Михаил Христофорович Рейтерн (1820-90) — граф (1890), почётный член Петербургской АН (1863). В 1862-1878 министр финансов, в 1881-86 председатель Комитета министров. Проводил реформы финансовой системы, способствовал расширению ж.-д. строительства, созданию новой кредитной системы, развитию новых отраслей промышленности.
Начал службу в Министерстве финансов, продолжал её в Министерстве юстиции, а в 1854 году перешёл в морское министерство, где примкнул к кружку лиц, группировавшемуся вокруг великого князя Константина Николаевича. В 1858 году Рейтерн пожалован в статс-секретари и назначен управляющим делами комитета железных дорог;в 1860 году занял должность заведующего делами финансового комитета и вошёл в состав редакционных комиссий по освобождению крестьян.
4 февраля (23 января) 1862 года ему вверено было управление Министерством финансов. Главными заслугами Рейтерна на этом посту были предание государственного бюджета гласности, проведение начал единства касс и учреждение системы доходов и расходов с первого же года правления. Замыслы Рейтерна сократить пользование государственным кредитом для исполнения росписей вначале продвигались успешно, но встретили не зависевшее от него препятствие в виде экстренных нужд, вызванных войной 1877—1878.
Более того, государственный долг увеличился при нем вследствие связанной с освобождением крестьянства выкупной операцией и самого активного периода российского железнодорожного строительства. Хотя Рейтерн был сторонником строительства частного, а не казенного, злоупотребления железнодорожных обществ и строителей по выпуску облигаций вынудили его сосредоточить это дело в руках казны в форме выпуска консолидированных облигаций (1870). При остром недостатке свободных денежных капиталов Рейтерн делал ставку на привлечение иностранных капиталов в ж.-д. строительство посредством гос. займов, прямых или косвенных, по которым уплачивались высокие проценты. Но эта форма привлечения капиталов исключала хозяйничанье иностранных капиталистов в российском ж.-д. транспорте.
Другие меры борьбы со злоупотреблениями железнодорожными концессиями были менее удачны. И все же при Рейтерне было отстроено в общей сложности более 20 тыс. верст железных дорог, в основном частными обществами, но с правительственной гарантией дохода. Стремясь упорядочить и сократить государственные займы, Рейтерн в то же время позаботился о создании организованного частного кредита в форме акционерных и общественных банков, при нем начали развиваться и учреждения мелкого кредита в виде ссудо-сберегательных товариществ.
К числу заслуг Рейтерна относятся: 1) издание таможенного тарифа в 1868, несмотря на либеральный характер которого российская промышленность стала успешно развиваться; 2) преобразование податной системы, как то: отмена винных откупов, замененных акцизной системой (1863), усовершенствование системы сахарного и табачного акцизов, уничтожение соляной монополии и замена ее акцизом (что, впрочем, привело к вздорожанию соли), отмена подушной подати с мещанства и введение вместо нее налога на недвижимое имущество в городах, посадах и местечках (1863), упразднение государственного земского сбора (1873) и замена его государственным поземельным налогом (1875), преобразование системы торговых и промысловых сборов (1863). В 1881—1886 Рейтерн занимал пост председателя Комитета министров.
М. Х. Рейтерн, 1865. Портретная галерея русских деятелей: Том 1: 100 портретов: с биографиями. — В типографии А. Мюнстера, 1865.
Лит.: Рейтерн, Михаил Христофорович // Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.
Рейтерн, Михаил Христофорович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1899. — Т. XXVIa. — С. 511—512.
В. Азанчевский. Рейтерн, Михаил Христофорович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб., 1913. — Т. 16: Рейтерн — Рольцберг. — С. 5—22.