Глеб Владимирович, князь Муромский

200px-Saint_Gleb_281301-132529

Глеб Владимирович. Святые Борис и Глеб. Икона из Саввино-Вишерского монастыря. XIII в. Фрагмент.

Глеб Владимирович (ок. 987—9 сентября 1015), в крещении Давид, князь Муромский (около 1013 — 1015), сын киевского князя Владимира Святого от «болгарыни» (возможно, от болгарской царевны).

Традиционно считают Бориса и Глеба детьми законной жены князя Владимира — византийской царевны Анны, получившей прозвище «болгарыни» от прозвища брата императора Василия Болгаробойцы или по причине её приверженности православию. В начале христианизации Руси князь Владимир опасался зависимости от Константинопольского Патриархата, поэтому призвал на короткий период Болгарских священнослужителей. Отсюда и прозвище царицы.

После убийства Бориса Святополк позвал в Киев Глеба, опасаясь, что будучи с убитым Борисом не только единокровным, но и единоутробным братом, тот может стать мстителем. Когда Глеб остановился возле Смоленска, он получил от четвёртого брата — Ярослава Мудрого известие о смерти отца, о занятии Киева Святополком, об убийстве им Бориса и о намерении убить и его, Глеба; при этом Ярослав советовал ему не ездить в Киев.

001

П.А.Васин. Воин в золоченом шлеме. По материалам X века.

Как гласит житие, когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и проявили явное намерение убить его. Сопровождавшие его отроки, по известиям летописей, приуныли, а по житиям святого князя им запрещено было употреблять в защиту его оружие. Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал зарезать князя его же повару, родом торчину.

phoca_thumb_l_0011-008-svjatye-boris-i-gleb-1

«Убийство Князя Бориса». Современная книжная иллюстрация.

В 1019 году, когда Ярослав занял Киев, по его приказу тело Глеба было отыскано, привезено в Вышгород и погребено, вместе с телом Бориса, у церкви Святого Василия.

Канонизирован вместе с братом Борисом Русской православной церковью как страстотерпцы — Святые Борис и Глеб; день памяти в Русской Православной Церкви 2 мая (перенесение мощей святых братьев), 24 июля (вместе с князем Борисом), 5 сентября по юлианскому календарю, а также в Соборах Владимирских, Ростово-Ярославских, Рязанских, Тульских святых. Похоронен вместе с братом в Вышгороде.

Глеб под именем Давид Польский входит в список святых Римско-Католической церкви.

BO_868

Святые Борис и Глеб. Икона из Борисоглебской ц. в Плотниках, Новгород. Ок. 1377 г. (НГОМЗ)

BO_790

Святые Борис и Глеб. Икона из с. Загорье под Псковом. Кон. XIV — нач. XV в. (ГТГ)

BO_811

Убийцы ожидают св. Глеба на Смядыни (вверху). Убиение св. Глеба. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф.381. №53. Л. 132 об.)

B0-801

Св. Глеб. Каменный образок с Таманского п-ова. 1067–1068 гг. (ГИМ)

BO_789

Святые Борис и Глеб. Литая икона. XIX в. (ГИМ)
BO_867
Святые Борис и Глеб и равноап. кн. Владимир. Фрагмент 2-частной иконы из ц. Успения Богородицы в Бутырках в Пскове. 2-я пол. XVI в. (ПИАМ)

Лит.: Христианство: Энциклопедический словарь.— Т. 3.— М, 1998.— С. 715
Экземплярский А. В. Глеб Владимирович, князь муромский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. — М.:, Молодая гвардия, 2001.
Карпов А. Ю. Владимир Святой. — М.: Молодая гвардия — ЖЗЛ; Русское слово, 1997.
Древняя Русь в свете зарубежных источников./ под редакцией Е. А. Мельниковой. — М.: Логос, 1999.
Абрамович Д. Житие Бориса и Глеба // Памятники древнерусской литературы. — Петроград, 1916. С.34-69
Ильин Н. И. Летописная статья 6523 года и её источник. Опыт анализа. — М., 1957. 230 с.
Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. — М.: Языки русской культуры, 2001.

Портреты деятелей сходных направлений деятельности: