Николай Христофорович Бунге

Николай Христофорович Бунге. Портрет работы И. Тюрина, 1887

Николай Христофорович Бунге. Портрет работы И. Тюрина, 1887

Николай Христофорович Бунге ( 1823 — 1895) — действительный тайный советник (1885), академик Петербургской АН (1890), министр финансов и председатель Комитета министров Российской империи при императоре Александре III.

Родился 11 (24) ноября 1823 года в Киеве. После окончания юридического факультета Киевского университета преподавал сначала в Нежинском лицее (Черниговская область), затем в Киевском университете, где с 1852 по 1880 год, до назначения министром финансов, занимал должность профессора, декана и ректора. Приглашался преподавать политэкономию и теорию финансов сыновьям императоров Александра II и Александра III.

С 1859 по 1863 год он неоднократно приглашался в Петербург в качестве члена Комиссии по крестьянскому делу и эксперта (единственный представитель вузов России) Редакционных комиссий, готовивших документы в связи с отменой крепостного права. В 1862-1866 годах Н.Х.Бунге, кроме преподавательской работы, возглавлял третью по значению в стране Киевскую контору Государственного банка, а также руководил местным Обществом взаимного кредита. Избирался гласным, то есть депутатом Киевской думы и являлся председателем ее финансовых комиссий. В июне 1880 года назначается по личному указанию императора Александра II, товарищем (заместителем) министра финансов.

Зарянко С.К. Зал Училища правоведения с группой учителей и воспитанников. 1840. Русский музей

Зарянко С.К. Зал Училища правоведения с группой учителей и воспитанников. 1840. Русский музей

После недолгого сотрудничества с министрами С.А.Грейгом и А.А.Абазой Николаю Христиановичу в мае 1881 года было предложено стать управляющим министерством финансов, а с 1 января следующего года — министром финансов.приступает к завершению реформы 1861 года в соответствии с программой, суть которой выражена в его первом же всеподданнейшем докладе царю: «Освободиться от финансовых дефицитов Россия может в течение немногих лет; но только правительство, никогда не отступающее от коренных оснований государственного хозяйства, справедливости в распределении налогов, бережливости и порядка в расходах, может обеспечить развитие политического и финансового могущества страны».
Таким образом, Н.Х.Бунге не уходил от проблемы бюджетных дефицитов, разрешение которой прежде всего возлагается на каждого нового министра финансов и считается пробным камнем его деятельности.

Владимир Маковский. "Крах банка". 1881 г. Холст, масло.. Государственная Третьяковская Галерея. Москва.

Владимир Маковский. «Крах банка». 1881 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская Галерея. Москва.

Шестилетнее управление его министерством финансов (1881—86) совпало с весьма тяжелым финансовым периодом. Некоторое оживление в промышленной жизни и в поступлении государственных доходов, замечавшееся после войны, уже в 1880 г. улеглось, и затем наступила реакция. К тому же два года сряду — 1884-й и особенно 1885-й — ознаменовались почти повсеместным в империи неурожаем хлебов и трав, что в свою очередь вызвало неблагоприятные последствия для промышленности и торговли, закрытие многих фабрик и заводов в промышленном районе, торговые банкротства и уменьшение заграничного отпуска. Уже первую свою государственную роспись (1881 г.) новый министр финансов свел с дефицитом в 50 млн рублей, и с тех пор дефициты не прекращались во все управление его министерством — явление, почти неизвестное предшествующему десятилетию (1871—1880), когда одна только роспись 1878 г. была сведена с дефицитом в 21 млн руб., хотя и тогда при исполнении росписей вместо ожидавшегося избытка доходов над расходами иногда оказывался недобор. Но по тому или иному сведению росписи нельзя еще судить о деятельности министерства финансов. Пробным камнем для этой деятельности могут служить меры по изысканию способов к достижению равномерного и справедливого обложения плательщиков, а также попечения о производительных силах народа, этого главного источника государственной силы и богатства. В том и другом отношении управление Н. X. Бунге ознаменовалось мероприятиями первостепенной важности. Уже в начале прошлого царствования выдвинут был вопрос о необходимости уничтожения старинного различия между податными и неподатными сословиями; но лишь Н. X. Бунге перешел наконец от проектов и предположений к действительному исполнению и провел отмену подушной подати и обращение оброчной подати в выкупные платежи.

Владимир Егорович Маковский. У Доминика

Владимир Егорович Маковский. У Доминика

Но главная заслуга Н. X. Бунге, как министра финансов, заключается в указании пути, которого наше финансовое законодательство должно держаться в своем дальнейшем развитии. Этот путь — установление подоходного налога, который в настоящее время признается наиболее справедливым и целесообразным способом обложения, и на который у нас впервые официально указано было во всеподданнейшем докладе, приложенном к росписи на 1884 г. Но Н. X. Бунге, опасаясь потрясения существующих хозяйственных отношений, не решился сразу проектировать общий подоходный налог, а на первое время удовольствовался установлением ряда частных налогов, имеющих значение переходных мер, подготовляющих введение общего подоходного налога. Сюда относятся: налог на доход с процентных бумаг, процентный и раскладочный сбор с промышленных предприятий, а отчасти и налог с имуществ, переходящих безмездными способами.

Скульптурный класс фабрики серебряных изделий П.А.Овчинникова. «Всемирная иллюстрация», 1879, №21.

Скульптурный класс фабрики серебряных изделий П.А.Овчинникова. «Всемирная иллюстрация», 1879, №21.

Значение подготовительной меры к введению общего подоходного налога имело и учреждение податной инспекции, которая и помимо этого значения своего в будущем оправдала свое существование, так как в первый год учреждения она с лишком в два раза окупила расходы на свое содержание одним лишь более правильным поступлением торговых сборов. Уже одни эти первые шаги по привлечению достаточных классов к участию в податном бремени, в связи с отменою подушной подати и понижением выкупных платежей, должны были благоприятно отразиться на производительных силах народа; но Н. X. Бунге принимал и прямые меры к экономическому преуспеянию страны. Сюда относятся учреждение Крестьянского поземельного банка, закон 1 июня 1882 г., сделавший первый и удачный шаг на пути регламентации фабричного труда в интересах рабочих, и правила 26 апр. 1883 г., положившие начало более правильному устройству городских и частных банков. Менее благоприятные результаты дала его таможенная политика, сделавшая столько уступок протекционизму, его питейная реформа 1885 г., учреждение Дворянского поземельного банка и некоторые другие частные меры. Немногим министрам пришлось вынести столько нападений со стороны печати (в особенности со стороны «Московских Ведомостей»), и немногие относились к ним столь спокойно, не прибегая к защите карательной административной власти и ограничиваясь официальными опровержениями строго фактического характера.

Гимнастический класс для учеников фабрики П.А.Овчинникова. «Всемирная иллюстрация», 1879, №21.

Гимнастический класс для учеников фабрики П.А.Овчинникова. «Всемирная иллюстрация», 1879, №21.

Почти шестилетний напряженный труд на посту министра финансов, болезнь и не прекращавшаяся критика в печати заставили Бунге просить об отставке. Александр III ценил его как крупного государственного деятеля и, освободив Бунге с поста министра финансов, не только не отправил его в отставку, но назначил 1 января 1887 года Председателем Комитета министров с оставлением его членом Государственного совета. Занимая эти высокие (но более спокойные) посты, Бунге участвовал в решении всех важнейших вопросов государственного управления до своей кончины 3(16) июня 1895 года.

Н. X. Бунге был избран в почетные члены разных обществ, университетов: Петербургского, Новороссийского, св. Владимира и Академии наук; в 1890 г. принял звание ординарного академика по политической экономии и издал книгу: «Государственное счетоводство и финансовая отчетность в Англии» (СПб., 1890), при составлении которой автор наряду с литературой предмета, пользовался целым рядом практических сведений, доставленных ему агентами нашего министерства в Париже и Лондоне.

Петербургские сцены и типы. Невский проспект в восемь часов утра. Гравюра И. Матюшина по рисунку Н.С. Негодаева. Первая половина 1870-х гг. Из серии «Городской быт». Всемирная иллюстрация, 1875. Спб.: Издательство Германа Гоппе

Петербургские сцены и типы. Невский проспект в восемь часов утра. Гравюра И. Матюшина по рисунку Н.С. Негодаева. Первая половина 1870-х гг. Из серии «Городской быт». Всемирная иллюстрация, 1875. Спб.: Издательство Германа Гоппе

Учреждение Крестьянского банка

Что касается до проекта учреждения Крестьянского банка, составленного Бунге и внесенного Бунге, Игнатьевым и Островским в Государственный совет за общей их подписью, то в представлении об этом указывалось, что ввиду ограниченности тех средств, которые казна может на это дело дать, необходимо наблюдать, чтобы эти средства шли на помощь лишь наиболее малоземельным крестьянам и чтобы ссуды давались не в произвольном размере, а только в том, который нужен для приобретения земли, необходимой для того, чтобы владение каждого получившего ссуду крестьянина достигало лишь максимальной нормы, установленной по Положению 1861 г., когда дело касалось крестьян-общинников; если же дело шло о приобретении отдельными крестьянами подворных участков, то чтобы весь покупаемый или округляемый при содействии банка надел доводился до максимального размера подворного участка, определяемого в законе или по обычаю для каждой местности.

attach

Быт городской. II пол. XIX века. Сапожный ряд на Александровском рынке. Гравюра К. Крыжановского по рисунку Г. Пилати. 1 половина 1870-х гг. Всемирная иллюстрация. 1875. Т. XIV. – СПб.: Изд. Г.Д. Гоппэ, 1875. С. 273.

Государственный совет не согласился с такой постановкой вопроса главным образом ввиду того весьма сильно действовавшего тогда жупела, что будто бы в народе циркулируют толки о «черном переделе» и что народ будто бы ждет, что правительство само даст к этому сигнал. Государственный совет счел нужным бороться с этими толками и в постановке вопроса о Крестьянском банке. Поэтому было постановлено, что Крестьянский банк должен вообще помогать крестьянам независимо от того, какие крестьяне и в каком размере покупают землю.

Их королевские Высочества принц и принцесса Пьемонтские в экипаже конно-железной дороги перед Николаевским вокзалом. Гравюра Э. Дамюллера с рисунка А. Бальдингера

Их королевские Высочества принц и принцесса Пьемонтские в экипаже конно-железной дороги перед Николаевским вокзалом. Гравюра Э. Дамюллера с рисунка А. Бальдингера

Надо, впрочем, сказать, что, несмотря на то что правительство в первое время могло ассигновывать на Крестьянский банк не более чем по 5 млн. руб. ежегодно, тем не менее в первые три года, пока Бунге был министром и пока действовал первый состав администрации Крестьянского банка, подобранный самим Бунге, деятельность банка регулировалась теми соображениями, которые были выражены Бунге в его первоначальном проекте, и ссуды банка выдавались действительно наиболее нуждающимся в земле крестьянам. Но через три года направление деятельности банка изменилось; правительство испугалось накопившихся недоимок и в результате стало усердно продавать земли крестьян, оказавшихся неисправными плательщиками, так что в конце концов вся деятельность банка в конце 80-х годов свелась к весьма ограниченным, ничтожным оборотам и случайной весьма нерациональной покупке земель зажиточными крестьянами. В результате после десяти лет существования Крестьянского банка было вычислено, что размеры крестьянского землевладения благодаря банку увеличились лишь на 1,2%, т. е. едва на 0,12% в год, между тем как при содействии частных кредитных учреждений и без их содействия в предшествующее время крестьянское землевладение увеличивалось ежегодно в среднем на 0,3%.

Выпуск чугуна из первой в России доменной печи с закрытой грудью на Сухогорском заводе. «Всемирная иллюстрация», 1876, №21.

Выпуск чугуна из первой в России доменной печи с закрытой грудью на Сухогорском заводе. «Всемирная иллюстрация», 1876, №21.

Рабочее законодательство Бунге

Следует упомянуть о тех законах по рабочему вопросу, которые были изданы впервые при Бунге, начиная с 1882 г. Впервые русское правительство стало с этого времени на путь защиты – если не всех рабочих, то, по крайней мере, малолетних и женщин – от произвола фабрикантов. Законом 1882 г. впервые ограничена была продолжительность рабочего времени малолетних и женщин и более или менее поставлены под контроль правительственных властей условия их работы, а для надзора за исполнением этих постановлений были учреждены первые должности фабричных инспекторов. Рядом последующих узаконений 1884–1886 гг. закон о фабричной инспекции был еще несколько развит.

Затем следует еще упомянуть о попытках, которые были сделаны при Бунге, к привлечению более имущих классов к несению доли податного бремени. Первой такой попыткой был закон о налоге на наследства, изданный 15 июня 1882 г., а затем и другой закон – о налоге на процентные бумаги – 20 мая 1885 г.

Таковы были эти, все-таки немаловажные в общем счете, хотя, конечно, и вполне паллиативные, мероприятия правительства начала, или даже первой половины 80-х годов, направлявшиеся к улучшению экономического положения народных масс.

0_13bd0a_58639e8c_XXXL

Бунге Николай Христианович (1823 — 1895) — действительный тайный советник, доктор политических наук, ученый — экономист, академик Петербургской академии наук, заслуженный профессор. (Члены Санкт-Петербургского Английского собрания. Часть 1.)

Литература: В. Павлов. Николай Христофорович Бунге // Московский журнал. 01.03.1999
Бунге, Николай Христианович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Корнилов А. А. – Курс истории России XIX века/Реформы Александра III в крестьянском и рабочем вопросах // Русская историческая библиотека 2017