Михаил Михайлович Египтеос

Египтеос, Михаил Михайлович

Египтеос, Михаил Михайлович

Михаил Михайлович Египтеос (1861 — 1932) — русский специалист в области кораблестроения, генерал-майор корпуса корабельных инженеров (1911). Остался в СССР. После Великой Октябрьской революции работал в «Судпроекте» (с 1923 г. – заместитель председателя). Ум. весной 1932 в Ленинграде.

Родился 20 января 1861 года. Сын представителя княжеского рода, выходца из Эфиопии, который был вывезен подростком русскими моряками в середине XIX века в Россию и включён в придворную свиту Николая I под именем Михаил. По национальности — грек (по другим данным эфиоп).

В 1880 году окончил кораблестроительное отделение Технического училища Морского ведомства в Кронштадте. Работал кораблестроителем в Кронштадтском порту, ведал судоремонтом. В 1886 году окончил Николаевскую морскую академию и продолжил службу в Кронштадте. В 1890 году старший помощник судостроителя Кронштадтского порта Египтеос разработал проект крейсера-разведчика водоизмещением 1200 тонн. Проект признали удовлетворительным и автору выдали свидетельство на право получения звания младшего судостроителя (цензовые тонны по должности наблюдающих засчитывали как самостоятельным строителям).

Обер-офицеры (в обыкновенной форме и в сюртуке). 1892 г.

Обер-офицеры (в обыкновенной форме и в сюртуке). 1892 г.

В 1900 году младший судостроитель Египтеос был направлен на Невский судостроительный и механический завод. Вице-адмирал С. О. Макаров предложил назначить его помощником наблюдающего за изготовлением котлов и механизмов Морского Технического комитета при постройке пяти миноносцев типа «Циклон» и двух крейсеров типа «Новик». Но председатель Морского Технического комитета генерал-адъютант И. М. Диков возразил: «Египтеос служит на частном заводе и находится в полном подчинении правления и не может быть наблюдающим от Морского министерства» и на эту должность был назначен другой кораблестроитель.

11 февраля 1904 года вице-адмирал С. О. Макаров направил в Морской Технический комитет письмо с предложением оборудовать корабли особыми отводами в носовой части, которые взрывали бы мины, попавшиеся па пути корабля на безопасном расстоянии. Корабельные инженеры В. Х. Оффенберг и М. М. Египтеос сделали примерный расчёт размеров и веса устройства и определили предельную скорость корабля, при которой возможно его применение.

6 февраля 1904 года был образован «Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования», которому официально разрешалось осуществлять сбор добровольных пожертвований на всей территории России и предоставлялось юридическое право обращаться в различные ведомства и заключать договора в России и за рубежом на постройку кораблей. При Комитете была создана техническая комиссия по кораблестроению и выдаче заказов на постройку кораблей. Председателем её был назначен М. М. Египтеос.

Летом 1907 года полковник М. М. Египтеос был назначен председателем технической комиссии по разработке задания и заключения договора на постройку турбинного минного крейсера типа «Новик».

Алексей Ганзен. Эскадренные миноносцы «Финн» и «Новик»

Алексей Ганзен. Эскадренные миноносцы «Финн» и «Новик»

С 1909 года старший судостроитель Египтеос стал главным корабельным инженером и заведующим судостроительным отделом. В 1911 году был произведён в генерал-майоры Корпуса корабельных инженеров.

После Великой Октябрьской революции Египтеос был членом Военно-революционного комитета большевиков в 1918 году, затем работал в «Судпроекте», с 1923 года — в должности заместителя председателя предприятия.

Египтеос был женат и имел дочь. Проживал в Санкт-Петербурге. Умер Михаил Михайлович Египтеос весной 1932 года в Ленинграде.

Шлюпки на Неве. Старинный Питер на картинах художницы Ирины Геннадьевны Александриной

Шлюпки на Неве. Старинный Питер на картинах художницы Ирины Геннадьевны Александриной ..

Комитет по усилению военного флота

Потери русского Тихоокеанского флота, понесенные в первые дни русско-японской войны, всколыхнули общественность России. По инициативе графа Л.М. Кочубея, обратившегося к соотечественникам через газету “Новое время”, начался сбор денежных средств на приобретение новых кораблей взамен погибших. Этот призыв вызвал горячий отклик среди различных сословий и слоев населения. Особенно активно вносили пожертвования дворяне, служащие морских и военных ведомств и крестьяне. Для облегчения доставки этих сумм в обращение были выпущены специальные письма-переводы, которые можно было получить во всех волостных правлениях, войсковых частях, на железнодорожных и почтовых станциях, церквях и во многих государственных учреждениях. На многих квитанциях простых людей числилась сумма в один рубль, но были и очень крупные пожертвования.

Спуск на воду крейсера "Аврора" 1900 г. Художник Яркин В.П. 2016 г.

Спуск на воду крейсера «Аврора» 1900 г.
Художник Яркин В.П. 2016 г.

Так, эмир Бухарский внес миллион рублей, свиты его величества генерал-майор граф А.Д. Шереметев — 200 тысяч рублей, казанское земство и финляндский сенат внесли по 300 тысяч рублей, Московское городское кредитное общество — 250 тысяч рублей, Московский дворянский клуб — 100 тысяч рублей, Московский земельный банк и Московское губернское земство — по 50 тысяч рублей. Деньги поступали даже из-за границы. Например, более 11 тысяч рублей пришло из Китая.

Приток денег был настолько велик, что потребовалось официально оформить Комитет для учета и расходования этих средств и гласной отчетности перед пожертвователями. Уже 6 февраля 1904 года последовало “Высочайшее соизволение” на образование “Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования”, которому официально разрешалось осуществлять сбор добровольных пожертвований на всей территории России и предоставлялось юридическое право обращаться в различные ведомства и заключать договора в России и за рубежом на постройку кораблей. Председателем комитета был назначен Великий князь Александр Михайлович, а заместителем — генерал-адъютант адмирал И.М. Диков. В состав комитета входили известные в России военные и государственные деятели: адмиралы Н.И. Скрыдлов и А.А. Бирилев, свиты его величества контр-адмирал граф А.Ф. Гейден, генерал по Адмиралтейству в отставке К.К. Ратник и другие. При Комитете была создана техническая комиссия по кораблестроению и выдаче заказов на постройку кораблей. Председателем ее был назначен генерал-майор Корпуса корабельных инженеров флота М.М. Египтеос, а членами комиссии стали генерал-майор по Адмиралтейству в отставке М.Н. Беклемишев, генерал-майоры Корпуса инженер-механиков флота В.П. Ведерников и В.А. Винтер, генерал-майор в отставке П.П. Азбелев и капитан I ранга Н.Ф. Фогель.

После того, как к началу 1906 года было собрано около 17 миллионов рублей, на заседании комитета постановили сбор прекратить и на эти деньги заказать минные крейсеры водоизмещением от 500 до 615 тонн и несколько подводных лодок, а также создать воздухоплавательное отделение флота. На оставшиеся два миллиона рублей решили построить турбинный минный крейсер со скоростью более 30 узлов. Этим кораблем стал “Новик”, положивший начало крупной серии эскадренных миноносцев Российского флота. На пожертвованные деньги под Севастополем была создана авиашкола и закуплено несколько десятков аэропланов, в результате к началу 1-й мировой войны Черноморский и Балтийский флоты имели необходимую авиационную поддержку.

Гибель командира крейсера "Аврора" капитана I ранга Е.Р. Егорьева 14 мая 1905 г. Художник Дементьев И.Н. 2016 г.

Гибель командира крейсера «Аврора» капитана I ранга Е.Р. Егорьева 14 мая 1905 г. Художник Дементьев И.Н. 2016 г.

Всего на добровольные пожертвования было построено 18 минных крейсеров (эсминцев), ставших ядром Балтийского флота, а также 2 подводные и 2 полуподводные лодки. Многие названия построенных кораблей были связаны с дарителями средств на их постройку — “Казанец”, “Украина”, “Туркменец Ставропольский”, “Эмир Бухарский”, “Донской Казак”, “Забайкалец”, “Финн”, “Московитянин” и другие. В честь геройски погибших у Порт-Артура миноносцев были названы вновь построенные эсминцы “Стерегущий” и “Страшный”. Имя павшего в последние дни обороны города генерал-лейтенанта Р.И. Кондратенко нес еще один эсминец. Последним кораблем, переданным Особым комитетом флоту, стал эсминец “Новик”. После этого все собранные средства были израсходованы и деятельность “Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования” закончилась. (А.Н. Болосов, кандидат технических наук)

1479467581vhefzk-37678_02

Крейсер «Аврора» в норвежском порту Берген. 1924 г. Художник Макаров С.А. 2016 г.

Лит.: Волков С.В. Офицеры флота… М.,2004
Египтеос, Михаил Михайлович // Материал из Википедии — свободной энциклопедии
А.Н. Болосов. Комитет по усилению военного флота // https://flot.com/news/dayinhistory/?ELEMENT_ID=5117&print=Y

  • Вебинары октября
    Posted by Ирина Дедюхова on 24.09.2018 at 2:48 дп

    Пусть пасмурный октябрь осенней дышит стужей, Пусть сеет мелкий дождь или порою град В окошки звякает, рябит и пенит лужи, Пусть сосны черные, качаяся, шумят, И даже без борьбы, покорно, незаметно, Сдает угрюмый день, больной и бесприветный, Природу грустную ночной холодной мгле,— Я одиночества не знаю на земле. Забившись на диван, сижу; воспоминанья Встают передо […]

  • Вебинары сентября
    Posted by Ирина Дедюхова on 25.08.2018 at 8:18 дп

    Небывалая осень построила купол высокий, Был приказ облакам этот купол собой не темнить. И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки, А куда провалились студеные, влажные дни?.. Изумрудною стала вода замутненных каналов, И крапива запахла, как розы, но только сильней, Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых, Их запомнили все мы до конца наших дней. Было […]

  • Галина Щетникова «Пекинская опера»
    Posted by Ирина Дедюхова on 26.06.2018 at 6:22 пп

    О дальних странах, в которых не всем доведется побывать, узнать побольше хотелось с давешних детских времен. Нынче вроде кто уж там только не побывал… а в самых райских местах наше ворье из «элит», которым лишь нынче начали по всякого рода санкции прикрывать мир, устроило самые зловонные финансовые помойки… офшоры. В марте 2015 года, ровно за […]

  • Отравление шпиона. Часть IХ
    Posted by Dir on 19.10.2018 at 1:39 дп

    Больше всего в этом скандале с отравлением шпиона досталось Терезе Мей. И сомневаться в источнике производства всех этих "инсайдов", вдруг вываливших в виде каких-то омерзительных карикатур на женщину и премьер-министра, не приходилось. Ну, не столько в источнике производства, сколько в источнике финансирования этого многогранного творчества. Однако… что ж тут Терезе Мей пенять на какую маргинальную […]

  • О трагедии в Керченском политехническом колледже
    Posted by Игорь Гнатюк on 18.10.2018 at 1:29 дп

    Ну, у нас опять черти что, опять кровь и убийства, опять в результате оказался во всем виновным один студент четвертого курса того же колледжа, естественно, уже в качестве обвиняемого трупа, иначе у нас не могут… А Путин опять высказал глубокие сожаления: "Владимир Путин выразил глубокие соболезнования родным и близким погибших в результате взрыва в Керченском политехническом […]

  • Промежуточные стратеги
    Posted by Сергей Ткачев on 17.10.2018 at 1:55 дп

    Есть у нас такой новоявленный министр из мальчиков со сложно устанавливаемой ориентацией по фамилии Орешкин (см. Из жизни Орешкиных). Начальник его пошел за колбасками к Сечину, да так и пропал с концами (см. Два кусочека колбаски). Вот он за него и остался… типо на нашем экономическом развитии. Еще про неожиданный рост экономики врал (см. Внезапный […]