Александр Иванович Герцен

967701_600

Портрет Александра Ивановича Герцена 1867. Худ. Николай Николаевич Ге (1831-1894). Третьяковская галерея

Александр Иванович Герцен (1812 — 1870) — русский революционер, писатель, философ, родоначальник отечественной политэмиграции. В 1851 г. Сенат постановил лишить его всех прав состояния и считать вечным изгнанником. С 1857 г. Герцен издает в Лондоне знаменитый сборник «Полярная звезда» и журнал «Колокол». В газете «Колокол» обличал российское самодержавие, вел революционную пропаганду, требовал освобождения крестьян с землей. В 1861 встал на сторону революционной демократии, содействовал созданию «Земли и воли», выступал в поддержку Польского восстания 1863-1864.

«Герцен не эмигрировал, не полагал начало русской эмиграции; нет, он так уж и родился эмигрантом». Ф.М. Достоевский. Старые люди (Дневник писателя. 1873 год)

Герцен был незаконнорожденным ребенком состоятельного московского помещика И. Яковлева и молоденькой немецкой мещанки Луизы Гааг из Штутгарта. Мальчик получил вымышленную фамилию Герце (от немецкого слова «сердце»). Рос Герцен в отцовском доме и получил воспитание, типичное для дворянских семей того времени. Также знакомился с сочинениями французских просветителей, читал запретные стихи Пушкина, Рылеева. Возможность читать французских просветителей и энциклопедистов из домашней библиотеки повлияла на формирование его мировоззрения. Еще подростком Александр познакомился с Николаем Огаревым, дружбу с которым пронес через годы. Восстание декабристов 1825 г. стало знаковым событием для биографии Герцена. Впечатления от него оказались настолько сильными, что Герцен и Огарев дали клятву всю жизнь служить свободе.

gercen_i_ogarev

Герцен и Огарёв. Неизв. худ.

В 1829 — 1833 Герцен был студентом физико-математического отделения Моск. ун-та. В это время вокруг него сложился дружеский кружок вольномыслящей молодежи, в к-ром «проповедовали ненависть к всякому насилью, к всякому правительственному произволу». Изучение сочинений утопических социалистов Сен-Симона, Фурье и Оуэна, рев. события 30-х гг. во Франции и Польше способствовали формированию у Герцена собственного понимания исторических событий. В 1834 Герцен и некоторые кружковцы были арестованы по ложному обвинению в пении антимонархических песен, а на самом деле за вольнодумство. В 1835 Герцен был сослан в Пермь. Позднее его отправили в Вятку, где он служил в губернаторской канцелярии. Когда в город приезжал царский наследник, будущий Александр II, Герцен участвовал в местной выставке и давал пояснения высокопоставленной персоне. Благодаря этому его перевели во Владимир, где он служил советником правления и женился на московской невесте. Несмотря на пребывание в ссылке, Герцен вспоминал эти дни как самые счастливые в жизни.

Makovskiy-Vladimir-Egorovich-Literaturnoe-chtenie-650x442

Маковский В.Е. «Литературное чтение»

В Вятке он написал первое опубликованное произведение — очерк «Гофман», к-рый подписал знаменитым впоследствии псевдонимом Искандер. В 1837 Герцен получил разрешение переехать во Владимир, в 1841 — еще раз выслан в Новгород и лишь в 1842 вернулся в Москву, где близко сошелся с В. Г. Белинским, М.А. Бакуниным, Т.Н. Грановским и др. западниками, вступившими в бой со славянофилами. Герцен писал: «Мы видели в их учении новый елей, помазывающий благочестивого самодержца всероссийского, новую цепь, налагаемую на независимую мысль, новое подчинение ее какому-то монастырскому чину азиатской церкви, всегда коленопреклоненной перед светской властью». В 40-е гг. Герцен написал роман «Кто виноват?» и повести «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов» — яркое обличение крепостничества. Наряду с художественными Герценым был написан ряд философских работ. Об одной из них — «Письма об изучении природы» — Г. В. Плеханов сказал: «Легко можно подумать, что они написаны не в начале 40-х гг., а во второй половине 70-х, и притом не Герценом, а Энгельсом. До такой степени мысли первого похожи на мысли второго».

В 1846 после смерти отца Герцен стал обеспеченным человеком. В 1847 уехал за границу, где стал свидетелем поражения рев. 1848 — 1849 («я так еще не страдал никогда»). Состоявшийся в 1847 г. переезд в Европу (Францию) положил начало новому периоду в биографии Герцена. Осенью 1847 в Риме он участвует в народных шествиях, манифестациях, посещает революционные клубы, знакомится с видными деятелями итальянского национально-освободительного движения. В мае 1848 возвратился в революционный Париж. Позже об этих событиях напишет книгу «Письма из Франции и Италии»(1847 — 52). В июньские дни 1848 стал свидетелем поражения революции во Франции и разгула реакции, что привело его к идейному кризису.

Бєлінський читає А.І. Герцену свого =листа Гоголю= в Парижі. Художник А. Северин.

Белинский читает А.И.Герцену своё письмо Гоголю в Париже. Художник А. Северин

В 1849 году, после разгрома радикальной оппозиции президентом Луи Наполеоном, Герцен был вынужден покинуть Францию и переехал в Швейцарию, а оттуда в Ниццу, принадлежавшую тогда Сардинскому королевству.

В этот период Герцен вращался среди кругов радикальной европейской эмиграции, собравшейся в Швейцарии после поражения революции в Европе, и, в частности, познакомился с Джузеппе Гарибальди. Известность ему доставила книга эссе «С того берега», в которой он производил расчёт со своими прошлыми либеральными убеждениями. Под влиянием крушения старых идеалов и наступившей по всей Европе реакции, у Герцена сформировалась специфическая система взглядов. И под влиянием разочарования в революционном потенциале западных стран, мыслей об умирании старой Европы философ создает «теорию русского социализма», закладывает основы народничества. В 1849 в статье «Россия» высказал мысли, впоследствии ставшие основой теории рус. социализма — утопического учения, согласно к-рому зародышем будущего социалистического общества является крестьянская община, и народнического движения. Герцен жил в Женеве, Ницце и сблизился со многими руководителями Западноевропейского рев. движения.

1654534_chernyshevskii-chto-delat-illustracii

Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов в редакции «Современника»; Художник Кузмичёв,

В 1850 Герцен отказался вернуться в Россию по требованию Николая I, за что был лишен всех прав состояния и объявлен «вечным изгнанником». Осенью 1851 пережил личную трагедию: во время кораблекрушения погибли его мать и сын. В мае 1852 умерла жена. «Все рухнуло — общее и частное, европейская революция и домашний кров, свобода мира и личное счастье».

С 1852 Герцен стал жить в Лондоне, где в 1853, при помощи враждебных правительству Николая I польских эмигрантов, создал «Вольную русскую типографию», чтобы издавать для России бесцензурные произведения. (Примечательно, что именно в эти годы Лондон и Париж готовят и в марте 1854 года заключают военный союз совместно с Турцией против России, а в сентябре 1854 года высаживают военный десант в Крыму. Таким образом полученная Герценым возможность вести пропагандистскую работу именно из Лондона не была случайной.).  В годы начатой Западом против России Крымской войны она стала издавать прокламации против русских властей и в защиту «угнетённой Польши». В 1855 начал издавать альманах «Полярная звезда», летом 1857 вместе с Огаревым приступил к выпуску газеты «Колокол». Это была трибуна, с которой он мог обратиться с вольным словом. Герцен объявил, что «Колокол» будет звонить обо всем, чем бы ни был затронут: нелепым указом, воровством сановников или невежеством Сената. Напечатанные на тонкой бумаге листы «Колокола» перевозились через границу и получили широкое распространение в России.

С ее страниц на русское правительство обрушивалась беспощадная критика, звучали призывы к кардинальным реформам, например, освобождению крестьянства, гласности в суде, ликвидации цензуры и др. Это издание играло огромную роль в формировании российской общественной мысли, мировоззрения молодых революционеров. Хвалёный же «демократизм» Герцена ничуть не препятствовал его ближайшему сотрудничеству с ярым проповедником социального насилия М. Бакуниным, а потом даже отчасти и с откровенным уголовником С. Нечаевым. «Демократию» Герцен понимал лишь как свободу для радикально-левой проповеди, которая, укрепившись, сама потом подвергнет запрету всё с ней несовместимое.  В конце 1861 Бакунин бежал в Лондон к Герцену из Сибири. «Колокол» просуществовал 10 лет. Здесь же печатались мемуары Герцена «Былое и думы», по его же словам, «не историческая монография, а отражение истории в человеке, случайно попавшемся на ее дороге» — летопись общественной и рев. жизни его времени.

image1297774724

«Встреча Герцена с Чернышевским в Лондоне». Картина Ю.М. Казмичова.

Пик влияния «Колокола» приходится на годы, предшествующие освобождению крестьян; тогда газета регулярно читалась в Зимнем дворце. После крестьянской реформы её влияние начинает падать; поддержка польского восстания 1863 года резко подорвала тиражи. В то время для либеральной общественности Герцен был уже слишком революционным, для радикальной — чересчур умеренным. 15 марта 1865 года под настойчивым требованием правительства России к правительству Великобритании редакция «Колокола» во главе с Герценом покинула Лондон навсегда и переехала в Швейцарию, гражданином которой Герцен к тому времени стал. В апреле этого же 1865 года туда была переведена и «Вольная русская типография». Вскоре начали переезжать в Швейцарию и люди из окружения Герцена, например в 1865 году туда переехал Николай Огарёв. В июле 1867 «Колокол» был прекращён. Не удалась и попытка возобновить заглохшую с 1862 «Полярную звезду».

1384722114-shodka--pri-svete-lampi-.-1883

И.Е. Репин «Сходка». 1883 год.

Герцен вместе с Огаревым был в числе создателей рев. организации «Земля и воля», сыгравшей большую роль в освободительном движении России. Герцен полагал, что главной движущей силой истории является не государство, а народ. Насилие, — считал Герцен., — может лишь расчистить место для нового общества, но оно не может его создать. Необходимо воспитание через представительную систему, через которую прошла или проходит большая часть европейских государств. Без развития народного сознания невозможна свобода: «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри». В конце жизни Герцен пришел к выводу о том, что насилие и террор являются недопустимыми методами борьбы. Последние годы его жизни связаны с разными городами: Женевой, Лозанной, Брюсселем, Флоренцией.

000018

Арест пропагандиста. 1880-1889, Репин Илья Ефимович. 

Последние годы жизни Герцена прошли преимущественно в Женеве, становившейся центром революционной эмиграции. В 1865 сюда было перенесено издание «Колокола». В 1867 он прекращает издание, полагая, что газета сыграла свою роль в истории освободительного движения в России. Своей главной задачей теперь Герцен считал разработку революционной теории. Весной 1869 он решил обосноваться в Париже. Здесь 9 января (21 н.с.) 1870 Герцей умер. Был похоронен на кладбище Пер-Лашез. Позже его прах был перевезен в Ниццу и погребен рядом с могилой его жены.

Семейные отношения и связи

В 1838 году во Владимире Герцен женился на своей двоюродной сестре Наталье Александровне Захарьиной, до отъезда из России у них родилось 6 детей, из которых до взрослого возраста дожили двое.В эмиграции в Париже жена Герцена влюбилась в друга Герцена Георга Гервега. Она призналась Герцену, что «неудовлетворенность, что-то оставшееся незанятым, заброшенным, искало иной симпатии и нашло её в дружбе с Гервегом» и что она мечтает о «браке втроем», причём скорее духовном, нежели чисто плотском. В Ницце Герцен с женой и Гервег со своей женой Эммой, а также их дети жили в одном доме, образовав «коммуну», не предполагавшую интимных отношений вне пар. Тем не менее Наталья Герцен стала любовницей Гервега, что скрывала от мужа (хотя Гервег открылся жене). Затем Герцен, узнав правду, потребовал отъезда Гервегов из Ниццы, а Гервег шантажировал Герцена угрозой самоубийства. Гервеги всё же уехали. В международном революционном сообществе Герцена осуждали за то, что он подверг жену «моральному принуждению» и воспрепятствовал её соединению с любовником.

В 1850 году жена Герцена родила дочь Ольгу (1850—1953), в 1873 году вышедшую замуж за французского историка Габриэля Моно (1844—1912). По некоторым данным, Герцен сомневался в своём отцовстве, но никогда не заявлял об этом публично и признал ребёнка своим.

Летом 1851 супруги Герцены примирились, однако семью ждала новая трагедия. 16 ноября 1851 года около Гиерского архипелага в результате столкновения с другим кораблем затонул пароход «Город Грасс», на котором плыли в Ниццу мать Герцена Луиза Ивановна и его глухой от рождения сын Николай со своим воспитателем Иоганном Шпильманом; они погибли, и их тела не были найдены. В 1852 году жена Герцена родила сына Владимира и через два дня умерла, сын тоже вскоре умер.

С 1857 года Герцен стал сожительствовать с женой Николая Огарёва Натальей Алексеевной Огарёвой-Тучковой[18], она воспитывала его детей. У них родилась дочь Елизавета (1858—1875) и близнецы Елена и Алексей (1861—1864, умерли от дифтерита). Официально они считались детьми Огарёва.

В 1869 году Наталья Тучкова получила фамилию Герцена, которую носила вплоть до возвращения в Россию в 1876 году, после смерти Герцена.Елизавета Огарёва-Герцен, 17-летняя дочь А. И. Герцена и Н. А. Тучковой-Огаревой, покончила жизнь самоубийством из-за неразделённой любви к 44-летнему французу во Флоренции в декабре 1875 года. Самоубийство имело резонанс, о нём писал Достоевский в очерке «Два самоубийства». Потомство детей Герцена — Александра и Ольги — очень многочисленно, потомки писателя живут в России, Швейцарии, Франции, США.

968116_600

Отклик журнала «Гудок» на отмену крепостного права. Заглавная винъетка журнала. Среди народа изображен А.И. Герцен со знаменем в руке.

Неверующий революционер с акциями

«…но в тот момент (1862 г.) было совершенно неизвестно, кто победит [в Гражданской войне 1861-1865 гг. — рабовладельческие южане или революционные северяне. – Ред.].
Прибавлю, что многие люди, даже всей душой настроенные в пользу северян и ненавидевшие плантаторов, уже перестали как будто верить в победу северян. Вы знаете тот случай, за который Герцен сам себя укорял в недостатке веры: Герцен в такой степени изверился в победу северян, что продал бывшие у него акции процентных бумаг, думая, что они ничего не будут стоит. Он ошибся, не переждал…» — Евгений Тарле. Н.Г. Чернышевский и международная политика. (Стенограмма доклада акад. Е.В. Тарле, прочитанного 17 ноября 1939 г. На научной сессии Ленинградского Государственного университета) Сочинения в 12 томах. Том XII, с. 26.

Отношение Герцена к польскому восстанию

После того, как Герцен обрушился на Каткова за одну его статью «К какой мы принадлежим партии?», где Катков высмеивал все существовавшие партии и самую возможность их существования в России, после того, как Герцен обрушился за это на Каткова, тот стал нападать самым несдержанным и беспощадным образом на «Колокол» Герцена, игнорируя и те заслуги, которые за ним числились по отношению к крестьянской реформе, и свое прежнее к Герцену отношение. Герцен, конечно, не оставался в долгу. Эта полемика в особенности усилилась, когда Герцен в 1861 г., отчасти под влиянием Огарева и еще Бакунина, который в это время бежал из Сибири и явился в Лондон, стал близко сходиться с представителями польской эмиграции и вожаками польского движения. Он вел с ними определенные переговоры и взялся на известных условиях поддерживать польское движение против русского правительства, что в глазах Каткова и его читателей являлось прямой государственной изменой, тем более что в жару этой полемики и похода против репрессий, которыми правительство ответило на первые революционные проявления в Польше, Герцен печатал статьи, поощрявшие офицеров и солдат русских войск переходить на сторону поляков и даже сражаться с правительственными войсками за польское дело.

Alexandr_Herzen_in_youth_by_A.Zbruev_(7)_(1830s,_GIM)

Александр Иванович Герцен. Выставка «Национальная портретная галерея», ГИМ, 2012

Alexander_Herzen_by_Vallotton

Портрет Герцена, 1895. Феликс Валлоттон (1865-1925)

Ли.: ГЕРЦЕН Александр Иванович. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 64.
Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
И. Паперно. Интимность и история: семейная драма Герцена в сознании русской интеллигенции
Корнилов А. А. – Курс истории России XIX века/Прокламации нигилистов и петербургские пожары 1862