Софья Палеолог

Со­фья Па­лео­лог (Зоя Па­лео­лог) (?–1503), пле­мян­ни­ца по­след­не­го ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на XI, же­на (с 1472 г.) ве­ли­ко­го кня­зя мос­ков­ско­го Ива­на III; брак его с Со­фьей Па­лео­лог спо­соб­ство­вал про­воз­гла­ше­нию Рус­ско­го го­су­дар­ства пре­ем­ни­ком Ви­зан­тии. Со­фья Па­лео­лог, Зоя Па­лео­лог (умер­ла 7.4.1503), пле­мян­ни­ца по­след­не­го ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на XI Па­лео­ло­га, с но­яб­ря 1472 г. же­на ве­ли­ко­го кня­зя Ива­на III Ва­си­лье­ви­ча.

Имя Со­фьи она по­лу­чи­ла в Рос­сии. Брак с Со­фьей Па­лео­лог Иван III ис­поль­зо­вал для укреп­ле­ния пре­сти­жа Ру­си в меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ни­ях и ав­то­ри­те­та ве­ли­ко­кня­же­ской вла­сти внут­ри стра­ны.  Со­фья Па­лео­лог (?–1503), же­на (с 1472 г.) ве­ли­ко­го кня­зя Ива­на III, пле­мян­ни­ца по­след­не­го ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на XI Па­лео­ло­га.

При­бы­ла в Моск­ву 12 но­яб­ря 1472 г.; в тот же день в Успен­ском со­бо­ре со­сто­я­лось её вен­ча­ние с Ива­ном III. Брак с Со­фьей Па­лео­лог спо­соб­ство­вал укреп­ле­нию пре­сти­жа Рус­ско­го го­су­дар­ства в меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ни­ях и ав­то­ри­те­та ве­ли­ко­кня­же­ской вла­сти внут­ри стра­ны.

Для Со­фьи Па­лео­лог в Москве бы­ли по­стро­е­ны осо­бые хо­ро­мы и двор, сго­рев­шие в 1493 г. При Со­фье Па­лео­лог ве­ли­ко­кня­же­ский двор от­ли­чал­ся осо­бой пыш­но­стью. Из Ита­лии в Моск­ву бы­ли при­гла­ше­ны зод­чие для укра­ше­ния двор­ца и сто­ли­цы. Бы­ли воз­ве­де­ны сте­ны и баш­ни Крем­ля, Успен­ский и Бла­го­ве­щен­ский со­бо­ры, Гра­но­ви­тая па­ла­та, Те­ремной дво­рец. Со­фья Па­лео­лог при­вез­ла в Моск­ву бо­га­тую биб­лио­те­ку.

Ди­на­сти­че­ско­му бра­ку Ива­на III с Со­фьей Па­лео­лог обя­зан сво­им по­яв­ле­ни­ем чин вен­ча­ния на цар­ство. С при­ез­дом Со­фьи Па­лео­лог свя­зы­ва­ют по­яв­ле­ние в со­ста­ве ди­на­сти­че­ских ре­га­лий тро­на из сло­но­вой ко­сти, на спин­ке ко­то­ро­го бы­ло по­ме­ще­но изоб­ра­же­ние еди­но­ро­га, став­ше­го од­ной из са­мых рас­про­стра­нён­ных эм­блем рус­ской го­судар­ствен­ной вла­сти. Око­ло 1490 г. впер­вые по­яви­лось изоб­ра­же­ние вен­це­нос­но­го дву­гла­во­го ор­ла на па­рад­ном пор­та­ле Гра­но­ви­той па­ла­ты.

Ви­зан­тий­ская кон­цеп­ция са­краль­но­сти им­пе­ра­тор­ской вла­сти пря­мо по­вли­я­ла на вве­де­ние Ива­ном III «бо­го­сло­вия» («Бо­жьей ми­ло­стью») в ти­ту­ле и в пре­ам­бу­ле го­судар­ствен­ных гра­мот. Со­фья Фо­ми­нич­на Па­лео­лог (урож­ден­ная Зоя) (1443/1449–1503) – вто­рая же­на ве­ли­ко­го кня­зя мос­ков­ско­го Ива­на III Ва­си­лье­ви­ча, дочь пра­ви­те­ля (дес­по­та) Мо­реи (Пе­ло­пон­не­са) Фо­мы Па­лео­ло­га, пле­мян­ни­ца по­след­не­го ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на XI, по­гиб­ше­го при взя­тии Кон­стан­ти­но­по­ля тур­ка­ми в 1453 г.

Ро­ди­лась меж­ду 1443 и 1449 гг. на Пе­ло­пон­не­се. По­сле 1453 г. Фо­ма Мо­рей­ский пе­ре­се­лил­ся с се­мьей в Рим. Там Со­фья по­лу­чи­ла непло­хое по то­му вре­ме­ни вос­пи­та­ние при дво­ре про­све­щен­но­го па­пы Сикс­та IV (из­вест­но­го сво­им по­кро­ви­тель­ством Ми­ке­лан­дже­ло, ко­то­ро­му он за­ка­зал рос­пись ка­пел­лы его име­ни при пап­ских по­ко­ях).

Идея бра­ка под­рос­шей Зои с ов­до­вев­шим пра­ви­те­лем Мос­ков­ско­го цар­ства Ива­ном III, в 1467 г. по­хо­ро­нив­шим свою первую же­ну Ма­рию Бо­ри­сов­ну, дочь кня­зя твер­ско­го, так­же при­над­ле­жа­ла пап­ской ку­рии. Глав­ной це­лью бра­ка бы­ло во­вле­че­ние Ру­си в об­ще­ев­ро­пей­ский кре­сто­вый по­ход про­тив Тур­ции.

К Зое неудач­но сва­та­лись фран­цуз­ский и ми­лан­ский гер­цо­ги, ко­то­рым хо­те­лось по­род­нить­ся со знат­ной се­мьей Па­лео­ло­гов, но став­ка ку­рии бы­ла уже ори­ен­ти­ро­ва­на на Моск­ву. По­слан­ный в 1467 г. Рос­сию пап­ский ле­гат, пред­ло­жив­ший за­клю­че­ние бра­ка, был при­нят с по­че­стя­ми. Укреп­ляв­ший ве­ли­ко­кня­же­скую власть Иван III рас­счи­ты­вал, что род­ство с ви­зан­тий­ским до­мом по­мо­жет Мос­ко­вии по­вы­сить меж­ду­на­род­ный пре­стиж, за­мет­но по­шат­нув­ший­ся за два сто­ле­тия ор­дын­ско­го ига, и спо­соб­ство­вать по­вы­ше­нию ав­то­ри­те­та ве­ли­ко­кня­же­ской вла­сти внут­ри стра­ны.

По­сол Ива­на III – Иван Фря­зин, по­слан­ный вме­сте с ле­га­том в Рим, дабы «неве­сту ви­де­ти», со­об­щил, что Зоя невы­со­ка ро­стом, пол­ная, с кра­си­вы­ми боль­ши­ми гла­за­ми и с необык­но­вен­ной бе­лиз­ны ко­жей (чи­сто­та ко­жи как при­знак здо­ро­вья вы­со­ко це­ни­лась в Мос­ко­вии). С со­бой из Ри­ма Фря­зин при­вез порт­рет неве­сты в ви­де пар­су­ны, изоб­ра­же­ния ре­аль­но­го ли­ца как свя­то­го (ле­то­пи­сец со­об­ща­ет, что Зоя бы­ла «на иконе пи­са­на»). Мно­гие совре­мен­ни­ки го­во­ри­ли так­же об остром уме мо­ло­дой жен­щи­ны.

В мар­те 1472 г. вто­рое по­соль­ство к па­пе за­вер­ши­лось при­ез­дом Зои в Моск­ву. Вме­сте с ней в Рос­сию при­е­ха­ло ее при­да­ное, вклю­чав­шее (по­ми­мо мно­же­ства ма­те­ри­аль­ных цен­но­стей и укра­ше­ний) огром­ную «биб­лио­те­ку» – гре­че­ские «пер­га­ме­ны», ла­тин­ские хро­но­гра­фы, древ­не­ев­рей­ские ма­ну­скрип­ты, во­шед­шие поз­же, по всей ви­ди­мо­сти, в биб­лио­те­ку Ива­на Гроз­но­го.

Мно­же­ство по­во­зок с при­да­ным со­про­вож­дал пап­ский ле­гат Ан­то­ний, об­ла­чен­ный в крас­ное кар­ди­наль­ское пла­тье и вез­ший че­ты­рех­ко­неч­ный ка­то­ли­че­ский крест как знак на­деж­ды на об­ра­ще­ние рус­ско­го кня­зя в ка­то­ли­че­ство. Крест у Ан­то­ния при въез­де в Моск­ву ото­бра­ли по при­ка­зу мит­ро­по­ли­та Филип­па, не одоб­ряв­ше­го этот брак.

12 но­яб­ря 1472 г., при­няв пра­во­сла­вие под име­нем Со­фии, Зоя бы­ла об­вен­ча­на с Ива­ном III. При этом же­на «ока­то­ли­чи­ла» му­жа, а муж «опра­во­сла­вил» же­ну, что бы­ло вос­при­ня­то совре­мен­ни­ка­ми как по­бе­да пра­во­слав­ной ве­ры над «ла­тын­ством».

18 ап­ре­ля 1474 г. Со­фья ро­ди­ла первую (быст­ро умер­шую) дочь Ан­ну, за­тем еще од­ну дочь (так­же умер­шую столь быст­ро, что ее не успе­ли окре­стить).

Разо­ча­ро­ва­ния в се­мей­ной жиз­ни ком­пен­си­ро­ва­лись ак­тив­но­стью во вне­до­маш­них де­лах. Муж со­ве­то­вал­ся с ней в при­ня­тии го­судар­ствен­ных ре­ше­ний (в 1474 г. им бы­ла вы­куп­ле­на по­ло­ви­на Ро­стов­ско­го кня­же­ства, за­клю­чен дру­же­ствен­ный со­юз с крым­ским ха­ном Менгли-Ги­ре­ем).

Ба­рон Гер­бер­штейн, два ра­за при­ез­жав­ший в Моск­ву по­слом гер­ман­ско­го им­пе­ра­то­ра при Ва­си­лии II, на­слу­шав­шись бо­яр­ских тол­ков, на­пи­сал о Со­фье в сво­их за­пис­ках, что это бы­ла жен­щи­на необы­чай­но хит­рая, имев­шая боль­шое вли­я­ние на кня­зя.

Со­фья де­я­тель­но участ­во­ва­ла в ди­пло­ма­ти­че­ских при­е­мах (ве­не­ци­ан­ский по­слан­ник Кан­та­ри­ни от­ме­тил, что при­ем, ор­га­ни­зо­ван­ный ею, про­шел «весь­ма ве­ли­ча­во и лас­ко­во»).

Со­глас­но ле­ген­де, при­ве­ден­ной не толь­ко рус­ски­ми ле­то­пи­ся­ми, но и ан­глий­ским по­этом Джо­ном Ми­л­то­ном, в 1477 г. Со­фья смог­ла пе­ре­хит­рить та­тар­ско­го ха­на, объ­явив, что име­ла знак свы­ше о стро­и­тель­стве хра­ма свя­то­му Ни­ко­лаю на том ме­сте в Крем­ле, где сто­ял дом хан­ских на­мест­ни­ков, кон­тро­ли­ро­вав­ших сбо­ры яса­ка и дей­ствия Крем­ля. Этот рас­сказ пред­став­ля­ет Со­фью ре­ши­тель­ной на­ту­рой («вы­ста­ви­ла их из Крем­ля, дом снес­ла, хо­тя храм не по­стро­и­ла»).

В 1478 г. Русь фак­ти­че­ски пре­кра­ти­ла вы­пла­ту да­ни Ор­де; до пол­но­го свер­же­ния ига оста­ва­лось два го­да. 25 мар­та 1479 г. Со­фья ро­ди­ла сы­на, бу­ду­ще­го кня­зя Ва­си­лия III Ива­но­ви­ча. В 1480 г., опять-та­ки по «со­ве­ту» су­пру­ги, Иван III вы­ехал с опол­чен­ца­ми к ре­ке Уг­ре (под Ка­лу­гой), где сто­я­ло к вой­ско та­тар­ско­го ха­на Ах­ма­та. «Сто­я­ние на Уг­ре» бит­вой не за­вер­ши­лось. На­чав­ши­е­ся мо­ро­зы и от­сут­ствие про­до­воль­ствия за­ста­ви­ли ха­на с вой­ском уй­ти. Эти со­бы­тия по­ло­жи­ли ко­нец ор­дын­ско­му игу.

Глав­ное пре­пят­ствие на пу­ти уси­ле­ния ве­ли­ко­кня­же­ской вла­сти рух­ну­ло и, опи­ра­ясь, на свою ди­на­сти­че­скую связь с «пра­во­слав­ным Ри­мом» (Кон­стан­ти­но­по­лем) через же­ну Со­фью, Иван III про­воз­гла­сил се­бя пре­ем­ни­ком дер­жав­ных прав ви­зан­тий­ских им­пе­ра­то­ров. Мос­ков­ский герб с Ге­ор­ги­ем По­бе­до­нос­цем был объ­еди­нен с дву­гла­вым ор­лом – древним гер­бом Ви­зан­тии. Этим под­чер­ки­ва­лось, что Москва – на­след­ни­ца Ви­зан­тий­ской им­пе­рии, Иван III – «царь все­го пра­во­сла­вия», Рус­ская Цер­ковь – пре­ем­ни­ца гре­че­ской. Под вли­я­ни­ем Со­фьи це­ре­мо­ни­ал ве­ли­ко­кня­же­ско­го дво­ра при­об­рел неви­дан­ную ра­нее пыш­ность, схо­жую с ви­зан­тий­ско-рим­ской.

В 1483 г. ав­то­ри­тет Со­фьи по­шат­нул­ся: она неосмот­ри­тель­но по­да­ри­ла при­над­ле­жав­шее ра­нее Ма­рии Бо­ри­совне, пер­вой жене Ива­на III, дра­го­цен­ное ро­до­вое оже­ре­лье («са­же­нье») сво­ей пле­мян­ни­це, жене ве­рей­ско­го кня­зя Ва­си­лия Ми­хай­ло­ви­ча. Муж же пред­на­зна­чал до­ро­гой по­да­рок невест­ке Елене Сте­па­новне Во­ло­шан­ке, жене сво­е­го сы­на Ива­на Мо­ло­до­го от пер­во­го бра­ка.

В воз­ник­шем кон­флик­те Иван III тре­бо­вал воз­вра­та оже­ре­лья в каз­ну, но Ва­си­лий Ми­хай­ло­вич пред­по­чел сбе­жать вме­сте с оже­ре­льем в Лит­ву. Вос­поль­зо­вав­шись этим, мос­ков­ская бо­яр­ская вер­хуш­ка, недо­воль­ная успеш­но­стью цен­тра­ли­за­тор­ской по­ли­ти­ки кня­зя, вы­сту­пи­ла про­тив Со­фьи, счи­тая имен­но ее идей­ной вдох­но­ви­тель­ни­цей но­во­вве­де­ний Ива­на, ущем­ляв­ших ин­те­ре­сы его де­тей от пер­во­го бра­ка. Со­фья на­ча­ла упор­ную борь­бу за обос­но­ва­ние пра­ва на мос­ков­ский пре­стол за сво­им сы­ном Ва­си­ли­ем.

Ко­гда сы­ну бы­ло 8 лет, она да­же сде­ла­ла по­пыт­ку ор­га­ни­зо­вать за­го­вор про­тив му­жа (1497 г.), но тот был рас­крыт, а са­ма Со­фья под­верг­лась осуж­де­нию по по­до­зре­нию в вол­шеб­стве и свя­зи с «ба­бой-кол­ду­ньей» (1498 г.) и вме­сте с сы­ном Ва­си­ли­ем под­верг­лась опа­ле.  Но судь­ба бы­ла ми­ло­сти­ва к этой неуем­ной за­щит­ни­це прав сво­е­го ро­да (за го­ды сво­е­го 30-лет­не­го бра­ка Со­фья ро­ди­ла 5 сы­но­вей и 4 до­че­ри).

Смерть стар­ше­го сы­на Ива­на III, Ива­на Мо­ло­до­го, за­ста­ви­ла су­пру­га Со­фьи сме­нить гнев на ми­лость и вер­нуть со­слан­ных в Моск­ву. На ра­до­стях Со­фья за­ка­за­ла цер­ков­ную пе­ле­ну со сво­им име­нем («Ца­рев­на ца­рь­го­род­ская, ве­ли­кая кня­ги­ня мос­ков­ская Со­фья ве­ли­ко­го кня­зя мос­ков­ско­го»).

По­чув­ство­вав се­бя вновь хо­зяй­кой в сто­ли­це, Со­фья су­ме­ла при­влечь в Моск­ву вра­чей, де­я­те­лей куль­ту­ры и осо­бен­но ар­хи­тек­то­ров; в Москве на­ча­лось ак­тив­ное ка­мен­ное стро­и­тель­ство.

При­бив­шие с ро­ди­ны Со­фьи и по ее рас­по­ря­же­нию ар­хи­тек­то­ры Ари­сто­тель Фьо­ра­ван­ти, Мар­ко Руф­фо, Але­виз Фря­зин, Ан­то­нио и Пет­ро Со­ла­ри воз­ве­ли в Крем­ле Гра­но­ви­тую па­ла­ту, Успен­ский и Бла­го­ве­щен­ский со­бо­ры на Со­бор­ной пло­ща­ди Крем­ля; за­вер­ши­лось стро­и­тель­ство Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра.

Вли­я­ние Со­фьи на му­жа воз­рас­та­ло. Бо­ярин Бер­сень уко­риз­нен­но ска­зал то­гда, по сло­вам ле­то­пис­ца: «Го­су­дарь наш, за­пер­шись, у кро­ва­ти вся­кие де­ла де­ла­ет».

По сло­вам В.О. Клю­чев­ско­го, Со­фье «нель­зя от­ка­зать во вли­я­нии на де­ко­ра­тив­ную об­ста­нов­ку и за­ку­лис­ную жизнь Мос­ков­ско­го дво­ра, на при­двор­ные ин­три­ги и лич­ные от­но­ше­ния; но на по­ли­ти­че­ские де­ла она мог­ла дей­ство­вать толь­ко вну­ше­ни­я­ми, вто­рив­ши­ми тай­ным или смут­ным по­мыс­лам са­мо­го Ива­на».

Со­фья умер­ла 7 ав­гу­ста 1503 г. в Москве, рань­ше Ива­на III на два го­да, до­бив­шись мно­гих по­че­стей. Ее по­греб­ли в мос­ков­ском Воз­не­сен­ском де­ви­чьем мо­на­сты­ре Крем­ля.

В де­каб­ре 1994 г. в свя­зи с пе­ре­не­се­ни­ем остан­ков кня­же­ских и цар­ских жён в под­валь­ную па­ла­ту Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра, по хо­ро­шо со­хра­нив­ше­му­ся че­ре­пу Со­фьи уче­ни­ком М.М. Ге­ра­си­мо­ва С.А. Ни­ки­ти­ным был вос­ста­нов­лен ее скульп­тур­ный порт­рет.

Су­ще­ству­ют раз­лич­ные вер­сии от­но­си­тель­но ро­ли Со­фии Па­лео­лог в ис­то­рии Рос­сий­ско­го го­су­дарства. Из За­пад­ной Ев­ро­пы бы­ли вы­зва­ны ху­дож­ни­ки и зод­чие для укра­ше­ния двор­ца и сто­ли­цы. Воз­дви­га­лись но­вые хра­мы, но­вые двор­цы. Ита­лья­нец Аль­бер­ти (Ари­сто­тель) Фио­ра­вен­ти по­стро­ил со­бо­ры Успен­ский и Бла­го­ве­щен­ский. Москва укра­си­лась Гра­но­ви­той па­ла­той, баш­ня­ми кремлев­ски­ми, двор­цом Те­рем­ным, вы­стро­ен, на­ко­нец, был и Ар­хан­гель­ский со­бор.   Вве­ла ра­ди же­нить­бы сво­е­го сы­на Ва­си­лия III ви­зан­тий­ский обы­чай — смотр невест.

Дети Со­фии Па­лео­лог

  1. Еле­на (или Ан­на) (1474), умер­ла во мла­ден­че­стве
  2. Еле­на (1475), умер­ла во мла­ден­че­стве
  3. Фе­о­до­сия (1475— ?).
  4. Еле­на Ива­нов­на (19 мая 1476—1513) — су­пру­га ве­ли­ко­го кня­зя Ли­тов­ско­го и ко­ро­ля Поль­ши Алек­сандра Ягел­ло­на.
  5. Ве­ли­кий князь мос­ков­ский Ва­си­лий III (25 мар­та 1479 — 3 де­каб­ря 1533)
  6. Юрий Ива­но­вич (23 мар­та 1480—1536) — князь дмит­ров­ский.
  7. Дмит­рий Жил­ка (6 ок­тяб­ря 1481—14 фев­ра­ля 1521) — князь уг­лиц­кий.
  8. Ев­до­кия (фев­раль 1483/ок. 1492—1513) — с 25 ян­ва­ря 1506 го­да су­пру­га та­тар­ско­го ца­ре­ви­ча Ху­дай-Ку­ла (Ку­дай­ку­ла), в кре­ще­нии Пет­ра Иб­ра­ги­мо­ви­ча.
  9. Еле­на (8 ап­ре­ля 1484-?) 10. Фе­о­до­сия (29 мая 1485—12 фев­ра­ля 1505) — c 1500 го­да, су­пру­га кня­зя и мос­ков­ско­го во­е­во­ды Ва­си­лия Да­ни­ло­ви­ча Холм­ско­го.
  10. Си­ме­он Ива­но­вич (21 мар­та 1487—26 июня 1518) — князь Ка­луж­ский
  11.  Ан­дрей Ста­риц­кий (5 ав­гу­ста 1490—11 де­каб­ря 1537) — князь ста­риц­кий

К се­ре­дине XVII ве­ка всё её потом­ство угас­ло. Оста­ёт­ся неиз­вест­ной лишь судь­ба воз­мож­но­го потом­ства её пра­пра­внуч­ки Ана­ста­сии Мсти­слав­ской и Си­мео­на Бек­бу­ла­то­ви­ча.

Источник: http://ros-istor.ru/node/353

  • Вебинары января
    Posted by Ирина Дедюхова on 25.12.2018 at 5:58 пп

    О, океана золотая, — Крещенский солнечный восход! Скользит, как вздох Эола, тая По скатогориям Алтая Победоносный лыжеход. Снега, снега, — как беломорье… Восход бестепел. Вдоль полян Метёт предутренник с нагорья Пушисто-снежное узорье, А ветер светел и ледян. Осветозарь мои веленья, Мои желанья и пути, Ты, созидающий оленя, Как бодрость упоённой лени, Дающий десять для пяти! […]

  • Вебинары декабря
    Posted by Ирина Дедюхова on 25.11.2018 at 12:55 пп

    В эти белые дни мы живем, как во сне. Наше сердце баюкает нега Чьих-то ласк неживых в гробовой тишине Усыпительно мягкого снега. Если в комнате ночью при лампе сидишь, Зимний город молчит за стеною, И такая кругом бесконечная тишь, Как на дне, глубоко под водою. Даже снег в переулке ночном не хрустит. С каждым днем […]

  • Вебинары ноября
    Posted by Ирина Дедюхова on 25.10.2018 at 11:43 дп

    В последний месяц осени, на склоне Суровой жизни, Исполненный печали, я вошел В безлиственный и безымянный лес. Он был по край омыт молочно-белым Стеклом тумана. По седым ветвям Стекали слезы чистые, какими Одни деревья плачут накануне Всеобесцвечивающей зимы. И тут случилось чудо: на закате Забрезжила из тучи синева, И яркий луч пробился, как в июне, […]

  • Высотный пожар
    Posted by Валерий Ким on 22.01.2019 at 1:32 дп

    Гореть будем часто и обильно, это уже решено и запротоколировано. Программой "Новое кольцо Москвы" определено до 2015 года построить 60 высотных многофункциональных комплексов в срединном и периферийном поясах города. Средняя высота небоскребов будет составлять 35 этажей, то есть около 75 м. Новые МГСН "Многофункциональные высотные здания и комплексы" будут распространяться на отдельно стоящие или находящиеся […]

  • Конституционные чтения
    Posted by Валерия Прибыловская on 10.01.2019 at 12:28 пп

    Ну, с почином вас, дорогие россияне! Хотя заказчики этих конституционных чтений, развернувшихся вдруг  накануне НГ, были очевидны еще накануне третьего неконституционного срока Владимира Путина, когда конституцию вдруг начали читать на "Дожде".  Главного они там не вычитали, все добиваясь "вернити нам выборы!" почему-то после выборов в думу, сорвав избирательную президентскую кампанию 2012 года. Тут значит за чтение […]

  • Некультурные впечатления
    Posted by Валерия Прибыловская on 09.01.2019 at 5:51 пп

    Нынче была слабая попытка покритиковать Новогодний огонек. ол, опять такое было… такое… то же самое, что в прошлом году и поза-позапрошлом… только еще позорнее. А тема оказалась исчерпанной для многих. Выяснилось, что никто этот огонек и не смотрел, кроме шизиков и паралитиков, не сумевших самостоятельно переключить каналы. Все догадались загодя подготовить самим себе программу или […]