор денежных средств на приобретение новых кораблей взамен погибших. Этот призыв вызвал горячий отклик среди различных сословий и слоев населения. Особенно активно вносили пожертвования дворяне, служащие морских и военных ведомств и крестьяне. Для облегчения доставки этих сумм в обращение были выпущены специальные письма-переводы, которые можно было получить во всех волостных правлениях, войсковых частях, на железнодорожных и почтовых станциях, церквях и во многих государственных учреждениях. На многих квитанциях простых людей числилась сумма в один рубль, но были и очень крупные пожертвования.

Спуск на воду крейсера "Аврора" 1900 г. Художник Яркин В.П. 2016 г.

Спуск на воду крейсера «Аврора» 1900 г.
Художник Яркин В.П. 2016 г.

Так, эмир Бухарский внес миллион рублей, свиты его величества генерал-майор граф А.Д. Шереметев — 200 тысяч рублей, казанское земство и финляндский сенат внесли по 300 тысяч рублей, Московское городское кредитное общество — 250 тысяч рублей, Московский дворянский клуб — 100 тысяч рублей, Московский земельный банк и Московское губернское земство — по 50 тысяч рублей. Деньги поступали даже из-за границы. Например, более 11 тысяч рублей пришло из Китая.

Приток денег был настолько велик, что потребовалось официально оформить Комитет для учета и расходования этих средств и гласной отчетности перед пожертвователями. Уже 6 февраля 1904 года последовало “Высочайшее соизволение” на образование “Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования”, которому официально разрешалось осуществлять сбор добровольных пожертвований на всей территории России и предоставлялось юридическое право обращаться в различные ведомства и заключать договора в России и за рубежом на постройку кораблей. Председателем комитета был назначен Великий князь Александр Михайлович, а заместителем — генерал-адъютант адмирал И.М. Диков. В состав комитета входили известные в России военные и государственные деятели: адмиралы Н.И. Скрыдлов и А.А. Бирилев, свиты его величества контр-адмирал граф А.Ф. Гейден, генерал по Адмиралтейству в отставке К.К. Ратник и другие. При Комитете была создана техническая комиссия по кораблестроению и выдаче заказов на постройку кораблей. Председателем ее был назначен генерал-майор Корпуса корабельных инженеров флота М.М. Египтеос, а членами комиссии стали генерал-майор по Адмиралтейству в отставке М.Н. Беклемишев, генерал-майоры Корпуса инженер-механиков флота В.П. Ведерников и В.А. Винтер, генерал-майор в отставке П.П. Азбелев и капитан I ранга Н.Ф. Фогель.

После того, как к началу 1906 года было собрано около 17 миллионов рублей, на заседании комитета постановили сбор прекратить и на эти деньги заказать минные крейсеры водоизмещением от 500 до 615 тонн и несколько подводных лодок, а также создать воздухоплавательное отделение флота. На оставшиеся два миллиона рублей решили построить турбинный минный крейсер со скоростью более 30 узлов. Этим кораблем стал “Новик”, положивший начало крупной серии эскадренных миноносцев Российского флота. На пожертвованные деньги под Севастополем была создана авиашкола и закуплено несколько десятков аэропланов, в результате к началу 1-й мировой войны Черноморский и Балтийский флоты имели необходимую авиационную поддержку.

Гибель командира крейсера "Аврора" капитана I ранга Е.Р. Егорьева 14 мая 1905 г. Художник Дементьев И.Н. 2016 г.

Гибель командира крейсера «Аврора» капитана I ранга Е.Р. Егорьева 14 мая 1905 г. Художник Дементьев И.Н. 2016 г.

Всего на добровольные пожертвования было построено 18 минных крейсеров (эсминцев), ставших ядром Балтийского флота, а также 2 подводные и 2 полуподводные лодки. Многие названия построенных кораблей были связаны с дарителями средств на их постройку — “Казанец”, “Украина”, “Туркменец Ставропольский”, “Эмир Бухарский”, “Донской Казак”, “Забайкалец”, “Финн”, “Московитянин” и другие. В честь геройски погибших у Порт-Артура миноносцев были названы вновь построенные эсминцы “Стерегущий” и “Страшный”. Имя павшего в последние дни обороны города генерал-лейтенанта Р.И. Кондратенко нес еще один эсминец. Последним кораблем, переданным Особым комитетом флоту, стал эсминец “Новик”. После этого все собранные средства были израсходованы и деятельность “Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования” закончилась. (А.Н. Болосов, кандидат технических наук)

1479467581vhefzk-37678_02

Крейсер «Аврора» в норвежском порту Берген. 1924 г. Художник Макаров С.А. 2016 г.

Лит.: Волков С.В. Офицеры флота… М.,2004
Египтеос, Михаил Михайлович // Материал из Википедии — свободной энциклопедии
А.Н. Болосов. Комитет по усилению военного флота // https://flot.com/news/dayinhistory/?ELEMENT_ID=5117&print=Y

  • Вебинары декабря
    Posted by Ирина Дедюхова on 25.11.2018 at 12:55 пп

    В эти белые дни мы живем, как во сне. Наше сердце баюкает нега Чьих-то ласк неживых в гробовой тишине Усыпительно мягкого снега. Если в комнате ночью при лампе сидишь, Зимний город молчит за стеною, И такая кругом бесконечная тишь, Как на дне, глубоко под водою. Даже снег в переулке ночном не хрустит. С каждым днем […]

  • Вебинары ноября
    Posted by Ирина Дедюхова on 25.10.2018 at 11:43 дп

    В последний месяц осени, на склоне Суровой жизни, Исполненный печали, я вошел В безлиственный и безымянный лес. Он был по край омыт молочно-белым Стеклом тумана. По седым ветвям Стекали слезы чистые, какими Одни деревья плачут накануне Всеобесцвечивающей зимы. И тут случилось чудо: на закате Забрезжила из тучи синева, И яркий луч пробился, как в июне, […]

  • Вебинары октября
    Posted by Ирина Дедюхова on 24.09.2018 at 2:48 дп

    Пусть пасмурный октябрь осенней дышит стужей, Пусть сеет мелкий дождь или порою град В окошки звякает, рябит и пенит лужи, Пусть сосны черные, качаяся, шумят, И даже без борьбы, покорно, незаметно, Сдает угрюмый день, больной и бесприветный, Природу грустную ночной холодной мгле,— Я одиночества не знаю на земле. Забившись на диван, сижу; воспоминанья Встают передо […]

  • ЖЗЛ: Евгений Пригожин. Часть V
    Posted by Diana on 13.12.2018 at 10:34 пп

    Этот цикл начинает приносить какое-то моральное удовлетворение, хотя такое впечатление иногда, будто говоришь сама с собой. Но знаешь, что тебя всегда прочтут друзья… даже ссылки дадут в социальных сетях. Но… сами понимаете, какое у всех состояние после становления фабрики клонов нашего героя. А ведь интерес к своей непотопляемой личности он пробудил не только и не […]

  • Условная занятость. Часть II
    Posted by Сергей Ткачев on 13.12.2018 at 1:33 дп

    Ну, хана для "самозанятых" начала наступать с середины лета и ничего бы ее не остановило, конечно. Хотя все "самозанятые" у нас из самых рабочих профессий и специальностей, попросту вытесненные совершенно бандитских налоговым законодательством "в тень". Нынче же наше славное государство, возглавляется советскими иждивенцами без нормального образования, без моральных и нравственных устоев и уж, тем более, […]

  • Присосавшись к бензинчику
    Posted by Игорь Гнатюк on 12.12.2018 at 1:26 дп

    Бензиновая война с насением принимает в России завершающую фазу. Очевидно, власти решили покончить со всеми несогласными с их внутренней политикой хамского волюнтаризма в области ценообразования. Ну, типа оне ж самые прогрессивные… приехали безработными из Питера по запросу спецухи в момент вполне успешной работы правительства Примакова-Маслюкова, занявшегося фондами и прочими "мелочами", то бишь наводившими порядок в […]