Сергей Яковлевич Жук

Сергей Яковлевич Жук. 1953 год. Источник:РИА Новости

Сергей Яковлевич Жук. 1953 год. Источник: РИА Новости

Сергей Яковлевич Жук (1892—1957) — Член ВКП(б) с 1942 года, советский гидротехник, генерал-майор инженерно-технической службы (1943), академик (1953). В 1930—32 в качестве помощника гл. инженера строительства руководил разработкой проекта Беломорско-Балтийского канала. В 1933—37 — гл. инженер строительства канала имени Москвы и гл. инженер по проектированию и строительству Угличской и Рыбинской ГЭС на Волге. В 1937—41 — гл. инженер строительства Куйбышевского гидроузла и гл. инженер Главного управления по строительству Волго-Балтийского водного пути и ряда гидростанций на реках Европейской части СССР. С 1942 — начальник и гл. инженер Гидропроекта Мин-ва электростанций СССР. Одновременно в 1948—52, будучи гл. инженером, возглавлял строительство Волго-Донского судоходного канала, Цимлянского гидроузла на Дону и оросительных сооружений в Ростовской обл. Под его руководством и при его участии составлены проекты Куйбышевской и Сталинградской ГЭС на р. Волге. С 1953 был председателем Секции по научной разработке проблем водного хозяйства АН СССР. Лауреат Сталинской премии (1950, 1951). Герой Социалистического Труда (1952)

Под его руководством созданы принципиально новые комплексные схемы использования водных ресурсов, нашедшие наиболее яркое выражение при осуществлении строительства Волго-Донского водного пути и канала имени Москвы, и решены задачи, возникавшие при строительстве крупных гидротехнических сооружений на слабых основаниях. Внес крупный вклад в создание школы советских гидротехников.

Институт гражданских инженеров . Учебный корпус -Архитектурно-строительный университет . Главный Корпус. АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА ГРАЖДАНСКИХ ИНЖЕНЕРОВ В ПЕТЕРБУРГЕ. На гравюре первоначальный проект Р.Б. Бернгарда

Институт гражданских инженеров . Учебный корпус -Архитектурно-строительный университет . Главный Корпус. На гравюре первоначальный проект Р.Б. Бернгарда

Родился 23 марта (4 апреля) 1892 года в Киеве. Там же, в Киеве, он окончил вторую городскую гимназию, а после смерти отца был зачислен в Орловский кадетский корпус. В 1914 году Сергей Жук поступил в Петроградский институт гражданских инженеров, а ещё через год перевёлся на второй курс Петроградского института инженеров путей сообщения.

После начала Первой мировой войны Жука в связи с нехваткой офицеров переведен для дальнейшего обучения в Алексеевское военно-инженерное училище, располагавшееся в Киеве, которое он окончил в ноябре 1916 года. После этого продолжил учёбу в институте инженеров путей сообщения, который он с отличием окончил в 1917 году. Свое участие в Гражданской войне Сергей Жук начал на стороне Белой армии, будучи младшим офицером саперного батальона, который в 1919 году вместе с остатками войск Колчака попал в плен. Здесь под влиянием агитаторов Сергей Жук перешел на службу в Красную Армию.

После окончания Гражданской войны он продолжил работу в должности преподавателя военной школы имени Каменева. Затем он служил в Сумской артиллерийской и Полтавской пехотной школах. В октябре-ноябре 1931 года Жук работал помощником главного инженера Москаналстроя, после чего был принят на службу в органах госбезопасности, и почти сразу же направлен на строительство Беломоро-Балтийского канала. Здесь Жук быстро продвинулся по служебной лестнице до поста заместителя главного инженера Беломорстроя. Он активно участвовал в строительстве, вёл научно-техническое руководство проектированием гидротехнических сооружений на трассе канала. В августе 1933 года С.Я. был награжден орденом Ленина.

Герасимов Сергей Васильевич [1885—1964]. Беломоро-Балтийский канал им. И.В. Сталина. 1934. Государственная Третьяковская галерея

Герасимов Сергей Васильевич [1885—1964]. Беломоро-Балтийский канал им. И.В. Сталина. 1934. Государственная Третьяковская галерея

После Беломорстроя его откомандировали на прокладку следующего важного объекта – канала Москва-Волга. Здесь Жук был сначала заместителем главного инженера, а затем — главным инженером этого строительства. Одновременно он также руководил возведением Рыбинского и Угличского гидроузлов. В мае 1937 года, после сдачи канала Москва-Волга в эксплуатацию, С.Я. Жук за исключительные заслуги в его строительстве был награжден легковой автомашиной ЗиС. В это время он уже имел звание дивизионного инженера.

Фёдор Александрович Модоров. «Руководители партии и правительства на канале Москва-Волга».

Фёдор Александрович Модоров. «Руководители партии и правительства на канале Москва-Волга».

Строительство Куйбышевского гидроузла

В сентябре 1937 года С.Я. Жук был назначен врио начальника строительства и главным инженером Управления строительства Куйбышевского гидроузла (СКГУ). Структурным подразделением СКГУ была система мест лишения свободы, которая получила общее название Самарлаг. Жук исполнял обязанности начальника управления в течение почти двух лет — до июня 1939 года, когда начальником строительства был назначен старший майор госбезопасности П.В. Чистов. При нём С.Я. Жук остался в должности главного инженера, и одновременно – в должности первого заместителя начальника СКГУ.

Модоров Ф.А. "Шлюз «Тушино» Канал Москва-Волга" 1937

Модоров Ф.А. «Шлюз «Тушино» Канал Москва-Волга» 1937

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О строительстве Куйбышевского гидроузла и гидроузлов на р. Каме» вышло в свет 10 августа 1937 года, и оно положило начало практическим работам по возведению ГЭС у Самарской Луки. В нем, в частности, говорилось следующее: «В целях дальнейшей электрификации центральных районов Европейской части СССР, осуществления широкого орошения Заволжья и улучшения судоходных условий на р. Волге осуществить строительство плотин, гидростанций и шлюзов на Самарской Луке у г. Куйбышева и строительство оросительных сооружений».

Проектное задание Волгостроя предполагалось представить на рассмотрение правительства к 1 января 1938 года, технический проект со всеми приложениями – к 1 мая 1939 года. До утверждения проектного задания необходимо было усиленно вести подготовительные работы: постройку вспомогательных электростанций, железных и шоссейных дорог, ремонтных баз, заготовку местных строительных материалов и так далее.

Художник В.П.Бычков "Флотилия Канал Москва-Волга" 1941

Художник В.П.Бычков «Флотилия Канал Москва-Волга» 1941

Макет и проекты внешнего оформления Куйбышевского гидроузла демонстрировались на выставке в Нью-Йорке. Здесь он был представлен как «реальность, проводимую в жизнь твердой рукой великого руководителя нашей страны товарища Сталина», а также как «величайшее сооружение Сталинской эпохи»….

«Экономическое значение Куйбышевского гидроузла, — писали в ту пору газеты, — настолько важно, что его даже трудно переоценить. Он создает серьезную материальную базу коммунизма и наносит ощутимый удар капиталистическому миру».

 Фогелер Г. "Нивастрой". 1934 Бумага. Карандаш цветной. 23,8 x 30,9 см.

Фогелер Г. «Нивастрой». 1934
Бумага. Карандаш цветной. 23,8 x 30,9 см.

Возведение Волгостроя началось именно в те годы, когда в лагеря хлынула печально известная «ежовская» волна политзаключенных. Уже к 1 января 1938 года в только что образованный Самарлаг прибыли новые «подопечные», которых в документах того времени называли сокращением «з/к» (рис. 26). Среди них было достаточно много и «контрреволюционеров» вроде упоминавшегося выше профессора Бессмертного, которые неосторожно посмели высказать сомнения о целесообразности сооружения ГЭС у Жигулей. …

Куйбышевский гидроузел в основном собирались построить в третьей пятилетке (1937-1942 годы). Однако уже на стадии планирования работы над «великим сооружением» прочно забуксовали. Ни проектное задание, ни технический проект в указанные выше сроки так и не были подготовлены. Лишь в июне 1939 года правительством было утверждено проектное задание, а срок сдачи технического проекта был перенесен на 1 июня 1940 года. Однако и к этому дню документы еще не были готовы.

Контрактанты на новостройке Одинцов В.Г.

Контрактанты на новостройке
Одинцов В.Г.

Здесь нужно сказать, что с множеством трудностей правительство СССР столкнулось почти сразу же после принятия решения о строительстве ГЭС на Самарской Луке. В частности, смета строительства на 1938 год была утверждена лишь в мае того же года в размере 270 миллионов рублей, но уже в августе оказалась урезанной на 56 миллионов рублей. И хотя в районе намечаемого гидростроительства к тому моменту уже было развернуто более десятка лагерей для заключенных, Волгострой испытывал острую нужду в рабочей силе, в том числе в плотниках, каменщиках, штукатурах, шоферах, экскаваторщиках и так далее.

В эти же годы одной из главных причин сложного положения дел на гидроузле была плохая организация строительства. Это обстоятельство резко снижало и без того слабую производительность труда заключенных. Но настоящим бичом Волгостроя были простои. Сотни тысяч рабочих дней было недодано строительству только лишь по этой причине, и миллионы рублей улетели «в трубу».

Народицкий Лев Иосифович. "Перемычка" Куйбышевской ГЭС.

Народицкий Лев Иосифович. «Перемычка» Куйбышевской ГЭС.

В связи со сложившейся ситуацией в январе 1939 года первый секретарь Куйбышевского обкома ВКП (б) Н.Г. Игнатов направил в Москву обстоятельную докладную записку (Секретарю ЦК ВКП (б) – тов. Андрееву. Народному комиссару внутренних дел. – тов. Берия. Зав. ОРПО ЦК ВКП (б) – тов. Маленкову), в которой он обвинил врио начальника СКГУ С.Я. Жука в слабой организации работ на гидроузле. Причину такого тревожного положения дел он объяснил вполне в духе того времени – в чрезвычайной засорённости врагами народа всех подразделений и служб строительства. …

После этой докладной записки в июне 1939 года всё руководство СКГУ во главе с С.Я. Жуком было вызвано в Москву «на ковер». Новый нарком внутренних дел СССР Л.П. Берия дал резко отрицательную оценку строительных работ в районе гидроузла.

Строительство Куйбышевской ГЭС.

Строительство Куйбышевской ГЭС.

В результате по итогам совещания в НКВД был издан приказ о назначении на должность начальника СКГУ старшего майора госбезопасности Павла Владимировича Чистова. Бывший врио начальника строительства С.Я. Жук получил строгий выговор, но всё же остался в должности главного инженера СКГУ. Однако на деле, как показали дальнейшие события, в результате этих служебных перестановок никакого улучшения ситуации на Волгострое так и не произошло.

Более того: в 1940 году на Волгострое сложилась еще более безотрадная картина. О причинах возникновения такой ситуации в закрытой справке Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП (б) говорится, что здесь процветают «варварское и бесхозяйственное использование строительных и людских ресурсов» (например, КПД использования автотранспорта не превышал 30 процентов). При этом проверки установили, что до 70 процентов заданий, изложенных в приказах по строительству, не выполнялись в установленные сроки. В документе указывается, что «на строительстве гидроузла процветают атмосфера безответственности и стремления к перестраховке, и, как непременный спутник безответственного отношения к делу – очковтирательство и обман».

Художник: Народицкий Лев Иосифович. КАРЬЕРНЫЙ ЭКСКАВАТОР. Работа из цикла, посвященного строительству куйбышевской ГЭС. Участвовала во всесоюзной художественной выставке 1951 года.

Художник: Народицкий Лев Иосифович. КАРЬЕРНЫЙ ЭКСКАВАТОР. Работа из цикла, посвященного строительству куйбышевской ГЭС. Участвовала во всесоюзной художественной выставке 1951 года.

В итоге в начале 1940 года при Совете народных комиссаров РСФСР была образована постоянно действующая комиссия по вопросам строительства Куйбышевского гидроузла. Итогом работы комиссии по вопросам строительства Куйбышевского гидроузла стало постановление правительства от 11 октября 1940 года о свертывании всех работ на СКГУ и о ликвидации Самарлага.

А впоследствии благодаря изысканиям геологов правительство СССР было вынуждено отказаться от проекта возведения ГЭС в Жигулевских воротах.

Картина Председателя Горьковского Отделения Союза Художников РСФСР. Народного художника РСФСР Каманина А.М. Строительство Горьковской ГЭС 1951 год. Частная коллекция

Картина Председателя Горьковского Отделения Союза Художников РСФСР. Народного художника РСФСР Каманина А.М.
Строительство Горьковской ГЭС 1951 год. Частная коллекция

После Великой Отечественной войны строительство перенесли 80 километров выше по течению Волги – в район города Ставрополя. Здесь, как известно, в 1950 году и началось сооружение гидроузла, в то время крупнейшего в мире.

Что касается Сергея Яковлевича Жука, то ему приказом от 11 сентября 1940 года было присвоено специальное звание «старший майор государственной безопасности». Одновременно он был назначен на пост главного инженера и первого заместителя начальника Главгидростроя НКВД СССР. Эту должность он исполнял до августа 1941 года, когда Жука перевели на пост главного инженера и заместителя начальника Главного управления оборонительных работ (ГУОБР) НКВД СССР.

В январе 1942 года он был назначен начальником Проектно-изыскательского управления гидротехнических работ (Гидропроект) Главпромстроя НКВД СССР (с марта 1946 года – МВД СССР).

Приказом от 22 февраля 1943 года С.Я. Жуку было присвоено воинское звание «генерал-майор инженерно-технической службы». В это время, сразу после окончания Сталинградской битвы, начались проектно-изыскательские работы по строительству канала Волга–Дон, которые велись под непосредственным руководством С.Я. Жука. Но Главное управление строительства Волго-Донского водного пути («Главгидроволгодонстрой») МВД СССР было организовано только в 1949 году, и его главным инженером был назначен С.Я.Жук.

Модоров Ф.А. Съезд Академии наук в Свердловске. 1930-40-е гг.

Модоров Ф.А. Съезд Академии наук в Свердловске. 1930-40-е гг.

Канал был построен всего за 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства. После ввода новой водной трассы в эксплуатацию Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1952 года за С.Я. Жуку в числе других руководителей строительства было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С марта 1953 года он работал на посту начальника Гидропроекта Министерства электростанций и электропромышленности СССР.

Советский плакат

Советский плакат

До последних дней С.Я. Жук руководил проектными, изыскательскими и исследовательскими работами по Сталинградской, Саратовской гидроэлектростанциям на Волге, Воткинской и Нижне-Камской ГЭС на Каме, и по другим гидротехническим сооружениям.

В 1953 году его избрали академиком АН СССР по направлению «гидротехника». С.Я. Жук был лауреатом Сталинских премий за 1949 год (за разработку проекта Волго-Донского канала) и за 1950 год (за разработку проектного задания Куйбышевской ГЭС).

За свою многолетнюю работу С.Я. Жук был награждён тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями, а также знаком «Заслуженный работник МВД».

Сергея Яковлевич Жук скончался 1 марта 1957 года. Его тело было кремировано, а прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

В том же году имя ученого присвоили институту «Гидропроект» (ныне — Всероссийский проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «Гидропроект» имени С.Я.Жука). В честь ученого был назван теплоход «С.Я.Жук» (порт прописки город Днепродзержинск, ДДСУ «Гидромеханизация»)

Соч.: Лесосплавные лотки, Л., 1925; Средне-Германский канал, в кн.: Водные пути Германии и Северной Америки, Ростов-на-Дону, 1930.

1

Сергей Яковлевич Жук

Лит.: Жук, Сергей Яковлевич // Большая биографическая энциклопедия. 2009.
Жук Сергей Яковлевич, «Вестник АН СССР», 1954, № 1, стр. 49; С. Я. Жук (Некролог), там же, 1957, № 3.
Валерий ЕРОФЕЕВ. Жук Сергей Яковлевич // http://историческая-самара.рф/каталог/самарская-персоналия/ж/жук-сергей-яковлевич.html