Даниил, митрополит Московский и всея Руси

9

Репродукция фрагмента картины «Русь Уходящая» художника Павла Корина.

Митрополит Даниил (ок. 1492 — 22 мая 1547) — митрополит Московский и всея Руси (1522—1539) во время правления Василия III, а затем Елены Глинской.  Ученик Иосифа Волоцкого, после смерти которого стал игуменом Волоцкого монастыря и продолжил дело своего учителя в миссионерстве и в борьбе с ересью «жидовствующих». Со становлением в митрополиты Даниила  иосифлянство прочно утвердилось в своем влиянии на Церковь и русское государство.

Первое историческое известие о личности митрополита Даниила встречается в 1515 году при избрании его в игумена Волоколамского монастыря. Перед своею кончиною преподобный Иосиф Волоцкий предложил братии своего монастыря самой избрать себе игумена. Выбор братии пал на «старца Даниила» — «рязанца». Преподобный Иосиф благословил избрание Даниила, а митрополит Варлаам рукоположил его в игумена.

Судя по своему прозвищу, Даниил происходил из рязанской области. Религиозное воспитание он получил в Волоколамском монастыре, который получил в то время, благодаря своему основателю. В стенах Волоколамского монастыря воспиталось множество церковных деятелей, которые в продолжение всего ХVІ века поддерживали в обществе господство идей Иосифа Волоцкого и давали направление современной общественной жизни в духе этих идей, за что получили от своих современников название «Иосифлян». Сам факт согласия Иосифа на избрание в игумена Даниила свидетельствует о том, что основатель Волоколамского монастыря видел в нем не только преемника себе по должности, но и деятельного борца за свои идеи.

Как игумен, он заявил себя многостороннею деятельностью. Он заботился о расширении и увеличении монастырской библиотеки, иногда сам принимая участие в переписке книг. Как хороший администратор и опытный хозяин, он значительно увеличил земельные владения монастыря — то через пожертвования благотворителей, то покупкою, то обменом. Слава о волоколамском игумене, как о мудром наставнике, распространилась за пределы монастыря. К нему за советом обращался князь Юрий Иванович Дмитровский и получил от него в ответ особое послание.

15

Михаил Нестеров. Святая Русь (фрагмент).

В то время в русской церковной жизни происходила борьба двух противоположных направлений: Иосифлян и заволжских старцев (последователей Нила Сорского). Коренные разности этих направлений касались многих современных церковнообщественных вопросов. Иосифляне получили тогда значение политической партии, которая сливала церковь и государство. По их воззрениям, Государь является главою церкви и вследствие этого должен быть строгим блюстителем всех церковных интересов. Иосифляне требовали сохранения земельных владений монастырей и казней для еретиков и противников церкви.Заволжцы же строго разделяли церковь и государство, предоставляли церкви независимость от светской власти в делах духовных, и если, с другой стороны, и допускали вмешательство духовенства в светские дела, то не иначе, как только во имя защиты религиозно-нравственных интересов своей паствы. Верные своим принципам, заволжцы восставали против монастырских земельных владений и всех преследований и казней еретиков. Они признавали необходимыми только меры духовно-нравственного воздействия на еретиков. Последователи заволжских старцев более симпатизировали старым удельно-вечевым порядкам.

1

С.Афонина «Просветитель прп. Иосиф Волоцкий»

Первый период борьбы между воззрениями Нила Сорского и Иосифа Волоцкого происходил в княжение Иоанна ІІІ и закончился торжеством последнего. На московских соборах 1503 и 1504 годов вопросы об отношении к еретикам и о земельных владениях монастырей получили свое разрешение совершенно согласно с духом воззрений преподобного Иосифа. Ho литературная борьба между двумя направлениями продолжалась и после соборов 1503 и 1504 годов. Великий князь Василий Иоаннович 17 декабря 1521 года насильственным образом удалил с кафедры митрополита Варлаама и заточил его в один из отдаленных монастырей России.

По завещанию преподобного Иосифа Волоцкого(1515 г.) великий князь Василий Иоаннович принял под свое особенное покровительство Волоколамский монастырь и называл себя «прикащиком» преподобного Иосифа. Он часто любил посещать этот монастырь и охотился в его окрестностях. Игумен Даниил сумел понравиться великому князю, следствием чего было возведение его на митрополию 27 февраля 1522 года. Он любил пышные выезды, богатые одежды, хороший стол.

10609_320

Великий постриг. Нестеров М. В.

Василий Иоаннович около двадцати лет жил в супружестве с Соломониею Сабуровой, но брак их оставался бездетным. Желая во что бы то ни стало иметь наследника, великий князь задумал развестись со своей женой и вступить в новый брак.Митрополит посоветовал великому князю обратиться за разрешением к восточным патриархам. Василий Иоаннович действительно обращался с просьбою о разводе к патриархам и даже в афонские монастыри, но как от первых, так и от вторых получил отказ. Даниил дозволил развод и 21 января 1527 года сам повенчал великого князя с Еленою Глинскою.

Даниил обвинял Максима Грека, Вассиана Патрикеева и других нестяжателей в ереси на соборах 1525 и 1531 годов. При митрополите Данииле совершились канонизации преподобного Макария Калязинского — 9 октября 1523 года (мощи святого были открыты 26 мая 1521) и преподобного Пафнутия Боровского — в 1531 году. В малолетство Иоанна Грозного поддерживал его матьправительницу Елену Глинскую, и её фаворита князя Телепнева-Оболенского, после падения которого, 2 февраля 1539 года, был низложен князьями Шуйскими и удалился на покой в Иосифо-Волоколамский монастырь. Даниил умер 22 мая 1547 года. Он был погребен в малом приделе главной церкви на правой стороне близ алтаря. К сожалению, потомство не сохранило никаких следов от гробницы митрополита Даниила.

Митрополит Даниил переработал ряд входивших в древнерусскую литературную традицию текстов философского и филологического характера, в том числе Пролог Иоанна экзарха, Определение философии Константина-Кирилла, а также «Точное изложение православной веры», или Богословие Иоанна Дамаскина.

remote-image

И. Горюшкин-Сорокопудов. Из века в век. 1910

Исп. мат.: В. Жмакин. Даниил, митрополит московский и всея Руси // Большая биографическая энциклопедия. 2009,в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
Даниил, митрополит московский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Жмакинъ В. И. Митрополитъ Данiилъ и его сочиненiя. // Императорскаго Общества Исторіи и Древностей Россійскихъ при Московскомъ Университетѣ. 1881. 890 с.