Валериан Алексеевич Татаринов (1816 — 1871) — выдающийся государственный деятель, главный реформатор финансового управления Александра II. При императоре Николае I, в 1842 году был командирован во II отдел Собственной Его Величества канцелярии для составления контрольных правил и законов; в 1850 году назначен вице-директором канцелярии государственного контроля и правителем дел комитета по составлению ревизионного устава, в 1852 году — генерал-контролером департамента гражданских отчетов и председателем особой комиссии для исследования растраты сумм комитета 18 августа 1814 года, в 1863 г государственным контролером. Детям его выдано из государственного казначейства 100000 рублей, так как он не оставил своей семье никакого состояния.
В конце 1855 года Татаринов был послан за границу для изучения порядков поверки государственной отчетности. Объехав главные европейские государства, он составил пять записок: «Государственная отчетность в Пруссии», «Государственная отчетность во Франции», «Государственная отчетность в Австрии», «Государственная отчетность в Бельгии» и «Хозяйство и отчетность военного министерства во Франции». Эти труды были напечатаны в 1858 — 61 годах (2-е изд., 1881 — 84).
В 1858 году Татаринов получил звание статс-секретаря и был назначен производителем дел комиссии, учрежденной для рассмотрения коренных начал государственной отчетности. По его мысли комиссия выработала проект составления, рассмотрения и заключения смет, введения единства кассы и установления одной независимой ревизионной инстанции — государственного контроля, с предварительной и последующей поверками отчетности. До этой реформы государственный бюджет не обнимал всех средств и потребностей государства; каждое министерство, помимо общегосударственных средств, пользовалось и своими капиталами, имело свое хозяйство, нередко шедшее в разрез с интересами казны. Прежняя система поверки государственной отчетности состояла в окончательной ревизии ее самими отчетными управлениями; на долю государственного контроля оставалась формальная и бесцельная поверка общих отчетов высших учреждений, составлявших их из частных отчетов подведомственных им мест. Новая кассовая система в первые же годы после ее введения раскрыла истинное состояние финансов государства, сосредоточив все средства страны в одном министерстве финансов, что повело к значительному сокращению расходов.
Несмотря на все нападки лиц и учреждений, старавшихся удержать старые порядки независимого распоряжения казенными средствами, проект комиссии был утвержден. В конце 1858 года Татаринов был назначен председателем специальной комиссии для устройства кассового и ревизионного порядка. В 1862 году по указаниям Татаринова составлены были кассовые правила, которые и до сих пор остаются главной основой государственного счетоводства. 1 января 1863 года Татаринов был назначен исправляющим должность государственного контролера и в том же году впервые применены были новые сметные правила.
В 1864 году Татаринов приступил к производству опыта введения в Санкт-Петербурге единства кассы, которое в 1865 году было распространено на 12 губерний, а затем, последовательно, на всю Россию. В своих отчетах до 1866 года Татаринов не переставал указывать на постоянные дефициты в государственном бюджете, представляя соображения о способах восстановления давно уже нарушенного равновесия государственной росписи; результатом таких настояний было сокращение расходов. В 1868 и 1869 годах государственная роспись была сведена без сверхсметных ассигнований. С 1866 года государственные доходы и расходы стали поверяться контрольными палатами ежемесячно, по подлинным документам; тогда же был введен фактический контроль эксплуатационных действий Николаевской железной дороги, а в последующие годы он был применен и к другим казенным железным дорогам, причем чины государственного контроля начали производить внезапные свидетельства перевозки товаров, пассажирских поездов и багажа.
В 1869 году Татаринов вошел в сношение с министром финансов о введении фактического контроля на винокуренных заводах и в оптовых складах вина, что приведено было в исполнение уже после его смерти. В 1870 году впервые введены правила материального счетоводства в интендантских складах. В видах устранения неудобств двойной ревизии и значительного уменьшения расходов казны Татаринов провел слияние административного контроля сборов казенной Николаевской железной дороги с поверкой доходов дороги государственным контролем, и эти доходы с 1867 года стали поверяться ежедневно, на самом месте сбора. Проект Татаринова об установлении предварительной поверки государственных расходов всех министерств, вследствие возражений различных ведомств и особенно министерства финансов, при жизни Татаринова осуществлен не был. Результаты зрело обдуманной отчетной и ревизионной реформы получили правильную оценку в официальном заявлении государственного совета (1876 года), что «больший сравнительно с прежним порядок в государственном хозяйстве, большая бережливость в употреблении денежных и имущественных средств государства, большее уважение к финансовым и хозяйственным законам стали положительно замечаться в последнее время и на проявление всех этих улучшений значительную долю влияния, бесспорно, имеет более строгий и внимательный контрольный надзор».
Финансовые реформы Татаринова. – Акцизная реформа. – Отсрочка податной реформы.
Ввиду сложившихся в 1862–1863 гг. условий легко могло возникнуть предположение, что торжествующая реакция прекратит осуществление предположенных преобразований. Этого, однако же, не случилось. В проведении реформ, правительство оставалось по-прежнему непосредственно заинтересованным. Без некоторых из них оно технически не могло бы управлять страной, другие были необходимы для поддержания и развития культурной и экономической жизни страны. В этом отношении урок, данный Крымской войной, не потерял еще своего значения. Наконец, перед финансовыми сферами Западной Европы правительство не могло не выполнить программы, данной в приведенном циркуляре Горчакова. Правительству предстояло показать верность своему лозунгу: «Ни слабости, ни реакции», и оно действительно не только тотчас по усмирении польского восстания, но еще и раньше, в самый его разгар, – тотчас после расправы с революционными проявлениями в Петербурга, – принимается за продолжение реформаторской деятельности.
Но теперь из-под этих реформ в значительной мере было вынуто то широкое демократическое основание, на котором сходились в 1861 г. и тверское дворянство, и «Современник», и Иван Аксаков в своем «Дне».
Правительство тогдашние реформы разрабатывало уже чисто бюрократическим путем: в недрах своих канцелярий, особых комитетов и комиссий. Правда, вырабатывавшиеся и этим путем проекты нередко печатались и довольно широко рассылались для отзыва компетентным лицам, а также подвергались открытому обсуждению в журналах, но все это совершалось уже далеко не с тем настроением, с каким проходила крестьянская реформа. Из последующих реформ первой по времени была финансовая. Преобразования, предпринятые в этой области, были немаловажны и по своему содержанию напоминали тот финансовый план, который еще в 1809 г. был составлен Сперанским. Дело и теперь коснулось в конце концов не переложения податного бремени с одних плеч на другие, не прямого облегчения положения податных классов и не привлечения к несению прямых налогов достаточных классов – хотя, впрочем, в этом смысле задумывались, отчасти в связи с крестьянской реформой, кое-какие преобразования, и в 1859 г. была образована даже особая податная комиссия, которая разрабатывала вопрос об управлении и упорядочении системы прямых налогов, но она работала чрезвычайно медленно, и результаты ее работ обнаружились только в 70-х годах, да и то неудачно.
Финансовые реформы, проведенные в 1862–1866 гг. главным образом В. А. Татариновым, касались больше всего упорядочения того государственного аппарата, которым действовало государственное хозяйство. В этом смысле достигнуты были довольно значительные результаты. В. А. Татаринов, который был одним из честнейших и способнейших сотрудников Александра II, еще сравнительно молодым человеком был в 1856 г. командирован за границу для ознакомления с формами и способами ведения финансового хозяйства в других государствах. Тщательно изучив это дело, он и явился главным реформатором нашего финансового управления. Выработанные им меры были направлены прежде всего на прекращение тех злоупотреблений, которые процветали в отношении казенных средств в отдельных ведомствах, и на ограничение и даже на уничтожение того хозяйственного произвола, которым пользовалось каждое министерство, ибо в руках почти каждого министерства сосредоточивались тогда весьма крупные суммы в виде остатков от прежних ассигнований, а также в виде ассигнований, которые делались на одно, а расходовались на другое, причем благодаря существовавшему порядку отчетности эти суммы нельзя было даже учесть, и они никем, в сущности, и не проверялись. Понятно, какую возможность всяких злоупотреблений представляло это положение вещей. Чтобы избавиться от этих порядков, Татаринов прежде всего предложил систематически проведенную централизацию государственного хозяйства. Все распоряжение средствами казны должно было быть сосредоточено в руках министра финансов. Ответственным распорядителем всех государственных средств, всех доходов и расходов отныне являлось не каждое министерство в отдельности, а министр финансов, все действия которого подлежали учету и контролю Государственного контроля, а все сметные предположения о расходах и доходах каждого года должны были, в виде государственной росписи, проходить ежегодно через Государственный совет. Ранее бывшая секретной, эта роспись с 1862 г. начала публиковаться во всеобщее сведение, что составило, конечно, в отношении поддержания нашего кредита довольно решительный шаг.
Затем наряду с этим было создано так называемое единство кассы, т. е. уничтожены были все самостоятельные кассы и казначейства отдельных ведомств и каждая казенная копейка должна была быть с тех пор проводима через кассу Министерства финансов, от которой только и могли идти ассигнования на нужды отдельных ведомств, ассигнования, которые должны были соответствовать государственной росписи, прошедшей через рассмотрение Государственного совета, причем исполнение этих ассигнований контролировалось Государственным контролем.
Государственный контроль решено было преобразовать, причем сам Татаринов был поставлен во главе этого ведомства, и оно было преобразовано не только в смысле лучшего контроля за исполнением государственной росписи, но и в смысле контролирования всего счетоводства и всех казенных расходов как в центре, так и на местах. Для учета на местах были образованы особые контрольные палаты, которым была дана полная независимость от общей администрации, т. е. от губернаторов в губерниях и от начальников отдельных ведомств, и которые могли, таким образом, совершенно свободно и независимо осуществлять действительный контроль и документальный учет всех расходов казны на местах.
Наряду с этими реформами, улучшившими коренным образом существовавший аппарат финансового управления, была принята еще и другая важная финансовая мера – это учреждение Государственного банка, который, с одной стороны, заменил собой дореформенные кредитные учреждения, чересчур неповоротливые для новой, развивающейся экономической жизни, и которому, с другой стороны, была придана особая функция – способствовать развитию кредита торгово-промышленных предприятий. Банк этот являлся учреждением, финансирующим торгово-промышленные предприятия.
Наконец, уничтожены были с 1863 г. винные откупа, чем изменена была коренным образом одна из самых важных статей государственной эксплуатации народного потребления, т. е. косвенного обложения спиртных напитков. Доходы от продажи питей всегда составляли львиную долю в нашем бюджете; но правительство до того времени колебалось только между двумя системами их эксплуатации. Одной из них являлась система непосредственной монополии производства и продажи питей при помощи казенных учреждений, причем, как мы видели, процветали феноменальные злоупотребления, которые и заставили в свое время Канкрина возвратиться к системе откупов, упраздненной перед тем Гурьевым. Но система откупов действовала не менее развращающим образом на всю местную администрацию. Откупщики систематически подкупали все местное чиновничество.
Этот подкуп делался почти открыто, он не имел характера специальных взяток, это было просто назначение дополнительного жалованья из кармана откупщика в виде прибавки к тому жалованью, которое получали чиновники от правительства, так что каждый чиновник получал два жалованья – одно от казны, другое от откупщика, причем размер второго иногда превышал размер первого. Ясное дело, что эти чиновники не могли не относиться снисходительно и любовно ко всем действиям откупщиков, каковы бы они ни были, и, таким образом, на откупе было не только винное хозяйство, но и вся местная бюрократия. Правительство имело слабость терпеть эту растлевающую систему, потому что оно сознавало недостаточность окладов чиновников и при скудости своих средств не могло существенно их увеличить. Таково было казенное дореформенное хозяйство.
В 1863 г. система откупов была отменена, причем она не была заменена казенной монополией, как при Гурьеве, а была вместо нее введена вольная продажа питей каждым желающим, причем только каждая посудина с вином или водкой и каждый питейный дом, равно и каждый винный склад, были обложены: первая – особым акцизом, а вторые – особым патентным сбором. Сборы эти собирались и учитывались на местах особыми учреждениями – акцизными управлениями, служебный персонал которых хорошо оплачивался и набирался, по возможности, из людей образованных.
Чтобы закончить отдел финансовых преобразований 60-х годов, я скажу еще, что параллельно с проведением этих реформ были введены некоторые улучшения и в личном составе высшего финансового управления. Ибо правительству удалось наконец прежних непригодных министров, какие были в начале царствования Александра, как Брок и Княжевич, заменить более молодым и способным человеком М. Х. Рейтерном, который возбудил при своем назначении в обществе большие надежды. Этим надеждам он, правда, далеко не удовлетворил, как оказалось впоследствии, но все же при нем финансовое управление пошло несколько лучше. Во главе нового акцизного управления поставлен был честный, талантливый и энергичный администратор К. К. Грот.
Характеристика личности
По воспоминаниям современников, Татаринов был несомненно сильной и волевой личностью, обладающей несомненным талантом. Он отличался блестящим умом, образованностью и энергией, а также обладал редкой интуицией и умением быстро оценивать людей: буквально минутного личного разговора ему оказывалось совершенно достаточно, чтобы составить себе достаточное представление о способностях и характере данного лица. В частной жизни Валериан Татаринов был «чрезвычайно ласков и доступен, но в исполнении долга суров и непреклонен, хотя бы эта твёрдость и могла навлечь негодование влиятельных лиц…» Деятельный, волевой и справедливый, он представлял собою практически идеальный образ того, кто должен был занимать место Государственного контролёра.
В самый разгар своей государственной деятельности, 14 февраля 1871 года Валериан Татаринов скоропостижно скончался от разрыва сердца. Отпевание совершено в Александро-Невской лавре; похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.
Внезапная смерть Валериана Татаринова не остановила начатых им реформ в аппарате Государственного контроля. Они были продолжены и при его преемниках А.А.Абазе (1871-1874 года) и С.А.Грейге (1874-1878 года). Валериан Алексеевич Татаринов вошёл в российскую историю как один из главных движущих деятелей реформ Александра II и выдающийся специалист в области государственных финансов, создавший основы будущей работы Государственного контроля на весь оставшийся период его существования до февраля 1917 года.
Татаринов Валериан Алексеевич, статс-Секретарь, Тайный советник. Портретная галерея русских деятелей : [В 2-х т.]. — СПб., 1864-1865. Т. 1 : 100 портретов. — 1865. — [10] с., 100 л. портр., 124 с.
Лит.:Татаринов, Валериан Алексеевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
Татаринов, Валериан Алексеевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Корнилов А. А. – Курс истории России XIX века/Финансовые реформы Александра II