Олег Константинович Антонов

Олег Константинович Антонов

Олег Константинович Антонов

Олег Константинович Антонов (1906—1984) — советский авиаконструктор, создатель Авиационного научно-технического комплекса, академик АН СССР (1981), Генеральный конструктор (1967). В 1933—1938 гг. — главный конструктор планерного завода в Тушине. В 1938—1941 гг. — ведущий инженер в ОКБ А. С. Яковлева и на заводе «Красный летчик». В 1943—1946 гг. — первый заместитель главного конструктора в ОКБ А. С. Яковлева, работал над усовершенствованием истребителей «Як». В 1940—1950-х гг. занимался созданием специализированных транспортных самолетов (серии «Ан») для военно-транспортной авиации, воздушно-десантных войск и обеспечения грузовых перевозок, а также пассажирских самолетов, обладающих высокой экономичностью перевозок. Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Ленинской (1962) и Сталинской (1952) премий.

Генеральный конструктор Опытного завода № 473 Министерства авиационной промышленности. Под руководством Антонова создан ряд самолетов, в том числе Ан-124 («Руслан»). На самолётах, разработанных под непосредственным руководством О.К. Антонова, было установлено 244 мировых авиационных рекорда.

Борис Михайлович Кустодиев. Сирень,1906

Борис Михайлович Кустодиев. Сирень,1906

Родился 7 февраля 1906 года в деревне Троица Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии (ныне — в составе Троицкого административного округа Москвы). Достоверно известно лишь то, что прадед гениального авиаконструктора жил на Урале и был главноуправляющим местными металлургическими заводами. Дед Олега Константиновича, Константин Дмитриевич, получил инженерное образование и всю жизнь строил мосты. Покинув Урал, он обосновался в Торопце, небольшом городке Псковской губернии, где у Антоновых было крохотное имение. Отец Олега Константиновича Константин Константинович пошел по стопам отца и стал известным инженером-строителем. Женился он на Анне Ефимовне Бикорюкиной – доброй и обаятельной женщине, подарившей ему двух детей: Ирину и Олега.

С 1912 года Олег Антонов жил в городе Саратове. В 1915—1922 годах учился в Саратовском реальном училище, в котором окончил два класса и средней школе (ныне — СШ № 23). С юных лет увлекался авиацией, занимался в школьном кружке любителей авиации. Опасаясь препятствий при поступлении в институт, Олгег вынужден был скрыть свое дворянское происхождение.

Борис Михайлович Кустодиев. Гуляние на Волге, 1909

Борис Михайлович Кустодиев. Гуляние на Волге, 1909

С 1923 года работал ответственным секретарем планерной секции при Саратовском губернском отделе Общества друзей Воздушного флота. Сконструировал и построил учебные планеры ОКА-1 «Голубь» и ОКА-1. В 1925 году поступил на отделение гидроавиации корабельного факультета Ленингрдаского политехтического института, где стал секретарем технического комитета планерной секции Ленинградского аэроклуба. Сконструировал и построил учебные планеры ОКА-3 и «Стандарт».

В 1930 году после окончания Ленинградского политехнического института имени М.И. Калинина Антонов работал инженером, а с января 1931 года — главным конструктором Московского планерного завода, где им были созданы планеры «Упар», «Рот фронт», «Стандарт».

Тамби В. А. Планер

Тамби В. А. Планер

В 1933 двадцатисемилетний конструктор получил назначение на пост «главного» в конструкторское бюро планерного завода в Москве. Ему вменялось в обязанности разрабатывать легкокрылые машины, которые новый завод в Тушино должен был выпускать в массовом количестве. К тому времени у молодого авиаконструктора уже имелся огромный опыт строительства планеров. Создав в 1924 году своего «Голубя» ОКА-1, Антонов за последующие шесть лет смастерил ОКА-2 и ОКА-3, «Стандарт-1» и «Стандарт-2», а также мощный планер-паритель «Город Ленина», снискавший кучу восторженных отзывов на очередном коктебельском слете. Товарищи Олега нисколько не удивлялись его высокому назначению. Однако в этой жизни ничего не дается легко и за все нужно платить…. Покидая крохотную комнатку на улице Чайковского в Ленинграде, Антонов бросил друзьям: «По-моему, здесь я и получил свой ТБЦ». В дальнейшем Олег Константинович неоднократно лечился от туберкулеза, однако болезнь постоянно возвращалась к нему.

ОКА-38 «Аист» - самолет связи... в первый же день войны 22 июня при бомбежке каунасского аэродрома почти все ОКА-38 были уничтожены. По некоторым данным, несколько самолетов все же уцелело, и они были переданы немцами в ВВС Словакии. O.K. Антонов вернулся в Москву, и все дальнейшие работы по ОКА-38 больше не возобновлялись.

ОКА-38 «Аист» — самолет связи… в первый же день войны 22 июня при бомбежке каунасского аэродрома почти все ОКА-38 были уничтожены. По некоторым данным, несколько самолетов все же уцелело, и они были переданы немцами в ВВС Словакии. O.K. Антонов вернулся в Москву, и все дальнейшие работы по ОКА-38 больше не возобновлялись.

Пока тушинский завод не был достроен, планерное КБ было вынуждено воспользоваться мастерской, предложенной Осоавиахимом и расположенной на Садовом кольце в подвале многоэтажного дома. Эти подвалы раньше использовались для хранения вин, а теперь были отданы двум объединившимся организациям – реактивщикам и планеристам. Планеростроителей возглавлял Олег Антонов, а группу, изучающую реактивное движение, – Сергей Королев.

В 1932-1938 годах — главный конструктор Тушинского планерного завода. В этой должности сконструировал: планеры-парители РФ-5, РФ-6, РФ-7; учебные планеры УС-3, УС-4, УС-5, УС-6, ПС-1, ПС-2, БС-3, БС-4, БС-5, М-1, М-2, М-3, М-4, М-5, М-6; экспериментальные планеры РЭ-1, РЭ-2, РЭ-3, РЭ-4, РЭ-5, РЭ-6, РФ-1, РФ-2, РФ-3, РФ-4, ИП-1, ИП-2, БА-1; «6 условий» и ДИП; экспериментальный мотопланер ЛЕМ-2.

Упадок планерного спорта начался уже в 1936, в последующие годы все окончательно рухнуло. Антонова сняли с должности, а планерный завод закрыли. Талантливые конструкторы разбрелись кто куда. Олег Константинович первым делом обратился к своему старому товарищу по коктебельским слетам – выдающемуся авиаконструктору Александру Яковлеву. Тот, прекрасно зная таланты Антонова, дал ему работу ведущего инженера в своем ОКБ. На дворе шел 1938 год.

Руденко Валерий. Истребитель Як-3.

Руденко Валерий. Истребитель Як-3. ..

С 1938 года работал в КБ им. А.С. Яковлева. Здесь под его непосредственным руководством был разработан пассажирский самолёт Як-19. Сегодня это АНТК — научно-технический комплекс, начальные буквы которого начертаны на десятках тысяч машин, ныне летающих на всех континентах.

Руденко Валерий. Транспортный самолет Як-6М.

Руденко Валерий. Советский транспортный самолет Як-6М.

Весной 1940 года Антонов был назначен главным конструктором небольшого КБ при авиационном заводе в Ленинграде, а в 1941 его перевели в Каунас (Литовская ССР). В одно воскресное утро 22 июня 1941 года авиаконструктор проснулся от сильного грохота. Вскоре в его комнату вбежал один из сотрудников с широко раскрытыми глазами: «Война…». Каунас находился рядом с границей, сверху поступило срочное указание: «Немедленно готовиться к эвакуации».

Репродукторы встревоженно рассказывали о бомбежке Севастополя, Киева, Вильнюса, Риги, Житомира, Бреста…. Город Антонов покинул вечером. Вместе с последними работниками конструкторского бюро на захваченной пожарной машине он отправился на восток по дороге, забитой беженцами. А спустя час в Каунас вошли немцы. Два дня под непрекращающимся обстрелом с воздуха ехала машина по разбитым грунтовкам. Часто приходилось съезжать в кювет и прятаться в лесах и кустарниках. Ночевали люди в стогах сена рядом с дорогой. До Москвы Антонов добрался лишь к концу второго дня.

Руденко Валерий. Транспортный самолет Як-8.

Руденко Валерий. Советский транспортный самолет Як-8.

В 1940-1941 годах — Олег Константинович был главным конструктором авиазавода №23 (город Ленинград, ныне Санкт-Петербург). Построил самолёт связи ОКА-38 (копия немецкого самолёта Физелер Fi-156 «Шторх»). Весной 1941 года назначен главным конструктором авиационного завода в городе Каунас (в Литве), где должен был наладить серийный выпуск самолёта ОКА-38. Работа над внедрением самолёта в серию была прервана начавшейся Великой Отечественной войной.

В начале Великой Отечественной войны конструктор разработал ряд десантных планеров.

Руденко Валерий. Истребитель Як-9Б.

Руденко Валерий. Истребитель Як-9Б.

И опять ему все пришлось начинать с нуля. Наскоро собранный коллектив отправили на старый планерный завод. «Снова будем создавать планеры: транспортные и грузовые», – объявил людям через несколько дней Антонов. Спустя пару месяцев Олег Константинович разработал уникальный транспортно-десантный планер А-7. Аппарат был рассчитан на семь пассажиров и был необходим для обеспечения людьми, боеприпасами и питанием партизанских групп, сражающихся в глубоком тылу врага. «Антонов-7» мог садиться на небольшие лесные полянки, на вспаханные поля, даже на замерзшие, заснеженные реки. Как правило, посадки проходили ночью при свете костров, в которых обычно после разгрузки недорогой планер и сжигался. Трудно представить себе, какую огромную помощь оказали эти летательные аппараты партизанскому движению в годы войны.

Руденко Валерий. Истребитель Як-9К.

Руденко Валерий. Советский истребитель Як-9К. ..

В июне-июле 1941 — главный инженер Планерного управления Наркомата авиационной промышленности СССР. С июля 1941 — главный конструктор планерного авиазавода (город Москва, с осени 1941 года в эвакуации в городе Тюмень). Сконструировал и построил десантный планер А-7, двухместный учебный планер А-2, планер А-40 «Крылатый танк» (предназначенный для перевозки танка по воздуху). Планер А-7 во время Великой Отечественной войны широко использовался для снабжения партизан, за что О.К.Антонов был награждён медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.

Жирнов Андрей. Десантирование парашютистов с самолёта АН-2.

Жирнов Андрей. Десантирование парашютистов с самолёта АН-2. ..

В 1942 году был испытан созданный им планер для переброски легкого танка Т-60.

В январе 1943 — мае 1946 — заместитель главного конструктора ОКБ А.С. Яковлева. Одновременно в 1945-1946 годах был директором Филиала ОКБ на авиазаводе №153 (город Новосибирск). Участвовал в модернизации истребителей Як-7, Як-9 и Як-3.

Руденко Валерий. Истребитель Як-9ДД.

Руденко Валерий. Истребитель Як-9ДД.

Осенью 1945 Олегу Константиновичу предложили возглавить филиал КБ Яковлева при авиазаводе им. Чкалова в Новосибирске. Он, не раздумывая, согласился, ведь ему предстояло начать работу над созданием самолетов нового типа, причем не военной, а сельскохозяйственной направленности. Стране требовались машины с большой грузоподъемностью, способные взлетать как с хорошего аэродрома, так и с любого относительно ровного поля.

В Новосибирск с Антоновым отправились его ближайшие соратники. Кроме того Олег Константинович забрал с собою целый курс выпускников Новосибирского авиатехникума. Это был большой риск. Двадцатилетние молодые ребята, без опыта, голодные, полураздетые и неухоженные, должны были стать основой коллектива, перед которым были поставлены ответственнейшие задачи.

Руденко Валерий. Истребитель Як-9У.

Руденко Валерий. Истребитель Як-9У.

Однако Антонов обладал поразительной способностью сплотить сотрудников вокруг какой-либо идеи. Он говорил: «Не приказы создают коллектив, хотя они нужны. Не создается он перестановкой или собиранием людей. Не здание объединяет коллектив. Главное – это единство цели. Если люди понимают и принимают ее, их не нужно «подстегивать». И «детский сад» не подвел. В августе 1947 первый экземпляр АН-2 уже стоял у ворот сборочного цеха.

Однако до серийного выпуска самолета было еще далеко. Антонову пришлось провести не только многочисленные испытания и проверки АН-2, ему также довелось пережить столкновения с бюрократизмом руководящего аппарата.

С мая 1946 — главный конструктор Опытно-конструкторского бюро по гражданским и транспортным самолётам в Новосибирске. В эти годы сконструировал самолёты Ан-2, Ан-6, планер-паритель А-9, двухместный планер-паритель А-10. Многоцелевой самолёт Ан-2, совершивший первый полёт в 1947 году, стал лучшим в мире бипланом и летает до сих пор.

Первенец и любимец Олега Константиновича одномоторный биплан Ан-2 был создан в 1947 году. Какие только прозвища ему ни придумывали: «Аннушка», «Воздушный хлебороб», «Крылатый санитар», «Старик Антонов».

Ан-12

Ан-12

Летом 1952 года ОКБ О.К. Антонова было переведено в Киев и получило наименование ОКБ-473 (в 1965-1966 годах — Опытный завод №473, с апреля 1966 года — Киевский механический завод, в настоящее время — АНТК имени О.К. Антонова). В 1962 году Олег Константинович был назначен Генеральным конструктором ОКБ. За годы его руководства в ОКБ были сконструированы и построены:

транспортные самолёты Ан-8, Ан-12, Ан-22 «Антей», Ан-26 и Ан-32;
пассажирские самолёты Ан-10, Ан-14 «Пчёлка» и Ан-24;
реактивные транспортные самолёты Ан-72 и Ан-124 «Руслан»;
многоцелевые самолёты Ан-3 и Ан-28;
планеры А-11, А-13 и А-15.

Валерий Руденко. Советский военно-транспортный самолёт Ан-26

Валерий Руденко. Советский военно-транспортный самолёт Ан-26 ..

Самолёт Ан-22 «Антей» до сих пор является самым грузоподъёмным в мире турбовинтовым самолётом (поднимает до 100 тонн груза), а самолёт Ан-124 «Руслан» являлся для своего времени самым грузоподъёмным реактивным самолётом (поднимает до 170 тонн груза). Конечно, иногда случались и трагедии. Под Харьковом упал АН-10 с пассажирами, буквально на глазах у Антонова разбился АН-8. Олег Константинович тяжело переживал случившееся. Друзьям он говорил: «Больше не буду строить пассажирские самолеты. Не переживу одновременную смерть многих людей. После аварии с «десяткой» я не единожды просыпался ночью в холодном поту…».

Валерий Руденко. Российский самолёт для грузовых перевозок Ан-32Б

Валерий Руденко. Российский самолёт для грузовых перевозок Ан-32Б

На самолётах, разработанных под непосредственным руководством О.К.Антонова, было установлено 244 мировых авиационных рекорда.

Среди преимуществ самолётов ОКБ О.К. Антонова профессионалы признают возможность взлёта с малых аэродромов, способность перевозить крупногабаритную тяжёлую технику, высокую манёвренность, относительную дешевизну и экономичность.

В 1955 году совершил первый полет транспортный самолет Ан-8 с двумя турбовинтовыми двигателями. Затем Антонов разработал самолеты Ан-10, Ан-12, Ан-14, Ан-24 грузоподъемностью до 80 тонн. В 1964 году создан воздушный гигант конструкции Антонова — Ан-22, известный также под названием «Антей». На этом самолете 26 октября 1967 года было установлено 15 мировых рекордов. Более поздние образцы — транспортировщик боевой техники «Руслан» (Ан-124) и уникальный грузовик космических систем «Мрия» (Ан-225).

Валерий Руденко. Российский самолёт для грузовых перевозок Ан-32Б

Валерий Руденко. Российский самолёт для грузовых перевозок Ан-32Б  ..

В 1952 году Олег Константинович Антонов стал лауреатом Государственной премии СССР, а в 1962 году — Ленинской премии. Награжден двумя орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени и медалями. В 1966 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а в 1968 году доктора технических наук, академика АН УССР.

Одновременно с конструкторской работой с 1977 года Антонов был заведующим кафедрой конструкций самолётов Харьковского авиационного института.

Член Центрального Комитета Компартии Украины с 1960 года. Депутат Верховного Совета СССР 5-11-го созывов (с 1958 года).

Валерий Руденко. Советский патрульный самолёт Ан-72П

Валерий Руденко. Советский патрульный самолёт Ан-72П  ..

15 марта 1984 года в Москве, в Президиуме АН СССР в торжественной обстановке Олег Константинович принял Золотую медаль им. А.Н. Туполева, присуждаемую за работы в авиакосмической науке и технике.

За 60 лет непрерывного труда Олег Антонов написал 200 научных трудов, 4 книги, ему принадлежат 72 авторских свидетельства на изобретения, десятки журнальных и научных статей.

Выдающийся российский авиаконструктор был известен не только как создатель серии самолетов «АН», но и как большой любитель спорта, особенно тенниса. По инициативе Олега Антонова в конструкторском бюро построен специализированный теннисный комплекс «Антей», создана школа юных теннисистов. В свое время для международных теннисных турниров, которые проводились в Советском Союзе, конструктор учредил традиционный приз «Джентльмен корта».

Умер 4 апреля 1984 года в Киеве. Похоронен на Байковом кладбище.

Ан-124

Ан-124

7 февраля 1991 года, в день 85-летия выдающегося авиаконструктора, на доме по улице Огарева Киеве, где Олег Антонов прожил 27 лет, была установлена мемориальная доска. (А.А.Симонов, и по материалам РИА «Новости»)

Разработки Олега Антонова
Под руководством Олега Константиновича Антонова были созданы самолеты:

Планёры — Голубь, Рот Фронт-1, Рот Фронт-2, Рот Фронт-3, Рот Фронт-4, А-11, А-13, А-15;
Транспортные самолёты — Ан-8, Ан-12, Ан-26, Ан-22 «Антей», Ан-32, Ан-72, Ан-124 «Руслан», Ан-74;
Многоцелевые самолёты — Ан-2, Ан-14 «Пчёлка», Ан-30, Ан-28, Ан-3;
Пассажирские самолёты — Ан-10 и Ан-24.

0207

Олег Константинович Антонов

antonov

Олег Константинович Антонов

0.Antonov-Oleg-Konstantinovich

О.К. Антонов у модели самолета Ан-22 «Антей».

Безымянный

О.К. Антонов

yak_ant

Яковлев и Антонов

Лит.: Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 20.
Отец транспортной авиации. Олег Константинович Антонов. Военное обозрение. 4 апреля 2014
Олег Константинович Антонов — биография // http://to-name.ru/biography/oleg-antonov.htm