Никита Михайлович Муравьев

912730_600

Соколов Петр Федорович. Портрет Никиты Михайловича Муравьева. 1824

Никита Михайлович Муравьев (1796—1843) — один из идеологов и организаторов Северного общества декабристов, капитан гвардии. Один из основателей Союза спасения, член Союз благоденствия (член Коренного совета), член Верховной думы Северного общества и правитель его, автор проекта конституции, которую предполагалось представить Народному Собору. Свою политическую программу Муравьев изложил в трех проектах Конституции, последний из которых написан уже в тюрьме по требованию следственных властей, является и самым радикальным. Сын писателя и публициста Михаила Никитича Муравьёва.

При составлении своих проектов Муравьев изучал конституции американских штатов, а также Декларации и Конституции революционной Франции и постарался применить их революционные принципы к русской действительности. С позиций школы естественного права и теории договорного происхождения государства Муравьев осуждал абсолютную монархию, считая такую форму правления противоестественной. Большим новшеством явилось провозглашение в Проекте Муравьева необходимости федерального (или союзного) правления. Расхождения между Пестелем и Муравьевым по вопросу о формах государственного устройства заключались в различных выводах относительно будущего развития России: Пестель выступал за представительно-демократическую республику, а Муравьев — за конституционную монархию.

pic1762

КОЛОННОВОЖАТЫЕ Свиты Е. И. В. по Квартирмейстерской части, 1810-1811. Историческое описание одежды и вооружения российских войск. [Висковатов].

Получил домашнее образование. Позднее поступил на физико-математическое отделение Московского университета. С февраля 1812 года — коллежский регистратор в Департаменте Министерства юстиции. В начале войны 1812 года убежал из дома в действующую армию, в которою официально зачислен прапорщиком свиты по квартирмейской части в июле 1813 года. Прошёл всю кампанию 1813—1814 годов. Участник сражений при Дрездене и Лейпциге. 1 августа 1814 года переведён в Генеральный штаб. Участвовал в военных действиях против Наполеона I, возвратившегося с острова Эльбы (прикомандирован к дежурному генералу главного штаба русских войск в Вене А. А. Закревскому).

По возвращении в Россию, Муравьёв вместе с будущими декабристами слушал курс политэкономии профессора К. Ф. Германа и самостоятельно изучал литературу по экономике, праву, истории. В 1816 году принял активное участие в создании Союза спасения, стал одним из основателей Союза благоденствия (1818). Вместе с С. П. Трубецким и А. Н. Муравьёвым участвовал в создании устава Союза благоденствия — «Зелёной книги». В январе 1820 года на Петербургском совещании Союза высказался за установление республиканского правления путём военного восстания. Вышел в отставку в начале 1820 года. Уехал на юг России вместе с М. С. Луниным и встречался там с П. И. Пестелем.

388679_9__69

Собрание тайного общества. Худ. К. Гольдштейн.

После формального роспуска Союза благоденствия (1821) Муравьёв инициирует создание новой организации — Северного общества. Его влияние в 1821—1823 годах в обществе было чрезвычайно велико. В то же время Муравьёв не терял связи с Пестелем, руководителем Южного общества, введшим Муравьёва в руководящий орган Южного тайного общества — Директорию.

В декабре 1821 года Муравьёв возобновил службу в Генеральном штабе, в чине поручика. Зимой того же года, находясь вместе с гвардией в Минске, Муравьёв разработал первый вариант конституции. Этот вариант Конституции был раскритикован Пестелем, Рылеевым, Штейнгелем, Торсоном. В последующих вариантах Конституции Муравьёв снизил имущественный ценз, оговорил условия наделения крестьян землёй.

В декабре 1825 года Муравьёва не было в Петербурге: взяв отпуск по семейным обстоятельствам, он уехал с женой в орловское имение Чернышёвых Тагино. Имя Муравьёва, как одного из руководителей тайного общества, было названо в доносе А. И. Майбороды. Арестован в селе Тагино 20 декабря 1825 года. Доставлен в Петербург на главную гауптвахту 25 декабря, переведён 26 декабря в Петропавловскую крепость. После допроса 5 января 1826 года представил Тайному комитету «Историческое обозрение хода Общества». Осуждён по I разряду. По конфирмации 10 июля 1826 года приговорён к каторжным работам сроком на 20 лет, 22 августа 1826 года срок каторги сокращён до 15 лет. Отправлен в Сибирь 10 декабря 1826 года.

С 28 января 1827 года отбывал наказание в Читинском остроге, с сентября 1830 года — в Петровском заводе, где читал курс лекций по истории России и военной истории, был активным участником Малой артели. В ноябре 1832 года срок каторги был сокращён до 10 лет. Из Петровского завода отбыл на поселение в село Урик Иркутского округа, где вместе с братом занимался сельским хозяйством, построил мельницу. Есть сведения, что в Сибири Муравьёв писал политические сочинения и мемуары, но после ареста Лунина в 1841 году всё уничтожил.

0_7d137_fb72ac0c_xl-1

Декабристы у ворот Читинского острога. Акварель Н.П. Репина. 1828–1830

Умер и похоронен в с. Урик. Автор историко-публицистических работ. Жена (с 22.2.1823) — гр. Александра Григорьевна Чернышева, последовала за мужем в Сибирь.

Конституция Никиты Муравьева

Что касается конституции Северного общества, которая была составлена Никитой Муравьевым, то она была монархическая. Хотя сам Никита и многие другие члены Северного общества соглашались, что, в принципе, республика лучше монархии, но они не надеялись ее осуществить, а если в спорах с Пестелем не особенно сильно отстаивали свои взгляды, то главным образом потому, что не имели возможности его переубедить и переспорить, что знали по опыту.

Но надо сказать, что в основание этой монархической конституции были положены принципы самых радикальных тогдашних конституций. Главным образцом, очевидно, послужила испанская конституция 1812 г. Первый параграф конституции Муравьева вполне определенно устанавливал, что Русская империя не может быть принадлежностью никакой определенной фамилии, и во главу угла сразу ставилась народная воля. Власть императора была чрезвычайно ограничена. Вече у Муравьева пользовалось не только всеми законодательными правами, но даже получало и права, обыкновенно принадлежащие монарху, – право объявлять войну и заключать мир и право амнистии.

Другой отличительной чертой муравьевской конституции был федерализм с широкой автономией провинций: республика Пестеля была централизованной, а монархия Муравьева была разделена на 13 (по второй редакции – 15) автономных провинций, в каждой из которых должен был быть своего рода парламент, своя дума (избранная, впрочем, на основе цензового избирательного права), которая подчинялась, конечно, общему руководству центральной власти, но имела широкую автономию. В социальном отношении Муравьев не шел так далеко, как Пестель. По его предположениям, крестьяне должны были быть освобождены, но получали весьма недостаточные земельные наделы, главная масса земель должна была оставаться в руках помещиков.

Эти два типа политических идеалов и явились представителями двух главных течений, которые в это время существовали в среде тайных обществ в России. Не столько разделял тут вопрос о республике или монархии, сколько о том, каким путем проводить это: путем ли якобинским или путем подчинения народной воле. Когда в Северном обществе в начале 1825 г. получил преобладание К.Ф. Рылеев, то он также высказывался, что можно предпочитать в принципе республику, но что это будет иметь значение, только когда на это согласится народ. Итак, главное, против чего возражали члены Северного общества из планов Пестеля, -– это было намерение его проводить республику во что бы то ни стало, вопреки народной воле. Рылеев и Никита Муравьев были в этом отношении настоящими народовольцами: они во главе угла ставили народную волю. Зато в социальном отношении настоящая демократическая точка зрения была проведена тогда лишь в оригинальном проекте Пестеля, принятом членами одного только Южного общества. Вот те течения, которые развивались в тогдашних революционных кругах, отражаясь, конечно, и во взглядах более широких слоев общества.

n-a-_bestuzhev-_portret_n-m-_muraveva

Н.А. Бестужев. Портрет Н.М. Муравьева. 1836. Музей личных коллекций, Москва.

Лит.: Муравьев, Никита Михайлович // Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010. Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Российский общественно-Политический деятель (Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012).
Корнилов А. А. – Курс истории России XIX века/Тайные общества декабристов

  • Вебинары января
    Posted by Ирина Дедюхова on 25.12.2018 at 5:58 пп

    О, океана золотая, — Крещенский солнечный восход! Скользит, как вздох Эола, тая По скатогориям Алтая Победоносный лыжеход. Снега, снега, — как беломорье… Восход бестепел. Вдоль полян Метёт предутренник с нагорья Пушисто-снежное узорье, А ветер светел и ледян. Осветозарь мои веленья, Мои желанья и пути, Ты, созидающий оленя, Как бодрость упоённой лени, Дающий десять для пяти! […]

  • Вебинары декабря
    Posted by Ирина Дедюхова on 25.11.2018 at 12:55 пп

    В эти белые дни мы живем, как во сне. Наше сердце баюкает нега Чьих-то ласк неживых в гробовой тишине Усыпительно мягкого снега. Если в комнате ночью при лампе сидишь, Зимний город молчит за стеною, И такая кругом бесконечная тишь, Как на дне, глубоко под водою. Даже снег в переулке ночном не хрустит. С каждым днем […]

  • Вебинары ноября
    Posted by Ирина Дедюхова on 25.10.2018 at 11:43 дп

    В последний месяц осени, на склоне Суровой жизни, Исполненный печали, я вошел В безлиственный и безымянный лес. Он был по край омыт молочно-белым Стеклом тумана. По седым ветвям Стекали слезы чистые, какими Одни деревья плачут накануне Всеобесцвечивающей зимы. И тут случилось чудо: на закате Забрезжила из тучи синева, И яркий луч пробился, как в июне, […]

  • Год Свиньи
    Posted by Evdokiya on 31.12.2018 at 1:59 дп

    Свинья — символ последнего двенадцатого года 12-летнего земного цикла восточного календаря. В странах, где основной религией является буддизм, символическое восприятие Свиньи, существенно отличается от европейского, на юго-востоке Свинью наделяют в первую очередь такими качествами как ум, честность и надежность, трудолюбие и терпение, вместе с тем, медлительность и ребячливость… "Древневосточный эпос" 5 февраля 2019 года во второе […]

  • С Наступающим!
    Posted by Evdokiya on 30.12.2018 at 1:43 дп

    Какой символ будет в 2019 году? Китайский гороскоп состоит из 12 знаков. Как гласит древняя легенда, на празднование одного из своих дней рождения Будда пригласил всех животных. Нужно было переплыть широкую и холодную реку чтобы попасть на великое празднество. И только 12 животных решились войти в неё. Великий Будда оценил храбрость зверей и даровал каждому […]

  • Вебинары января
    Posted by deduhova on 29.12.2018 at 1:58 пп

    О, океана золотая, — Крещенский солнечный восход! Скользит, как вздох Эола, тая По скатогориям Алтая Победоносный лыжеход. Снега, снега, — как беломорье… Восход бестепел. Вдоль полян Метёт предутренник с нагорья Пушисто-снежное узорье, А ветер светел и ледян. Осветозарь мои веленья, Мои желанья и пути, Ты, созидающий оленя, Как бодрость упоённой лени, Дающий десять для пяти! […]