Максимилиан Лейхтенбергский (Максимилиан Иосиф Евгений Август Наполеон Богарне) ( 1817, Мюнхен, — 1 ноября 1852, Санкт-Петербург) — член русской императорской фамилии, 3-й герцог Лейхтенбергский, президент Императорской академии художеств (с 1843) и главноуправляющий Горным институтом (c 1844). Родоначальник русского аристократического семейства Лейхтенбергских, или Романовских.
Максимилиан был вторым сыном Евгения Богарне (сына Жозефины и пасынка Наполеона Бонапарта) и Августы из Виттельсбахов, принцессы Баварской, дочери короля Баварии Максимилиана I. После смерти в 1835 году его старшего брата Августа, к нему перешел титул герцога Лейхтенбергского.
Окончив учёбу, Максимилиан поступил лейтенантом на баварскую службу и вскоре был назначен командиром 6-го кавалерийского полка, как ранее его отец и брат.В 1837 году, по поручению своего дяди баварского короля Людвига I, он посетил Россию, чтобы участвовать в кавалерийских маневрах. 23 октября 1838 года был награждён орденом Св. Андрея Первозванного и принят в российскую службу в чине генерал-майора.
В России он был тепло принят императорской семьей и познакомился с дочерью императора Николая І великой княжной Марией Николаевной. В октябре 1838 он стал её женихом, а 2 июля 1839 состоялась их свадьба. В этом браке родилось семеро детей.
После свадьбы Максимилиан получил от императора титул Императорского Высочества, чин генерал-майора русской службы и стал шефом гусарского полка, впоследствии командовал 2-й гвардейской кавалерийской дивизией, стал главноуправляющим корпуса горных инженеров. С Германией его связывал ещё герцогский титул и соединённые с ним владения в Западной Европе, но в 1845 году он уступил за 20 миллионов правительству папы свои владения в Церковной Области, купил имение в Тамбовской губернии и таким образом окончательно обосновался в России.
После смерти герцога Максимилиана Лейхтенбергского император Николай I повелел приступить к продаже его имений в Баварии и указом 6 декабря 1852 года присвоил его детям (а, следовательно, своим внукам) наименование князей Романовских и титул Императорских высочеств, с тем, чтобы этот титул сохранялся в мужском поколении до праправнуков императора Николая I включительно.
В соответствии с «Учреждением об Императорской фамилии» 2 июля 1886 года, ограничившим титул Императорских высочеств лишь внуками императоров, дети великой княгини Марии Николаевны и герцога Максимилиана носили титул Императорских высочеств, нисходящее же от мужского их поколения потомство стало титуловаться князьями и княжнами императорской крови. Титул «Императорское высочество» был сохранён за князем Александром Георгиевичем Романовским, герцогом Лейхтенбергским, родившимся до издания нового закона.
С 1839 года и до своей смерти был членом Попечительского совета заведений общественного призрения в Санкт-Петербурге.
Являясь самым высокопоставленным католиком Российской империи, принял деятельное участие в продвижении ходатайства представителей католического духовенства об устройстве в Санкт-Петербурге обособленного католического кладбища и кладбищенского костела. Ходатайство было Высочайше удовлетворено уже после смерти герцога и в 1856 году было освящено Выборгское римско-католическое кладбище, а в 1859 была освящена часовня, позже перестроенная в храм Посещения Пресвятой Девой Марией Елизаветы.
Деятельность в области наук
Максимилиан обладал обширными познаниями в области естественных наук. Герцог интересовался изучением электричества, в частности гальванопластики, минералогией и вообще горным делом. Развивая идеи о гравировании с гальванопластических досок, ставил опыты. Для удобства гальванопластических исследований и опытов герцог устроил для себя отдельную небольшую лабораторию в Зимнем дворце, а затем, с расширением работ, перенес её в помещение Главного штаба гвардии. Работы герцога Лейхтенбергского составили значительный вклад в гальванопластику.
В 1845 г. в Петербурге на базе мастерских Лейхтенбергского открылось первое промышленное гальванопластическое предприятие, оборудованное при участии самого изобретателя. Называлось предприятие Санкт-Петербургским гальванопластическим и художественной бронзы заведением и специализировалось в области т. н. художественной гальванопластики — изготовлении барельефов и статуй. Здесь делалось художественное убранство и для Исаакиевского собора. Здесь же была исполнена бронзовая дверь для здания Главного штаба на углу Невского проспекта.
Императорская Академия художеств
Максимилиан с детства хорошо рисовал и писал красками, к тому же он владел известнейшей в художественном мире картинной галереей в Мюнхене. Герцог привез в Россию крупную коллекцию произведений искусства, которая в 1880-х гг. в течение нескольких лет размещалась в Академии художеств. 26 сентября 1842 года герцог Лейхтенбергский стал почетным членом Академии Художеств и с 1843 года до своей кончины был её президентом. Он позаботился о составлении устава Академии Художеств, старался ввести больший порядок, заботился о русских художниках, сам решал главнейшие дела, приобретал картины. Николай I повелел выстроить для супругов Мариинский дворец в столице и загородный под Ораниенбаумом, куда по приглашению хозяев начали наведываться молодые талантливые художники. В 1851 году герцог организовал в залах Академии первую в истории России выставку произведений из частных собраний. В бытность герцога Лейхтенбергского президентом было открыто Мозаичное отделение при Академии художеств, Московская художественная школа.
Институт Горных инженеров
Теоретические познания герцога в минералогии получили практическое применение, когда в 1844 году император Николай І назначил его главноуправляющим институтом корпуса горных инженеров. 31 декабря 1848 года был утвержден новый устав для института. Он выстроил близ Петербурга завод, производивший бронзовые отливки; на этом заводе были изготовлены первые в России паровозы, много лет служившие для Царскосельской железной дороги.
Во время управления институтом герцог посетил уральские заводы, осмотрел их и представил государю отчет, в котором подробно и основательно высказывал своё мнение о ведении дела на заводах и описывал их. В Екатеринбурге был освящён храм-колокольня с алтарём во имя Великомученика Максимилиана в память о посещении герцогом города в 1845 году. Во время этой поездки герцог Лейхтенбергский простудился и уже не поправился.
Карл Павлович Брюллов. Портрет герцога Максимилиана Лейхтенбергского (1817—1852), 1849. Холст, масло. 97 х 77 см. Частная коллекция, Лондон.
Максимилиан Лейхтенбергский. Неизвестный художник
По материалам Википедии.