Максим Захарович Сабуров (1900 — 1977) — член партии с 1920 г., член ЦК в 1952—1961 гг., член Президиума ЦК 1952—1957 гг., с 1938 г. в Госплане СССР., Экономический советник И.В. Сталина на Ялтинской и Потсдамской конференциях государств-союзников. В 1957 году наряду с К. Е Ворошиловым, Н. А. Булганиным и М. Г. Первухиным поддержал «антипартийную группу» (Г. М. Маленков, Л. М. Каганович, В. М. Молотов и примкнувший к ним Д. Т. Шепилов) в организации смещения Н. С. Хрущёва с поста 1-го секретаря ЦК КПСС. 29.6.1957 за принадлежность к «антипартийной группе» выведен из состава Президиума ЦК КПСС, а 5.7.1957 снят с поста 1-го зам. пред. Совета министров СССР. В 1957-58 зам. пред. Государственного комитета Совета министров СССР по внешним экономическим связям. В 1958-66 директор заводов в Сызрани. С 1966 на пенсии.
Родился в поселке Дружковка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне город Дружковка Донецкой области) в семье рабочего. Русский. С 13 лет начал работать батраком, на железной дороге, посыльным мальчиком оптового магазина. С 1915 г. подручный слесаря коксобензольного завода. С 1916 г. токарь на металлургическом заводе в Донецке, в 1918 — 1920 гг. чернорабочий-обрубщик Торецкого завода.
В 1920 — 1921 гг. продармеец Старобельского продотряда. С 1921 г. по 1923 г. ответственный секретарь районного профсоюзного комитета, секретарь Бахмутского уездного комитета РКСМ, секретарь Константиновского райкома РКСМ в Донецкой области. В 1923 — 1926 гг. слушатель Коммунистического университета имени Я. М. Свердлова в Москве, после окончания которого до 1928 г. был членом пропагандистской группы ЦК ВКП(б) в городах Донбасса.
В 1928 — 1933 г. учился в Московском механико-машиностроительном институте им. Н. Э. Баумана по специальности холодная обработка металла. С 1933 г. инженер, заведующий технологическим бюро цеха завода № 22 в Москве, затем на Новокраматорском металлургическом заводе в Донбассе: заведующий инструментальным отделом, заместитель начальника ОТК предприятия.
С мая 1935 г. по август 1936 г. на стажировке в США. С сентября 1936 г. главный технолог Новокраматорского металлургического завода. В 1937 — 1938 гг. главный инженер Главного управления тяжелого машиностроения Наркомата машиностроения СССР.
С 1938 г. начальник сектора, с марта 1938 г. заместитель, с декабря 1940 г. первый заместитель председателя Госплана СССР. В марте 1941 г. — декабре 1942 г. председатель Госплана СССР. Одновременно в марте 1941 г. — мае 1944 г. заместитель Председателя СНК СССР. В годы Великой Отечественной войны занимался эвакуацией важнейших объектов промышленности, размещением их в отдаленных районах СССР, освоением ресурсов Урала, Сибири, Дальнего Востока.
В мае 1944 г. освобожден от занимаемых постов и до марта 1946 г. работал с понижением первым заместителем председателя Госплана СССР. В марте 1946 г. понижен в должности до заместителя председателя Госплана СССР. В феврале 1947 г. — марте 1953 г. заместитель Председателя Совета Министров СССР, одновременно в марте 1949 г. — марте 1953 г. председатель Госплана СССР, заменил на этом посту Н. А. Вознесенского.
На ХIХ съезде ВКП(б) (октябрь 1952 г.), последнем при жизни И. В. Сталина, выступил с докладом о Директивах ЦК ВКП(б) по пятому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1951 — 1955 гг.
После смерти И. В. Сталина не попал в число его «наследников»: при распределении постов у одра умиравшего вождя места в высших эшелонах власти для М. З. Сабурова не нашлось. В марте — июне 1953 г. министр машиностроения СССР, образованного из четырех бывших машиностроительных министерств. Однако вскоре его звезда вновь взошла на политическом небосклоне.
В июне 1953 г. — мае 1955 г. председатель Госплана СССР, одновременно в декабре 1953 г. — феврале 1955 г. заместитель Председателя Совета Министров СССР. На заседании Президиума ЦК накануне открытия ХХ съезда КПСС (февраль 1956 г.), при обсуждении вопроса, следует ли выносить тему сталинских репрессий на съезд, заявил: «Если верны факты, разве это коммунизм? За это простить нельзя».
С февраля 1955 г. по июль 1957 г. первый заместитель Председателя Совета Министров СССР, одновременно в мае 1955 г. — декабре 1956 г. председатель Государственной экономической комиссии Совета Министров СССР по текущему планированию народного хозяйства. На четырехдневном заседании Президиума ЦК КПСС во время кризиса в руководстве КПСС в июне 1957 г. в числе семи членов Президиума ЦК голосовал за освобождение Н. С. Хрущева от поста Первого секретаря ЦК КПСС.
Когда узнал, что в Свердловском зале Кремля собрались привезенные по настоянию Н. С. Хрущева на военных самолетах члены ЦК с мест и они требуют созыва Пленума, с гневным возмущением воскликнул: «Я вас, товарищ Хрущев, считал честнейшим человеком. Теперь вижу, что я ошибался, — вы бесчестный человек, позволивший себе по-фракционному, за спиной Президиума ЦК организовать это собрание в Свердловском зале».
За это на Пленуме ЦК КПСС (22 — 29.06.1957 г.) поплатился должностью и членством в Президиуме ЦК. Предложение об этом, согласованное с Н. С. Хрущевым, внес первый секретарь Саратовского обкома КПСС Г. А. Денисов: «Я высказал на приеме тов. Хрущеву свое мнение о тов. Сабурове. Тов. Сабуров — неумный человек. Он плохо ведет порученный участок и по поступкам напоминает Куропаткина. Когда назначили Куропаткина главнокомандующим в русско-японскую войну, то Куропаткин заявил Николаю Второму: Россия оскудела в военных кадрах, коли меня назначили главнокомандующим. А разве оскудела наша партия в кадрах? Нет! Значит, почему выбираем таких, как тов. Сабуров, в Президиум? Это ошибка, и ее надо немедленно поправить. Вывести надо тов. Сабурова из Президиума ЦК» (Молотов. Маленков. Каганович. 1957. Стенограмма июньского Пленума ЦК КПСС и другие документы. М., 1998. С. 237).
На июньском (1957 г.) Пленуме ЦК КПСС, обличая «антипартийную группу», Д. С. Полянский говорил о нем так: «Тов. Сабуров был в Крыму в период отпуска. Мы встречали вас в Бахчисарае. Помощника вы вперед прислали. По приезде помощника мы спросили его, что нам нужно было бы дополнительно учесть, и получили ответ: Максим Захарович любит, чтобы было много людей и машин. (Смех в зале.) Я это не преувеличиваю. Тогда я был молодым и неопытным секретарем и вынужден был в угоду Максиму Захаровичу подогнать большинство городских машин, даже те, которые были на очистке города. (Смех в зале.) Это же все-таки член Президиума ЦК. А он говорит о культе личности. Сабуров завалил дела в Госплане. Ему эта должность не по плечу. Здесь уместно напомнить украинскую пословицу: «Не по Миките шапка», а мы говорим: «Не по Максиму шапка». Он утонул в этой шапке, и его не видно, запустил планирование. Его выгнали из Госплана, а в Президиуме оставили. За какие же заслуги мы его держим в Президиуме?» (Молотов, Маленков, Каганович. 1957. Стенограмма июньского Пленума ЦК КПСС и другие документы. М., 1998. С. 354).
На Пленуме выступал дважды. Униженно каялся, рассказал о всех деталях готовившегося смещения Н. С. Хрущева, о плане перевода его министром сельского хозяйства, а М. А. Суслова министром культуры или просвещения. Просил извинения, умолял простить ему ту оплошность, какую он допустил, рассчитывая на снисхождение за правдивый рассказ об «антипартийной, антигосударственной группировке, которая сложилась в Президиуме нашей партии».
Н. С. Хрущев сказал, что М. З. Сабуров никогда не обладал ни политической зоркостью, ни проницательностью. Был обвинен в том, что поддержал антипартийную фракционную группу, однако с учетом того, что в ходе Пленума осознал свои ошибки, осудил их и помог Пленуму ЦК разоблачить фракционную деятельность группы, выведен из состава членов Президиума, но в составе ЦК оставлен.
В опубликованном в открытой печати сообщении причина отставки не указывалась. Не получивший слова на Пленуме кандидат в члены ЦК КПСС, первый секретарь Сахалинского обкома КПСС П. Ф. Чеплаков сдал в секретариат Пленума текст своей непроизнесенной речи, в которой так отозвался о его раскаянии: «Он показал себя бесхребетным, беспринципным человеком. Куда ветер, туда и он. Этот кающийся грешник стремится во что бы то ни стало попасть в рай. Он просит помочь ему вылезти из болота. А вы, тов. Сабуров, просили у ЦК разрешения лезть туда? Значит, ЦК должен вытащить его из болота, поставить на солнышко, он обсохнет, войдет в дом и в любой момент может опять пачкать штанишки и портить воздух. Не место ему в Президиуме и в ЦК». (Там же. С. 692).
29.06.1957 г. за принадлежность к «антипартийной группе» на Пленуме ЦК КПСС выведен из состава Президиума ЦК КПСС. 05.07.1957 г. снят с поста первого заместителя Председателя Совета Министров СССР. С августа 1957 г. по май 1958 г. заместитель председателя Комитета Совета Министров СССР по внешним экономическим связям.
С мая 1958 г. по январь 1962 г. директор Сызранского специализированного завода по переработке пластмасс. Он был сослан Н.С. Хрущевым директором завода в Сызрань, затем в Пермь. Кара последовала за критику небезызвестных «новаций» в виде освоения целины, повсеместного «окукурузивания», продажи МТС колхозам, расширения экономической самостоятельности «избранных» союзных республик (прибалтийских, закавказских, Казахстана, Украины, Узбекистана).
Его имя уже в начале 60-х полностью исчезло из экономических СМИ. Как, впрочем, и из истории экономического развития СССР. Попытки многих ученых-экономистов (Т.С. Хачатурова, Н.Н. Некрасова, Н.П. Федоренко) и бывших коллег Сабурова по правительству (А.Н. Косыгина, В.Ф. Гарбузова, В.И. Долгих, К.Т. Мазурова, Б.П. Бещева, С.К. Токи) «вернуть» его в кадровую систему экономического планирования успехом не увенчались.
В Госплане
…В октябре 1952 г. на XIX съезде КПСС именно Сабуров сделал доклад о пятом пятилетнем плане СССР (на 1951–1955 гг.). Документ разрабатывался под его руководством. Максим Захарович в тот период возглавлял Госплан (в первый раз занимал тот же пост в 1941–1942 гг.).
В докладе предлагалось всемерно развивать перерабатывающие отрасли, в том числе в системе потребкооперации, чтобы не допустить опасного в социально-экономическом плане превращения многих регионов страны в монокультурные сырьевые базы «избранных» индустриальных регионов. Подчёркивалась необходимость в полной мере применять во всех отраслях хозяйственный расчёт, комплексно использовать местные природные ресурсы, в том числе энергетические. Избежать экономической обособленности ряда регионов РСФСР и других республик Союза, по мнению докладчика, помогла бы также равномерность, пропорциональность развития транспортной сети СССР. Эти положения стали претворяться в жизнь в период пятой пятилетки (1951–1955 гг.).
Максим Сабуров, как и Алексей Косыгин, Николай Байбаков (председатель Госплана СССР с 1965 по 1986 г.), Иван Бенедиктов (министр сельского хозяйства СССР в конце 1940-х – 1950 гг.), был сторонником интенсивного развития сельского хозяйства и пищевых отраслей прежде всего в европейской части РСФСР. При этом Сабуров выступал против отвлечения колоссальных человеческих и материально-технических ресурсов из России в целинные регионы Казахстана. Тем более что эффективность таких затрат в области зернового производства в канун освоения этих территорий не была достоверно доказана. Именно по инициативе Сабурова в первой половине 1950-х в РСФСР активно наращивается производство самоходных высокоманевренных комбайнов, приспособленных для нечерноземной полосы. Но уже к концу десятилетия эта отрасль приходит в упадок, ибо рекордные темпы освоения целины застопорили развитие многих регионов Союза, особенно России, по многим направлениям.
В бытность Сабурова руководителем Госплана (в 1953–1955 гг. он становится одновременно зампредседателя Совета министров СССР, затем по 1957-й работает первым заместителем главы правительства и возглавляет Государственную экономическую комиссию Совмина по текущему планированию народного хозяйства) ускорилось строительство межрегиональных железных дорог: Салехард–Надым–Игарка–Норильск («Заполярный Транссиб»), магистраль БЕЛКОМУР–Архангельск–Кудымкар–Молотов (Пермь), Красноярск–Курагино–Кызыл–Западная Монголия и ряда других. Но затем эти проекты были заброшены, ибо социально-экономическое развитие страны пошло, как известно, по иному, в основном экспортно-сырьевому, пути. Характерно, что те же проекты значатся в госпрограмме развития железнодорожной сети РФ на период до 2030 г.
В марте 1943 г. М.З. Сабуров возглавил межведомственную комиссию по изучению новых железнодорожных проектов. Через три месяца в отчете этой комиссии И.В. Сталину указывалось, в частности, что «с точки зрения военно-экономической и тыловой целесообразности, предпочтительными становятся проекты, направленные на восстановление транспортной сети в освобожденных регионах и на ее стыковку с транспортной сетью примыкающих советских регионов. Намечается также увеличение провозной способности ряда участков Транссиба и Турксиба, в связи с постепенным возвращением в освобождаемые регионы эвакуированных прежде на Восток предприятий и населения. Реализация таких проектов займёт от 3 до 6 лет… Поэтому проекты, непосредственно не связанные с упомянутыми задачами, в настоящее время и в ближайшие годы представляются нецелесообразными к реализации. Только в случае более чем 20-процентного увеличения грузопотока по трассам таких проектов это обстоятельство может служить достаточным основанием для дополнительного изучения целесообразности реализации этих проектов…». (1) Эти аргументы актуальны и сегодня.
Тем временем во внутриэкономической политике со второй половины 50-х акцент был сделан на то, чтобы почти все российские регионы зависели от поставок промышленного и особенно углеводородного сырья из отдалённых регионов страны (Средняя Азия, Урал, Западная, Восточная Сибирь). Сегодня можно говорить в этой связи и о намеренном сокрытии результатов геологоразведки, и сознательном отказе от освоения полезных ископаемых в европейской части РСФСР.
Вот выдержка из датируемого мартом 1976 г. совместного письма М. Сабурова, академиков-экономистов Т. Хачатурова и Н. Некрасова министру газовой промышленности СССР С. Оруджеву: «Считаем не совсем правильным, что быстро развивается крен в разведке и освоении нефтяных и газовых месторождений только в труднодоступных и/или отдалённых районах СССР – в азиатской части РСФСР и Средней Азии. Это очень сильно увеличивает затраты по всему циклу организации нефте- и газового производства, что влечёт за собой постоянное удорожание всей экономики СССР и, как следствие, большинства товарного ассортимента в СССР, а также постоянный рост себестоимости нефтегазового комплекса всего СССР, но особенно РСФСР. Ибо месторождения в Центральной и Южной России, а также в Белоруссии и Молдавии остаются недоисследованными, засекреченными или заброшенными. И тем самым огромный регион СССР, обладая потенциальными возможностями для развития нефте- и газодобычи, превращается в «иждивенца» других регионов по нефти и газу…»
Далее в письме отмечается: «Были возражения по поводу снабжения среднеазиатским, а в перспективе – и азербайджанским газом большинства регионов РСФСР и прежде всего Европейского региона РСФСР, эти возражения имеют под собой не только экономическое обоснование. Ибо огромная часть страны становится зависимой от Средней Азии, что может быть не совсем правильным с точки зрения долгосрочных политических и национальных обстоятельств… Вопросы такого рода обсуждались в Политбюро ЦК и президиуме Совмина СССР ещё в 1950–1952 годах, когда изучались варианты развития газификации всех союзных республик. Тогда было признано, что главный принцип в этой сфере – достижение максимальной изученности, а затем и освоенности местных месторождений, и, например, Москва и Ленинград с прилегающими к ним областями были прикреплены к месторождениям Куйбышевской, Саратовской, Сталинградской и Астраханской областей. Но в середине 1960-х было решено перевести почти всю РСФСР на нефте- и газоснабжение из Средней Азии».
По имеющимся данным, министр Оруджев и глава правительства Косыгин в принципе поддержали вышеупомянутые мнения и предложения. Но брежневское большинство в высшем руководстве КПСС и СССР оставило этот документ без внимания.
Сегодня очевидно, что упомянутые прогнозы группы известных советских экономистов, увы, сбылись. Действительно, огромная территория – Центральная и Южная Россия, обладая потенциальными возможностями для развития нефте- и газодобычи, превратилась в сырьевого «иждивенца» других регионов некогда единого союзного государства. Сложившаяся ещё в 1970-е годы ситуация в этой сфере сохраняется и сейчас: так, голубое топливо из Западной Сибири сориентировано в основном на экспорт, а внутреннее газоснабжение частично привязано к «трубе» из Средней Азии и Азербайджана.
Важно отметить и то, что, как и предвидели авторитетные советские экономисты, постоянное удорожание основных фондов всей нефтегазовой индустрии России – из-за вынужденного роста добычи сырья в труднодоступных и отдалённых регионах страны (ввиду истощения запасов в менее сложных регионах) – действительно привело к тому, что только растущий экспорт может окупать эту отрасль.
Потому и растет зависимость страны от новых экспортных трубопроводов, периодически срывается график газификации регионов, «неуклонно» повышаются внутрироссийские цены на нефть, газ, продукты их переработки. Об этих последствиях, обусловленных экспортно-сырьевой структурой экономики, и предупреждал Сабуров.
Кстати, первое предложение о составлении «шахматки» реальных и потенциальных предприятий-поставщиков и потребителей в регионе СЭВ было выдвинуто М.З. Сабуровым в декабре 1953-го на совещании комиссии по взаимной торговле стран-участниц СЭВ в Албании. Это предложение было поддержано другими странами СЭВ. Почти полностью проект был реализован под руководством К.Ф. Катушева в середине 70-х – начале 80-х. А сегодня аналогичная «шахматка» разрабатывается в рамках ЕАЭС.
Словом, очень многое из того, что предлагал М.З. Сабуров, остается весьма актуальным и в наши дни. И не только в России.
С декабря 1966 г. персональный пенсионер союзного значения. Депутат Верховного Совета СССР 2 — 4-го созывов.
Сабуров был награжден тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени. Имел воинское звание старший политрук запаса. Похоронен в Москве.
***
В понедельник 24 июня 1957 года пленум продолжил свою работу. Теперь начались покаянные выступления бывших «заговорщиков» — Булганина Н.А., Сабурова М.З., Первухина М.Г., Ворошилова К.Е., пытавшихся отмежеваться от троицы своих соратников, остававшихся на прежних позициях. Только Молотов В.М. ещё раз резко покритиковал внешнюю политику Хрущёва, припомнил ему авантюрные заявления по части «догнать-перегнать», неприличное поведение при встрече с писателями, осудил непродуманные реформы управления промышленностью. Подвергшийся критике Шепилов Д.Т. не годился на роль «заговорщика», но его действительное беспокойство в связи с безмерным усилением власти первого секретаря ЦК было трактовано как примыкание к «вражескому» лагерю. Разгром противников Хрущёва завершили резкие выступления Аристова А.Б., Брежнева Л.И., Беляева Н.И. и Игнатьева С.Д., заканчивавшиеся всевозможными восхвалениями в адрес Никиты Сергеевича.
Пленум принял постановление об антипартийной группе Маленкова, Кагановича, Молотова и примкнувшего к ним Шепилова, которых вывели из состава Президиума ЦК и Центрального Комитета КПСС. Зато теперь в высший партийный орган вместе с победителем — первым секретарем ЦК Хрущёвым Н.С. вошли Аристов А.Б., Беляев Н.И., Брежнев Л.И., Жуков Г.К., Игнатов Н.Г., Козлов Ф.Р., Куусинен О.В., Микоян А.И., Суслов М.А., Фурцева Е.А., Шверник Н.М. Остались пока в составе Президиума и много каявшиеся на пленуме Булганин Н.А. и Ворошилов К.Е. [83].
Итогом этой непримиримой борьбы стало то, что главным государственным органом теперь оказался аппарат Центрального Комитета партии (чего больше всего опасался Сталин И.В.!), отделы которого отныне напрямую командовали министерствами и ведомствами, не неся за своё руководство никакой ответственности. (ЮРИЙ БОГДАНОВ — СЕРГЕЙ КРУГЛОВ. ДВА ДЕСЯТИЛЕТИЯ В РУКОВОДСТВЕ ОРГАНОВ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ И ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР., стр 181)
М.З. Сабуров (1943 г.)
Специальный уполномоченный ГКО СССР М.З. Сабуров в Восточной Германии (июль 1945 г.)
М. Сабуров с земляками
Лит.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000
Зенькович Николай. САБУРОВ Максим Захарович. Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий
Алексей ЧИЧКИН. Максим Сабуров: недопустимо превращать Россию в «иждивенца» по нефти и газу. 29.08.2015 // Ритм Евразии
(1) Документы и материалы Госплана СССР по вопросам восстановления и развития народного хозяйства в освобожденных от оккупации районах. М., 1952; Как возрождались освобожденные районы. Молотов, 1953.