Роман Ольгович (1237—19 июля 1270 года) — Великий князь рязанский, Святой Роман Рязанский, единственный сын Олега Ингваревича Красного. По княжескому обычаю родители дали ему славянское имя Ярослав а в святом крещении нарекли Романом.
Роман Олегович Рязанский (в миру Ярослав родился незадолго до нашествия татар на Русскую землю, в 1237 году. происходил из доблестного рода рязанских князей. Дед святого князя Романа князь Олег основал Успенский монастырь недалеко от Рязани. Два деда — князья Юрий и Олег Игоревичи — погибли в 1237 году за веру и отечество в битве с Батыем. Он лишился также и родителей. Об отце святого князе Олеге Игоревиче известно, что он был взят Батыем в плен и вернулся на родину в 1252 году. Неизвестно, как уцелел от татар юный князь Роман. Существует предположение, что он был увезен епископом Рязанским Муромским Евфросином Святогорцем в Муром.
Отец его, Олег Ингваревич Красный, после четырнадцатилетнего плена возвратился на родину и княжил еще шесть лет. В 1258 году, чувствуя приближение кончины, блаженный Олег был пострижен в схиму с именем Космы. Он передал престол своему сыну Роману и мирно скончался.
Роман Ольгович сел на престол после смерти отца 20 марта 1258 года. Двенадцатилетнее правление Романа Ольговича летописи обходят молчанием. Известны лишь обстоятельства его трагической кончины. В 1270 г. хану Менгу-Тимуру донесли, что Роман возводит хулу на него самого и на магометанскую веру. Роман был вызван в Орду и передан в руки палачей. Роман мало того, что отказался перейти в ислам, так еще и попытался проповедовать христианство своим мучителям. За это у него вырвали язык, отрезали уши; медленно, сустав за суставом, отрубили руки и ноги, а когда в теле князя еще теплилась жизнь, содрали кожу с головы и водрузили ее на копье. За свою мученическую кончину Роман Рязанский был причислен православной церковью к лику святых.
Почитание
Предание гласит, что святые мощи мученика Романа Рязанского были тайно перенесены в Рязань и там с благоговением преданы земле. Место погребения осталось неизвестным. Церковное почитание благоверного князя Романа в лике святых началось сразу же после его мученической кончины. Современники называли его новым мучеником и сравнивали с великомучеником Иаковом Персянином (†421; память 27 ноября/10 декабря). Летопись говорит о святом: «Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим великим князем черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за православную христианскую веру».
В 1812 году, в день памяти благоверного князя Романа, русские войска одержали первую победу при Клястицах. В память об этом на стене Московского храма в честь Христа Спасителя был написан образ святого князя Романа.
По преданию, на иконах благоверный князь изображался так: «Князь не старых лет, с волосами русыми, кудрявыми, падающими на плечи тонкою волною, в собольей шубе на плечах,,в бархатной поддевке; правая рука простерта на молитву, а левая держит город с церковью».
С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа. В настоящее время в главном алтаре рязанского кафедрального Борисоглебского собора есть переносной престол, освященный во имя святого благоверного князя Романа Рязанского. Во время Божественной литургии в этом соборе наряду с храмовым и рядовыми тропарями поется тропарь страстотерпцу Роману, мудрому устроителю Рязанской земли, молитвеннику, исповеднику, защитнику православной веры.
По кончине своей святой Роман стал являть знамения своего предстательства пред Богом. В годину страшного нашествия французов на Россию в 1812 году первую победу над ними русские одержали при Клястицах в день памяти святого — 19 июля (по старому стилю). В память этого события была написана икона Святого Романа в Храме Христа Спасителя в Москве. В 1853 году, 19 июля, архиепископ Рязанский и Зарайский Гавриил освятил и вручил Рязанскому ополчению 14 крестоносных знамен. Знамение своего покровительства ополчению святой явил по прошествии года: защитники Отечества возвратились невредимыми как раз ко дню памяти святого страстотерпца — 19 июля 1854 года. Преосвященный Гавриил, ревностный почитатель памяти святых, повелел в крестных ходах совершать молебное пение святому Роману как защитнику Рязанской земли, вместе со святителем Василием, первым епископом Рязанским. Иконами с изображением святого Романа стали украшать храмы.
Первая икона, на которой страстотерпец Роман изображен в рост, написана и поставлена в приделе Трех Святителей во Владимирской семинарской церкви. Вторая была написана усилиями благотворителя церкви Спаса-на-Яру купца Мокия Панова и пожертвована в кафедральный собор для того, чтобы ее носили во время крестных ходов и ежегодно, 19 июля, совершали перед ней молебны. Эта икона была написана художником Императорской Академии Николаем Шумовым.
Семья художника сама испытала на себе действие молитв святого князя-страстотерпца. В апреле 1864 года в его семье родилась дочь и со дня рождения была больна. Доктора объявили болезнь неизлечимой. Тогда художник в простоте сердца обратился к князю Роману: «Я устроил и украсил твой храм — исцели мою дочь!» Было это как раз 19 июля, в день памяти святого. В тот же день у доктора нашлось новое лекарство, и девочка поправилась.
Первый храм во имя святого благоверного мученика Романа Рязанского был устроен архиепископом Смарагдом на загородной даче архиерейского дома в Новопавловке, в память прибытия его на Рязанскую кафедру 19 июля 1858 года. 20 сентября 1861 года архиепископ Смарагд, в память своего 30-летнего служения в архиерейском сане, сам торжественно освятил храм и обратился к князю Роману с благоговейной молитвой, прося его принять под свое покровительство самого храмосоздателя и всех жителей Рязани.
Память святого благоверного князя Романа, страстотерпца, совершается 19 июля /1 августа, в день мученической кончины святого.
Позже был канонизирован Русской православной церковью. Память его как мученика чтится в день гибели — 19 июля.
10/23 июня на Рязанской земле почитаются также, как местночтимые святые, отец благоверного князя Романа благоверный князь Олег Пронский (в схиме Косма) и супруга князя — благоверная княгиня Анастасия.
Жена: Анастасия. Его супруга княгиня Анастасия происходила из рода великого князя киевского и отличалась искренней верой и благотворительностью.
Дети: Фёдор (ум. 1294) — князь рязанский (1270—1294).
Ярослав (ум. 1299) — князь пронский (1270—1294), князь рязанский (1294—1299).
Константин (ум. 1308) — князь пронский (1294—1299), князь рязанский (1299—1301), убит в московском плену.
Лицевой летописный свод. Повесть о разорении Рязани Батыем. Разорение Рязанской земли.
Лит.: Андреев А., Корсакова В. Рязанские князья // Русский биографический словарь : в 25-ти томах. — СПб.—М., 1896—1918.
Роман, русские князья // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. / Автор-составитель В. В. Богуславский. — Т. 2. — С. 260-261.
Житие святого благоверного князя Романа Рязанского.