Павел Петрович Мельников

п.п. мельников 964737_600

Портрет министра путей сообщения Павла Петровича Мельникова. Худ. Сергей Константинович Зарянко. 1869. Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина

Павел Петрович Мельников (1804—1880) — инженер и учёный в области транспорта во время правления императора Николая I, а затем  Александра II, почётный член Петербургской АН (1858), министр путей сообщения. С 1833 профессор по курсу прикладной механики. совместно с Н. О. Крафтом разработал проект железной дороги Петербург ‒ Москва и с 1842 возглавлял Северную дирекцию по её строительству. С 1862 главноуправляющий, а в 1866‒69 министр путей сообщения, в 1870‒75 член Комитета железных дорог. В середине 30-х гг. 19 в. впервые в России ввёл в курс прикладной механики раздел о железных дорогах, в 1835 издал первый теоретический труд на эту тему ‒ «О железных дорогах». Эта и др. книги долгие годы служили основными пособиями для подготовки специалистов в области ж.-д. транспорта. Участвовал в разработке теоретических основ проектирования и строительства железных дорог, в составлении предварительного проекта железных дорог Юга России. Выступал за развитие железных дорог и др. видов транспорта по заранее разработанному плану. Воспитал большое число высококвалифицированных инженеров. На свои средства построил у станции Любань школу и интернат для детей низкооплачиваемых железнодорожников и дом для престарелых женщин; все личные сбережения завещал на содержание этих учреждений.

33693

Инженер корпуса путей сообщения, 1830-1840 годы. Форма служащих первых железных дорог в России (первая половина XIX века)

В 1825 г. окончил курс института корпуса инженеров путей сообщения поручиком и оставлен при институте репетитором. В 1826 г. ему поручено было составление проекта улучшения Волховских порогов, расчистка которых им произведена в том же году, с устройством на реке Волхов водостеснительных плотин. В 1830 г. он заведовал работами по улучшению судоходства в Кокенгузенских порогах реки Западной Двины и, сверх того, производил изыскания по соединению Западной Двины с Ловатью. В 1833 г. Мельников был назначен профессором прикладной механики в институте и в артиллерийском училище. Главнейшая заслуга Мельников в области строительного дела в России относится к участию его в сооружении СПб.-Московской, ныне Николаевской железной дороги. По окончании постройки дороги на Мельникова возложены были изыскания железной дороги от Москвы до Черного моря.

В 1858 г. Мельников назначен членом совета главного управления путей сообщения и главным инспектором частных железных дорог. В 1860 г. ему поручается постройка Грушевской железной дороги, а в 1862 г. Мельников поставлен был во главе ведомства путей сообщения, которым заведовал с 1862 по 1869 г. При нем произведены многие важные перемены, направленные к изъятию из ведомства путей сообщения учреждений, не имеющих прямого к нему отношения (например, городских строительных комитетов, телеграфного управления, арестантских рот гражданского ведомства). В 1866 г. главное управление путей сообщения и публичных зданий переименовано в министерство путей сообщения со значительными изменениями в его составе. В 1867 г. военное устройство инженеров путей сообщения преобразовано в гражданское. Институт инженеров путей сообщения, также имевший военное устройство, преобразован в 1864 г. в открытое гражданское учебное заведение.

0_17709a_1a9443b_orig

Первый министр путей сообщения России генерал-лейтенант П.П. Мельников. Худ. Д.А.Белюкин

33696

Обер-телеграфист, 1858 год.Форма железнодорожников во второй половине XIX века – начале XX века

В 1866 г. открыто первое железнодорожное училище при мастерских Орловско-Грязской железной дороги в Ельце. При Мельникове была возобновлена постройка железных дорог непосредственным распоряжением правительства, оставленная в период времени с 1856 до 1863 г. правительством построено до 1800 верст. Вместе с тем с 1865 г. начинается выдача концессий частным лицам, с выпуском акций или облигаций под гарантией правительства. Изыскания по направлению тех линий, осуществление которых представляло наибольшую важность для государства, производились с 1865 г. непосредственно правительством. В 1868 г. установлены были правила для выдачи концессий. В 1869 г. был созван общий съезд представителей железнодорожных предприятий, на котором, между прочим, положено начало прямой перевозке пассажиров и бесперегрузочной перевозке товаров.

33697

Старший начальник дистанции пути, 1861 г. Форма железнодорожников во второй половине XIX века – начале XX века

За время управления Мельниковым к русской сети железных дорог прибавилась 4451 верста. С передачей грунтовых дорог в ведение министерства внутренних дел, на попечении ведомства путей сообщения остались шоссейные пути, дальнейшее сооружение которых, однако, было приостановлено, так как признано было необходимым обращать все денежные средства на развитие рельсовых путей.

В 1866 г. введен хозяйственный способ ремонта шоссе, с поставкой подрядчиками одних лишь материалов. 7 мая 1868 г. состоялось Высочайшее повеление: предоставить министру путей сообщения, в виде опыта, снестись с земскими учреждениями одной или двух губерний, пригласив их принять участие в ремонтных работах на шоссейных дорогах хозяйственным распоряжением, на условиях, определенных соглашением с земствами и с министром внутренних дел. В 1866 г. открыт канал Императора Александра II, расширена и углублена часть Свирского канала, продолжались работы по улучшению Мариинской системы и условий судоходства по Волге. В 1867 г. положено начало устройству судоходной инспекции (на Волге). С 1862 г. производились довольно значительные работы по улучшению Перновского, Либавского, Одесского, Бердянского и Таганрогского портов, а также в устьях реки Волги и Астраханском порту. Литературные работы Мельникова печатались в «Журнале Путей Сообщения» в период 1832—1860 гг. Отдельно изданы: «Основания практической гидравлики, или О движении воды в различных случаях и действии ее ударом и сопротивлением» (1836) и «О железных дорогах» (1856).

800px-Pavel_Petrovich_Melnikov,_1865

0_1a25ff_18a7e30e_orig

Худ. Сергей Константинович Зарянко. Портрет министра путей сообщения Павла Петровича Мельникова 1869. холст масло . 77 х 69 см (овал). Государственная Третьяковская галерея

Павел Петрович Мельников. Портретная галерея русских деятелей: Том 1: 100 портретов: с биографиями. — В типографии А. Мюнстера, 1865.

 

Лит.: Мельников, Павел Петрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Мельников, Павел Петрович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.