Александр Евгеньевич Голованов

Главный маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов

Главный маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов

Александр Евгеньевич Голованов (1904 — 1975) — член ВКП(б) с 1929. Главный маршал авиации (1944). В Сов. Армии с 1919. С дек. 1931 работал в Наркомате тяжёлой пром-сти, одновременно учился в аэроклубе. По окончании лётной школы получил звание пилота и перешёл на работу в Гражд. возд. флот (ГВФ). С сент. 1934 — ком-р особого отряда тяжёлых кораблей. С 1938 шеф-пилот Аэрофлота. Участвовал в боевых действиях на р. Халхин-Гол (1939), в советско-финл. войне 1939—40. С февр.1941 в ВВС — ком-р 212-го дальнебомбардировочного авиаполка. С первых дней Великой Отечественной войны лётчики полка наносили бомбовые удары по объектам глубокого тыла пр-ка. С авг. 1941 ком-р 81-й дальнебомбардировочной авиадивизии, подчинённой Ставке Верх. Главнокомандования. В февр. 1942 назначен команд, авиацией дальнего действия (АДД). АДД под его руководством успешно решала сложные боевые задачи. С дек. 1944 он командовал 18-й возд. армией, в к-рую была переформирована АДД (см. Воздушные армии). Соединения армии наносили удары по глубокому тылу пр-ка, а также поддерживали наземные войска в ходе Восточно-Прусской, Венской, Берлинской и др. операций, выполняли задачи по оказанию помощи патриотам Югославии и др. Назначенный в 1946-м командующим дальней авиацией СССР, Александр Голованов уже в 1948 был снят со своего поста (и постов, соответствующих его званию, больше уже не получал). В 1952 назначен командиром воздушно-десантного корпуса, а в сент. 1953 переведен в запас. В 1953 году, после смерти И.В. Сталина, отправлен в запас. С 1958 года работал заместителем начальника НИИ Гражданской авиации по лётной службе. С 1966 года — на пенсии.

Черняев Дмитрий Петрович. ВСАДНИКИ-КРАСНОАРМЕЙЦЫ. СЦЕНА ИЗ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. Год: 1954

Черняев Дмитрий Петрович. ВСАДНИКИ-КРАСНОАРМЕЙЦЫ. СЦЕНА ИЗ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. Год: 1954

Родился в 1904 году, в Нижнем Новгороде, в семье речника. Интересно, что мать будущего маршала авиации была дочерью народовольца Николая Кибальчича, одного из участников покушения на Александра II. Мать А. Е. Голованова, ставшая оперной певицей, родилась в Томской тюрьме… Голованов поступает в Александровский кадетский корпус, а уже в октябре 1917 года – он в рядах Красной Гвардии. В октябре 1917 г. 13-летний Голованов вступил в Красную гвардию — благо рост был под два метра и сам он выглядел на 16 лет. Работал с 1918 года курьером в конторе «Профсохлеб» Народного комиссариата продовольствия. По собственной автобиографии — в Красной Армии с мая 1919 года. Воевал на Южном фронте, разведчик 59-го стрелкового полка, был контужен в бою. После демобилизации в октябре 1920 года Голованов вступил в ЧОН, а согласно собственной автобиографии, работал в Центральном управлении снабжения Красной Армии и Флота — курьером, в Центропечати — агентом, в Волгосудстрое — на сплаве леса, агентом и в 5-м Волжском полку ГПУ в г. Нижний Новгород — электромонтёром.

В 1924—1933 гг. служил в ОГПУ в особых отделах и на оперативной работе, занимал должности от уполномоченного до начальника отделения. Принимал участие в аресте Бориса Савинкова (долгое время Голованов хранил у себя парабеллум этого террориста, в память о его поимке).. В соответствии со знаками различия, носимыми сотрудниками ОГПУ (ГПУ), в 21 год на петлицах Александра Евгеньевича находилось уже 4 прямоугольника («шпалы»), — что соответствовало должности сотрудника ГПУ — помощник начальника особого отдела дивизии, уполномоченный отделения ОО или КРО центральных управлений. Работая в органах, дважды выезжал в командировки в Китай (провинция Синьцзян) в 1930 и в 1931 годах. В 1929 году вступил в ВКП(б).

Руденко Валерий. Многоцелевой самолет По-2 (У-2).

Руденко Валерий. Многоцелевой самолет По-2 (У-2).

С начала 30-х годов Голованов был прикомандирован к Наркомату тяжёлой промышленности, в должности ответственного секретаря замнаркома, а лётную карьеру Александр Евгеньевич начал с того, что в 1932 году он заканчивает авиационную школу ОСОВИАХИМа, после чего вплоть до начала Великой Отечественной войны работает в Аэрофлоте (в должности пилота, позже став командиром отряда). В 1931—1933 гг. был прикомандирован в Народный комиссариат тяжёлой промышленности, где работал ответственным секретарём заместителя наркома.

В 1932 году окончил лётную школу ОСОАВИАХИМа. С 1933 по 1941 годы работал в «Аэрофлоте», где занимал должность пилота, командира отряда, начальника управления и шеф-пилота.

В январе 1935 года был назначен начальником Восточно-Сибирского управления Гражданского воздушного флота (Иркутск).

Тамби Владимир Александрович (Россия, 1906-1955) «Посадка пассажиров в Ил-12» 1940-е

Тамби Владимир Александрович (Россия, 1906-1955) «Посадка пассажиров в Ил-12» 1940-е

В 1937 году был исключён из партии, после чего уехал в Москву, «за правдой». Комиссия партийного контроля выяснила, что исключён он ошибочно, но в Иркутск Александр Евгеньевич уже не вернулся, оставшись работать лётчиком в Московском управлении. Вскоре Голованов становится шеф-пилотом эскадрильи особого назначения и одним из лучших лётчиков гражданской авиации.

В 1938 году газеты писали о нём как о «лётчике-миллионере», то есть налетавшем миллион километров. Голованов был награждён знаком «Отличник Аэрофлота» и знаками «За безаварийный налёт» 300 000 и 500 000 км. Его фото публикуется на обложке популярного журнала «Огонёк».

Участвовал в боевых действиях на Халхин-Голе и в Советско-финской войне.

Судьба этого замечательного лётчика меняется в 1941 году, и резкий поворот связан с именем И. В. Сталина. Дело в том, что ещё в январе 1941 года Иосиф Виссарионович получает от Голованова письмо с предложением создания современной мощной дальнебомбардировочной авиации. Предложение Сталиным было одобрено, и с этого момента начинается головокружительная карьера Голованова, которую многие приближённые Верховного Главнокомандующего простить ему не могли до конца жизни.

Руденко Валерий. Бомбардировщик СУ-2.

Руденко Валерий. Бомбардировщик СУ-2.

После личной встречи со Сталиным в феврале 1941 года Александр Евгеньевич назначен командиром 212-го полка дальнебомбардировочной авиации, с августа 1941 года — командиром 81-й авиационной дивизии дальнего действия. Генерал-майор авиации (25 октября 1941). В декабре 1941 г. постановлением ГКО был назначен командиром 3-й авиадивизии дальнего действия Ставки Верховного Главнокомандования.

С февраля 1941 года Александр Голованов — командир 212-го дальнебомбардировочного авиаполка, а с августа 1941 года он становится командиром 81-й (позднее переименована в 3-ю) дальнебомбардировочной авиационной дивизии, подчинённой непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования. Она была оснащена наиболее современными советскими дальними бомбардировщиками ТБ-7 (Пе-8) и Ер-2 и являлась, по сути дела, уникальным соединением советских ВВС. А в феврале 1942 года Сталин назначает Александра Евгеньевича командующим Авиацией дальнего действия (в военной истории её принято для краткости называть аббревиатурой АДД). Наконец, с декабря 1944 года Голованов — командующий 18-й воздушной армией, собравшей в себе всю дальнебомбардировочную авиацию, и он теперь Главный маршал авиации.

Руденко Валерий. Бомбардировщик ПЕ-8.

Руденко Валерий. Бомбардировщик ПЕ-8.

Дивизия под командованием и при личном участии Голованова бомбила Берлин, Кенигсберг, Данциг и другие объекты, а соединения авиации дальнего действия наносили удары по глубокому тылу противника, поддерживали наземные войска в ходе Сталинградской, Курско-Орловской, Белгородско-Харьковской, Белорусской, Восточно-Прусской, Берлинской операций, а также оказывали помощь партизанским формированиям Крыма, Белоруссии, Прибалтики, Народно-освободительной армии Югославии.

Надо сказать, что корпуса АДД были ударной силой Ставки Верховного Главнокомандования и её самолёты применялись исключительно в интересах стратегически важных фронтов. Говорящий факт, — если в начале войны Голованов командовал всего 350 бомбардировщиками, то ближе к окончанию войны – это уже целая воздушная армада: более 2000 боевых самолётов.

Руденко Валерий. Бомбардировщик СБ-2М-100А.

Руденко Валерий. Бомбардировщик СБ-2М-100А.

АДД в те годы действительно гремело: ночные налёты на Кенисберг, Данциг, Берлин в 1941-м, 1942-м, неожиданные и ураганные авиаудары по железнодорожным узлам, военным резервам и переднему флангу немецкого противника. А также — перевозка раненых партизан с поля боя, помощь героям Народно-освободительной армии Югославии и многие-многие другие спецоперации. Особняком в истории АДД стоит перевозка самолётом В. М. Молотова на переговоры в Англию и США над территорией воюющей Европы, и далее – через Атлантический океан. Действия лётчиков корпусов Голованова отличали не только личная смелость, но и точность, мастерство при проведении полётов.

Жирнов Андрей. Бомбардировщик ПЕ-2.

Жирнов Андрей. Бомбардировщик ПЕ-2.

Высокую оценку действиям как Голованова, так и его храбрым небесным бойцам давали даже немцы. Серьёзные эксперты в люфтваффе писали вот что: «Значительно то, что никто из пленных лётчиков не мог сказать про него , ничего отрицательного, что совершенно противоположно по отношению ко многим другим генералам ВВС СССР… АДД особенно обязана личности Голованова тем, что она к сегодняшнему дню является предпочтительным видом авиации СССР, имеет больший авторитет, чем другие виды авиации, и стала любимицей русского народа. Необычайно большое количество гвардейских соединений в АДД — высшее выражение этого».

Простые лётчики не просто ценили своего высокопоставленного командира, но и (по словам ветеранов войны) уважали, любили и боготворили его. Стиль Александра Евгеньевича – это собрать весь личный состав полка прямо на лётном поле, усадить людей на траву и тут же, на месте, с офицерами из штаба, решить все наболевшие бытовые вопросы, вопросы присвоения званий, наград. Такое отношение со стороны командования любого солдата подкупит.

Жирнов Андрей. Ответственный вылет на Пе-8.

Жирнов Андрей. Ответственный вылет на Пе-8.

Дружеская связь Голованова со Сталиным была причиной различного рода домыслов. Некоторые историки-антисталинисты довольно интересно интерпретировали эти служебно-дружеские отношения: писали о том, что Голованов был личным телохранителем Сталина, пилотом, следователем или даже просто шпионом в армейской военной среде. Так, например, В. Резун-Суворов в книге «День-М» пишет, что Александр Евгеньевич был сталинским «исполнителем тёмных заданий». Резун, не смущаясь и не утруждая подтвердить свои аргументы сколько-нибудь серьезной доказательной базой, приписывает Голованову и то, что он на своем самолёте якобы переправлял в Москву будущих жертв сталинского террора (в их числе и маршала В. К. Блюхера).

В своих воспоминаниях Голованов упоминает о перелёте (подготовленном им лично) Сталина и всех советских представителей на Тегеранскую конференцию. Летели два самолёта. Голованов лично управлял вторым, на первом, которым управлял Виктор Грачёв, летели Сталин, Молотов и Ворошилов.

Жирнов Андрей. Бомбардировщик Су-2

Жирнов Андрей. Бомбардировщик Су-2

В 1944 году Голованов тяжело заболел — внезапно появлялись спазмы в организме (остановка дыхания, перебои в работе сердца), что стало следствием постоянного недосыпания, значительно разрушившего центральную нервную систему.

Маршал авиации (3 августа 1943 года), Главный маршал авиации (19 августа 1944 года). За три с половиной года поднимается от подполковника до Главного маршала авиации. Это рекорд в Советских Вооружённых силах. Лишь три военачальника к маю 1945-го имели звание Главных маршалов родов войск — Главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов, а также Главные маршалы авиации А. А. Новиков и А. Е. Голованов.

С апреля 1946 года — командующий дальней авиацией СССР.

В 1948 году был снят с поста. В 1950 году окончил общевойсковой факультет Академии Генерального штаба с золотой медалью и курсы «Выстрел». По окончании Академии не получил назначения в войска и был вынужден написать об этом Сталину. После этого, с мая 1952 года по апрель 1953 года командовал 37-м гвардейским воздушно-десантным корпусом. Это было понижение, не имеющее аналогов в истории — за всю историю Вооружённых Сил СССР корпусом никогда не командовал главный маршал рода войск. Голованову было предложено написать заявление в Президиум Верховного Совета СССР с просьбой понизить ему звание с Главного маршала авиации до общевойскового генерал-полковника, на что он не согласился.

Жирнов Андрей. Дальний бомбардировщик ДБ-3.

Жирнов Андрей. Дальний бомбардировщик ДБ-3.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва (1946—1950).

В 1953 году, после смерти Сталина, отправлен в запас. С 1958 года работал заместителем начальника НИИ Гражданской авиации по лётной службе. С 1966 года — на пенсии.

Все свои последние годы жизни Александр Голованов посвятил работе над мемуарами. Не жалея сил, неделя за неделей в Подольске он изучал документы Центрального архива Министерства обороны, чтобы составить полную картину войны, вознесшей его на маршальский пик. Интересно, что главы из рукописи Александр Евгеньевич показывал Михаилу Шолохову, который жил по соседству с «маршальским» домом на Сивцевом Вражке. Шолохов книгу Голованова высоко оценил, рекомендовал к печати.

Жирнов Андрей. Тяжелый бомбардировщик. ТБ-7/ПЕ-8.

Жирнов Андрей. Тяжелый бомбардировщик. ТБ-7/ПЕ-8.

Книга при жизни бывшего маршала, увы, так и не вышла. Причиной тому – разногласия Голованова с чиновниками из Главпура (Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота), которые помимо ряда цензурных указаний к материалу рукописи, настойчиво советовали Голованову включить в неё упоминание о Л. И. Брежневе. Что для Александра Евгеньевича было, конечно же, неприемлемым.

(Голованов, уцелевший в годы «ежовщины», как видно из полного текста его воспоминаний, поначалу относился к Сталину с предубеждением. Однако затем меняет точку зрения. В первые, тяжелейшие годы войны между летчиком и вождем появляется даже определенное чувство доверия. Именно Голованову, и только ему, Сталин в разговорах с глазу на глаз, говорил те слова, которые хотел бы оставить в народной памяти. Это, несомненно, делает мемуары Главного маршала ценным историческим источником.

Остался в истории и такой момент. В марте 1946 года И. В. Сталин, подойдя к большой группе собранных для фотоснимка в Георгиевском зале маршалов, генералов и адмиралов — депутатов Верховного Совета СССР, вдруг подозвал к себе Голованова, стоявшего где-то позади и лично усадил его в первом ряду, где было всего 12 полководцев, начиная с Г. К. Жукова и К. К. Рокоссовского….

….Голованов остался верен Верховному до конца своих дней. Не пошел (хотя возможность такая была) на поклон к Н. С. Хрущеву, которого презирал. Получив в 1958 году скромную должность заместителя начальника по летной службе в ГосНИИ Гражданской авиации, Александр Евгеньевич все силы отдавал работе, летал и в 60 лет.

Жирнов Андрей. Бомбардировщик СБ-2.

Жирнов Андрей. Бомбардировщик СБ-2.

Любил родной для него Аэрофлот, в своих воспоминаниях не раз подчеркивает, что именно летчики Гражданского воздушного флота стали основой АДД. Но и здесь Голованов неугоден, не вписывался в обстановку начинавшегося «застоя» своей богатырской фигурой. С 1966 года — на пенсии (Предисловие к книге Александра Голованова «Дальняя бомбардировочная»
Судьба Главного маршала http://www.airbase.ru/peoples/rus/g/golovanov-a-e/ananke/))

***

Маршал Голованов — автор мемуаров «Записки командующего АДД» (М., 1997), где, помимо прочего, характеризует прославленных советских полководцев и Сталина. Голованов, в частности, пишет:

Жирнов Андрей. Транспортный самолет Ли-2.

Жирнов Андрей. Транспортный самолет Ли-2.

«Катастрофа в войне разразилась именно потому, что с наступлением противника было потеряно управление войсками, была потеряна с ними связь. Войска… оказались предоставленными самим себе, совершенно не зная о том, что вокруг них делается, а руководство страной значительный отрезок времени тоже не знало, где находятся войска и что с ними. Так началась для нас война.

Одной из причин, способствовавших такому положению, явилась, с моей точки зрения, замена опытнейшего начальника Генерального штаба Б.М. Шапошникова другими товарищами — сначала К.А. Мерецковым, а потом Г.К. Жуковым. Это была одна из серьезных ошибок И.В. Сталина, допустившего такую замену. Заменить человека, мыслящего масштабами государства, отлично знающего положение и состояние Красной Армии, готовящего длительный период времени все необходимое для возможной в недалеком будущем войны, отлично знающего международное положение и место Советского Союза в нем, находящегося полностью в курсе подготавливаемого гитлеровцами похода на Восток, прекрасно разбирающегося в политике — явление, надо прямо сказать, малопонятное, нелогичное. Если же к этому добавить, что одной ногой, если можно так выразиться, мы стояли уже на грани войны, то такое явление, зная уже достаточно хорошо стиль и методы работы Сталина, я бы назвал необъяснимым.

Жирнов Андрей. Транспортный самолет Ли-2.

Жирнов Андрей. Транспортный самолет Ли-2.

…Его военный талант несравним ни с кем не только из наших военных деятелей, но и с любым военным или государственным деятелем капиталистических стран, в том числе и военных деятелей фашистской Германии.

…Контроль за ходом отданных Верховным распоряжений и указаний был с его стороны повседневен, если не сказать ежечасен, и спрос был суров. Я здесь хочу подчеркнуть, что не было ни одного товарища, несмотря на занимаемые должности, который бы мог, а сказать честнее, который посмел бы что-либо сделать на свой лад, на свое усмотрение, если он имел уже на сей счет определенные указания. Я хочу здесь засвидетельствовать и то, что ни одна операция, ни одно сколько-нибудь серьезное мероприятие никогда и нигде не проводились без санкции, без доклада Верховному, Он твердой рукой руководил проводимыми операциями фронтов, руководил работой своих заместителей и своих представителей Ставки на тех или иных фронтах, на тех или иных направлениях. Спрос со всех был одинаков, невзирая ни на чины, ни на занимаемую тобой должность. Он, не стесняясь, указывал каждому на сделанные просчеты или ошибки и давал рекомендации или прямые указания, как их исправить. Это касалось и командующих фронтов и армий, это касалось и начальника Генерального штаба А.М. Василевского и заместителя Верховного Главнокомандующего Г.К. Жукова.

Что касается отношений Верховного с Георгием Константиновичем, то эти отношения я бы назвал сложными. Имел Верховный претензии и по стилю работы Г.К. Жукова, которые, не стесняясь, ему и высказывал. Однако Сталин никогда не отождествлял личных отношений с деловыми, и это видно хотя по всем тем наградам и отличиям, которые получены Г.К. Жуковым.

Дмитрий Налбандян. Торжественный прием в Кремле в 1945 году

Дмитрий Налбандян. Торжественный прием в Кремле в 1945 году

…Мне хотелось бы сказать и о быте Верховного, который мне довелось наблюдать. Этот быт был весьма скромен. Он владел лишь тем, что было на нем. Никаких гардеробов у него не существовало. Вся его жизнь, которую мне довелось видеть, заключалась почти в стопроцентном общении с людьми. Его явной слабостью было кино. Не раз довелось мне присутствовать при просмотре фильмов. У Сталина была какая-то удивительная способность, а может быть, это была потребность, многократно, подряд смотреть один и тот же фильм. Особенно с большим удовольствием смотрел он фильм „Если завтра война», неоднократно повторяя его. Видимо, нравился он потому, что события там развивались совсем не так, как они развились в Великой Отечественной войне, однако победа все же состоялась. Смотрел он этот фильм и в последний год войны. С удовольствием он смотрел и созданный уже в ходе войны фильм „Полководец Кутузов». В его личной жизни не было чего-либо примечательного, особенного. Она, его личная жизнь, была серой, бесцветной, и, видимо, это потому, что той личной жизни, которая существует в нашем понятии, у него не было. Всегда с людьми, всегда в работе».(Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000 )

 Хмелько Михаил Иванович (Россия, 1919 - 1975) «Тост Сталина «За великий русский народ!» 1949

Хмелько Михаил Иванович (Россия, 1919 — 1975) «Тост Сталина «За великий русский народ!» 1949

***

(В 1941 году лётчик, а затем командир полка и командир дивизии Голованов четыре раза встречался со Сталиным, в 42-м Верховный Главнокомандующий принял командующего АДД 44 раза, в 43-м — 18 раз, в 44-м — пять раз, в 45-м — ни разу, в 46-м — один раз и в 47-м — два раза. В следующем году Голованова сняли с должности командующего Дальней авиацией, и вождь его больше не принимал20.)

Лишь в августе 1952 года Голованов успевший к тому времени закончить Академию Генерального штаба и курсы «Выстрел», после многочисленных просьб и очень сильных унижений получил под своё командование 15-й гвардейский воздушно-десантный корпус, дислоцировавшийся в Пскове. Это было беспрецедентное понижение в должности: за всю историю Вооруженных Сил корпусом никогда не командовал маршал…..

Соломин Николай Константинович (1916-1999) «Лётчик»

Соломин Николай Константинович (1916-1999) «Лётчик»

Вскоре после смерти Сталина Лаврентий Павлович Берия, руководивший Атомным проектом, вызовет командира корпуса в Москву, и Александр Евгеньевич примет участие в секретном совещании, на котором обсуждались вопросы использования ядерного оружия и проведения диверсионных операций в Западной Европе. Однако недруги Главного маршала решили, что Берия сознательно приблизил к себе некогда служившего в органах ГПУ Голованова, чтобы использовать его корпус в предстоящей борьбе за власть. (В молодости Александр Евгеньевич принимал участие в аресте Бориса Савинкова и дружил с Наумом Эйтингоном, организатором убийства Троцкого; во время войны самолёты АДД использовались для заброски в тыл врага разведывательно-диверсионных групп.) После ареста Лаврентия Павловича недоброжелатели припомнят Голованову его близость к Берии: его за глаза назовут «бериевским генералом» и в том же 53-м году поспешно уволят в отставку…

Больше он никогда не служил. Пенсию ему назначили небольшую — всего-навсего 1800 рублей, маршал Жуков после отставки получал 4000 рублей, а сниженный в воинском звании вице-адмирал Кузнецов — 3000 рублей в масштабе цен до денежной реформы 1961 года (соответственно 180, 400 и 300 пореформенных или, как их нередко называли, «новых» рублей).

Павлов Юрий Михайлович (Россия, 1935) «Пограничный аэродром» 1964

Павлов Юрий Михайлович (Россия, 1935) «Пограничный аэродром» 1964

Выручало подсобное хозяйство на даче, гектар земли на Икше. Полгектара засевали картошкой, все сбережения потратили на корову и лошадь. Его жена Тамара Васильевна сама вела хозяйство, доила корову, ухаживала за ней, делала творог, варила сыр. Сам маршал очень много работал на земле, ходил за плугом, который тащила его лошадка Копчик, любимица всей семьи. Александр Евгеньевич даже научился делать вино из ягод. Когда нужны были деньги для покупки школьной формы для детей, то Головановы всей семьей собирали ягоды и сдавали их в комиссионный магазин. Своего презрения к преемникам товарища Сталина он не скрывал и отказался подписать письмо с осуждением культа личности Сталина, которое ему прислали от Хрущёва. Отказался упомянуть имя Брежнева в своих мемуарах (якобы встречался с начальником политотдела 18-й армии полковником Брежневым в годы войны и хотел «посоветоваться» с ним по поводу боевого использования АДД), в итоге книга «Дальняя бомбардировочная…» была опубликована лишь после смерти Александра Евгеньевича, последовавшей в 1975 году. Книга же вышла только в 2004-м. До последних дней жизни он оставался убежденным сталинистом: в его мемуарах Сталин выглядит мудрым и обаятельным властителем, имеющим право рассчитывать на оправдательный приговор Истории.

«Я видел Сталина и общался с ним не один день и не один год и должен сказать, что всё в его поведении было естественно. Иной раз я спорил с ним, доказывая своё, а спустя некоторое время, пусть через год, через два, убеждался: да, он тогда был прав, а не я. Сталин давал мне возможность самому убедиться в ошибочности своих заключений, и я бы сказал, что такой метод педагогики был весьма эффективен.

Как-то сгоряча я сказал ему:

— Что вы от меня хотите? Я простой лётчик.
— А я простой бакинский пропагандист, — ответил он. И добавил: — Это вы только со мной можете так разговаривать. Больше вы ни с кем так не поговорите.

…Весьма нередко он спрашивал также и о здоровье, и о семье: «Есть ли у вас всё, не нуждаетесь ли в чём, не нужно ли чем-либо помочь семье?” Строгий спрос по работе и одновременно забота о человеке были у него неразрывны, они сочетались в нём так естественно, как две части одного целого, и очень ценились всеми близко соприкасавшимися с ним людьми. После таких разговоров как-то забывались тяготы и невзгоды. Вы чувствовали, что с вами говорит не только вершитель судеб, но и просто человек…»(Синусоида маршала Голованова)

Безымянный

Стрельников Р. 1984. Главный маршал авиации Голованов.

800px-А.Е._Голованов_–_уполномоченный_особого_отдела_дивизии_им._Ф.Э.Дзержинского._1925_год

А.Е.Голованов – уполномоченный особого отдела дивизии им. Ф.Э.Дзержинского. 1925 г.

Шеф-пилот_Аэрофлота_Голованов,_1940_год

Шеф-пилот Аэрофлота. 1940 г.

111

В кабинете в Петровском дворце. 1944 г.

6829943

Г.К. Жуков и А.Е. Голованов 

115

За штурвалом самолета А. Е. Голованов – заместитель начальника ГосНИИ Гражданской авиации. Ленинград, 20 апреля 1962 г.

117

На даче в саду. Одна из последних фотографий

Лит.: Взлёт и падение маршала авиации А. Е. Голованова https://topwar.ru/24821-vzlet-i-padenie-marshala-aviacii-a-e-golovanova.html
ГОЛОВА́НОВ Александр Евгеньевич. Великая Отечественная война. 1941-1945: Энциклопедия. 2-е изд., испр. и доп.// Отв. ред. А.О. Чубарьян; редактор, руководитель авторского коллектива М.Ю. Мягков. М.: Олма Медиа Групп, 2015
Голованов, Александр Евгеньевич // Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000
Семен Экштут. Синусоида маршала Голованова, 13 мая 2015 г. «Родина»