Петр Петрович Ширшов

Ширшов Пётр Петрович. Фото: выставка фотопортретов академиков, подготовленная в 1945 г. к 220-летнему юбилею Академии наук СССР.

Ширшов Пётр Петрович. Фото: выставка фотопортретов академиков, подготовленная в 1945 г. к 220-летнему юбилею Академии наук СССР.  .

Петр Петрович Ширшов (1905 — 1953) — Член ВКП(б) с 1938 года, океанограф и гидробиолог, исследователь Арктики, Герой Сов. Союза (1938), академик АН СССР (1939). В 1932-1936 гг. научный сотрудник Всесоюзного арктического института, участник экспедиций в Арктику на ледокольном пароходе «Сибиряков» (1932), на пароходе «Челюскин» (1933-1934), на дрейфующей полярной станции «Северный полюс-1» (1937-1938). В 1942-1948 гг. нарком, а затем министр Морского флота СССР. Организатор и с 1946 г. директор Института океанологии АН СССР, председатель Тихоокеанского научного комитета (1946-1950). Основные труды посвящены исследованию планктона и гидрологического режима полярных морей, доказал ошибочность гипотезы о безжизненности Северного Ледовитого океана в высоких широтах, обнаружил ряд закономерностей распространения тёплых вод из Северной Атлантики в глубь Арктического бассейна. Награжден 3 орденами Ленина, 4 другими орденами, а также медалями. Именем Ширшова названы бухта на острове Земля Георга (архипелаг Земля Франца-Иосифа), подводный хребет в Беринговом море, гора на Земле Эндерби (Антарктида), озеро на острове Харли (архипелаг Земля Франца-Иосифа), институт океанологии АН СССР.

П. Караченцов. Большевистский привет отважным завоевателям Северного полюса! М.-Л.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1937. Слова Сталина «Нет таких крепостей, которых большевики не могли бы взять»в нижнем поле плаката.

П. Караченцов. Большевистский привет отважным завоевателям Северного полюса! М.-Л.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1937. Слова Сталина «Нет таких крепостей, которых большевики не могли бы взять» в нижнем поле плаката.

Родился 12 декабря 1905 г. в Екатеринославе, ныне Днепропетровске. С 1916 по 1920 год учился в реальном училище. В 1920 г. поступил на биологический факультет Екатеринославского института народного хозяйства, а затем в 1923 г. перевелся на социально-экономическое отделение. В 1924 г. перешел на биологический факультет Одесского института народного образования. В 1926 году женился на Фаине Евгеньевне Брук, с которой дружил с детства (в 1932 году в Ленинграде у них родился сын Роальд, после чего молодые расстались). В том же 1932 году Ширшов встретил свою вторую жену Надежду Дмитриевну Теличееву, в 1937 году у них родилась дочь Лора.

В 1928 г. Ширшов совмещал учебу с работой на Днепропетровской гидрологической станции. В 1929 г. окончил Одесский институт народного образования и защитил кандидатскую диссертацию.

В этом же году переехал в Ленинград и стал научным сотрудником – гидробиологом в Ботаническом саду АН СССР и на биостанции в Петергофе.В 1930 г. в биографии П.П. Ширшова отмечен весьма странный и характерный для того времени эпизод: он был исключен из ВЛКСМ «за пьянство и связь с чуждой по идеологии компанией студентов Ленинградского университета».

Н. Денисов, Н. Ватолина, В. Правдин, Э. Правдина. Слава Сталинским питомцам. Плакат. М.-Л.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1938.

Н. Денисов, Н. Ватолина, В. Правдин, Э. Правдина. Слава Сталинским питомцам. Плакат. М.-Л.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1938.

С 1930 по 1938 год он научный сотрудник Всесоюзного арктического института, в 1931-1932 гг. – участник экспедиции на Новую Землю и Землю Франца-Иосифа, затем с 1932 по 1938 год – экспедиций на «Сибирякове» (1932), «Челюскине» (1933-1934), «Красине» (1936), на дрейфующей станции «Северный полюс-1» (1937-1938). И в 1938-1939 гг., после смещения с должности и ареста Рудольфа Самойловича, П.П. Ширшов становится директором Всесоюзного арктического института АН СССР. Количество научных публикаций Ширшова не так велико. Но ряд его работ оказались принципиально важными и во многом заставили взглянуть на полярный мир иными глазами. Его исследования практически закончились после работы на дрейфующей станции «Северный полюс-1». И эти немногочисленные публикации внесли существенный вклад в океанологию. Основные труды были посвящены исследованию планктона полярных морей.

В 30-е, первые годы начала интенсивного освоения Северного морского пути Советской республикой, среди научного сообщества широко дебатировался вопрос о причинах бурного роста водорослей у кромки льдов. Были выдвинуты различные гипотезы о стимулировании роста клеток водорослей тригидроловыми молекулами или в результате опреснения поверхностных слоев воды при таянии льда. П.П. Ширшов доказал, что эти гипотезы неосновательны, а основная причина цветения водорослей заключается в проникновении повышенных доз солнечной радиации под лед при таянии льда и вскрытии ледового покрова. Для доказательства этого факта на станции «Северный полюс-1» П.П. Ширшов погрузил в прорубленную в многометровом льду прорубь трал и сумел опытными, экспериментальными, фактическими данными доказать ошибочность гипотезы об отсутствии жизни в полярных широтах Северного Ледовитого океана. А с помощью специального опрокидывающегося ртутного термометра была измерена температура на различных глубинах и установлен факт проникновения теплых вод из Северной Атлантики в Арктический бассейн. За эти и другие океанологические работы в 1939 г. П.П. Ширшов был избран действительным членом Академии наук СССР.

А.С. Григорович. Да здравствуют победители Арктики! Плакат. М.: ИЗОСТАТ, 1940.

А.С. Григорович. Да здравствуют победители Арктики! Плакат. М.: ИЗОСТАТ, 1940.

В 1939-1942 гг. П.П. Ширшов был 1-м заместителем председателя Главного управления Севморпути при СНК СССР. Одновременно в 1941 г. – уполномоченный Государственного комитета обороны. С 8 февраля 1942 г. по 30 марта 1948 г. – народный комиссар, а затем министр морского флота СССР.

В годы Великой Отечественной войны морские эвакуационные перевозки достигли огромных масштабов. Только за июль-август 1941 г. из Одессы, Херсона, Николаева было вывезено в порты Азовского моря, на Черное море в порты Поти и Новороссийск 274 тыс. тонн промышленного оборудования и других грузов, сотни тысяч гражданского населения. В первые дни войны потребовалось срочно перебазировать транспортные суда из прифронтовых портов. Из изолированных врагом Лиепаи и Вентспилса удалось вывести часть судов. Более организованно эвакуация прошла из Риги. Она завершилась 27 июня, когда последние 15 транспортов и вспомогательных судов перешли в порты Финского залива.

Родионов Игорь. Оборона Лиепаи

Родионов Игорь. Оборона Лиепаи

14 февраля 1942 г. в Центральном Комитете партии, в кабинете Сталина, состоялось объединенное заседание Политбюро ЦК ВКП(б) и Государственного Комитета Обороны. Кроме членов Политбюро и ГКО присутствовали приглашенные наркомы и ряд других руководящих работников.

Решался вопрос о необходимости создать Транспортный комитет при Государственном Комитете Обороны….Объединенное заседание высказалось за создание Транспортного комитета при Государственном Комитет Обороны. Сталин сказал: – В записке есть предложение «создать всевластный комитет». Как это понимать? А так, что орган этот должен иметь не только исполнительное содержание, но и законодательное. Есть предложение избрать председателем комитета товарища Сталина. Прошу голосовать!

Все проголосовали «за». Потом, рассмотрели предложение Сталина об избрании заместителем председателя Транспортного комитета секретаря ЦК и члена Политбюро ЦК А. А. Андреева, а членами – члена Политбюро ЦК, заместителя Председателя СНК СССР и наркома внешней торговли А. И. Микояна, члена Политбюро ЦК, наркома путей сообщения Л. М. Кагановича, начальника УПВОСО И. В. Ковалева, заместителя наркома путей сообщения Г. В. Ковалева, начальника Оргуправления НКО А. Г. Карпоносова, начальника Тыла Красной Армии А. В. Хрулева, наркома речного флота З. А. Шашкова и наркома морского транспорта П. П. Ширшова.

Родионов Игорь. Перевозка войск.

Родионов Игорь. Перевозка войск.

5 октября 1943 года вышло Постановление № ГКО-4255. «О подготовке кадров массовых профессий для судов и предприятий Наркомморфлота СССР», которое было посвящено организации обучения матросов, кочегаров, машинистов, мотористов и радиооператоров в учебных заведениях системы трудовых резервов. 5 марта 1944 года вышло Постановление № ГКО-4255. «О мероприятиях по подготовке командных кадров морского флота», которое фактически создало заново систему подготовки кадров. К концу 1944 года в СССР функционировали четыре ВУЗа по подготовке морских специалистов и 11 мореходных училищ. Их учащиеся находились на гособеспечении, что позволило быстро набрать абитуриентов.

В октябре 1946 г. создано Министерство морского флота СССР, главной задачей которого стало восстановление портового хозяйства, судоремонтных баз и судостроительных заводов. С этого момента и до 30 марта 1948 г. П.П. Ширшов – министр морского флота.

Советский плакат

Советский плакат

В этой должности он проводил большую работу по восстановлению флота, подъему и ремонту затонувших во время войны судов, реконструкции всего берегового хозяйства. Он внес предложение в правительство СССР о полной реорганизации морских учебных заведений, понимая, что после войны транспортный флот должен будет подняться на новый технический уровень. Будут созданы высшие морские училища, получат раз-
витие морские научно-исследовательские институты и проектно-конструкторские бюро. В его бытность размещались заказы на строительство новых судов за границей, создавались новые серии судов на отечественных верфях.

Помимо должности министра морского флота, П. П. Ширшов был одним из организаторов и первым директором Института океанологии АН СССР, с 1946 года и до своей смерти.

В 1946—1950 годах — председатель Тихоокеанского научного комитета. В 1937—1950 годах — депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов.

Советский плакат

Советский плакат

Вторая семья Ширшова была эвакуирована из Москвы в 1941 году. Оставшись один в городе, он встретился с актрисой Московского Театра имени Моссовета Евгенией Гаркушей. Будучи наркомом морского флота, Ширшов много ездил по служебным делам, и повсюду его сопровождала Евгения. К тому времени, когда прежняя семья Ширшова вернулась из эвакуации, Евгения уже родила ему дочь, и он остался с ней.

В 1946 году 29 июля Гаркуша была арестована. Решением Особого совещания при МГБ СССР от 29 ноября 1947 года «за спекуляцию и подозрительные связи» приговорена к восьми годам ИТЛ на Колыме, а в 1948 году, находясь в заключении, покончила с собой, приняв смертельную дозу снотворного.

В 1948 году Ширшов был снят с должности министра, а в феврале 1953 года скончался в возрасте 47 лет от тяжелой формы рака. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Народным комиссаром морского и речного флота становится З.С. Шашков.

gve53fdbbb85c171_1024

Полярник Петр Ширшов, океонолог дрейфующей станции «Северный Полюс–1» 1930-е. Российский Государственный Музей Арктики и Антарктики

77d3b590e098779ec9424d720668fb68

П.П. Ширшов

gwe53fdbb992d367_1024

Участники экспедиции на Северный полюс: Эрнст Кренкель, Иван Папанин, Евгений Федоров, Петр Ширшов на Центральном аэродроме в Москве перед вылетом Дата съемки: 1937 год. Российский Государственный Музей Арктики и Антарктики

Лит.: Морской биографический словарь. – Луганск: изд-во «Шико». Ткаченко А.Ф.. 2008.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
Ширшов, Пётр Петрович // Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ширшов Петр Петрович. Руководители морского и речного флота Советского Союза и Российской Федерации // http://eng.morflot.ru/files/docslist/20150727164432-Руководители-2015-фотоальбом.pdf