Георгий Леонидович Пятаков

Георгий Пятаков, 1916. Альбом по истории ВКП(б) 1926. (Ист. изобр.: Википедия)

Георгий Пятаков, 1916. Альбом по истории ВКП(б) 1926. (Ист. изобр.: Википедия)

Георгий Леонидович Пятаков (1890 — 1937) — революционер, анархист (с 1905 г.), террорист. С 1910 в РСДРП, большевик. участник революции 1905-07 гг. в Киеве, после Октябрьской революции с дек. 1917 по начало марта 1918 главный комиссар Государственного банка. После подписания Брестского мира оставил в нач. марта 1918 пост главного комиссара Госбанка и уехал на Украину. Участвовал в боях с герм. оккупантами, был одним из руководителей партиз. движения, одним из основателей КП(б)У, председатель Временного рабоче-крест. правительства Советской Украины. С 1919 на парт. работе, возглавлял ВСНХ, находился на других партийных и государственных постах. Председатель суда на процессе ПСР в 1922. Активный деятель троцкистской оппозиции. Арестован в 1936. На процессе Параллельного антисов. троцкист. центра (янв. 1937) Воен. коллегией Верх. суда СССР приговорён к расстрелу, 30 января 1937 г. расстрелян. В 1988 г. полностью реабилитирован и восстановлен в КПСС. После этого, до 1991 г. восхвалялся, как «борец со сталинизмом».

Сын управляющего заводом. Учился на экономическом факультете Петербургского университета (в 1910 исключен). Во время учебы в училище участвовал в 1905-07 в революционном движении в Киеве, анархист.

Тюрин Алексей Михайлович (1937) «Октябрь» 1971

Тюрин Алексей Михайлович (1937) «Октябрь» 1971

В 1910 вступил в РСДРП, большевик. С 1912 секретарь Киевского комитета РСДРП. Неоднократно арестовывался. В окт. 1914 из ссылки бежал в Швейцарию. С 1915 вместе с В.И. Лениным редактировал журнал «Коммунист». После Февральской революции вернулся в Россию. С апреля 1917 член. затем пред. Киевского комитета РСДРП, член Киевского совета.

Выступал против «апрельских тезисов» Ленина. В окт. 1917 пред. Киевского ревкома. С ноября 1917 зам., с дек. 1917 по начало марта 1918 главный комиссар Государственного банка, один из лидеров «левых коммунистов», противник заключения мира с Германией. Во время Гражданской войны пред. Временного рабоче-крестьянского Правительства Украины (1918). С 1920 руководил восстановлением Донбасса, зам. пред. Госплана РСФСР, пред. Главного концессионного комитета. Противник введения нэпа.

С 1923 зам. пред. ВСНХ. В 1923-27 и 1930-36 член ЦК ВКП(б). В «Письме к съезду» В.И. Ленин так характеризовал Пятакова: «Слишком увлекающийся администраторством и административной стороной дела, чтобы на него можно было положиться в серьезном политическом вопросе». После смерти Ленина выступил в поддержку Л.Д. Троцкого против И.В. Сталина. В 1927 торгпред во Франции. «Покаялся» и стал активным сторонником линии Сталина.

Холуев Владимир Федорович (Россия, 1932-2002) «Солдаты революции» 1964

Холуев Владимир Федорович (Россия, 1932-2002) «Солдаты революции» 1964

С 1928 зам. пред., с 1929 пред. правления Государственного банка СССР, с 1930 член Президиума, в 1931-32 зам. пред. ВСНХ СССР. С 1932 зам., 10.6.1934 1-й зам. наркома тяжелой промышленности СССР. 28.7.1936 арестована его жена. Во время подготовки процесса над Г.Е. Зиновьевым, Л.Б. Каменевым и Другими публично требовал для них смертного приговора, но во время допроса подсудимых они показали на Пятакова как участника заговора.

Плакат 1937 года «Уничтожить гадину! Стереть с лица земли врага Троцкого и его кровавую шайку!

Плакат 1937 года «Уничтожить гадину! Стереть с лица земли врага Троцкого и его кровавую шайку!

Тогда же Сталин решил не назначать Пятакова общественным обвинителем на процессе Каменева — Зиновьева, как это планировалось ранее.

11.8.1936 Пятаков имел беседу с секретарем ЦК Н.И. Ежовым, во время которой сообщил, что «назначение обвинителем рассматривал как огромнейшее доверие ЦК и шел на это от души», одновременно Пятаков «просил предоставить ему любую форму реабилитации, в частности, со своей стороны вносит предложение разрешить ему лично расстрелять всех приговоренных к расстрелу на процессе, в т.ч. и свою бывшую жену». 12.9.1936 арестован.

В качестве одного из главных обвиняемых привлечен к процессу по делу «Параллельного антисоветского троцкистского центра» 30.01.1937 приговорен к смертной казни. В последнем слове сказал: «Не лишайте меня одного, граждане судьи. Не лишайте меня права на сознание, что и в ваших глазах, хотя бы и слишком поздно, я нашел в себе силы порвать со своим преступным прошлым».

30 января 1937 г. Г.Л.Пятаков был расстрелян. В 1988 реабилитирован. В июне 1937г. была расстреляна его вторая жена – Л.Ф. Дитятева (реабилитирована в 1991г.). Дети Пятакова репрессиям не подвергались, его братья и сестры – также. Брат Л. Л. Пятакова, муж Е. Г. Бош.

Беседа И.Сталина с Л.Фейхтвангером 8 января 1937 года.

Советский плакат.

Советский плакат.

Фейхтвангер. О процессе Зиновьева и др. был издан Протокол. Этот отчет был построен главным образом на признаниях подсудимых. Несомненно есть еще другие материалы по этому процессу. Нельзя ли их также издать?

Сталин. Какие материалы?

Фейхтвангер. Результаты предварительного следствия. Все, что доказывает их вину помимо их признаний.

Сталин. Среди юристов есть две школы. Одна считает, что признание подсудимых – наиболее существенное доказательство их вины. Англосаксонская юридическая школа считает, что вещественные элементы – нож, револьвер и т.д. – недостаточны для установления виновников преступления. Признание обвиняемых имеет большее значение.

Есть германская школа, она отдает предпочтение вещественным доказательствам, но и она отдает должное признанию обвиняемых. Непонятно, почему некоторые люди или литераторы за границей не удовлетворяются признанием подсудимых. Киров убит – это факт. Зиновьева, Каменева, Троцкого там не было. Но на них указали люди, совершившие это преступление, как на вдохновителей его. Все они – опытные конспираторы: Троцкий, Зиновьев, Каменев и др. Они в таких делах документов не оставляют. Их уличили на очных ставках их же люди, тогда им пришлось признать свою вину.

Советский плакат.

Советский плакат.

Еще факт – в прошлом году произошло крушение воинского поезда на ст. Шумиха в Сибири. Поезд шел на Дальний Восток. Как говорилось на суде, стрелочница перевела стрелку неверно и направила поезд на другой путь. При крушении были убиты десятки красноармейцев. Стрелочница – молодая девушка – не признала свою вину, она говорила, что ей дали такое указание. Начальник станции, дежурный были арестованы, кое-кто признался в упущениях. Их осудили. Недавно были арестованы несколько человек в этом районе – Богуславский, Дробнис, Князев. Часть aрестованных по делу о крушении, но еще не приговоренных, показали, что крушение произведено по заданию троцкистской группы. Князев, который был троцкистом и оказался японским шпионом, показал, что стрелочница не виновата. У них, троцкистов, была договоренность с японскими агентами о том, чтобы устраивать катастрофы. Чтобы замаскировать преступление, использовали стрелочницу как щит и дали ей устный приказ неправильно перевести стрелку. Вещественные доказательства против стрелочницы: она перевела стрелку. Показания людей доказывают, что виновата не она. У нас имеются не только показания подсудимых. Но мы придаем показаниям большое значение. Говорят, что показания дают потому, что обещают подсудимым свободу. Это чепуха. Люди это все опытные, они прекрасно понимают, что значит показать на себя, что влечет за собой признание в таких преступлениях. Скоро будет процесс Пятакова и др. Вы сможете много интересного узнать, если будете присутствовать на этом процессе.

Советский плакат.

Советский плакат.

Фейхтвангер. Я написал пьесу из жизни Индии, в которой изображается как лорд Гастингс поступил с противником, который действительно хотел произвести государственный переворот, приписав ему не это, а совершенно другое преступление.

Критики за границей (не я) говорят, что они не понимают психологию подсудимых, почему они не отстаивают своих взглядов, а сознаются.

Сталин. 1-й вопрос – почему они так пали? Надо сказать, что все эти люди – Зиновьев, Каменев, Троцкий, Радек, Смирнов и др. – все они при жизни Ленина вели с ним борьбу. Теперь, после смерти Ленина, они себя именуют большевиками-ленинцами, а при жизни Ленина они с ним боролись.

Ленин еще на Х-м съезде партии в 1921 г., когда он провел резолюцию против фракционности, говорил, что фракционность против партии, особенно если люди на своих ошибках настаивают, должна бросить их против советского строя, в лагерь контрреволюции. Советский строй таков – можно быть за него, можно быть нейтральным, но если начать бороться с ним, то это обязательно приводит к контрреволюции.

Эти люди боролись против Ленина, против партии:

Во время Брестского мира в 1918 году.

В 1921 году по вопросу о профсоюзах.

После смерти Ленина в 1924 году они боролись против партии.

Особенно обострили борьбу в 1927 году.

Советский плакат

Советский плакат

В 1927 году мы произвели референдум среди членов партии. За платформу ЦК ВКП(б) высказалось 800 тысяч членов партии, за платформу Троцкого – 17 тысяч.

Эти люди углубили борьбу, создали свою партию. В 1927 г. они устраивали демонстрации против советской власти, ушли в эмиграцию, в подполье.

Осталось у них тысяч 8 или 10 человек.

Они скатывались со ступеньки на ступеньку. Некоторые люди не верят, что Троцкий и Зиновьев сотрудничали с агентами Гестапо. А их сторонников арестовывают вместе с агентами Гестапо. Это факт. Вы услышите, что Троцкий заключил союз с Гессом, чтобы взрывать мосты и поезда и т.д., когда Гитлер пойдет на нас войной. Ибо Троцкий не может вернуться без поражения СССР на войне.

Почему они признаются в своих преступлениях? Потому что изверились в правоте своей позиции, видят успехи всюду и везде. Хотят хотя бы перед смертью или приговором сказать народу правду. Хоть одно доброе дело сделать – помочь народу узнать правду. Эти люди свои старые убеждения бросили. У них есть новые убеждения. Они считают, что построить в нашей стране социализм нельзя. Это дело гиблое.

Советский плакат.

Советский плакат.

Они считают, что вся Европа будет охвачена фашизмом, и мы, советские люди, погибнем. Чтобы сторонники Троцкого не погибли вместе с нами, они должны заключить соглашение с наиболее сильными фашистскими государствами, чтобы спасти свои кадры и ту власть, которую они получат при согласии фашистских государств. Я передаю то, что Радек и Пятаков сейчас говорят прямо. Наиболее сильными фашистскими государствами они считали Германию и Японию. Они вели переговоры с Гасом (так в тексте, должно быть «с Гессом») в Берлине и с японским представителем в Берлине. Пришли к выводу, что власть, которую они получат в результате поражения СССР в войне, должна сделать уступки капитализму: Германии уступить территорию Украины или ее часть, Японии – Дальний Восток или его часть, открыть широкий доступ немецкому капиталу в Европейскую часть СССР, японскому – в азиатскую часть, предоставить концессии; распустить большую часть колхозов и дать выход «частной инициативе», как они выражаются; сократить сферу охвата государством промышленности. Часть ее отдать концессионерам. Вот условия соглашения, так они рассказывают. Такой отход от социализма они «оправдывают» указанием, что фашизм, мол, все равно победит, и эти «уступки» должны сохранить максимальное, что может остаться. Этой «концепцией» они стараются оправдать свою деятельность. Идиотская концепция. Их «концепция» навеяна паникой перед фашизмом.

Теперь, когда они все продумали, они считают все это неправильным и хотят перед приговором все рассказать, раскрыть.

Советский плакат.

Советский плакат.

Фейхтвангер. Если у них такие идиотские концепции, не считаете ли Вы, что их надо скорее посадить в сумасшедший дом, чем на скамью подсудимых.

Сталин. Нет. Есть немало людей, говорящих, что фашизм все захватит. Надо пойти против этих людей. Они всегда были паникерами. Они пугались всего, когда мы брали власть в Октябре, во время Бреста, когда мы проводили коллективизацию. Теперь испугались фашизма.

Фашизм – это чепуха, это временное явление. Они в панике и потому создают такие «концепции». Они за поражение СССР в войне против Гитлера и японцев. Именно поэтому, как сторонники поражения СССР, они заслужили внимания гитлеровцев и японцев, которым они посылают информацию о каждом взрыве, о каждом вредительском акте.

Фейхтвангер. Возвращаясь к старому процессу, хочу сказать, что некоторых удивляет, почему не 1, 2, 3, 4 подсудимых, а все признали свою вину.

Сталин. Как это бывает конкретно? Зиновьева обвиняют. Он отрицает. Ему дают очные ставки с пойманными и уличенными его последователями. Один, другой, третий уличают его. Тогда он, наконец, вынужден признаться, будучи изобличен на очных ставках своими сторонниками.

Под знаменем Ленина, под водительством Сталина. Вперёд к победе коммунизма!

Под знаменем Ленина, под водительством Сталина. Вперёд к победе коммунизма!

Фейхтвангер. Я сам уверен в том, что они действительно хотели совершить государственный переворот. Но здесь доказывается слишком многое. Не было бы убедительнее, если бы доказывалось меньше.

Сталин. Это не совсем обычные преступники. У них осталось кое-что от совести. Вот возьмите Радека. Мы ему верили. Его оговорили давно Зиновьев и Каменев. Но мы его не трогали. У нас не было других показаний, а в отношении Каменева и Зиновьева можно было думать, что они нарочно оговаривают людей. Однако через некоторое время новые люди, два десятка низовых людей, частью арестованные, частью сами давшие показания, выяснили картину виновности Радека. Его пришлось арестовать. Сначала он упорно все отрицал, написал несколько писем, утверждая, что он чист. Месяц назад он написал длинное письмо, опять доказывая свою невиновность. Но это письмо, очевидно, ему самому показалось неубедительным, и через день он признался в своих преступлениях и изложил многое из того, чего мы не знали. Когда спрашиваешь, почему они сознаются, то общий ответ: «надоело это все, не осталось веры в правоту своего дела, невозможно идти против народа – этого океана. Хотим перед смертью помочь узнать правду, чтобы мы не были такими окаянными, такими иудами».

Это не обычные преступники, не воры, у них осталось кое-что от совести. Ведь Иуда, совершив предательство, потом повесился. («Между социализмом и демократией есть разница». Независимая газета)

img_211_mid

Георгий (Юрий) Леонидович Пятаков. 1931 год

35322058291_0bc225dd7d_c

«Вся власть советам», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш. 30 х 28 см. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО»

Серия карикатур посвящена политическому пути советского партийного и государственного деятеля Георгия Леонидовича Пятакова. Карикатуры создавались во время открытого судебного процесса «Параллельного антисоветского троцкистского центра», в котором Пятаков был одним из главных обвиняемых. Сюжетами композиций стали эпизоды политической карьеры обвиняемого оппозиционера, поданные как безусловные факты предательства. (Ссылка)

35412157816_546d853bf2_c

«Начало», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО»

35452185465_b866055c7d_c

«Проба пера», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, акварель. 30 х 28 см. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО».

34610313114_149d37cfaf_c

«НЭП», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. 30 х 28 см. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО».

35412311536_5c89c0915f_c

«Кратчайшим путем», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. 30 х 28 см. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО»

35452188015_ed30012570_c

«Под суфлера», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. 30 х 28 см. Рисунок экспонировался на выставке «Индустрия социализма». ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО»

35322059331_1641d9e891_c

«Вон!», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. 30 х 28 см. Рисунок экспонировался на выставке «Индустрия социализма». ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО»

35452188415_7757e06ab2_c

«Непрошенный «спасатель», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, тушь. 30 х 28 см. Рисунок экспонировался на выставке «Индустрия социализма». ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО»

35452184245_e7e9f25ac4_c

«Раскаяние», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. 30 х 28 см. Рисунок экспонировался на выставке «Индустрия социализма». ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО»

35452181875_40cb355355_c

«Клятва верности», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш. 30 х 28 см. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО»

35493603196_067830138a_b

«Вредительство в шахте», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш. 30 х 28 см. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО».

35452181585_25c6e9e56f_c

«У вождя», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. Рисунок экспонировался на выставке «Индустрия социализма». ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО»

35412300016_11b1191fc5_c

«Тайная вечеря», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. Рисунок экспонировался на выставке «Индустрия социализма». ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО»

35452183455_aa9ccdb6ce_c

«Сговор с японским агентом», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО»

35412312396_707d2869ef_c

«Добро пожаловать», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО».

35412317336_06f4711212_c

«Берлин-Осло», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО»

35452190285_ac97b4a597_c

«Наконец-то!», (предположительно реакция на смерть Серго Орджоникидзе) из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. Рисунок экспонировался на выставке «Индустрия социализма». ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО»

35412065606_81afc96725_c

«Скорбь», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО». 

35285405632_8fe88dcdba_c

«Пойманный предатель», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО».

35452187275_6b2aa4379c_c

«Последняя ложь», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. Рисунок экспонировался на выставке «Индустрия социализма». ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО»

35452182675_5dfd127545_c

«Смерть подлым предателям», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. Рисунок экспонировался на выставке «Индустрия социализма». ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО.

Лит.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000
Л.Г. Протасов. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. М., РОСПЭН, 2008.