Митрополит Даниил (ок. 1492 — 22 мая 1547) — митрополит Московский и всея Руси (1522—1539) во время правления Василия III, а затем Елены Глинской. Ученик Иосифа Волоцкого, после смерти которого стал игуменом Волоцкого монастыря и продолжил дело своего учителя в миссионерстве и в борьбе с ересью «жидовствующих». Со становлением в митрополиты Даниила иосифлянство прочно утвердилось в своем влиянии на Церковь и русское государство.
Первое историческое известие о личности митрополита Даниила встречается в 1515 году при избрании его в игумена Волоколамского монастыря. Перед своею кончиною преподобный Иосиф Волоцкий предложил братии своего монастыря самой избрать себе игумена. Выбор братии пал на «старца Даниила» — «рязанца». Преподобный Иосиф благословил избрание Даниила, а митрополит Варлаам рукоположил его в игумена.
Судя по своему прозвищу, Даниил происходил из рязанской области. Религиозное воспитание он получил в Волоколамском монастыре, который получил в то время, благодаря своему основателю. В стенах Волоколамского монастыря воспиталось множество церковных деятелей, которые в продолжение всего ХVІ века поддерживали в обществе господство идей Иосифа Волоцкого и давали направление современной общественной жизни в духе этих идей, за что получили от своих современников название «Иосифлян». Сам факт согласия Иосифа на избрание в игумена Даниила свидетельствует о том, что основатель Волоколамского монастыря видел в нем не только преемника себе по должности, но и деятельного борца за свои идеи.
Как игумен, он заявил себя многостороннею деятельностью. Он заботился о расширении и увеличении монастырской библиотеки, иногда сам принимая участие в переписке книг. Как хороший администратор и опытный хозяин, он значительно увеличил земельные владения монастыря — то через пожертвования благотворителей, то покупкою, то обменом. Слава о волоколамском игумене, как о мудром наставнике, распространилась за пределы монастыря. К нему за советом обращался князь Юрий Иванович Дмитровский и получил от него в ответ особое послание.
В то время в русской церковной жизни происходила борьба двух противоположных направлений: Иосифлян и заволжских старцев (последователей Нила Сорского). Коренные разности этих направлений касались многих современных церковнообщественных вопросов. Иосифляне получили тогда значение политической партии, которая сливала церковь и государство. По их воззрениям, Государь является главою церкви и вследствие этого должен быть строгим блюстителем всех церковных интересов. Иосифляне требовали сохранения земельных владений монастырей и казней для еретиков и противников церкви.Заволжцы же строго разделяли церковь и государство, предоставляли церкви независимость от светской власти в делах духовных, и если, с другой стороны, и допускали вмешательство духовенства в светские дела, то не иначе, как только во имя защиты религиозно-нравственных интересов своей паствы. Верные своим принципам, заволжцы восставали против монастырских земельных владений и всех преследований и казней еретиков. Они признавали необходимыми только меры духовно-нравственного воздействия на еретиков. Последователи заволжских старцев более симпатизировали старым удельно-вечевым порядкам.
Первый период борьбы между воззрениями Нила Сорского и Иосифа Волоцкого происходил в княжение Иоанна ІІІ и закончился торжеством последнего. На московских соборах 1503 и 1504 годов вопросы об отношении к еретикам и о земельных владениях монастырей получили свое разрешение совершенно согласно с духом воззрений преподобного Иосифа. Ho литературная борьба между двумя направлениями продолжалась и после соборов 1503 и 1504 годов. Великий князь Василий Иоаннович 17 декабря 1521 года насильственным образом удалил с кафедры митрополита Варлаама и заточил его в один из отдаленных монастырей России.
По завещанию преподобного Иосифа Волоцкого(1515 г.) великий князь Василий Иоаннович принял под свое особенное покровительство Волоколамский монастырь и называл себя «прикащиком» преподобного Иосифа. Он часто любил посещать этот монастырь и охотился в его окрестностях. Игумен Даниил сумел понравиться великому князю, следствием чего было возведение его на митрополию 27 февраля 1522 года. Он любил пышные выезды, богатые одежды, хороший стол.
Василий Иоаннович около двадцати лет жил в супружестве с Соломониею Сабуровой, но брак их оставался бездетным. Желая во что бы то ни стало иметь наследника, великий князь задумал развестись со своей женой и вступить в новый брак.Митрополит посоветовал великому князю обратиться за разрешением к восточным патриархам. Василий Иоаннович действительно обращался с просьбою о разводе к патриархам и даже в афонские монастыри, но как от первых, так и от вторых получил отказ. Даниил дозволил развод и 21 января 1527 года сам повенчал великого князя с Еленою Глинскою.
Даниил обвинял Максима Грека, Вассиана Патрикеева и других нестяжателей в ереси на соборах 1525 и 1531 годов. При митрополите Данииле совершились канонизации преподобного Макария Калязинского — 9 октября 1523 года (мощи святого были открыты 26 мая 1521) и преподобного Пафнутия Боровского — в 1531 году. В малолетство Иоанна Грозного поддерживал его матьправительницу Елену Глинскую, и её фаворита князя Телепнева-Оболенского, после падения которого, 2 февраля 1539 года, был низложен князьями Шуйскими и удалился на покой в Иосифо-Волоколамский монастырь. Даниил умер 22 мая 1547 года. Он был погребен в малом приделе главной церкви на правой стороне близ алтаря. К сожалению, потомство не сохранило никаких следов от гробницы митрополита Даниила.
Митрополит Даниил переработал ряд входивших в древнерусскую литературную традицию текстов философского и филологического характера, в том числе Пролог Иоанна экзарха, Определение философии Константина-Кирилла, а также «Точное изложение православной веры», или Богословие Иоанна Дамаскина.
И. Горюшкин-Сорокопудов. Из века в век. 1910
Исп. мат.: В. Жмакин. Даниил, митрополит московский и всея Руси // Большая биографическая энциклопедия. 2009,в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
Даниил, митрополит московский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Жмакинъ В. И. Митрополитъ Данiилъ и его сочиненiя. // Императорскаго Общества Исторіи и Древностей Россійскихъ при Московскомъ Университетѣ. 1881. 890 с.