Софья Палеолог

Со­фья Па­лео­лог (Зоя Па­лео­лог) (?–1503), пле­мян­ни­ца по­след­не­го ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на XI, же­на (с 1472 г.) ве­ли­ко­го кня­зя мос­ков­ско­го Ива­на III; брак его с Со­фьей Па­лео­лог спо­соб­ство­вал про­воз­гла­ше­нию Рус­ско­го го­су­дар­ства пре­ем­ни­ком Ви­зан­тии. Со­фья Па­лео­лог, Зоя Па­лео­лог (умер­ла 7.4.1503), пле­мян­ни­ца по­след­не­го ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на XI Па­лео­ло­га, с но­яб­ря 1472 г. же­на ве­ли­ко­го кня­зя Ива­на III Ва­си­лье­ви­ча.

Имя Со­фьи она по­лу­чи­ла в Рос­сии. Брак с Со­фьей Па­лео­лог Иван III ис­поль­зо­вал для укреп­ле­ния пре­сти­жа Ру­си в меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ни­ях и ав­то­ри­те­та ве­ли­ко­кня­же­ской вла­сти внут­ри стра­ны.  Со­фья Па­лео­лог (?–1503), же­на (с 1472 г.) ве­ли­ко­го кня­зя Ива­на III, пле­мян­ни­ца по­след­не­го ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на XI Па­лео­ло­га.

При­бы­ла в Моск­ву 12 но­яб­ря 1472 г.; в тот же день в Успен­ском со­бо­ре со­сто­я­лось её вен­ча­ние с Ива­ном III. Брак с Со­фьей Па­лео­лог спо­соб­ство­вал укреп­ле­нию пре­сти­жа Рус­ско­го го­су­дар­ства в меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ни­ях и ав­то­ри­те­та ве­ли­ко­кня­же­ской вла­сти внут­ри стра­ны.

Для Со­фьи Па­лео­лог в Москве бы­ли по­стро­е­ны осо­бые хо­ро­мы и двор, сго­рев­шие в 1493 г. При Со­фье Па­лео­лог ве­ли­ко­кня­же­ский двор от­ли­чал­ся осо­бой пыш­но­стью. Из Ита­лии в Моск­ву бы­ли при­гла­ше­ны зод­чие для укра­ше­ния двор­ца и сто­ли­цы. Бы­ли воз­ве­де­ны сте­ны и баш­ни Крем­ля, Успен­ский и Бла­го­ве­щен­ский со­бо­ры, Гра­но­ви­тая па­ла­та, Те­ремной дво­рец. Со­фья Па­лео­лог при­вез­ла в Моск­ву бо­га­тую биб­лио­те­ку.

Ди­на­сти­че­ско­му бра­ку Ива­на III с Со­фьей Па­лео­лог обя­зан сво­им по­яв­ле­ни­ем чин вен­ча­ния на цар­ство. С при­ез­дом Со­фьи Па­лео­лог свя­зы­ва­ют по­яв­ле­ние в со­ста­ве ди­на­сти­че­ских ре­га­лий тро­на из сло­но­вой ко­сти, на спин­ке ко­то­ро­го бы­ло по­ме­ще­но изоб­ра­же­ние еди­но­ро­га, став­ше­го од­ной из са­мых рас­про­стра­нён­ных эм­блем рус­ской го­судар­ствен­ной вла­сти. Око­ло 1490 г. впер­вые по­яви­лось изоб­ра­же­ние вен­це­нос­но­го дву­гла­во­го ор­ла на па­рад­ном пор­та­ле Гра­но­ви­той па­ла­ты.

Ви­зан­тий­ская кон­цеп­ция са­краль­но­сти им­пе­ра­тор­ской вла­сти пря­мо по­вли­я­ла на вве­де­ние Ива­ном III «бо­го­сло­вия» («Бо­жьей ми­ло­стью») в ти­ту­ле и в пре­ам­бу­ле го­судар­ствен­ных гра­мот. Со­фья Фо­ми­нич­на Па­лео­лог (урож­ден­ная Зоя) (1443/1449–1503) – вто­рая же­на ве­ли­ко­го кня­зя мос­ков­ско­го Ива­на III Ва­си­лье­ви­ча, дочь пра­ви­те­ля (дес­по­та) Мо­реи (Пе­ло­пон­не­са) Фо­мы Па­лео­ло­га, пле­мян­ни­ца по­след­не­го ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на XI, по­гиб­ше­го при взя­тии Кон­стан­ти­но­по­ля тур­ка­ми в 1453 г.

Ро­ди­лась меж­ду 1443 и 1449 гг. на Пе­ло­пон­не­се. По­сле 1453 г. Фо­ма Мо­рей­ский пе­ре­се­лил­ся с се­мьей в Рим. Там Со­фья по­лу­чи­ла непло­хое по то­му вре­ме­ни вос­пи­та­ние при дво­ре про­све­щен­но­го па­пы Сикс­та IV (из­вест­но­го сво­им по­кро­ви­тель­ством Ми­ке­лан­дже­ло, ко­то­ро­му он за­ка­зал рос­пись ка­пел­лы его име­ни при пап­ских по­ко­ях).

Идея бра­ка под­рос­шей Зои с ов­до­вев­шим пра­ви­те­лем Мос­ков­ско­го цар­ства Ива­ном III, в 1467 г. по­хо­ро­нив­шим свою первую же­ну Ма­рию Бо­ри­сов­ну, дочь кня­зя твер­ско­го, так­же при­над­ле­жа­ла пап­ской ку­рии. Глав­ной це­лью бра­ка бы­ло во­вле­че­ние Ру­си в об­ще­ев­ро­пей­ский кре­сто­вый по­ход про­тив Тур­ции.

К Зое неудач­но сва­та­лись фран­цуз­ский и ми­лан­ский гер­цо­ги, ко­то­рым хо­те­лось по­род­нить­ся со знат­ной се­мьей Па­лео­ло­гов, но став­ка ку­рии бы­ла уже ори­ен­ти­ро­ва­на на Моск­ву. По­слан­ный в 1467 г. Рос­сию пап­ский ле­гат, пред­ло­жив­ший за­клю­че­ние бра­ка, был при­нят с по­че­стя­ми. Укреп­ляв­ший ве­ли­ко­кня­же­скую власть Иван III рас­счи­ты­вал, что род­ство с ви­зан­тий­ским до­мом по­мо­жет Мос­ко­вии по­вы­сить меж­ду­на­род­ный пре­стиж, за­мет­но по­шат­нув­ший­ся за два сто­ле­тия ор­дын­ско­го ига, и спо­соб­ство­вать по­вы­ше­нию ав­то­ри­те­та ве­ли­ко­кня­же­ской вла­сти внут­ри стра­ны.

По­сол Ива­на III – Иван Фря­зин, по­слан­ный вме­сте с ле­га­том в Рим, дабы «неве­сту ви­де­ти», со­об­щил, что Зоя невы­со­ка ро­стом, пол­ная, с кра­си­вы­ми боль­ши­ми гла­за­ми и с необык­но­вен­ной бе­лиз­ны ко­жей (чи­сто­та ко­жи как при­знак здо­ро­вья вы­со­ко це­ни­лась в Мос­ко­вии). С со­бой из Ри­ма Фря­зин при­вез порт­рет неве­сты в ви­де пар­су­ны, изоб­ра­же­ния ре­аль­но­го ли­ца как свя­то­го (ле­то­пи­сец со­об­ща­ет, что Зоя бы­ла «на иконе пи­са­на»). Мно­гие совре­мен­ни­ки го­во­ри­ли так­же об остром уме мо­ло­дой жен­щи­ны.

В мар­те 1472 г. вто­рое по­соль­ство к па­пе за­вер­ши­лось при­ез­дом Зои в Моск­ву. Вме­сте с ней в Рос­сию при­е­ха­ло ее при­да­ное, вклю­чав­шее (по­ми­мо мно­же­ства ма­те­ри­аль­ных цен­но­стей и укра­ше­ний) огром­ную «биб­лио­те­ку» – гре­че­ские «пер­га­ме­ны», ла­тин­ские хро­но­гра­фы, древ­не­ев­рей­ские ма­ну­скрип­ты, во­шед­шие поз­же, по всей ви­ди­мо­сти, в биб­лио­те­ку Ива­на Гроз­но­го.

Мно­же­ство по­во­зок с при­да­ным со­про­вож­дал пап­ский ле­гат Ан­то­ний, об­ла­чен­ный в крас­ное кар­ди­наль­ское пла­тье и вез­ший че­ты­рех­ко­неч­ный ка­то­ли­че­ский крест как знак на­деж­ды на об­ра­ще­ние рус­ско­го кня­зя в ка­то­ли­че­ство. Крест у Ан­то­ния при въез­де в Моск­ву ото­бра­ли по при­ка­зу мит­ро­по­ли­та Филип­па, не одоб­ряв­ше­го этот брак.

12 но­яб­ря 1472 г., при­няв пра­во­сла­вие под име­нем Со­фии, Зоя бы­ла об­вен­ча­на с Ива­ном III. При этом же­на «ока­то­ли­чи­ла» му­жа, а муж «опра­во­сла­вил» же­ну, что бы­ло вос­при­ня­то совре­мен­ни­ка­ми как по­бе­да пра­во­слав­ной ве­ры над «ла­тын­ством».

18 ап­ре­ля 1474 г. Со­фья ро­ди­ла первую (быст­ро умер­шую) дочь Ан­ну, за­тем еще од­ну дочь (так­же умер­шую столь быст­ро, что ее не успе­ли окре­стить).

Разо­ча­ро­ва­ния в се­мей­ной жиз­ни ком­пен­си­ро­ва­лись ак­тив­но­стью во вне­до­маш­них де­лах. Муж со­ве­то­вал­ся с ней в при­ня­тии го­судар­ствен­ных ре­ше­ний (в 1474 г. им бы­ла вы­куп­ле­на по­ло­ви­на Ро­стов­ско­го кня­же­ства, за­клю­чен дру­же­ствен­ный со­юз с крым­ским ха­ном Менгли-Ги­ре­ем).

Ба­рон Гер­бер­штейн, два ра­за при­ез­жав­ший в Моск­ву по­слом гер­ман­ско­го им­пе­ра­то­ра при Ва­си­лии II, на­слу­шав­шись бо­яр­ских тол­ков, на­пи­сал о Со­фье в сво­их за­пис­ках, что это бы­ла жен­щи­на необы­чай­но хит­рая, имев­шая боль­шое вли­я­ние на кня­зя.

Со­фья де­я­тель­но участ­во­ва­ла в ди­пло­ма­ти­че­ских при­е­мах (ве­не­ци­ан­ский по­слан­ник Кан­та­ри­ни от­ме­тил, что при­ем, ор­га­ни­зо­ван­ный ею, про­шел «весь­ма ве­ли­ча­во и лас­ко­во»).

Со­глас­но ле­ген­де, при­ве­ден­ной не толь­ко рус­ски­ми ле­то­пи­ся­ми, но и ан­глий­ским по­этом Джо­ном Ми­л­то­ном, в 1477 г. Со­фья смог­ла пе­ре­хит­рить та­тар­ско­го ха­на, объ­явив, что име­ла знак свы­ше о стро­и­тель­стве хра­ма свя­то­му Ни­ко­лаю на том ме­сте в Крем­ле, где сто­ял дом хан­ских на­мест­ни­ков, кон­тро­ли­ро­вав­ших сбо­ры яса­ка и дей­ствия Крем­ля. Этот рас­сказ пред­став­ля­ет Со­фью ре­ши­тель­ной на­ту­рой («вы­ста­ви­ла их из Крем­ля, дом снес­ла, хо­тя храм не по­стро­и­ла»).

В 1478 г. Русь фак­ти­че­ски пре­кра­ти­ла вы­пла­ту да­ни Ор­де; до пол­но­го свер­же­ния ига оста­ва­лось два го­да. 25 мар­та 1479 г. Со­фья ро­ди­ла сы­на, бу­ду­ще­го кня­зя Ва­си­лия III Ива­но­ви­ча. В 1480 г., опять-та­ки по «со­ве­ту» су­пру­ги, Иван III вы­ехал с опол­чен­ца­ми к ре­ке Уг­ре (под Ка­лу­гой), где сто­я­ло к вой­ско та­тар­ско­го ха­на Ах­ма­та. «Сто­я­ние на Уг­ре» бит­вой не за­вер­ши­лось. На­чав­ши­е­ся мо­ро­зы и от­сут­ствие про­до­воль­ствия за­ста­ви­ли ха­на с вой­ском уй­ти. Эти со­бы­тия по­ло­жи­ли ко­нец ор­дын­ско­му игу.

Глав­ное пре­пят­ствие на пу­ти уси­ле­ния ве­ли­ко­кня­же­ской вла­сти рух­ну­ло и, опи­ра­ясь, на свою ди­на­сти­че­скую связь с «пра­во­слав­ным Ри­мом» (Кон­стан­ти­но­по­лем) через же­ну Со­фью, Иван III про­воз­гла­сил се­бя пре­ем­ни­ком дер­жав­ных прав ви­зан­тий­ских им­пе­ра­то­ров. Мос­ков­ский герб с Ге­ор­ги­ем По­бе­до­нос­цем был объ­еди­нен с дву­гла­вым ор­лом – древним гер­бом Ви­зан­тии. Этим под­чер­ки­ва­лось, что Москва – на­след­ни­ца Ви­зан­тий­ской им­пе­рии, Иван III – «царь все­го пра­во­сла­вия», Рус­ская Цер­ковь – пре­ем­ни­ца гре­че­ской. Под вли­я­ни­ем Со­фьи це­ре­мо­ни­ал ве­ли­ко­кня­же­ско­го дво­ра при­об­рел неви­дан­ную ра­нее пыш­ность, схо­жую с ви­зан­тий­ско-рим­ской.

В 1483 г. ав­то­ри­тет Со­фьи по­шат­нул­ся: она неосмот­ри­тель­но по­да­ри­ла при­над­ле­жав­шее ра­нее Ма­рии Бо­ри­совне, пер­вой жене Ива­на III, дра­го­цен­ное ро­до­вое оже­ре­лье («са­же­нье») сво­ей пле­мян­ни­це, жене ве­рей­ско­го кня­зя Ва­си­лия Ми­хай­ло­ви­ча. Муж же пред­на­зна­чал до­ро­гой по­да­рок невест­ке Елене Сте­па­новне Во­ло­шан­ке, жене сво­е­го сы­на Ива­на Мо­ло­до­го от пер­во­го бра­ка.

В воз­ник­шем кон­флик­те Иван III тре­бо­вал воз­вра­та оже­ре­лья в каз­ну, но Ва­си­лий Ми­хай­ло­вич пред­по­чел сбе­жать вме­сте с оже­ре­льем в Лит­ву. Вос­поль­зо­вав­шись этим, мос­ков­ская бо­яр­ская вер­хуш­ка, недо­воль­ная успеш­но­стью цен­тра­ли­за­тор­ской по­ли­ти­ки кня­зя, вы­сту­пи­ла про­тив Со­фьи, счи­тая имен­но ее идей­ной вдох­но­ви­тель­ни­цей но­во­вве­де­ний Ива­на, ущем­ляв­ших ин­те­ре­сы его де­тей от пер­во­го бра­ка. Со­фья на­ча­ла упор­ную борь­бу за обос­но­ва­ние пра­ва на мос­ков­ский пре­стол за сво­им сы­ном Ва­си­ли­ем.

Ко­гда сы­ну бы­ло 8 лет, она да­же сде­ла­ла по­пыт­ку ор­га­ни­зо­вать за­го­вор про­тив му­жа (1497 г.), но тот был рас­крыт, а са­ма Со­фья под­верг­лась осуж­де­нию по по­до­зре­нию в вол­шеб­стве и свя­зи с «ба­бой-кол­ду­ньей» (1498 г.) и вме­сте с сы­ном Ва­си­ли­ем под­верг­лась опа­ле.  Но судь­ба бы­ла ми­ло­сти­ва к этой неуем­ной за­щит­ни­це прав сво­е­го ро­да (за го­ды сво­е­го 30-лет­не­го бра­ка Со­фья ро­ди­ла 5 сы­но­вей и 4 до­че­ри).

Смерть стар­ше­го сы­на Ива­на III, Ива­на Мо­ло­до­го, за­ста­ви­ла су­пру­га Со­фьи сме­нить гнев на ми­лость и вер­нуть со­слан­ных в Моск­ву. На ра­до­стях Со­фья за­ка­за­ла цер­ков­ную пе­ле­ну со сво­им име­нем («Ца­рев­на ца­рь­го­род­ская, ве­ли­кая кня­ги­ня мос­ков­ская Со­фья ве­ли­ко­го кня­зя мос­ков­ско­го»).

По­чув­ство­вав се­бя вновь хо­зяй­кой в сто­ли­це, Со­фья су­ме­ла при­влечь в Моск­ву вра­чей, де­я­те­лей куль­ту­ры и осо­бен­но ар­хи­тек­то­ров; в Москве на­ча­лось ак­тив­ное ка­мен­ное стро­и­тель­ство.

При­бив­шие с ро­ди­ны Со­фьи и по ее рас­по­ря­же­нию ар­хи­тек­то­ры Ари­сто­тель Фьо­ра­ван­ти, Мар­ко Руф­фо, Але­виз Фря­зин, Ан­то­нио и Пет­ро Со­ла­ри воз­ве­ли в Крем­ле Гра­но­ви­тую па­ла­ту, Успен­ский и Бла­го­ве­щен­ский со­бо­ры на Со­бор­ной пло­ща­ди Крем­ля; за­вер­ши­лось стро­и­тель­ство Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра.

Вли­я­ние Со­фьи на му­жа воз­рас­та­ло. Бо­ярин Бер­сень уко­риз­нен­но ска­зал то­гда, по сло­вам ле­то­пис­ца: «Го­су­дарь наш, за­пер­шись, у кро­ва­ти вся­кие де­ла де­ла­ет».

По сло­вам В.О. Клю­чев­ско­го, Со­фье «нель­зя от­ка­зать во вли­я­нии на де­ко­ра­тив­ную об­ста­нов­ку и за­ку­лис­ную жизнь Мос­ков­ско­го дво­ра, на при­двор­ные ин­три­ги и лич­ные от­но­ше­ния; но на по­ли­ти­че­ские де­ла она мог­ла дей­ство­вать толь­ко вну­ше­ни­я­ми, вто­рив­ши­ми тай­ным или смут­ным по­мыс­лам са­мо­го Ива­на».

Со­фья умер­ла 7 ав­гу­ста 1503 г. в Москве, рань­ше Ива­на III на два го­да, до­бив­шись мно­гих по­че­стей. Ее по­греб­ли в мос­ков­ском Воз­не­сен­ском де­ви­чьем мо­на­сты­ре Крем­ля.

В де­каб­ре 1994 г. в свя­зи с пе­ре­не­се­ни­ем остан­ков кня­же­ских и цар­ских жён в под­валь­ную па­ла­ту Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра, по хо­ро­шо со­хра­нив­ше­му­ся че­ре­пу Со­фьи уче­ни­ком М.М. Ге­ра­си­мо­ва С.А. Ни­ки­ти­ным был вос­ста­нов­лен ее скульп­тур­ный порт­рет.

Су­ще­ству­ют раз­лич­ные вер­сии от­но­си­тель­но ро­ли Со­фии Па­лео­лог в ис­то­рии Рос­сий­ско­го го­су­дарства. Из За­пад­ной Ев­ро­пы бы­ли вы­зва­ны ху­дож­ни­ки и зод­чие для укра­ше­ния двор­ца и сто­ли­цы. Воз­дви­га­лись но­вые хра­мы, но­вые двор­цы. Ита­лья­нец Аль­бер­ти (Ари­сто­тель) Фио­ра­вен­ти по­стро­ил со­бо­ры Успен­ский и Бла­го­ве­щен­ский. Москва укра­си­лась Гра­но­ви­той па­ла­той, баш­ня­ми кремлев­ски­ми, двор­цом Те­рем­ным, вы­стро­ен, на­ко­нец, был и Ар­хан­гель­ский со­бор.   Вве­ла ра­ди же­нить­бы сво­е­го сы­на Ва­си­лия III ви­зан­тий­ский обы­чай — смотр невест.

Дети Со­фии Па­лео­лог

  1. Еле­на (или Ан­на) (1474), умер­ла во мла­ден­че­стве
  2. Еле­на (1475), умер­ла во мла­ден­че­стве
  3. Фе­о­до­сия (1475— ?).
  4. Еле­на Ива­нов­на (19 мая 1476—1513) — су­пру­га ве­ли­ко­го кня­зя Ли­тов­ско­го и ко­ро­ля Поль­ши Алек­сандра Ягел­ло­на.
  5. Ве­ли­кий князь мос­ков­ский Ва­си­лий III (25 мар­та 1479 — 3 де­каб­ря 1533)
  6. Юрий Ива­но­вич (23 мар­та 1480—1536) — князь дмит­ров­ский.
  7. Дмит­рий Жил­ка (6 ок­тяб­ря 1481—14 фев­ра­ля 1521) — князь уг­лиц­кий.
  8. Ев­до­кия (фев­раль 1483/ок. 1492—1513) — с 25 ян­ва­ря 1506 го­да су­пру­га та­тар­ско­го ца­ре­ви­ча Ху­дай-Ку­ла (Ку­дай­ку­ла), в кре­ще­нии Пет­ра Иб­ра­ги­мо­ви­ча.
  9. Еле­на (8 ап­ре­ля 1484-?) 10. Фе­о­до­сия (29 мая 1485—12 фев­ра­ля 1505) — c 1500 го­да, су­пру­га кня­зя и мос­ков­ско­го во­е­во­ды Ва­си­лия Да­ни­ло­ви­ча Холм­ско­го.
  10. Си­ме­он Ива­но­вич (21 мар­та 1487—26 июня 1518) — князь Ка­луж­ский
  11.  Ан­дрей Ста­риц­кий (5 ав­гу­ста 1490—11 де­каб­ря 1537) — князь ста­риц­кий

К се­ре­дине XVII ве­ка всё её потом­ство угас­ло. Оста­ёт­ся неиз­вест­ной лишь судь­ба воз­мож­но­го потом­ства её пра­пра­внуч­ки Ана­ста­сии Мсти­слав­ской и Си­мео­на Бек­бу­ла­то­ви­ча.

Источник: http://ros-istor.ru/node/353