Аскольд и Дир – легендарные князья, в конце IX века правившие в граде Киеве и принявшие христианство. Летопись называет их родственниками, не уточняя степень родства.
Повесть временных лет сообщает, что Аскольд и Дир были варяжскими дружинниками новгородского князя Рюрика, которые выпросились у него в поход в 862 году на Царьград (Константинополь). Но в Никоновской летописи они выступают как враги Рюрика: недовольные разделом волостей, дружинники участвуют в организованном против него восстании. Так или иначе, отправившись вниз по Днепру.
Завидев на Днепре городок, спросили: «Чей это городок?». Им ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам».
Это был город Киев. Аскольд и Дир завладели ими и, по Карамзину, «начали под именем Россиян властвовать как Государи в Киеве».
В Устюжском летописном своде говорится, что Аскольд и Дир были «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Видимо, поход в Царьград был лишь предлогом, а конечная цель – получить земли и княжеский титул. Историк Ю. К. Бегунов утверждает, что Аскольд и Дир, предав Рюрика, превратились в хазарских вассалов.
В июне 860 года русы совершили поход на Константинополь: они высадились, окружили город и опустошили все окрестности.
Летописный рассказ о походе целиком заимствован из византийских хроник. Летописец буквально приводит описание осады продолжателя Георгия Амартола, прибавив только имена Аскольда и Дира :
«Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой».
Патриарх Фотий повествует о том, что положив все упования на помощь Владычицы, он обносил по городским стенам чудотворную ризу Богоматери, после чего осаждавшие отступили. О детали погружения ризы в воду он не упоминает .
Между тем, поход 860 г. — наиболее грандиозное внешнеполитическое предприятие древней Руси, обозначившее выход нового государства на международную арену. Именно в результате этого похода, не позднее 867 г., руссы заключили мир с Византийской империей и, по словам константинопольского патриарха Фотия, «поставили себя в ряду наших подданных и друзей», то есть вошли в число союзников Империи.
Более того, в написанном в начале 867 г. «Окружном послании» к иерархам Восточной церкви патриарх Фотий сообщает, что руссы, еще недавно «дерзнувшие поднять руку против Ромейской державы», ныне «переменили эллинское и нечестивое учение, которого держались раньше, на чистую и неподдельную христианскую веру» и «приняли епископа и пастыря и с великим усердием и ревностью приемлют христианские верования».
Сведения о крещении руссов (в том числе и русского князя) и посылке к ним епископа содержатся и в других византийских источниках, в частности в Хронике т. н. Продолжателя Феофана и других византийских хрониках (правда, здесь инициатива крещения Руси приписана не Фотию, а его политическим противникам — сменившему его на кафедре патриарху Игнатию и императору Василию I Македонянину). Из этих хроник известие о крещении Руси в IX веке попало и в русские летописи и хронографы (начиная с XVI в.).
Никоновская летопись содержит уникальные сведения об Аскольде и Дире.
Так, под 864 годом сообщается об убиении «Осколдова сына» «от болгар» (волжских или дунайских, неясно).
Под 865 годом — о походе Аскольда и Дира на полочан (которым они «много зла сътвориша»).
Под 867 годом — о голоде в Киеве, избиении Аскольдом и Диром множества печенег и принятии в Киеве новгородских «мужей», бежавших от Рюрика.
Имеется в тексте летописи и сведения о четырех походах Аскольда и Дира на Царьград, однако доказано, что все они представляют собой различные варианты описания известного похода 860 года.
«По несомненному голосу истории, киевская Русь вняла евангельской проповеди при киевских князьях Аскольде и Дире», — пишет свт. Филарет (Гумилевский).
Хронограф Кедрина сообщает, что после неудачной осады греческой столицы «пришло от руссов в царствующий град посольство, просившее сделать их участниками Божественного Крещения, что и было».
В Никоновской летописи (в статье под 876 годом ) содержится отдельный рассказ «О князи рустем Осколде», в котором сообщается о крещении Руси греческим архиереем, сотворившим великое чудо: он вложил в огонь Святое Евангелие, однако книга осталась цела, пламя не прикоснулось к ней. Увидев это, руссы «вси крестишася».
Весь этот рассказ целиком заимствован из греческой хроники, а именно из краткого пересказа (Паралипомена) Хроники византийца Иоанна Зонары, бытовавшего в русском переводе. Составитель Никоновской летописи лишь вставил в заголовок к рассказу имя киевского князя Аскольда. С еще большей уверенностью о христианстве Аскольда повествуется в более поздних русских источниках (имя Дира в связи с этими событиями, как правило, не называется).
Согласно гипотезе академика В. И. Ламанского, крещение Аскольда (с именем Николай) и киевлян совершили апостолы славянского просвещения святые Кирилл и Мефодий. Именно они, по мнению ряда историков, возглавляли миссию, направленную Фотием на Русь.
Вопрос о возможном христианстве Аскольда принадлежит к числу спорных. Часть историков принимает версию Никоновской летописи и других поздних русских источников, считая Аскольда первым русским правителем-христианином. Но, следует признать отсутствие каких-либо достоверных сведений о христианстве Аскольда.
«Повесть…» сообщает о походе в 882 году преемника Рюрика, новгородского князя Олега, который, захватив Смоленск и ряд других земель, подошёл к Киеву и узнал, что здесь правят Аскольд и Дир. Тогда Олег спрятал воинов в ладьях и послал за Аскольдом и Диром, назвавшись купцом, плывущим в греческие земли «от Олега и Игоря княжича». Когда же те пришли, воины вышли из ладей и Олег сказал Аскольду и Диру, что они не князья, не княжеского рода, а он, Олег, княжеского, а вместе с ним малолетний сын Рюрика Игорь. После этого Аскольд и Дир были убиты, а Олег стал киевским князем.
Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те влезли в ладью, будто бы больной Олег сказал: «Аз есмь Олег князь, а се есть Рюриков Игорь княжичь» — и тут же убил их.
По Новгородской первой летописи Аскольд и Дир не связаны с Рюриком и княжили в Киеве до приглашения того в Новгород, но после похода русов на Царьград.
Надо признать, что сведения об Аскольде и Дире в летописях носят во многом легендарный характер. По-настоящему нам о них почти ничего не известно.
Более того, историки уже давно высказывают сомнения и в том, что Аскольд и Дир действительно были соправителями или даже современниками друг друга; вполне возможно, что таковыми их сделал летописец.
Так, известно, что могилы Аскольда и Дира находились в разных частях Киева (могила Аскольда «на горе, еже ся ныне зоветь Угорьское, кде ныне Олъмин двор»; могила же Дира «за святою Ориною», то есть в так называемом «городе Ярослава»), хотя, по летописи, они были убиты вместе.
Аскольд и Дир. Радзивилловская летопись
Аскольд и Дир просят Рюрика отпустить их в поход на Царьград. Прибытие в Киев. Миниатюра. Радзивиловская летопись
«Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправиться с походом на Царьград»
Поход на Царьград Аскольда и Дира в Радзивилловской летописи, XV век
Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV век).
Иван Билибин. «Аскольдова могила».
Карта IX-X вв.
Литература: Святейшего Фотия, архиепископа Константинопольского, первая гомилия «На нашествие росов»
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/IX/860-880/Fo…htm
Святейшего Фотия, архиепископа Константинополя — Нового Рима, вторая гомилия на нашествие росов
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/IX/860-880/Fo…htm
Никита Пафлагонский, Житие Патриарха Игнатия
Кузенков П.В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках // Древнейшие государства. Сб. за 2000 г. М., 2003. С. 3-172.
Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Первое крещение Киевских руссов:
http://www.golubinski.ru/ecclesia/kartashev/ocherk1.htm#_Toc95226116
Филарет (Гумилевский), свт. История русской Церкви. Период первый. Гл. I, 2 Б) При Аскольде и Дире, М.,1888г.
Творогов О. В. Сколько раз ходили на Царьград Аскольд и Дир? // Славяноведение. 1992. № 2. С. 54—59
Использованные материалы: Повесть временных лет (в переводе Д.С.Лихачева):
http://old-russian.chat.ru/01povest.htm
Русская Православная Церковь. Очерки истории.Крещение славян (россов) в IХ в.:
http://www.sedmitza.ru/text/436354.html
Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Первое крещение Киевских руссов
Карпов А.Ю. Аскольд:http://www.portal-slovo.ru/history/39088.php
Аскольд и Дир: загадка первых киевских князей © Русская Семерка russian7.ru