Василий Николаевич Ксинтарис

Василий Николаевич Ксинтарис. Фото из семейного архива.

Василий Николаевич Ксинтарис. Фото из семейного архива.

Василий Николаевич Ксинтарис (1917 — 2004) — заместитель директора Норильского комбината по снабжению и транспорту. Занимал должности заместителя министра цветной металлургии СССР, первого заместителя председателя Госснаба СССР. Ветеран Норильского комбината, «Норильскснаба», относится к числу неординарных личностей, оставивших след в истории Таймыра, Норильска, Дудинки, Красноярского края.

Родился 27 июня 1917 года в городе Таганроге. В 1935 году окончил Таганрогский планово-экономический техникум. С 1936 по 1940 годы учился в Московском плановом институте Госплана СССР. В 1940 году приехал по распределению в Норильск, руководил группой планового отдела Управления Норильского горно-металлургического комбината.

Жил в городе Дудинке, работал в Дудинском морском порту (1941-1948). 10 декабря 1941 года вышел приказ о назначении Ксинтариса начальником планового отдела Дудинского морского порта. Затем приказы о назначении заместителем начальника порта, начальником водных перевозок. 17 августа 1947 года Василий Николаевич назначен руководителем управления Дудинского порта.

Гиппиус Наталия Александровна (Россия, 1905–1994) «Интерьер» 1930-е

Гиппиус Наталия Александровна (Россия, 1905–1994) «Интерьер» 1930-е

С 1948 по 1957 годы руководил «Норильскснабом». В 1957 году Василий Николаевич возглавил Красноярский Совнархоз. С 1965 по 1987 годы работал заместителем министра цветной металлургии СССР, первым заместителем председателя Госснаба СССР. Занимая высокие должности, много сделал для развития Норильского горно-металлургического комбината, территории Таймырского национального округа, Красноярского края, да и всей страны в целом. Занимаясь снабжением такого гиганта, как Норильский комбинат, он настойчиво и безотказно трудился, осваивая Талнахское месторождение, сооружая Надеждинский металлургический завод. В его ведении были снабжение, железнодорожный, воздушный транспорт, жилищное хозяйство. Руководителей комбината и коллег по работе восхищали умение Ксинтариса быстро анализировать огромный объем информации, вовремя и оперативно принимать эффективные управленческие решения.

Награжден 6 орденами, 9 медалями, в их числе орден Ленина, медаль «За оборону Советского Заполярья». Постановлением Администрации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 20 июня 2002 года за особые заслуги Василию Николаевичу Ксинтарису присвоено звание «Почетный гражданин Таймыра». 30 мая 2004 года Василия Николаевича не стало.

16 мая 2006 года принято Постановление Главы города Дудинки № 18 «Об увековечении памяти Ксинтариса В. Н.», в котором было решено установить мемориальную доску в память о почетном гражданине Таймыра Василии Николаевиче Ксинтарисе.

Мешков В.И. Северный порт. 2-я пол.20 в. бумага, цветная линогравюра, 43,2 х 73,8

Мешков В.И. Северный порт. 2-я пол.20 в. бумага, цветная линогравюра, 43,2 х 73,8

27 июня 2007 года в городе Дудинке (ул. Советская, д. 43), на фасаде здания Управления Заполярного транспортного филиала ОАО ГМК «Норильский Никель» установлена мемориальная доска В. Н. Ксинтарису.

СНАБЖЕНЕЦ ОТ БОГА

В Таганроге он окончил школу и техникум…За достойные успехи в учёбе и общественной жизни техникума его отправили учиться в Москву, где юж

анин успешно окончил институт и получил направление на работу в заполярный город Норильск. Так Ксинтарис попал в систему НКВД (ГУЛАГ).

Рождественский Василий Васильевич (1884-1963) «Северная деревня. Нижмоозеро» 1930

Рождественский Василий Васильевич (1884-1963) «Северная деревня. Нижмоозеро» 1930

В Норильск он приехал в предвоенном 1940 году. Город тогда представлял собой совершенно обособленное место, находился на сверхсекретном положении. В Заполярье строился уникальный комбинат, который крайне нужен был стране для выпуска прежде всего никеля.

В оборонной промышленности в те годы никеля не хватало. Предприятия, расположенные на Урале и Украине, не могли обеспечить необходимый объём, а Мончегорский комбинат только-только приступил к выпуску стратегического сырья. С началом войны, в 1941 году, он также был эвакуирован в Норильск.

Василий Ксинтарис, принятый на службу, как и многие другие молодые специалисты, самим Аврамием Павловичем Завенягиным, начальником строительства комбината, начал с работы в плановом отделе. Там он смог представить всю масштабность стройки и будущего производства.

Затем Василий Николаевич был командирован Завенягиным в Дудинку. Дудинка — крайне важное звено в структуре материально-технического снабжения индустриального гиганта, но в то время оно было довольно архаичным, точнее, там всё только начинало развиваться. Именно туда стекались все промышленные, продовольственные, торговые ресурсы, необходимые для жизнедеятельности строек и действующих предприятий Норильска.

Лой Николай Самый северный

Лой Николай Самый северный

Ксинтарис за 4 года прошёл путь от рядового инженера до заместителя начальника порта, познал всю гамму проблем, связанных со снабжением комбината, научился жить среди заключённых.

Самым счастливым стал день начала выпуска долгожданного никеля. Это действительно была победа! В далёком Заполярье, благодаря труду тысяч заключённых и вольнонаёмных, было налажено производство металла, так необходимого стране в годы войны…

В 1942 году В. Н. Ксинтарис вместе со своими коллегами участвовал в восстановлении посёлка Диксон и ремонте сторожевого корабля СКР-19 Северного военно-морского флота. За это был награждён медалью «За оборону Советского Заполярья», чем очень гордился.

Героический подвиг гарнизона Диксона, моряков и жителей посёлка, имел большое значение для всего хода Второй мировой войны: снизилась активность германских военно-морских сил на коммуникациях Севморпути. В Дудинский порт стали более свободно проходить арктические суда из Архангельска и США, доставлявшие технику и материалы по ленд-лизу.

Лой Николай Диксон Порт

Лой Николай Диксон Порт

Василия Николаевича назначили начальником Дудинского порта. Ему пришлось заниматься строительством причалов, складских баз, нефтебазы, социальных объектов. Ксинтарис создавал собственное пароходство, строил суда на верфях в Дудинке, Игарке, Подтёсове, Предивном. Оказывал повседневную помощь в строительстве, организации и эксплуатации Злобинского порта комбината в Красноярске. Несмотря на трудности военного времени, грузооборот Дудинского порта очень быстро почти удвоился и достиг 527 тысяч тонн. К 1945 году норильчане своими силами перевозили по водным путям до 60 процентов всех необходимых грузов.

Создатель «Норильскснаба»

Лой Николай Северные рубежи

Лой Николай Северные рубежи

В конце 1944 года произошло событие, имевшее переломное значение в организации системы материально-технического снабжения комбината. Было создано хозрасчётное объединение — централизованное Управление снабжения («Норильскснаб»), аналогом которого ранее был «Дальстройснаб», созданный ещё в системе ГУЛАГа.

Появление такого объединения напрашивалась давно. Трудностей и недостатков в оперативном хозяйственном управлении многочисленных подразделений комбината на Таймыре и за его пределами хватало с избытком. В начале 40-х годов это понимали и в Норильске, и в Москве.

Создателем «Норильскснаба» был А. П. Завенягин, заместитель наркома внутренних дел СССР. Он прекрасно знал все противоречия существующей системы снабжения. В. Н. Ксинтарис же участвовал в подготовке первоначальных нормативных документов, а затем возглавил «Норильскснаб».

На его плечи легла колоссальная по сложности задача: не только наладить, но и резко улучшить оперативное управление всем процессом, ускорить обработку документов на поставку маттехресурсов, а также логистику транспортного обеспечения железнодорожного, речного и морского направлений.

Порт Диксон. Б.М. Витомский.

Порт Диксон. Б.М. Витомский.

Не имея устойчивых круглогодичных транспортных коридоров с «материком», при плохой телефонно-телеграфной связи Ксинтарису удавалось решать многочисленные снабженческие проблемы заполярного гиганта в стране тотального дефицита.

Параллельно Василий Николаевич, как высококвалифицированный и опытный плановик, возглавлял работу по созданию единого снабженческого хозяйства, разработал тарифную систему на всех этапах транспортно-снабженческого комплекса, бухгалтерскую отчётность.

Лой Николай Дорога на Талнах

Лой Николай Дорога на Талнах

Все эти основы и принципы, заложенные Ксинтарисом, послужили достойной базой для дальнейшего совершенствования всего комплекса снабжения комбината на многие десятилетия вперёд. Сам он позже добрым словом вспоминал замечательных специалистов, шахтёров, экономистов, плановиков высшей квалификации, отбывавших свои лагерные сроки в Заполярье. Без их помощи он бы не обошёлся.

С некоторыми из этих людей он дружил потом всю жизнь. А в лагерное время помогал им, чем мог, снискав уважение среди них.

К сожалению, в 1951 году Василия Николаевича и его семью постигло обычное в то время несчастье. Он без особых объяснений был отстранён от должности, исключён из партии и отправлен в ссылку: сначала — на Кольский полуостров, затем — в Якутию.

После смерти Сталина В. Н. Ксинтарис вернулся в Норильск, был восстановлен в партии. Работал руководителем предприятий стройматериалов, а затем снова — начальником «Норильскснаба» и заместителем директора комбината.

Ройтер М. Г., На просторах Сибири, 1957 год

Ройтер М. Г., На просторах Сибири, 1957 год

Во главе Красноярского совнархоза

В 1957 году Василия Николаевича в составе большой группы норильчан пригласили в аппарат Красноярского совнархоза, на должность начальника УМТС — управления материально-технического снабжения всего края. Председателем совнархоза тогда был легендарный Пётр Фадеевич Ломако, впоследствии министр цветной металлургии.

В Красноярске Ксинтарису пришлось отвечать за обеспечение ресурсами предприятий региона. Прежде всего надо было создать систему снабжения, подобрать квалифицированные кадры — а начинал он почти с нуля.

С. Рогаль. Пробуждение Енисея. Масло. 1972—1973.

С. Рогаль. Пробуждение Енисея. Масло. 1972—1973.

Необходимо было наладить деловые связи с центральными государственными органами и многочисленными изготовителями, поставщиками оборудования и материалов для действующих предприятий и начинавшегося строительства гидротехнических, машиностроительных и лесохимических объектов.

В 1961 году произошёл новый поворот в жизни В. Н. Ксинтариса — его назначили первым заместителем председателя совнархоза, а после перехода П. Ф. Ломако в центральный аппарат — председателем.

В качестве руководителя огромного Красноярского края ему пришлось продолжить разрабатывать программу десятилетки экономического развития региона, заниматься всеми направлениями: от работы с месторождениями минеральных ресурсов, строительства рудников, предприятий энергетики, чёрной и цветной металлургии — до сельского хозяйства, транспорта и так далее.

В 1965 году Василий Николаевич был назначен заместителем министра цветной металлургии, начал заниматься снабжением сотен предприятий отрасли всего Советского Союза — от заполярных границ до Чукотки.

Наговицын Анатолий Терентьевич (Россия, 1921-2002) «На перевозе»

Наговицын Анатолий Терентьевич (Россия, 1921-2002) «На перевозе»

Цветная металлургия развивалась динамично. Государственные планы выполнялись и перевыполнялись. В частности, велось строительство предприятий особой важности — так называемая группа «100».

Нельзя не оценить заслуг В. Н. Ксинтариса и в организации экспериментальных рейсов морских судов по трассе Севморпути в Западном секторе Арктики.

В 70-е годы, за 8 лет напряжённого труда лучших специалистов Норильского комбината и Минморфлота СССР, удалось перейти от экспериментов в навигации к работе в круглогодичном режиме.

Тимофеев Анатолий Павлович (Россия, 1928) «Весна на Ангаре»

Тимофеев Анатолий Павлович (Россия, 1928) «Весна на Ангаре»

В этот период бурными темпами развивались порты Дудинка, Архангельск, Мурманск, Кандалакша. Были введены в эксплуатацию новые типы ледоколов и транспортных судов.

Весь комплекс мер, предпринятых правительством СССР и реализованных Минцветметом, Минморфлотом, Минречфлотом и Норильским комбинатом, позволил успешно завершить строительство новых крупных заводов, рудников Норильского комбината, давших стране вдвое больше стратегического металла.

И «Госснаб» был ему по плечу

Лой Николай Меридианы и параллели горы Шмидта

Лой Николай Меридианы и параллели горы Шмидта

Учитывая большой хозяйственный и управленческий опыт В. Н. Ксинтариса, Совмин СССР по согласованию с ЦК КПСС назначил его заместителем, а затем — первым заместителем председателя Государственного комитета по материально- техническому снабжению («Госснаб»). Фактически он стал руководителем всей снабженческой отрасли СССР.

Василий Николаевич проработал на этом высоком посту 11 лет. Здесь в полной мере раскрылся его талант крупного хозяйственного руководителя и государственного деятеля.

Кроме внутренних вопросов, пришлось заниматься координацией систем снабжения стран Варшавского договора и других дружественных государств, имевших договоры с СССР.

В 80-е годы сформировалась вся территориальная сеть снабженческих организаций и всесоюзная транспортная логистика. Особое внимание уделялось организации завоза ресурсов на Крайний Север с ограниченными сроками навигации.

Круглогодичное движение морских судов в Западном секторе Арктики снимало массу проблем на Ямале и Таймыре, но в трудном транспортном положении оставались Чукотка и Якутия, а также восточносибирские регионы страны. Являясь председателем специальной комиссии, В. Н. Ксинтарис уделял этой проблеме особое внимание. Он отвечал за чёткое обеспечение строек группы «100», внедрял контейнерные перевозки в рамках автоматизированной системы управления складским хозяйством, учёт движения ресурсов от поставщика к потребителю.

Кроме того, широко использовал зарубежный опыт, регулярно посещал всевозможные промышленные выставки, которые проводились у нас и в других странах.

Лой Николай. Норильский ритм

Лой Николай. Норильский ритм

Вспоминая друга и соратника

Василий Николаевич со времён школы и института активно участвовал во всех общественных мероприятиях. Работая в Дудинке и Норильске, был членом горкомов и крайкома партии, депутатом местных Советов, а в Москве избирался депутатом Верховного Совета РСФСР нескольких созывов, 12 лет являлся членом ВЦСПС.

В. Н. Ксинтарис награждён государственными наградами: орденами и медалями. Был Почётным гражданином Таймыра, Почётным полярником Минморфлота, Почётным ветераном Красноярского края, одним из организаторов общества «Красноярское землячество» в Москве.

Софронов Юрий Федорович (Россия, 1929-2012) «На Северной Двине»

Софронов Юрий Федорович (Россия, 1929-2012) «На Северной Двине»

Василий Николаевич трепетно относился к своей семье: к супруге, детям, родителям. По рассказам коллег, он отличался общительностью, любил компании, много читал, интересовался театром и кино, при возможности посещал спортивные соревнования, ипподром, с удовольствием бывал на природе.

Несмотря на открытость, очень осторожно подходил к оценке прошлых и нынешних событий в стране. Старался быть объективным. Слыл убеждённым государственником.

Столетний юбилей В. Н. Ксинтариса — повод вспомнить одного из самых известных, выдающихся представителей нашего поколения, который действительно прошёл огонь и воду. И все свои силы, знания отдал на благо страны.

«О времени, о Норильске, о себе…»

Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «В комнате военных лет» 1943

Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «В комнате военных лет» 1943

Я родился в семье служащего в 1917 г. в Таганроге. Здесь прошло мое детство, здесь окончил семилетку, планово-экономический техникум. День окончания техникума совпал с днем смерти моего отца. В 1935 г. мать и двое моих братьев остались без средств к существованию. Я после техникума был направлен на работу в райплан Тифлисского райисполкома. Поскольку окончившие техникум с отличием имели право продолжить учебу, не отрабатывая положенных по закону трех лет, через год я стал студентом Московского планового института Госплана СССР. В 1940 г. я его окончил. По распределению был направлен в органы тогдашнего НКВД: так я попал на работу в Норильск. С небольшим перерывом я проработал в Норильске 17 лет, прошел путь от рядового экономиста планового отдела Норильлага до заместителя директора комбината по снабжению и транспорту — начальника Норильскснаба…

Надо сказать, учет в системе НКВД был идеальный. Утром развод на работы проходил в восемь утра. В десять часов у меня на столе уже лежали данные по четырем категориям. А — сколько трудоспособных вышли на работу. Б — сколько людей состоит на обслуживании лагеря. В — сколько на сегодняшний день больных. Г — сколько наказанных находится в ШИЗО (штрафных изоляторах). Смертность шла отдельной строкой. Больше нигде и никогда я не видел столь пунктуального учета…

Михайлов Алексей Сергеевич (1926-1993) «Белые ночи» 1966-1967

Михайлов Алексей Сергеевич (1926-1993) «Белые ночи» 1966-1967

Процент сволочей среди лагерного начальства в Норильлаге может быть был чуть повыше среднестатистического по СССР, но гораздо выше был процент человечности, сочувствия к осужденным, простой порядочности. Ну разве мог не знать начальник учетно-распределительного отдела лагерей (УРО), что его жена помогает красавице Людмиле, популярной в Норильске певице, встречаться с заключенным Валерием Буре, знаменитым вратарем сборной страны по ватерполо? В Норильлаге в большом почете была художественная самодеятельность, тут и познакомились вольнонаемная и заключенный, дед нынешнего известного Павла Буре. Кстати, у его прославленного деда был не менее знаменитый дед Буре, часовщик, чья марка и сегодня вызывает восхищение во всем мире.

Бывало, в Норильлаге кто-то из семьи был заключенным, а кто-то работал в политчасти, и каждый вел себя так, чтобы не навредить другому… Например, в Норильскснабе у меня работал заключенный Игорь Титович Передереев, а его родной брат был секретарем одного из горкомов партии на Урале, а самый старший брат был полковником авиации, заслуженным летчиком СССР. В Норильске я встретился с теми, с кем был знаком по Таганрогу: целый год я проработал заместителем председателя райплана одного из исполкомов Азово-Черноморского края. Леон Айвазов, заключенный, который стал потом главным бухгалтером комбината, был одним из секретарей Азово-Черноморского крайкома комсомола. В Норильске мы возобновили с ним дружеские отношения.

Никонов Михаил Федорович (1928-2010) «Баржи на реке» 1950-е

Никонов Михаил Федорович (1928-2010) «Баржи на реке» 1950-е

В Таганроге мы жили на одной улице с братьями Шапоренко, Иван был секретарем горкома комсомола Таганрога и вдруг исчез. Спустя несколько лет я случайно встретил его в Норильске. Впрочем, его брата тоже. За длинный рост Ивана звали не просто по имени, а «полтора Ивана». И вот однажды иду я на работу по Горной улице (я жил здесь в 12-квартирном фанерном доме) и вижу, как в колонне заключенных, которую тоже вели на работу, возвышается один-единственный человек. Я прибавил шагу, узнал Ивана и закричал:

— Иван! Я в плановом отделе, ищи меня!

По обе стороны колонны охрана заключенных с собаками идет. Она идет невозмутимо, а я рядом все кричу Ивану, пока он не обернулся. Охрана свое дело делает, а я кричу, пока не понял, что Иван меня узнал.

Стожаров Владимир Федорович (Россия, 1926-1973) «Идет первый теплоход»

Стожаров Владимир Федорович (Россия, 1926-1973) «Идет первый теплоход»

Через зэков 2-го лаготделения я установил с ним связь. Это был конец сентября — начало октября 1940 г. Я тогда уже знал, что и Завенягин вот также случайно среди заключенных увидел своего друга и, как мог, помогал ему, подкармливал прежде всего. Я тогда и рассудил: если Завенягину можно, то почему мне нельзя? Иван Шапоренко работал электриком во 2-м лагоотделении, я устроил встречу с ним в управлении комбината, передачу ему дал и потом систематически передавал ему еду.

Лесовой Петр Васильевич (1948) «Крутые берега Оби»

Лесовой Петр Васильевич (1948) «Крутые берега Оби»

В Дудинке в политотделе брат Ивана работал, о чем я и сказал Ивану. Он сразу попросил ничего не говорить о нем брату: ведь он на политработе, ему многое нельзя…

Так, через цепочку заключенных, мы общались с Иваном четыре года. В 1945 г. Ивана освободили, правда, из-за не окончившейся войны его освобождение задержали, но уж потом братья встретились с большой радостью. Система выживания срабатывала безотказно: ни родственники, ни сослуживцы старались не навредить друг другу.

В Норильлаге сидел известный на всю страну спортсмен Андрей Старостин, один из знаменитых братьев. Самый старший из них — Николай сидел в Магадане, Александр — в Воркуте, не знаю только, где Петр сидел… С Андреем Старостиным отбывал срок и муж его родной сестры Клавдии. Сколько замечательных людей собрал Норильск, и как велико было их влияние на жизнь стремительно развивающегося поселка…

Лой Николай Майский день на Талнахе

Лой Николай Майский день на Талнахе

Когда я уже жил и работал в Москве, однажды мне преподнесли удивительный подарок — альбом с фотографиями Норильска 1942 г. Он открывается панорамой Норильска. Говорят, что здесь не обозначены лаготделения. Это не так, их просто не видно на фотографии, охватывающей большую часть промзоны. Я думаю, что эта панорама просто не захватила лагеря. Вот улица Горная. Ее левая сторона — лаготделения, а правая — жилые дома, бутовые. Бут — это серый прочный камень. За 25-м заводом был карьер, где добывали бут. ДИТР — это своего рода граница, отделяющая вольнонаемную зону от лагерной. Совсем недалеко располагалось, например, 2-е лаготделение, где в свое время был проектный отдел.

С 1946 г. в Норильске появились женские лагеря. Горный лагерь — в 1948 г., где сейчас стадион. Временную электростанцию-2 превратили в спортзал, и туда ходил тренироваться командный состав лагеря…

Я работал в Дудинке начальником порта. В 1948 г. все, что было связано с водным транспортом, входило в зону моей ответственности. Помню, что получил телеграмму от министра внутренних дел Круглова. Содержание такое: к вам направлен английский пароход, груженный польским цементом. На борту 4 тысячи тонн, разгрузить их за 96 часов только силами вольнонаемных.

Лой Николай. В проливе Вилькицкого

Лой Николай. В проливе Вилькицкого

Сильно озадачила нас эта телеграмма. Дело в том, что в Дудинском порту вольнонаемных было всего человек 120-150, и все это были «взбесившиеся домохозяйки» — так иногда мы называли жен командного состава, которые не имели специальности, работали экономистами, в торговле, в кадрах. А нужны были крепкие мужики, человек 160, — тогда, может быть, и справились бы с разгрузкой цемента за четверо суток. Что делать? Звоню Звереву. Он говорит:

— Собери замов и посоветуйтесь, как быть в этой ситуации.

И вот собрались начальник оперчекотдела, зам. начальника по лагерю, руководители служб. Объяснил ситуацию. Все пришли к одному мнению: о вольнонаемных грузчиках не может быть и речи. Но как тогда выполнить поставленную задачу? Начальник оперчекотдела майор Василий Кондратьевич Павлов предложил:

— Подберем надежных заключенных и разгрузим корабль.

Косьмин Дмитрий Александрович (Россия, 1925-2003) «На Енисее»

Косьмин Дмитрий Александрович (Россия, 1925-2003) «На Енисее»

Зам. по лагерю капитан Михно продолжил:

— Оденем заключенных в хорошую спецодежду, военизированную охрану также оденем, вместо винтовок дадим на всякий случай пистолеты…

Тут же решили, что заключенным скажем всю правду — и про запрет министра, и про 96 часов, и про охрану с пистолетами. Собрали зэков в клубе лагеря, высказали им свои соображения.

— Поняли, что предстоит?

— Поняли, — отвечают. — Только дайте нам посоветоваться.

Через некоторое время заключенный от всех высказал просьбу:

— Мы постараемся и быстрее разгрузить цемент, вот только вместо солонины нам бы свежего мяса поесть, хотя бы по 100 граммов, да махорки просим по пачке в день…

Мешков Владимир Ильич (1919-2012) «На берегу Карского моря»

Мешков Владимир Ильич (1919-2012) «На берегу Карского моря»

Надо сказать, что в 4-м лаготделении держали 50 свиней. С махоркой и в Дудинке, и в Норильске было тяжело. Например, спичечный коробок махорки стоил в сентябре 1948 г. 100 рублей. Сравните: буханка хлеба стоила 20 рублей. Михно спрашиваю:

— Обеспечим грузчиков?

Покряхтел Михно и ответил:

— Найдем…

В Дудинке было много хороших специалистов, они за три дня сшили замечательную, как в американском журнале, спецодежду. Пароход разгрузили за 72 часа. На подъеме последнего груза стрела пароходного крана сломалась, мы подозревали, что наши грузчики это сделали намеренно — в два раза больше погрузили цемента, доставили его нормально, вот только стрела не выдержала и сломалась.

Лой Николай На берегу Карского моря

Лой Николай На берегу Карского моря

Когда английский пароход, прощально загудев, отошел от причала Дудинского порта, открылась удивительная картина: на воде плавали белый хлеб, пакеты, сигареты… Негры (нижняя команда парохода) и белые бросали нашим людям, как собакам, хлеб, шоколад и даже колбасу. Ни разу никто ничего не взял. То ли на это грузчики ответили сломанным краном, то ли еще почему-то. Но в тот же день всех заключенных, разгрузивших цемент с английского парохода, пригласили в лагерный клуб к накрытым столам: их угостили хорошим обедом из свежего мяса. Всем сократили срок наказания на 3 месяца, на полгода.

Меня наградили именными часами, и еще человек 20 получили подарки и грамоты. А докладывать, кто и как разгрузил английский пароход, мы не стали… Дело-то сделали.

…В проектном отделе, впрочем, как и во всех остальных коллективах, работало много заключенных. Гласности в годы Норильлага быть не могло, но негласно А.П.Завенягин своим примером и действиями как бы утвердил отношение к заключенному как к человеку, что сделать в военной системе было очень непросто. А он сумел. Это понимали и сами заключенные. Да я и сам ощущал их нормальное отношение к себе — никакой враждебности! Когда я был заместителем начальника Дудинского порта, часто во время грузовых работ без всякой охраны один ходил по баржам, спускался в трюмы пароходов — при желании меня нетрудно было утопить, убить… Но никто никогда никаких даже попыток таких не сделал, да и я сам чувствовал себя довольно спокойно в среде заключенных. Такое человеческое отношение к официальным врагам народа осталось и тогда, когда во главе комбината стали А.А.Панюков и В.С.Зверев.

1423951_600

Василий Николаевич Ксинтарис. Фото из семейного архива.

orig (3)

Ксинтарис принимает поздравления от Владимира Ивановича Долгих и членов Красноярского землячества в Москве. Фото из семейного архива.

orig (4)

Василий Николаевич со своей семьёй и другом — известным советским писателем Константином Симоновым. Фото из семейного архива.

Руководители Красноярского совнархоза встречают Никиту Хрущёва (Василий Ксинтарис — второй справа, Пётр Ломако — четвёртый справа в верхнем ряду).

Ксинтарис Василий Николаевич (1917 — 2004) // Мемориальные доски красноярья
И. АРИСТОВ, В. ПОЛИЩУК, ветераны Норильского ГМК имени А. П. Завенягина, Почётные граждане Норильска. // СНАБЖЕНЕЦ ОТ БОГА В СТРАНЕ ТОТАЛЬНОГО ДЕФИЦИТА
Василий Николаевич Ксинтарис // «О времени, о Норильске, о себе…»// Серия книг «О времени, о Норильске, о себе…» издается Галиной Ивановной Касабовой. http://www.memorial.krsk.ru/memuar/Kasabova/02/Ksintaris.htm