Зосима Алексеевич Шашков (1905 -1984) — член ВКП(б) с 1928 года. С 1933 на преподавательской работе в Горьковском институте инженеров водного транспорта, в 1933-37 декан, в 1937-38 директор. С февр. 1938 зам. наркома водного транспорта СССР. Все время существования Наркомата (министерства) речного флота СССР (9.4.1939 — 15.3.1953 и 25.8.1954 — 31.5.1956) был его бессменным главой. Во время Сталинградской битвы 1942-43 в качестве уполномоченного Государственного комитета обороны руководил снабжением по рекам войск Сталинградского фронта. В марте 1953 — авг. 1954 возглавлял объединенное Министерство морского и речного флота СССР. В 1956-60 министр речного флота РСФСР. В 1961-63 зам. нач. отдела транспорта и связи Государственного экономического совета Совета министров СССР. С 1963 — на второстепенных должностях в Госплане СССР. В 1967 вышел на пенсию.
Автор более 50 научных трудов и учебников для вузов «Общий курс внутреннего водного транспорта». Профессор МГАВТ. Окончил Великоустюгское речное училище. Принимал активное участие в разработке дальнейшей реконструкции воднотранспортной сети. З.А. Шашков был выдающимся человеком, крупным государственным деятелем, прошедшим путь от рабочего-бакенщика на Северной Двине до руководителя одной из отраслей народного хозяйства страны – водного транспорта.
Родился в 1905 году в деревне Новинки Котласского района Архангельской области. В семье было 6 братьев и 2 сестры. Отец – Алексей Прокопьевич работал бакенщиком и в сельском хозяйстве, последние годы жизни работал шкипером на барже, умер на родине в 1933 году, мать – Прасковья Никифоровна.
Трудовая деятельность Шашкова началась в 1918 году. С 1918 по 1929 год он работал бакенщиком, матросом, рулевым, штурвальным, боцманом, таксировщиком, в Сыктывкаре начальником судоходного надзора. Все эти годы работал в Северном пароходстве. Окончил 3 класса Котласской школы 2й ступени (1921 – 1923 г.г.) – в настоящее время это школа № 76.
В период 1922 – 1926 г.г. окончил Северо – Двинский техникум водного транспорта (г. В. Устюг) и получил звание штурмана 1 разряда. В комсомоле с 1923 года, в КПСС состоял с 1928 года.
В 1929 году поступил по конкурсу в Московский институт инженеров транспорта, а с образованием Ленинградского института водного транспорта в 1930 г. перешёл в Ленинградский институт, который и окончил с отличием в 1933 году, получив специальность инженера водного транспорта. С 1933 на преподавательской работе в Горьковском институте инженеров водного транспорта, в 1933-37 декан, в 1937-38 директор.
22 февраля 1938 г. был назначен заместителем Наркома водного транспорта, а в 1939 году Указом Верховного Совета СССР назначен Наркомом речного флота СССР.
Этот непростой путь был пройден необычайно быстро. В возрасте 31 года Зосима Алексеевич – директор института. В 32 года – заместитель наркома водного транспорта, кем в то время был недоброй памяти Ежов. В 34 года Шашков – нарком вновь организованного Народного комиссариата речного флота СССР. Руководителем этой отрасли Зосима Алексеевич проработал
почти 22 года.
Назначение З.А. Шашкова в 1939 г. наркомом речного фло-та было неоднозначным. Казалось маловероятным, что молодой человек, не имеющий достаточного опыта, быстро освоится на посту наркома и успешно справится с обязанностями. Однако действительность опровергла эти, казалось бы, достаточно основательные предположения. У нового наркома были все качества, необходимые руководителю самого высокого ранга: незаурядный ум, широкий политический и интеллектуальный кругозор, высокий уровень профессионального образования, способность решать крупномасштабные задачи общегосударственного значения, и главное, он был предан делу Коммунистической партии, в которую вступил в 1928 г.
В июне 1939 г. правительство утвердило структуру Народного комиссариата речного флота СССР, которая затем стала структурой Минречфлота и просуществовала без изменений до 1953 года. Наркомату речного флота З.А. Шашкову были подчинены 39 пароходств, 20 бассейновых управлений пути, 211 промышленных предприятий, в том числе 69 судоремонтных и судостроительных заводов, 29 верфей деревянного судостроения. Однако техническая реконструкция флота и пристаней не была завершена. Количество судов, мощность и грузоподъемность речного флота в 1940 г. не достигли уровня даже 1913 г. Примерно две трети самоходного (по мощности) и более половины несамоход-
ного (по грузоподъемности) флота приходилось на долю судов, построенных еще в начале века. Почти четверть всех речных судов относилась к категории ограниченно годных к эксплуатации.
Судоремонтные предприятия речного транспорта имели около 4 тыс. металлорежущих и до 1400 деревообделочных цехов, более 1100 единиц корпусно-котельного оборудования. На 32 заводах работали механические, химические, формовочные лаборатории. За три предвоенных года основные фонды судоремонтной промышленности возросли вдвое. При этом производственно-промышленная часть основных средств возросла на 176%. На речном транспорте накануне войны работало 232 525 человек.
Важные перевозочные функции выполняли труженики пароходства «Волготанкер». Они совершали многодневные рейсы, доставляя энергоносители в промышленные центры, сосредоточенные по всей Волжско-Камско-Московско-Окской акватории. В большинстве портов находились представительства этого пароходства.
Наращивали нефтедобычу башкирские нефтяники, поставлявшие продукцию потребителям по рекам Белой и Каме. В 1940 г. Волжско-Камский бассейн, обслуживавший мощную промышленную зону, достиг 69,2% грузооборота на речном транспорте и занимал ведущее положение. Протяженность судоходных речных путей страны составляла более 100 тыс. км и вдвое превышала этот показатель США. По рекам перевозилось 38,7% леса и дров, 26,2% нефтепродуктов, 20,1% соли, 11,7% хлеба.
Магистральные глубоководные реки и каналы использовались не в полную меру, в то время как железные дороги работали с большим напряжением. Большинство нефтяных ресурсов страны находилось на юге России и в Закавказье. Московская и Калининская области получали 20% горючего из Бакинского, Грозненского и Краснодарского районов. Нефтепродукты доставлялись по трубопроводам и по Орджоникидзевской и Северо-Кавказской железным дорогам до Туапсе, затем перегружались на морские танкеры и следовали в Одессу, откуда вновь в железнодорожных цистернах до мест назначения. В Ленинградскую область тем же путем доставлялось 48,7% потребляемого горючего.
Применение смешанныхперевозок нефтепродуктов при отсутствии нефтяных трубопроводов в центральные районы страны дорого обходилось государству, вынужденному постоянно дотировать расходы на горючее и регулировать его цену. Значительно дешевле обходились бюджету нефтепродукты, которые доставлялись без дополнительной перегрузки водным транспортом в Киев, Днепропетровск, Никополь, в приднепровские районы. Через Астрахань по Волге прямым водным сообщением потребители получали лишь 12,9% горючего. За 1940 г. труженики речного транспорта перевезли 72,9 млн тонн грузов, а грузооборот составил 35,9 млрд тонно-километров.
Приграничный статус ко многому обязывал тружеников Северо-Западного пароходства, имевшего 16 портов, пристаней и агентств, 7557 км водных путей и располагавшего 525 самоходными судами общей мощностью 74 460 л.с. и 1481 несамоходным судном грузоподъемностью 613 тыс. тонн. В пределах пароходства работала 21 землечерпательная машина, использовавшаяся путейскими службами для дноуглубительных работ на Неве, Свири, Волхове, каналах.
З.А. Шашков в годы Великой Отечественной войны провел большую работу по эвакуации флота, регулярности воинских оперативных и снабженческих перевозок речным транспортом. Во время Сталинградской битвы 1942-1943 гг., являясь уполномоченным ГКО, лично руководил работой речников по обеспечению армии.
В годы Великой Отечественной войны организовывал эвакуацию речного флота, обеспечение воинских оперативных и снабженческих перевозок. Будучи членом Транспортного комитета при ГКО, руководил обеспечением войск в период Сталинградской битвы, работой переправ через реку Волгу.
14 февраля 1942 г. в Центральном Комитете партии, в кабинете Сталина, состоялось объединенное заседание Политбюро ЦК ВКП(б) и Государственного Комитета Обороны. Кроме членов Политбюро и ГКО присутствовали приглашенные наркомы и ряд других руководящих работников.
Решался вопрос о необходимости создать Транспортный комитет при Государственном Комитете Обороны….Объединенное заседание высказалось за создание Транспортного комитета при Государственном Комитет Обороны. Сталин сказал: – В записке есть предложение «создать всевластный комитет». Как это понимать? А так, что орган этот должен иметь не только исполнительное содержание, но и законодательное. Есть предложение избрать председателем комитета товарища Сталина. Прошу голосовать!
Все проголосовали «за». Потом, рассмотрели предложение Сталина об избрании заместителем председателя Транспортного комитета секретаря ЦК и члена Политбюро ЦК А. А. Андреева, а членами – члена Политбюро ЦК, заместителя Председателя СНК СССР и наркома внешней торговли А. И. Микояна, члена Политбюро ЦК, наркома путей сообщения Л. М. Кагановича, начальника УПВОСО И. В. Ковалева, заместителя наркома путей сообщения Г. В. Ковалева, начальника Оргуправления НКО А. Г. Карпоносова, начальника Тыла Красной Армии А. В. Хрулева, наркома речного флота З. А. Шашкова и наркома морского транспорта П. П. Ширшова.
В 1946 году назначен Министром речного флота СССР, а в 1953 году был назначен Министром морского и речного флота СССР. После разукрупнения Министерства морского и речного флота СССР был назначен Министром речного флота СССР и РСФСР.
Послевоенные годы жизни Зосимы Алексеевича – это годы созидания. Начало их связано с выполнением четвертого пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства страны 1946-1950 гг., в котором на речном транспорте предусматривалось завершение работ по восстановлению речного транспорта в районах, подвергшихся оккупации, увеличение грузооборота на 38% по сравнению с довоенным 1940 г.: улучшение использования Волги и ее притоков, а также сибирских и северных рек, усовершенствование речных портов, повышение скорости доставки грузов; пополнение речного флота самоходными и несамоходными судами, в том числе и судами технического назначения для выполнения дноуглубительных и других работ на водных путях.
Большую роль в реализации заданий четвертого пятилетнего плана сыграло постановление Совета Министров СССР от 1 сентября 1947 г. № 3092 «О мероприятиях по восстановлению и дальнейшему развитию речного транспорта», подписанное председателем Совета Министров СССР И.В. Сталиным. Постановление было подготовлено по инициативе З.А. Шашкова исходя из анализа фактического состояния речного транспорта, целей и задач предстоящего периода развития страны. И сегодня это постановление поражает детализацией и обоснованностью планируемых мероприятий на базе достижений науки и техники. Оно объемно не по количеству страниц, а по составу, глубине и широте рассматриваемых мероприятий. Конкретизация заданий и исполнителей в условиях разрушенного войной хозяйства служила гарантией исполнения намеченного.
Для подготовки руководящих кадров речного флота было разрешено Минречфлоту организовать в Ленинграде Академию речного транспорта с использованием помещений Ленинградского института инженеров водного транспорта. Начиная с 1948 г. финансирование Центрального научно-исследовательского института речного флота переведено за счет средств государственного бюджета. Численность центрального аппарата Минречфлота была установлена в 1650 человек, при этом введены персональные звания и новые знаки различия для всего личного состава Министерства речного флота СССР.
В отдельный раздел вынесены вопросы местного (в то время республиканского) речного транспорта, с передачей в ведение союзных республик и отдельных облисполкомов и крайисполкомов малых рек, крупных притоков магистральных водных путей, некоторых озер и водохранилищ локального использования, а также мелкотоннажный флот, пристанские и портовые гидротехнические сооружения.
В соответствии с постановлением около 100 малых рек и озер было передано из ведения Министерства речного флота в полное хозяйственно-финансовое обеспечение местных органов власти, которые исходя из экономической целесообразности могли их использовать. Осуществление такой детально разработанной программы сказалось положительно на общих интересах выполнения пятилетки речным транспортом.
Так уже в 1948 г. резко возросли поставки новых судов и судового оборудования с отечественных заводов, и уже к 1950 г. грузооборот речного транспорта превысил довоенный уровень 1940 г. на 27%, возросла культура эксплуатационной грузовой и коммерческой работы флота. Одновременно шло восстановление путевого хозяйства, а также интенсивное освоение новых глубоководных путей на Днепре, Беломорско-Балтийском канале и канале имени Москвы. Начатая реконструкция речного транспорта и водных путей, создание производственно-материальной базы были продолжены в следующем, пятом пятилетнем плане развития СССР на 1951-1955 гг.
Крупным строительством объектов стал канал Волго-Дон. При З.А. Шашкове, министре речного флота СССР, был построен открытый в 1952 г. Волго-Донской судоходный канал имени В.И. Ленина с Цимлянским гидроузлом на реке Дон – крупнейшее в мире межбассейновое соединение. На реках Волге и Каме строились гидротехнические комплексы, был реконструирован Волго-Балтийский водный путь.
С 1961 года назначен зам. начальника отдела транспорта Госэкономсовета СССР, а с реорганизацией Госэкономсовета назначен зам. начальника Отдела транспорта и связи Госплана СССР. В Госплане вёл работу по планированию работы министерств морского и речного транспорта, воздушного флота, министерств связи и гидрометслужбы.
Решением Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание генерал – директора речного флота СССР. Награждён тремя орденами Ленина (1943, 1953, 1955), Трудового Красного Знамени (1940), и девятью медалями «За оборону Сталинграда» (1943), «За оборону Москвы» (1944), «За оборону Кавказа» (1944), в память 800-летия Москвы (1947) и другими.
Умер 14 июля 1984 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Его именем назван трёхпалубный пассажирский теплоход «Зосима Шашков».
З.А. Шашков был человеком простым, доброжелательным и общительным. Как министр он был доступен, но строг и требователен. Умел отличать проступки и нарушения, допущенные из-за халатного отношения к делу, безответственности или недисциплинированности, от ошибок, произошедших вследствие недостатка опыта и профессиональной подготовки.
В 1946-50 и 1954-58 депутат Верховного Совета СССР. В 1952-61 кандидат в члены ЦК КПСС.
В городе Котласе на здании управления Севводпути открыт памятный горельеф (2005), на родине Шашкова в деревне Новинки Котласского района – памятный знак (2005). Великоустюгскому речному училищу присвоено имя Шашкова (2000), в училище установлен бюст (2005). Именем З. А. Шашкова назван пассажирский туристический теплоход (Онежское озеро).
С 1948 г. министром морского флота СССР становится Александр Александрович Афанасьев, а речного флота с 1960 г. – Сергей Андреевич Кучкин.
З.А. Шашков
З.А. Шашков
Лит.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000
Шашков Зосима Алексеевич. Руководители морского и речного флота Советского Союза и Российской Федерации // http://eng.morflot.ru/files/docslist/20150727164432-Руководители-2015-фотоальбом.pdf