Патриарх Филарет ( Фёдор Никитич Романов; ок. 1554 — 1 (11) октября 1633) — боярин и воевода в царствование Фёдора I Ивановича, Бориса Годунова, церковный и политический деятель Смутного времени и последующей эпохи; третий Патриарх Московский (1619—1633), двоюродный брат царя Фёдора I Иоанновича(сына Ивана IV Грозного); отец первого царя из рода Романовых — Михаила Фёдоровича (избранного на царство в 1613 году).
Фёдор Никитич Романов был сыном Никиты Романовича Захарьина-Юрьева и принадлежал к одному из видных боярских родов в Москве. Служа московским государям с XIV века, Юрьевы (они же Захарьины, Кошкины) получили в средине ХVI столетия особенное значение в моcковском дворце благодаря тому, что царь Иоанн Грозный женился на Анастасии Романовне из этого рода. С безвременною смертью царицы Анастасии в 1560 г. значение ее родни не упало.
Родственные связи с царскою семьею и добрая слава, которую снискали себе в Москве как сама царица Анастасия, так и брат ее Никита Романович, стали основанием особенной популярности Романовых, создавшейся еще в XVI веке. В молодости Федор Никитич Романов получил хорошее образование и был одним из первых щёголей в Москве. В 1587 г. получил чин боярина и отправлен нижегородским наместником. В 1593-1594 гг. — псковский наместник, вёл переговоры с послом германского императора Рудольфа II Н. Варкочем. В l596 г. ходил «по татарским вестем» в Алексин с полком правой руки 2-м воеводой. В 1598 г. — гл. дворцовый воевода и один из наиболее вероятных кандидатов на престол.
Однако в 1598 г. Романовы не оспаривали у Бориса выпавшей ему высокой чести: летописец в рассказе об избрании Годунова на царство указывает, что противились этому избранию одни только Шуйские («князи ж Шуйские единые его не хотяху на царство»). Отношения же Романовых и Годуновых в то время, насколько можно судить, не были враждебны. При своем венчании на царство Борис почтил высокими наградами как самих Романовых, именно Александра и Михаила, так и их близких, князей Катырева-Ростовского и Черкасского, введя их в свою думу (старший Романов, Федор Никитич, был боярином с 1587 г.). Сверх того, один из Годуновых, Иван Иванович, троюродный племянник Бориса, был женат на Ирине Никитичне Романовой, и таким образом между обоими родами установились связи свойства. Но в конце 1600 г. царь Борис положил опалу на всех Никитичей и на близкие к ним боярские семьи князей Черкасских, князей Сицких, Репниных и др. Поводом к преследованию Романовых послужил, по рассказу летописи, ложный донос.
Всех «государевых изменников»: Романовых, Черкасских, Сицких, Репниных, Карповых и др. разослали в ссылку по дальним городам. Федора Никитича, старшего из опальной семьи, заключив в Антониев-Сийский монастырь (в 90 верстах от Холмогор), насильно постригли в монахи с именем Филарета. В тяжелые времена московской жизни иноческое пострижение было одним из средств лишить человека политического значения.
При Лжедмитрии I он с почетом был возвращен в Москву, как родственник мнимого царя Димитрия и назначен Ростовским митрополитом. При свержении самозванца, новый митрополит ростовский находился в Москве, откуда и был послан новым царем Василием Ивановичем в мае 1606 г. в Углич для перенесения тела царевича Дмитрия Иоанновича в Москву. Так называемая «Рукопись Филарета, патриарха московского», (М. 1837) подробно рассказывает о том, как Филарет и посланные с ним архиепископ астраханский Феодосий и бояре князь Иван Михайлович Воротынский, Петр Никитич Шереметев и Нагие — Андрей Александрович и Григорий Федорович отыскали мощи царевича, свидетельствовали их нетленность и торжественно принесли их в столицу, 3 июня 1606 г. Перенесением тела истинного царевича в Москву царь Шуйский надеялся уничтожить возможность появления новых самозванцев.
В отсутствие Филарета царем Шуйским был решен вопрос о патриархе. Дряхлость и слепота первого патриарха Иова, свергнутого самозванцем, помешали ему вернуться к делам церковного управления. Как ходили слухи, вместо него патриархом первоначально желали сделать Филарета, но почему-то раздумали, и на патриаршество был избран казанский митрополит Гермоген, а Филарет отправился на свою кафедру в Ростов Великий, где и пребывал до октября 1608 г.
Воцарение Шуйского не принесло мира и спокойствия Московскому государству. В различных местах русской земли шло смутное брожение с самого начала царствования царя Василия. К концу 1606 г. стало ясно, что против Шуйского вся южная половина государства. Воинские силы мятежников подступили к самой Москве, и началась борьба под самыми стенами столицы. Московский патриарх Гермоген посылал архипастырям так называемые «богомольные» грамоты, в которых излагал ход событий и призывал к молитвам за царя Василия, о восстановлении мира и тишины; эти патриаршие грамоты уже в списках рассылались архиереями по городам и до нас дошли в списках именно Филарета, митрополита ростовского. Ему пришлось извещать паству и о восстании Болотникова, и о появлении шаек второго самозванца, «Тушинского вора». В октябре 1608 г. войска второго самозванца взяли Ростов. Город был сожжен, население избито, а митрополит Филарет был взят в плен.
В Тушине Филарету предстояло стать «нареченным патриархом московским» при самозванном московском царе. Авраамий Палицын говорит, что тушинцы держали своего патриарха в неволе, законный московский патриарх Гермоген считал его не врагом своим, а жертвою «воров», их пленником, и посылал ему свое благословение. В марте 1610 г., после побега второго самозванца в Калугу, Филарет был увезен из Тушино поляками в Иосифов Волоколамский монастырь, а оттуда ему удалось попасть в Москву.
Приезд Филарета в Москву совпал с торжеством царя Шуйского, благодаря подвигам кн. М. В. Скопина-Шуйского. Москва освободилась от Вора и копила силы на короля Сигизмунда, осадившего Смоленск. Но М. В. Скопин умирает в конце апреля 1610 г.; в июне вся рать Шуйского разбита гетманом Жолкевским; в июле москвичи свели с царства царя Василия; в начале августа польское войско подступило к беззащитной Москве, уже вновь осажденной Лжедмитрием II, а 17 августа Москва, поставленная в необходимость избирать царя из двух претендентов на ее престол, самозванца и польского королевича, отдала предпочтение Владиславу польскому.
Таким образом митрополит Филарет был поставлен во главе «великого посольства», вместе с В. В. Голицыным, и в сентябре 1610 г. выехал из Москвы под Смоленск к королю Сигизмунду для приглашения его сына Владислава на московский престол.Сигизмунд желал сам сесть на московский престол, как победитель московского царства; он не одобрял той формы унии Москвы с Польшей, которая передавала власть Владиславу под условием принятия православия и полного отделения московской политики от литовско-польской. Послы надеялись защитить Москву от посягательств короля, поэтому упорствовали и отказались подписать окончательный вариант договора Сигизмунда III самому занять русский престол и «православие соединить с латынством». Весною 1611 г. Сигизмунд отправил послов в Польшу, как пленных.
Филарет, заточенный в Мариенбурге, имел возможность переписываться с Москвою в то самое время, когда в Москве в 1613 г. совещались о выборе царя; в пространном письме к своему родственнику Фед. Ив. Шереметеву он, будто бы, давал советы касательно царского избрания, не предчувствуя, что земский собор может возвести на престол его собственного сына. Если это известие и не вымышлено в своей основе, то в подробностях оно мало вероятно. Трудно верить, чтобы московские бояре могли обмениваться письмами с пленными послами быстро и правильно. Вероятнее всего, что во время своего плена ни Филарет не знал московских дел, ни московское правительство не имело постоянных сведений о митрополите.
В феврале 1613 г. на московский престол был избран сын Филарета, царь Михаил Феодорович. На свободный, после смерти Гермогена (1612 г.) патриарший престол было решено возвести государева отца, митрополита Филарета. Мысль об этом явилась в Москве при самом воцарении Михаила и придавала особую важность заботе, какую царь Михаил прилагал к тому, чтобы «батюшку своего из Литвы к Москве здрава выручить». Однако враждебные отношения к польско-литовскому государству не допускали размена пленных до 1619 г. Беспокоясь о судьбе отца, Михаил Феодорович тем не менее именовал его уже не митрополитом ростовским, а митрополитом «московским и всея Руси», и распространял его будущую юрисдикцию на все государство. В лице Филарета таким образом Москва ожидала своего патриарха. Размен пленных состоялся 1 июня 1619 г.; через две недели Филарет был уже в Москве, а еще через неделю, 29-го июня, совершилось наречение его в патриарха московского и всея Руси.
Торжественное поставление в сан патриарший Филарет принял 24 июня в Успенском соборе от иерусалимского патриарха Феофана, бывшего тогда в Москве, и от русских иерархов. Новый патриарх, именуемый царским титулом «великого государя», вступил в управление равно церковью и государством.
Первые годы правления царя Михаила Феодоровича представляют много темного и загадочного. Сам царь был слишком молод; стоявшая рядом с ним его мать «великая старица» Марфа Ивановна пользовалась влиянием на дворцовые дела и не вмешивалась в государственные; постоянный земский собор, не прекращавший своих заседаний с 1613 до 1619 г. решал и обсуждал лишь те дела, которые ему предлагались от имени царя. Боярская дума, царский совет, который, по преданию, взял с царя Михаила ограничительную запись, но для всякого знакомого с документами той эпохи очевидно, что высший правительственный авторитет в то время принадлежал царю совокупно с земским собором; правительственное же значение думы незаметно между «царским указом» и «Всея земли приговором».Нельзя указать среди личного состава думы и таких бояр, которые помимо своего учреждения имели бы вес и значение в правительстве. Таким образом неизвестна правительственная программа.
По официальному рассказу, когда совершилось поставление Филарета, он со всеми прочими иерархами явился к царю и указал ему на ряд неустройств в государственных делах. Его указания очень метко характеризовали слабые стороны тогдашнего управления. Правительство не знало в точности служебных сил и налогоспособности населения, не везде одинаково пострадавшего от смуты. Поэтому служебное и податное бремя не могло быть равномерно распределяемо между служившими и платившими, и возможны были со стороны населения уклонения от повинностей, а со стороны администрации вопиющие злоупотребления. Все это мешало правильному устройству дел, и государь с патриархом приговорили учинить собор «о всех статьях».
Постановление земского собора по этому предмету имеет характер целой правительственной программы, преследующей определенные задачи: правильно устроить службы с поместий, составить точные кадастровые описи земель и на их основании достигнуть правильности податного обложения, привести в известность как наличные средства казны, так и будущие ее ресурсы, для составления общей росписи доходов и расходов; принять действительные меры к пресечению злоупотреблений, препятствующих водворению порядка в стране. Все эти меры явно клонились к той цели, чтобы увеличить средства наиболее правильным и легким для населения способом.
Вся последующая деятельность московского правительства времени царя Михаила Феодоровича вытекала из этого соборного приговора 1619 г. о том, «как земля устроити», а этот приговор был вызван докладными «статьями» патриарха. Таким образом Филарет с первой же минуты возвращения своего стал руководителем московской политики и сохранил такое значение на все время своего патриаршества. Приказные книги и грамоты тех лет дают много указаний на это. Переписка патриарха-отца с сыном-государем обнаруживает всю силу влияния патриарха на ход московских дел, и крупных и мелких.
Соправительство патриарха было вполне оформлено: называясь, как и царь, «великим государем», он принимал гласное участие во всех действиях верховной власти: «Все дела — говорит С. М. Соловьев, — докладывались обоим государям, решались обоими, послы иностранные представлялись обоим вместе, подавали двойные грамоты, подносили двойные дары». Тем, кто в Филарете думал видеть только патриарха и забывал о его династическом значении, царь объявлял, что «каков он, государь, таков и отец его государев, великий государь, святейший патриарх, и их государское величество нераздельно».
В церковной жизни застал он много беспорядков и немедленно после принятия патриаршего сана взялся за деятельное искоренение зол. В период междупатриаршества (1612—1619) московская церковь пережила время безначалия. После смерти Гермогена в осажденной земскими ополчениями Москве бояре, кажется, пробовали возвратить патриаршие права Игнатию, бывшему при первом самозванце, но Игнатий скрылся из Москвы в Литву, как только получил свободу. Земское ополчение кн. Пожарского, освободив Москву, признало главою духовенства казанского митрополита Ефрема, так как старший из митрополитов, новгородский Исидор, был в шведском плену. По смерти же Ефрема, с 1614 по 1619 г. делами церкви правил крутицкий митрополит Иона, не оправдавший возложенных на него надежд и допустивший много нестроений и насилий.
Круг дел, в который на первых порах вовлечен был патриарх, благодаря ошибкам и злоупотреблениям Ионы, и по удалении этого митрополита продолжал интересовать Филарета. Исправление и печатание богослужебных книг, велось энергично. По его благословению был исправлен и напечатан несколько раз Требник и Служебник, кроме того, Минеи, Октоих, Шестоднев, Псалтирь, Апостол, Часослов, Триодь Цветная и Постная, Евангелие напрестольное и учительное. Патриарх Филарет сознавал, что для исправления книг нужна была подготовка, и прежде всего знание греческого языка. В связи с этим он учредил в Москве греко-латинское училище при Чудовом монастыре и назначил его руководителем греческого иеромонаха Арсения, который и занялся тщательным исправлением книг. При патриархе Филарете было напечатано больше книг, чем вышло за все периоды от начала создания типографии. Книги рассылались в монастыри и храмы по цене, в которую обошлось печатание их, без прибыли, а в Сибирь — бесплатно. По благословению патриарха Филарета были возобновлены и вновь отстроены многие монастыри. Он был милостив к духовенству, щедр для нищей братии, заботился о благолепном праздновании церковных торжеств и порядке в службе. При нем составлен целый устав о трезвонах, за выполнением которого он строго следил.
До 1627 г. он считал продукты литовского книгопечатания доброкачественными; но когда оказалось, что там печатаются и книги в исповедном отношении неодобрительные (Учительное Евангелие Кирилла Транквиллиона), то патриарх мало-помалу дошел до суровой, обстоятельствами не оправдываемой меры: он приказал везде заменить богослужебные книги литовской печати московскими книгами и запретил обращение литовских книг даже между частными лицами.С таким же недоверием относился Филарет и к литовским выходцам, принимая их в лоно православной церкви не иначе, как вновь крестя их чрез троекратное погружение.
Рядом с этими заботами оградить московское православие от ущерба со стороны католичества и унии, шли заботы о том, чтобы не дать торжества над православием и лютеранской пропаганде в тех областях, которые по Столбовскому договору 1617 г. отошли к Швеции. Новгородскому митрополиту приказано было иметь духовное попечение о православном населении отторгнутых земель, и указаны были пути для сношений с этою частию его паствы. В то же время путем дипломатического предстательства московское правительство пыталось остановить попытки шведов к распространению лютеранского учения между православным населением финского побережья. С другой стороны успехи русской колонизации в Сибири вызывали со стороны патриарха попечения о новых областях и о новой пастве. Была учреждена Тобольская епархия и послан в нее архиепископ Киприан, который деятельно трудился над устройством церквей и монастырей и установлением порядка и благочиния среди грубого и дикого еще населения новозанятого края.
Для укрепления власти и политического значения церкви Филарет провел в 1620 — 1626 гг. реформу по централизации церковного управления. Им был учрежден ряд патриарших приказов: Дворцовый, Казенный, Разрядный (Судный). Функции этих приказов были близки к функциям соответствующих государственных приказов. Они заведовали патриаршими имуществами, землями, казной, крестьянами и служилыми людьми. Патриарший разряд осуществлял судебные дела по преступлениям против веры, незаконным бракам населения всего государства.В патриарших приказах сложилась особая служебная иерархия: были свои бояре, окольничие, дворяне, дьяки и подьячие.
20 мая 1625 года Филарет на правах государя издал царский указ, по которому патриарх получал право судить и ведать духовное и крестьянское население патриаршей области во всяких делах, кроме татьбы (воровства) и разбоя. Ее управление упорядочилось, но и значительно усложнилось.Судный, или разрядный — ведал судебными делами;Церковный — ведал делами церковного благочиния;Казенный — ведал сборами с духовенства;Дворцовый — вел хозяйство патриарших вотчин;В каждом приказе сидел патриарший боярин с дьяками и подьячими. Патриарх лично принимал и подписывал доклады. Также Филарет провел полную опись церковного и монастырского имущества и пересмотр жалованных грамот, выданных монастырям с переданными в их пользование землями.
Патриарх Филарет не был сребролюбив и отличался чувством благодарности, жаловал всех, кто стоял твердо на службе государя в «безгосударное время».
Любил во всем порядок, был расчетлив, нерасточителен, скромен и прост в своих издержках — менял верх на шубе, отдавал старые сапоги в починку, с необыкновенной предосторожностью отдавал чистить и мыть свой единственный белый шелковый вязаный клобук с шитым золотом и серебром херувимом.
Ему постоянно покупали к столу на рынке «хлеб да калачик на 4 или на 3 деньги и на 2 деньги клюквы». Покупка оловянной да деревянной посуды, в свою очередь, свидетельствовала о простоте повседневных потребностей этого святителя.
Патриарх Филарет скончался 1 октября 1633 года. На каменной гробнице патриарха в Успенском соборе была сделана надпись: «1-го октября, в последний час дня, преставися Великаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея России Самодержца, по плотскому рождению отец, а по духовному чину отец и богомолец, Великий Господин и Государь, Святейший Филарет, Божиею милостию Патриарх Московский и всея России».
Дом бояр Романовых. Москва
Лит.:
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Кн. 2, с. 580 и далее.
Назаров В. Д. Филарет // Советская историческая энциклопедия. — М., 1974. — Т. 15, с. 76, 77.
Солодкин Я. г., Буланин Д. М. Филарет // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — СПб., 2004. — Вып. 3. — Ч. 4, с. 161—168.
Филарет (Романов-Юрьев) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
Четыркин Ф. В. Жизнеописание патр. Московского и всея России. Петроград, 1893, с. 30.
Филарет. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 536.
Исп. мат.: Половцов. Филарет Романов-Юрьев // Большая биографическая энциклопедия 2009.