Борис Евсеевич Черток (1912 — 2011) — советский учёный в области систем управления летательных аппаратов, член-корреспондент АН СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1961). Член КПСС с 1932. После окончания в 1940 Московского энергетического института работал в ряде НИИ и КБ. С 1947 преподаёт в Московском высшем техническом училище им. Н. Э. Баумана (с 1966 профессор). Основные труды по автоматике, системам управления летательных аппаратов, комплексам больших систем. Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1976). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 другими орденами, а также медалями.
Б. Е. Черток является одним из основоположников теории и практики создания систем управления ракетами и космическими аппаратами. При его непосредственном участии были созданы и осуществлены первые советские баллистические ракеты, первый искусственный спутник Земли, первый полёт человека в космос, полёты АМС к Луне, Марсу и Венере, первые спутники связи «Молния», первые спутники дистанционного зондирования Земли, первые орбитальные станции и другие достижения советской космонавтики. Среди учеников Б. Е. Чертока — 2 члена РАН, десятки докторов и кандидатов наук
Родился 1 марта 1912 года в городе Лодзь, на территории сегодняшней Польши, входившей тогда в состав Российской империи. Вырос в семье служащих. Отец был счетоводом, мать — фельдшером-акушеркой. Вскоре семья переехала в Москву.
В 1929 году он окончил школу-девятилетку и поступил на работу электромонтером на Краснопресненский силикатный завод. Еще в школе он увлекся радио и электротехникой. В конце 1930 года перешел на завод № 22,- впоследствии завод имени Горбунова, который в то время был крупнейшим в стране авиационным предприятием. Здесь он прошел путь от электромонтера по промышленному оборудованию до начальника конструкторской бригады по самолетному оборудованию и вооружению. В эти годы Черток стал автором ряда изобретений.
В августе 1930 года он был принят на работу электромонтёром 4-го разряда в электроцех отдела оборудования (ОБО) на авиазавод № 22 в Москве, выпускавший самолёты ТБ-1. Участвовал во внедрении в производство самолёта ТБ-3 и в подготовке самолётов специального арктического варианта, на которых экспедиция И. Д. Папанина в 1937 году высадилась на льдину, начав тем самым работу полярной станции СП-1.
Был ответственным инженером по электро- и радиооборудованию самолёта Н-209 С, на котором летел в США через Северный полюс С. А. Леваневский. В августе 1938 года занимал должность начальника конструкторской бригады «спецоборудования и вооружения самолётов» на том же заводе.
В 1934-1935 годах он разработал автоматический электронный бомбосбрасыватель, который прошел испытания в НИИ ВВС. В 1935 году как изобретатель Борис Евсеевич был выдвинут на инженерную должность в ОКБ, созданном под руководством главного конструктора В.Ф. Болховитинова. В 1936-1937 годах был назначен ведущим инженером по электрооборудованию самолетов полярных экспедиций. Участвовал в подготовке самолетов экспедиции группы Водопьянова на Северный полюс и самолета Леваневского для трансполярного перелета Москва-США.
Одновременно с работой в 1934-1940 годах он учился в Московском энергетическом институте, который окончил с отличием. С 1940 по 1945 год Черток работал в ОКБ главного конструктора В.Ф. Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП. Во время Великой Отечественной войны он разрабатывает автоматику управления вооружением самолетов, систему управления и зажигания жидкостных ракетных двигателей.
В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Борис Евсеевич был командирован в Германию. 2 мая 1945 года в звании майора расписался на Рейхстаге, что считал счастливейшим моментом в своей жизни. В Германии до января 1947 года он руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. Сначала совместно с А.М. Исаевым организовал в советской оккупационной зоне советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия.
На базе института в 1946 году был создан новый институт — «Нордхаузен», где главным инженером был назначен Сергей Павлович Королев, с которым Борис Евсеевич с этого времени работал в тесном сотрудничестве. Вся научно-инженерная деятельность Чертока с 1946 года была связана с разработкой и созданием систем для управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полетов.
В 1958 году Борису Евсеевичу была присуждена ученая степень доктора технических наук. В 1963 году он был назначен заместителем начальника предприятия по научной работе и начальником филиала №1, на котором разрабатывались космические аппараты и системы управления. С 1966 года — заместитель главного конструктора — руководитель комплекса Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения Министерства общего машиностроения.
В 1974 году Черток становится заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» по системам управления. В этой должности он проработал до 1992 года и с 1993 года до конца своих дней был главным научным консультантом генерального конструктора РКК «Энергия» имени С.П. Королева.
Наряду с научной постоянно вёл и преподавательскую работу: с 1947 года по 1978 год в МВТУ, с 1978 года и до конца своих дней в МФТИ, где заведовал кафедрой «Управление движением» факультета аэрофизики и космических исследований, читал курс «Управление большими космическими системами». Является заслуженным профессором МФТИ.
26 ноября 1968 года избран членом-корреспондентом Академии наук СССР (с 1991 года — Российская академия наук, РАН). С 26 мая 2000 года — действительный член РАН по Отделению механики и процессов управления (системы управления). В 1990 году он был также избран действительным членом Международной академии астронавтики. Б. Е. Черток являлся почётным членом Российской академии космонавтики и членом Международной академии информатизации.
Своё поразительное научное и творческое долголетие Борис Евсеевич Черток объяснял ставшим естественным постоянным стрессовым состоянием, связанным с частыми нештатными ситуациями на земле и в космосе.
В понедельник 12 декабря 2011 года Борису Евсеевичу стало плохо, и он был госпитализирован в больницу РАН. Академик Борис Черток умер в 7:40 утра по местному времени 14 декабря 2011 года в Москве от пневмонии, не дожив до векового юбилея менее трёх месяцев. Похоронен 16 декабря 2011 года на Новодевичьем кладбище.
Среди многих наград, которыми отмечена самоотверженная и поистине новаторская работа Чертока, были: орден Ленина — за участие в создании и испытаниях ракеты Р-5,- первой советской ракеты с ядерным зарядом, Ленинская премия — за участие в создании первых искусственных спутников Земли, звание Героя Социалистического труда — за осуществление первого пилотируемого космического полёта, Государственная премия СССР — за участие в осуществлении проекта «Союз-Аполлон», Международная премия Андрея Первозванного «За веру и верность».
Секретный сотрудник засекреченной отрасли он вышел из тени, когда ему было уже за 80 лет. Он написал книгу «Ракеты и люди» — четырехтомную энциклопедию о всех тайнах советской космонавтики — о том, как и кем она создавалась. НАСА переиздало четырехтомник на английском, и теперь «Ракеты и люди» — настольная книга специалистов Американского космического агентства.
Он был не только человеком дела, но и высокообразованной личностью с высоким уровнем культуры. В свободное время перечитывал русскую и зарубежную классику — Толстого, Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Ильфа и Петрова, Хемингуэя. Любил хорошую научную фантастику, книги о происхождении и строении Вселенной, мемуары и жизнеописания выдающихся ученых прошлого и настоящего.
В довоенной молодости Борис Евсеевич увлекался спортом — академической греблей, горным туризмом. После войны любимым видом отдыха стал водный туризм и лыжные походы. В последние годы жизни отдавал предпочтение работе на дачном участке, путешествиям на теплоходах. Уже будучи человеком весьма преклонных лет, он ездил на работу за рулем. Ясности ума, мудрости, широте видения этого человека можно было только позавидовать. В свои 99 лет он мог дать фору многим молодым.
Борис Черток, интервью:
«Время, когда я начинал работать в науке и технике, было и остается для меня загадкой. Вот, например, многих моих коллег за что-то сажали, а меня все эти «посадки» как-то обошли стороной, хотя, казалось бы, сесть я должен был одним из первых… за катастрофу Героя Советского Союза летчика Леваневского, который пропал при перелете где-то над Северным полюсом. Не сработала система связи, выполненная по моему проекту. Почти все мое начальство посадили. Говорили и мне: «Готовь сухари!» Я наготовил, но они так и не пригодились.
А Сергею Павловичу не повезло… Много разговоров, что в те годы сажали по чьим-то клеветническим заявлениям. Не знаю, как где, а у нас, среди ученых и инженеров, чаще всего все было вполне «пристойно и официально», если можно так выразиться. Обычно начиналось «дело» с партийного собрания, скажем, конструкторского бюро. Выступали конкуренты и обвиняли друг друга в просчетах, недобросовестности, в безответственности при проектировании и сборке или в нехозяйском расходовании средств. Или еще в чем-то уличали друг друга — только бы доказать, что их отдел лучше и что он в отличие от соседнего действительно занимается нужным делом, а не бросает народные деньги на ветер…
Вся эта критика и самокритика, обязательные в то время, добросовестно заносились в протокол партийного собрания. И после этого начиналось страшное. Стояло ведь время «охоты на ведьм». «Охотниками» были люди из ведомств Ягоды, Ежова, Берия, Абакумова и т. д. Эти «охотники» тайно, а чаще всего в открытую передавали партийные протоколы в органы…. Так сделали «врагами народа» и будущих академиков В. Глушко и С. Королева.
При всем при этом в то время умели быстро и толково организовать самое новое и передовое дело. В этом смысле Сталин был настоящий хозяин. И если он видел, что люди, репрессированные вчера, сегодня могут поработать на страну, он не обращал внимания на обвинения их во вредительстве. У совершенно разрушенной и нищей страны откуда-то находились для них колоссальные средства, и вчерашние «враги народа» становились академиками и заслуженными людьми и в невероятно короткие сроки восстановили страну и вывели ее в число самых передовых в мире.
А теперь космонавтика — как бедная родственница, непонятно: то ли нужна она государству, то ли нет. А во времена Королева с нами считались. И мы знали, чего от нас ждут и что надо делать!
Старое поколение космических могикан уходит. Я еще пытаюсь преподавать и воспитывать смену. Авось пригодится не только Западу, но и России. А пока у нас в Москве хозяйничают американцы. И наши лучшие силы во многом работают на них. Американцы нашли новый способ утечки мозгов из России — открывают у нас свои фирмы, в которых вынуждены работать наши лучшие люди, так как на те гроши, которые им платят, прожить невозможно. Американцы же платят столько, чтобы могли выжить, однако во много раз меньше, чем платили бы им в США или на Западе, если бы те уехали работать туда. Попробовали бы мы организовать что-то подобное у них, Америка сразу бы завопила о российском терроризме или стала пугать весь мир — дескать, «русские идут». ( Газета Kомсомольская правда)
Майор Борис Черток (справа) и капитан Олег Бедарев. Германия, Бляйхероде. 1945 год
(Слева направо: Б.Е. Черток, Ю.П. Семенов, В.Д. Вачнадзе. Москва, Красная площадь. Август 1971 года)
Академик РАН Борис Евсеевич Черток — патриарх отечественной ракетно-космической техники. Фото (13.12.2010) РКК «Энергия» им.С.П.Королёва
Академик Борис Евсеевич Черток
Лит.: Черток Борис Евсеевич. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
Черток Борис Евсеевич // https://ruspekh.ru/people/item/chertok-boris-evseevich
Черток, Борис Евсеевич // Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Академик Борис Черток: « Я сесть должен был одним из первых…» «БОРИС ЧЕРТОК: ДОСЬЕ KP.RU»