Рис. 1. Правление и оптовый склад товарищества парфюмерного производства «Брокар и Ко» в Москве на углу Никольской улицы и Б.Черкасского переулка. Архитектор Мейснер А.Ф.

Рис. 1. Правление и оптовый склад товарищества парфюмерного производства «Брокар и Ко» в Москве на углу Никольской улицы и Б.Черкасского переулка. Архитектор Мейснер А.Ф.

Рис. 2. Доходный дом братьев Стуловых в Малом Знаменском переулке в Москве Архитекторы Дубовской В.Е. и Архипов Н.А.

Рис. 2. Доходный дом братьев Стуловых в Малом Знаменском переулке в Москве Архитекторы Дубовской В.Е. и Архипов Н.А.

Во второй половине 19-го века мечта каждого представителя сектора домовладения о каменном доме становится реальностью, но в новом виде – возникаеткаменный многоэтажный многоквартирный дом. Далеко не все имеют финансовую возможность выстроить собственный каменный особняк, но широкие слои населения теперь могут снять или приобрести в собственность квартиру или комнату в каменном доме. Это стремление горожан сформировано не предложением рынка, а требованием времени, изменившимися условиями и темпом жизни, широкими демократическими преобразованиями во всем обществе. Бурно формирующаяся разночинная городская среда получает стилистическое отражение своего образа жизни в новом типе городского жилища – каменного доходного дома.

Основными техническими предпосылками возникновения многоэтажного каменного домов стало широкое применение новых конструкций из бетона и стали, изобретение способа изготовления большеразмерного стекла, промышленное производство кирпича, развитие лифтового оборудования.

Быстрое внедрение научных разработок в производство было вызвано, прежде всего, достижениями отечественной науки о строительных материалах, исследованиями минералов и месторождений горных пород. — крупнейших научных школ Ф.Ю.Левинсона-Лессинга, Е.С. Федорова, В.А. Обручева, А.И.Ферсмана, Н.А. .Белелюбского и др.

Строительное материаловедение обогатилось данными петрографии и минералогии при характеристике минерального сырья, используемого после механической переработки либо в сочетании с химической переработкой в виде готовой продукции — природного камня штучного и в рыхлом состоянии, керамики, вяжущих веществ, стекла и др. С той же целью начали применять побочные продукты производств — шлаки, золы, древесные отходы и пр.

Интенсивное развитие промышленности строительных материалов в России началось в 18 в., когда было построено 3 тысячи промышленных предприятий, не считая горных заводов.


Рис. 3. Доходный дом Шугаева С.Е. в Ржевском переулке в Москве Архитектор Волокитин В.Н. 1910-е гг.

Рис. 3. Доходный дом Шугаева С.Е. в Ржевском переулке в Москве Архитектор Волокитин В.Н. 1910-е гг.

Рис. 4. Фрагмент фасада Иосифо-Волоколамского подворья на Ильинке (Биржевой площади) в Москве Архитектор Каминский А.С. Рекламные вывески: Общества взаимного кредита в Москве, "Готовое платье В.К.Фирганг", "Александров Василий Егорович: Магазин шляп и фуражек" .

Рис. 4. Фрагмент фасада Иосифо-Волоколамского подворья на Ильинке (Биржевой площади) в Москве Архитектор Каминский А.С. Рекламные вывески: Общества взаимного кредита в Москве, «Готовое платье В.К.Фирганг», «Александров Василий Егорович: Магазин шляп и фуражек» .

К началу 19-го века потребовалась систематизация накопленного опыта производства и применения вяжущих, создания более эффективных их видов. В 1807 г. академик В.М. Севергин дал описание вяжущего вещества, получаемого обжигом мергеля с последующим размолом. Полученный продукт по качеству был лучше романского цемента.

Цемент сам по себе не является каким-то конкретным строительным материалом. Это общее название для определенной группы веществ, основными физическими характеристиками которых являются порошкообразность, вязкость и способность при смешивании с водой (в некоторых случаях с водными растворами солей) образовывать пластичную массу, которая при высыхании принимает камневидное состояние. Важно отметить, что процесс это односторонний, т. е. раз затвердев, цемент уже не сможет вернуться в свое первоначальное состояние. Основными составляющими компонентами цемента являются известковые, маргелистые, глинистые породы и всевозможные добавки (бокситы, шлак и т. д.). Этот сырьевой материал подвергают высокотехнологичной и высокотемпературной обработке, в процессе которой начальное сырье доходит до стадии полного или частичного плавления. Так образуются силикаты и алюминаты кальция, благодаря которым цемент и приобретает своё главное качество — высокую прочность. Цемент приготавливается из особенного желтовато-зеленого известняка, называемого «зеленкой»; слой его довольно толст (до 0.7 м) и встречается под землей на глубине до 10 м. «Зеленка» — наиболее мягкий известняк, потому легче других выламывается. Чаще для устройства цементного завода известковую гору разрабатывали сносом, т.е. часть горы вместе с верхними суглинистыми отложениями «сносят вниз», выбирая попадающийся камень и сортируя его. Затем зеленка разбивалась на куски до 10 см в диаметре и складывалась в низкие, до1 м штабеля для подсушки. Часть берега разравнивалась для укладки рельсов, установки печей обжига и вывоза материалов из-под горы наверх.

Рис. 5. Доходный дом Лопатина М.И. на Невском проспекте в С.-Петербурге Архитектор Макаров М.А.

Рис. 5. Доходный дом Лопатина М.И. на Невском проспекте в С.-Петербурге Архитектор Макаров М.А.

Рис. 6. Городской дом дешевых квартир им. Солодовникова Г.Г. на 2-й Мещанской в Москве. Архитекторы Бардт Т.Я. и Перетяткович М.М. (с графического изображения) .

Рис. 6. Городской дом дешевых квартир им. Солодовникова Г.Г. на 2-й Мещанской в Москве. Архитекторы Бардт Т.Я. и Перетяткович М.М. (с графического изображения) .

В 1810 г. Голландское научное общество в Гарлеме объявило конкурс на «исследование причин превосходства извести, получаемой из известняков, над известью из морских раковин». Золотая медаль на этом конкурсе была присуждена берлинскому профессору химии Иону(J. F. John, 1782-1817), который к 1818 г. установил, что улучшающая свойства извести примесь должна состоять из кремнезема, глинозема и окиси железа, химически соединяющихся с известью. Чем больше этих веществ содержится в известняке, тем меньшую роль в процессе твердения играет поглощение углекислоты и образование углекислой извести, столь существенное в том случае, когда эти примеси отсутствуют. В заключении Ион указал на возможность улучшать известь, полученную из морских раковин, таким образом: известь эту после обжига следует гасить в порошок (в то время гашение было самым простым и дешевым способом измельчения извести, так как измалывающие машины были тогда еще весьма несовершенными); далее, смешивать этот порошок с прибавками, содержащими вышепоименованные вещества, и затворять в тесто, которое затем высушивать и снова обжигать. Но Ион, как кабинетный ученый, мало интересовался практическим, заводским осуществлением своих идей, его труды оставались мало известными современникам.

Рис. 7. Доходный дом Скопника П.А. на Садовой-Кудринской Москва. Архитектор Гельрих Г.А .

Рис. 7. Доходный дом Скопника П.А. на Садовой-Кудринской Москва. Архитектор Гельрих Г.А .

Рис. 8. Доходный дом церкви Cв. Троицы, что на Грязях Чистопрудный бульвар в Москве. Архитектор Вашков С.И..

Рис. 8. Доходный дом церкви Cв. Троицы, что на Грязях Чистопрудный бульвар в Москве. Архитектор Вашков С.И..

Одновременно с Ионом к исследованиям приступил французский инженер Вика (L. Т. Vicat, 1786-1861). Поскольку Вика был не только ученый, но, прежде всего, практический инженер, это отразилось на результатах его исследований, создавших во Франции целую новую отрасль промышленности — производство гидравлической извести (термин, введенный Вика). Уже в первом сочинении «Recherches experimentales sur les chaux de construction, les betons et les mortiers ordinaires», 1818), он также предлагал приготовлять искусственный продукт, обжигая смесь извести с глиною и измалывая полученный продукт. Особое значение он придавал тому, чтобы обе эти составные части были обожжены вместе, а не порознь. После проверки его опытов парижской Академией Наук, ему было разрешено построить на таком растворе один из быков моста через Дордонь в Сульяке, и это было первое сооружение, возведенное при помощи синтетически приготовленного цемента. Для нужд промышленного производства вяжущих Вика исследовал свыше 800 известняков и дал наставления для их обработки.

В Англии в 1812 г. шотландец Джозеф Аспдин (J. Aspdin) получает патент на «Усовершенствованный способ производства искусственного камня», названного им портландцементом.

Рис. 9. Гостиница «Националь» Москва. Архитектор Иванов А.В.

Рис. 9. Гостиница «Националь» Москва. Архитектор Иванов А.В.

Полученное им вяжущее не было портландцементом в современном смысле этого слова, а представляло собой разновидность роман-цемента, однако название закрепилось в практике строительства. Название «портландцемент» было вызвано сходством цвета затвердевшего раствора с известным в Англии строительным камнем, выламываемым в Портланде. В английском патенте, выданном Д. Аспдину в 1824 г., есть описание изготовления «портландцемента». Д. Аспдин предлагал собирать пыль, сметаемую с мощенных известняковым щебнем шоссейных дорог. Далее эту пыль следовало смешивать с глиной, высушивать смесь в виде комьев подходящей величины, затем обжигать подобно обыкновенным известнякам до полного удаления углекислоты и, наконец, измалывать продукт обжига в порошок. При недостатке шоссейной пыли можно брать известняк, измельченный искусственно, или погашенную в порошок известь. Патентованный способ Аспдина был кустарным отражением предлагавшихся ранее способов Вика и Иона. Аспдин окружал работу своего завода большой таинственностью, а в патенте не указал основное — температуру обжига. Но многое свидетельствовало, что обжиг был, по-прежнему умеренным. Таким образом, изготовлявшийся Аспдином продукт представлял собою, в сущности, тот же роман-цемент, только искусственно составленный, подобно цементу Вика.

Рис. 10. Гостиница «Петергоф» в Москве (Дом страхового общества «Жизнь») Угол улиц Воздвиженки и Моховой. Архитектор Шауб В.В.

Рис. 10. Гостиница «Петергоф» в Москве (Дом страхового общества «Жизнь») Угол улиц Воздвиженки и Моховой. Архитектор Шауб В.В.

Рис. 11. Гостиница "Метрополь" Москва. Вид с Театральной площади. Архитектор Валькот В.Ф.

Рис. 11. Гостиница «Метрополь» Москва. Вид с Театральной площади. Архитектор Валькот В.Ф.

Решение проблемы улучшения характеристик вяжущих и их производства в достаточных количествах – имело превалирующее значение для дальнейшего развития гражданского строительства. На представленных в этом разделе фотографиях начала 20-го века изображены здания, являющиеся шедеврами русского зодчества. Ни одно из них не было бы построено, поскольку архитектурная мысль ограничивается техническими возможностями и, разумеется, финансированием строительства. На протяжении всего 19-го века шла гонка за освоение производства качественного и дешевоговяжущего, способного гарантированно держать марку растворов – за портландцемент, обеспечивающий и сегодня основные потребности жилищного строительства.

Рис. 12. Особняк Цветкова И.Е. на Пречистенской набережной в Москве Архитектор Васнецов В.М. 1910-е гг. .

Рис. 12. Особняк Цветкова И.Е. на Пречистенской набережной в Москве Архитектор Васнецов В.М. 1910-е гг. .

В России первые научно-технические исследования известняков (нарвских, тосненских, ладожских) были произведены в двадцатых годах 19-го века при Александре I, Бетанкуром (A. de Betancourt), находившимся под большим впечатлением работ Вика. Бетанкур вызвал для фундаментальных исследований из Франции ученого инженера Шарлевиля (Raucourt de Charleville). Последний, кроме широкомасштабных исследований известняков, преподавал в Институте Инженеров Путей Сообщения дисциплину «Строительное искусство», построил мост через р. Нарову и другие сооружения. Труды Шарлевиля были изданы в Петербурге в 1822 г. под заглавием: «Traite sur l’art de faire des bons mortiers».

Рис. 13. Дом Мараевой А.В. в Серпухове на территории прядильно-ткацкой фабрики Мараевой Архитектор Клейн Р.И. 1890-е гг. .

Рис. 13. Дом Мараевой А.В. в Серпухове на территории прядильно-ткацкой фабрики Мараевой Архитектор Клейн Р.И. 1890-е гг. .

Рис. 14. Особняк Морозова А.В. во Введенском (Подсосенском) переулке в Москве Архитектор Чичагов М.Н. 1900-е гг. .

Рис. 14. Особняк Морозова А.В. во Введенском (Подсосенском) переулке в Москве Архитектор Чичагов М.Н. 1900-е гг. .

В 1822 г. Егор Челиев в книге «Трактат об искусстве приготовлять хорошие строительные растворы» публикует результаты получения вяжущего материал из смеси извести и глины. В 1825 г. в Петербурге выходит новый труд Е.Г. Челиева «Полное наставление, как приготовлять дешевый и лучший мертель или цемент, весьма прочный для подводных строений», где он обобщает опыт улучшения свойств вяжущих материалов, накопленный при восстановлении Кремля после Отечественной войны 1812 г. Гидравлическое вяжущее, описанное Е.Г. Челиевым, ближе по свойствам к современному портландцементу, а по качеству значительно превосходило «портландцемент» Д. Аспдина.

В 1829-30 гг. Голландским научным обществом в Гарлеме объявляется награда за разрешение этого вопроса. Мюнхенский профессор химии и минералогии Фукс (J. N. Fuchs, 1774-1856) в ходе продолжительных исследований выяснил преобладающее значение кремнезема, причем, при активном его видоизменении в ходе прокаливания с известью. Таким образом, появилось первое научное объяснение явлений твердения не только цементных, но и пуццолановых растворов.

Первый завод качественного романского цемента основал в 1851 г. на берегу Невы в 25 верстах от Сакт-Петербурга военный инженер П. Е. Роше. Вскоре за ним возник аналогичный завод в Петергофском уезде, принадлежавший Я. К. Палю. Несмотря на проведенные исследования, до конца 50-х годов 19-го столетия Россия не производила своего портландцемента.

Рис. 15. Особняк Бахрушина А.А. на Лужнецкой улице в Москве Архитектор Гиппиус К.К. 1900-е гг .

Рис. 15. Особняк Бахрушина А.А. на Лужнецкой улице в Москве Архитектор Гиппиус К.К. 1900-е гг .

Рис. 16. Особняк Мельникова В.К. в Волковом переулке в Москве Архитектор Адамович В.Д. 1900-е гг.

Рис. 16. Особняк Мельникова В.К. в Волковом переулке в Москве Архитектор Адамович В.Д. 1900-е гг.

Более близкий к портландцементу в современном значении этого слова (т.е. продукт обожженный до спекания) с 1834 г. стал изготовлять П. Джонсон, директор завода John Basley, White & Sons — в Лондоне, за ним завод Robins & C° и еще несколько английских заводов. Долгое время Англия — родина обоих цементов, романского и портландского — снабжала ими почти все европейские рынки. Первые портландцементные заводы на материке Европы возникли лишь в пятидесятых годах 19-го столетия; во Франции — завод Е. Dupont в Boulogne sur-Mer, а в Германии — в Штеттине (1852- 1854). Завод в Штетине был единственным источником портландцемента для севера России во время Крымской войны, когда вывоз его в Россию из Англии был воспрещен особым декретом английской королевы.

Вопрос о том, какая же из трех составных частей глины (кремнезем, глинозем, окись железа) играет наиболее существенную роль в процессе твердения растворов – оставался открытым.

Огромная важность производства портландцемента объясняется тем, что из всех гидравлических вяжущих портландцемент обладает постоянными характеристиками, допускающими возможность контроля качества, что позволяло использовать его в строительном деле с наибольшей уверенностью в результате. Однако портландцемент не был лишен некоторых присущих ему недостатков. К примеру, этот цемент не был устойчив к долговременному действию влажных сред, прежде всего, морской воды.

В 1856-1859 гг. польский инженер И. И. Цехановский устроил в с. Славкове (Олькушский уезд, Келецкой губ.) небольшой завод романского цемента, а в 1863 г. — первый в России завод портландского цемента в польском местечке Гродзец (Бендзинский уезд Петроковской губ.). Этот старейший из польских портландцементных заводов, существующий там и поныне, первоначально производил лишь около 20.000 бочек в год — что, при тогдашнем, небольшом еще спросе на цемент, не только удовлетворяло местным потребностям, но даже позволяло вывозить его в пограничные части Австрии и Пруссии.

В 1866 г. был основан второй портландцементный завод — К. X. Шмидта в Риге, в 1870 г. – в г. Щурове, в1871 г. — в Порт-Кунде (около Ревеля), в 1882 г. – крупный завод в Новороссийске.

В Подольском уезде с начала 70-х годов 19-го века организуется несколько цементных заводов из-за близости к месторождениям «зеленки». Основателем одного из заводов (в 1875) был московский купец Пороховщиков. Завод был построен на земле, принадлежавшей крестьянам д. Выползово. В 1864 г. землю выкупил подольский голова Ф.С. Добротворский и перепродал ее Пороховщикову. В течение 10 лет купец на собственном капитале построил небольшой цементный завод. После передачи этого завода в собственность Московского Акционерного Общества, он превратился в мощное цементное производство. К началу 20-го века этот завод стал крупнейшим цементным заводом России.

К началу Первой мировой войны в России насчитывалось около 60 заводов портландцемента, с совокупной годовой производительностью свыше 5 милл. бочек (около 1,6 млн. т цемента). На всем же земном шаре к тому времени выделывалось около 200 милл. бочек этого цемента, в том числе около половины — заводами Соединенных Штатов и Германии.

Над промышленным производством и повышением качества портландцемента в России работал выдающийся ученый А.Р. Шуляченко, которого называют отцом русского цементного производства. Его работы позволили полностью вытеснить в России цементы иностранного производства высококачественными отечественными вяжущими. Совместно с учеными Н. А. Белелюбским и И.Г. Малюгой в 1881 г. А.Р. Шуляченко разрабатывает первые нормы на портландцемент и предлагает передовую классификацию вяжущих. В это время закладываются основы современной науки о твердении вяжущих материалов.

В 1885 г. в России был созван первый съезд по цементному производству.

В 1890 г. И. Самович опубликовал результаты испытаний прочности растворов с различным содержанием цемента и предложил составы бетонной смеси для получения бетонов наибольшей плотности. В 1895 году профессор И. Г. Малюга установил качественную зависимость между прочностью бетона и процентным содержанием воды в массе цемента и заполнителей, являющейся до сих пор основой определения физико-механических характеристик бетонной смеси. Последние достижения науки получили популярное изложение для широкой публики в монографии Б.П. Василенко «Об исследовании пропорций цементных растворов», вышедшей в Петрограде в 1896 году.

В 80-х годах 19-го века И.В. Смирнов предложил использовать в строительстве молотую негашеную известь, в то время как в течение двух тысячелетий известь применялась лишь после ее гашения водой; И.А. Передерий предложил высокопрочный гипс; А.В. Волженский при участии А.В. Ферронской — гипсоцементное пуццолановое вяжущее; П.П. Будников — ангидритовый цемент.

В 1895 г. профессор И.Г. Малюга издал фундаментальный труд «Состав и способы приготовления цементного раствора (бетона) для получения наибольшей крепости». Он впервые вывел формулу прочности бетона и сформулировал так называемый закон водоцементного отношения. Несколько раньше французский ученый Фере предложил формулу прочности цементного камня (и бетона). В 1918 г. была установлёна прочность бетона Абрамсом (США), уточненная Н.М. Бёляевым, что послужило исходной позицией для разработки метода подбора (проектирования) состава плотного и высокопрочного бетона. Появилась и формула прочности Боломея (Швейцария), уточненная, Б.Г. Скрамтаевым применительно к отечественным исходным компонентам.

Исследования Н.М. Беляева, И.П. Александрина, Б.Г. Скрамтаева, Н.С. Завриева и других ученых способствовали существенному повышению качества бетона с уточнением ранее полученных зависимостей его прочности (Абрамсом, Боломеем). К этому же времени Н.А. Попов разработал научные основы технологии легких бетонов и строительных растворов, объемы применения которых быстро возрастали, особенно в жилищном строительстве. Были предложены новые разновидности искусственных заполнителей для легких бетонов — керамические, шлаковые и др.

В 1901 г. был основан научно-технический журнал «Цемент». В годы первой мировой войны и гражданской войны производство вяжущих материалов в России резко снизилось, многие цементные заводы были разрушены. После гражданской войны цементную промышленность пришлось создавать практически заново. Лишь в 1927 г. производство цемента превысило довоенный (1913) уровень на 1,5%. Но уже в 1928 г. на запланированную мощность вышел 31 цементный завод, с нормальной производительностью около 15 милл. бочек в год.


Бетон, как строительный материал, был известен с начала 19-го века. С целью экономии цемента, в этот период в Англии и Франции его начинают смешивать с гравием, песком и водой, получая «бетон», которому в деревянной опалубке ему можно было придавать любую форму, сохранявшуюся при застывании.В 1854 г. английский штукатур Уильям Уилкинсон взял патент на новый материал – «железобетон», состоявший из металлического «скелета», залитого бетоном. В 1864 г. он построил в Ньюкасле небольшой домик, где из железобетона были сделаны не только стены и перекрытия, но даже дымовая труба — так на практике было доказано одно из тех качеств нового материала, которые и сделали его универсальным, — способность принимать практически любую форму. Чуть позже Уилкинсона патент на железобетон получил француз Франсуа Куанье. В 1861 г. он издал брошюру «Применение железобетона в строительном искусстве».

Хотя Куанье даже выстроил железобетонную церковь в своем родном городке, но не считал нужным отслеживать свои права по патенту и рекламировать собственное достижение.

Рис. 17. Чертеж к патентуЖозефа Монье.

Рис. 17. Чертеж к патентуЖозефа Монье.

В том же 1861 г. садовник Версальского парка Жозеф Монье изготовил большие горшки для экзотических растений — из смеси песка с цементом. От влаги горшки начали трескаться, Монье скрепил их железными обручами, а когда железо заржавело, вновь замазал его тем же цементным раствором.Лишь позже, в 1867 году, он понял, что совершил изобретение, и взял патент. Новые горшки оказались настолько прочными, что в 1867 г. Монье взял патент и развернул их производство, затем, приступил к изготовлению из железобетона плит и перегородок для строительства. Имея поверхностные представления в строительных расчетах, проволочную сетку он располагал строго посередине плиты. Но приблизительные чертежи, приложенные им к патенту, визуально соответствовали виду железобетонных изделий. Кроме того, Монье не сделал предварительного патентного исследования и не сослался на аналоги предшественников. В 1869 году Монье построил железобетонный бассейн, в 1873-м – арочный садовый мостик. Вскоре он запатентовал железобетон в Германии и России и начал активно продавать его тамошним фирмам. Примерно с 1880 г. железобетон начал распространяться по миру.

Вначале внедрения железобетонных конструкций частым явлением было их обрушение под собственным весом из-за несовершенства расчетов и неотработанной технологии изготовления. По этой причине в Англии железобетон был даже несколько лет запрещен к использованию. Широкому использованию в практику строительства способствовали усилия немецкого инженера Карла Вайса, который в 1879 г. купил патент у Монье. Через несколько лет француз приехал в Берлин и был возмущен, увидев, что арматура в бетонных плитах непропорционально располагается в нижней части конструкций. «Кто, в конце концов, изобрел железобетон?» — воскликнул он. «Вы, — ответил Вайс. — Но я заставил его работать». К 1886 г. Вайсом были подробно описаны изученные им свойства железобетона и выработаны первые нормы его применения.

В 1897 году был возведен первый железнодорожный виадук длиной 300 м. В 1910 г. французский инженер Эжен Фрейсине накрыл парижский вокзал Берси массивной железобетонной крышей. Он же вскоре первым применил для уплотнения бетона вибрацию – до этого использовалась только ручная трамбовка.

В России А. Шиллер, а затем в 1881 г. Н.А. Белелюбский провели успешные испытания конструкций из железобетона, а в 1911 г. были изданы первые технические условия и нормы для железобетонных конструкций и сооружений. Особого внимания заслужили безбалочные железобетонные междуэтажные перекрытия, разработанные в Москве А.Ф. Лолейтом (1905). В конце 19-го в., послё успешных исследований, в практику строительства был внедрен предварительно напряженный железобетон. В 1886 г. П. Джексон, Деринг, Мандель, Фрейсине взяли патент на его применение и развили этот метод.

До советского периода массового производства предварительно напряжённых железобетонных конструкций в России не было налажено, но велись фундаментальные исследования в этой области, совершенствовались расчеты. Но главное, активно разрабатывались технические нормативы на усложнившиеся строительные работы, на применение новых строительных материалов. В 1896 г. в Петербурге массовым тиражом был издан учебник В.В. Эвальда «Строительные материалы, их изготовление, свойства и испытания», переиздававшийся затем 14 раз.

В это же время формируются жесткие противопожарные требования к огнестойкости строительных конструкций многоэтажных зданий.

С железобетоном, как с огнестойким материалом, не поддерживающим горение, в этот период связываются особые надежды. Интересно, что к железобетонным конструкциям в России поначалу не относились как к новому, самостоятельному типу конструкций. Поскольку сама по себе сталь не огнестойка и под непосредственным действием огня сильно деформируется, что могло вызвать обрушение стальных конструкций и связанных с ними частей сооружения, — бетон использовался в качестве лишь предохраняющим, защитным слоем для «заключенной в нем стали от быстрого нагревания до опасной температуры». Многочисленными экспериментами было выявлено, что при постоянной внешней температуре 1000-1100°С арматура нагревается до 550°С через 1 час при толщине «прикрывающего слоя» бетона 2,5 см и через 2 часа при слое 5 см. Уже к началу 20-го века было установлено, что на степень огнестойкости бетона наибольшее влияние оказывают заполнители на основе базальта и диабаза, шамот и доменные шлаки. Тщательно изучаются наиболее громкие случаи пожаров этого времени — пожар 1900 г. складского здания в Риге, использовавшегося для хранения льна, где тюки с льном тлели около недели; а также два наиболее разрушительных пожара в Петербурге: в 1909 г. на фабрике аптекарских товаров и в 1913 г. в складских зданиях. Пожар в Риге выявил наиболее опасный для железобетона режим длительного пожара, когда железобетонное здание обрушилось в силу постепенного разогрева арматуры до температуры 350—500°. В Петербурге, несмотря на продолжительность действия высоких температур (5—7 час.), обрушений железобетонных перекрытий не произошло. Все повреждения носили преимущественно поверхностный характер, поскольку использовался защитный бетонный слой толщиной 1,5—2 см, что оказалось достаточным для обеспечения стойкости железобетонного перекрытия при пожаре средней силы. В жилых зданиях на путях эвакуации в этот период защитный слой законодательно увеличивается до 3—4 см для получения конструкций повышенной огнестойкости.


Сварка металлической арматуры, различных деталей и конструкций – довольно долго являлась сдерживающим элементом индустриализации в строительстве. Кроме ручной ковки, использовались клепаные соединения или соединения паровым молотом. Возникновению локальной сварки в современном, привычном для нас виде препятствовало отсутствие мощного источника энергии, который мог бы расплавить прилегающие участки металла. Возможность преодолеть этот недостаток появился с изобретением электрической батареи итальянским физиком Алессандро Вольта. Это позволило применять электричество в промышленности.

В 1802 г. профессор Василий Петров, который при помощи батареи получил вольтову дугу — постоянный электрический разряд, создающий высокую температуру. Но только через 80 лет это открытие привело к появлению электросварки. Автором нового метода стал украинский механик-самоучка Николай Бенардос, сделавший почти полторы сотни изобретений — от скороварки до оригинального летательного аппарата. В 1882 году Бенардос создал аппарат, который назвал «Электрогефестом» в честь греческого бога-кузнеца. Он состоял из генератора тока, угольного электрода и размещенной между ними батареи аккумуляторов. Подключаясь к металлическому изделию, ток создавал между ним и электродом дугу, плавившую металл.

Всего за два года изобретение Бенардоса было запатентовано в десятке европейских стран и США. В России Бенардос получил «Привилегию на способ соединения и разъединения металлов непосредственным действием электрического тока» в самом конце 1886 года. В Петербурге была основана компания «Электрогефест», где Бенардос был и директором, и конструктором, и рабочим-сварщиком. Первым предприятием, купившим у него сварочный аппарат, стали ремонтные мастерские Николаевской железной дороги. К сожалению, Бенардос не сумел вовремя расплатиться с краткосрочными кредитами и разорился. Сложность в разработке этого технического направления состояла в том, что работа с аккумуляторами предусматривала длительное пребывание в парах свинца , которые вызывали душевное расстройство. Бенардос не стал исключением, он умер в 1905 г. в богадельне украинского городка Фастов. К тому времени в разных странах мира работало больше тысячи сварочных аппаратов его конструкции.

Основные недостатки электросварки хрупким угольным электродом — доработал горный инженер Николай Славянов, директор Пермского оружейного завода в Мотовилихе. Угольный электрод крошился, его не хватало на один небольшой сварной шов, сам шов был хрупким, с раковинами и кавернами. Славянов заменил угольный электрод стальным, а сварную поверхность защитил слоем флюса. Вместо громоздкой аккумуляторной батареи Бенардоса, он в 1888 году разработал сварочный генератор на тысячу ампер. Славянову принадлежит и создание первого сварочного автомата. На свои изобретения Николай Славянов получил патенты в пяти странах. В 1892 году «Русское техническое общество» вручило Славянову медаль.

Рис. 18. Почетный диплом «Русского технического общества» 1892 года Николаю Славянову за изобретение первого в мире автоматического аппарата для электродуговой сварки

Рис. 18. Почетный диплом «Русского технического общества» 1892 года Николаю Славянову за изобретение первого в мире автоматического аппарата для электродуговой сварки

В 1983 году на Всемирной выставке в Чикаго Славянов получил большую золотую медаль за удивительный экспонат — стальной пятикилограммовый стакан, к которому были прочно приварены стержни из девяти разных металлов.

В Чикаго у Славянова несколько его аппаратов приобрел бизнесмен Джордж Лоу. Работа с первыми сварочными агрегатами была очень вредной, в 1897 г. Славянов скоропостижно скончался. Лоу выдает его изобретение за свое собственное и начинает коммерческое распространение аппаратов Славянова. В американской литературе Лоу до сих пор незаслуженно называют изобретателем дуговой сварки, но любой изобретатель не останавливается на достигнутом, а Лоу не смог внести ни одного улучшения в присвоенное им изобретение.

Разумеется, метод Славянова был небезупречным — металл электрода при плавлении насыщал шов кислородом воздуха, вокруг которого концентрировались и другие вредные примеси. Швед Отто Кельберг предложил электроды со специальным покрытием, исключавшим контакт с воздухом, а затем и с легирующими добавками. В России из-за общественных потрясений к масштабным сварочным работам вернулись лишь после гражданской войны.


Кирпич оставался не только основным конструктивным строительным материалом, но и сам по себе означал богатство, достаток владельца кирпичного особняка. В середине 19-го века появляются кольцевая обжиговая печь и ленточный пресс, которые означали переворот в производстве кирпича. Затем в практику входят бегуны, вальцы, глиномялки. Дорабатываются и кладочные растворы. В начале 70-х годов 19-го века на базе известкового раствора для кирпичной кладки стали использовать сложный, более качественный и долговечный раствор, добавляя в традиционные растворы портландцемент. Романский цемент считался более пригодным в кладочных растворах подвалов, цокольной части сооружений, в бутовой и кирпичной кладке фундаментов, поскольку он лучше твердел во влажной среде.

К 80-м годам 19-го столетия в сравнении с 1861 г. производство кирпича возросло почти в 14 раз. В целом это был более качественный кирпич, для производства которого использовались неглубоко залегающие однородные (без примесей камня-мергеля) глины, богатые песком, содержащие железо, калий, известь, поэтому сравнительно легкоплавкие и легко спекающиеся при обжиге. Однако необходимо учитывать масштабы развернувшегося в этот период строительства. Бурными темпами строилось не только жилье, но и фабрики, электростанции, металлургические заводы и т.п. Кирпич скупался партиями, его катастрофически не хватало, поэтому его стоимость в период строительного сезона резко повышалась. Отделочного и изразцового кирпича в этот период производится в недостаточных объемах, поэтому кладка нуждается в защитном слое штукатурки. Облицовочный кирпич используется в системе стен с воздушным прослойком (рис. 19), дававший возможность «дышать» основной кладке ограждающих конструкций, как это позволял защитный слой штукатурки.

Каменные стены с воздушным прослойком имели меньший вес и позволяли снизить количество затрачиваемого раствора и кирпича. Например, стена, состоящая из двух разделенных воздушным прослойком кирпичных стенок толщиной в 1 и 0,5 кирпича, имела толщину 420 мм. По расходу кирпича и по весу она была равноценна сплошной стене в 1,5кирпича, но ее теплозащитные качества, по существовавшим в то время требованиям к теплопроводности, были эквивалентны сплошной стене толщиной 2,5 кирпича. Таким образом, получалась экономия кирпича до 40%.

Рис. 19. Кирпичная стена с воздушным прослойком

Рис. 19. Кирпичная стена с воздушным прослойком

Основной несущей частью стены, на которую опиралась конструкция деревянных перекрытий, являлась внутренняя стенка толщиной в 1 кирпич. Внешняя стенка в 0,5 кирпича служила теплозащитным экраном. Воздушный прослоек, в целях предупреждения конденсации в нем водяных паров, устраивался вентилируемым. Хотя по теплотехническим соображениям кладка обеих стенок отличалась большой тщательностью в отношении заполнения швов раствором, тем не менее, даже тщательно сложенная стенка толщиной в 0,5кирпича имела достаточную воздухопроницаемость, поэтому при неоштукатуренной наружной поверхности внешней стенки в воздушном прослойке обеспечивался надлежащий воздухообмен. При оштукатуренной наружной поверхности в нижней части воздушного прослойка (на уровне обреза цоколя) и в верхней (под карнизом) оставлялись отверстия площадью 3—5 см2, сообщающие воздушный прослоек атмосферой. Несущая способность этих стен признавалась вполне достаточной для использования их при строительстве многоэтажных зданий до пяти этажей.

Большинство застройщиков из соображений экономии используют традиционные русские облегченные кладки, которые также значительно дорабатываются в этот период, в результате чего именно в конце 19-го века окончательно формируется технология армированных кладок.Наиболее часто из этого вида кладок применялись системы, разработанные екатерининским инженером Герардом (построившим таицкий водопровод) и упоминавшимся выше разработчиком легких бетонов и кладочных растворов – инженером Н.А. Поповым. Однако сама по себе система облегченных кладок ассоциируется, прежде всего, с так называемой «колодцевой кладкой», предложенной архитектором Власовым.

Широкое распространение облегченных кладок было вызвано необходимостью выполнять во внутренних стенах значительные участки дымовых и вентиляционных каналов. Предтечей всех облегченных кладок была русская кирпичная стена с термовкладышами (рис. 20), которая выполнялась из двух вертикальных кирпичных стенок — наружной и внутренней, толщиной по 120мм. Между этими стенками закладывались заранее заготовленные сплошные блоки из валяной шерсти со смоляной пропиткой, торфяные блоки, деревянные горбыли и т.п. Работу над конструкцией облегченной кладки Н.А. Попов начал с разработки изготовления термовкладышей из легких бетонов, поскольку войлок, употреблявшийся для утепления дверных проемов и в качестве основы теплоизоляционного блока, становился рассадником моли. Термовкладыши имели различную толщину в зависимости от требуемого термического сопротивления стены. Связь между двумя кирпичными стенками, необходимая для придания стене должной устойчивости, осуществлялась через введением тычковых рядов кирпичной каждые 3-4 рядa, а в последствии — стальными анкерами. С этой наиболее простой системы стен — облегченная кладка велась на теплом растворе, независимо от температуры окружающего воздуха. Поскольку прочность термовкладышей была невысокой, эти стены не применялись в сооружениях выше трех этажей. Перемычки над проемами выполнялись рядовыми кирпичными, а притолоки снабжались четвертями и обделывались кирпичом.

Разновидностью этих стен были столь же традиционные стены с рыхлым или плотным заполнением. Несущей конструкцией этих видов стен, как и стен с термовкладышами, являлись две связанные между собой кирпичные стенки толщиной в 0,5 кирпича. Образующаяся между стенками полость заполнялась каким-либо сыпучим теплоизоляционным материалом, в основном, стружкой и опилками, как это было принято при строительстве деревянных домов.

Рис. 20. Кирпичная стена с термовкладышами: а- с анкерами; б- вперевязку; в- устройство перемычки

Рис. 20. Кирпичная стена с термовкладышами: а- с анкерами; б- вперевязку; в- устройство перемычки

В стенах Герарда (рис. 21, а) применялась засыпка шлаком. Рыхлая засыпка со временем давала значительную осадку, вследствие чего нарушались теплозащитные свойства стены и возникала реальная опасность продувания. При этом прочность подобной конструкции обеспечивалась лишь несущей способностью двух слабо связанных между собой тонких кирпичных стенок. Герард значительно доработал свою систему: через 600-800мм по высоте стены им устраивались растворные диафрагмы, состоявшие из слоя раствора толщиной 30—40мм, что несколько снижало осадку утеплителя. Для повышения общей устойчивости стены полукирпичные стенки связывали между собой тычками, выпускаемыми из кладки с некоторыми интервалами и металлические анкера. Тычковые ряды образовывали «холодные мостики», что являлось еще одним серьезным недостатком такого решения.

Рис. 21. Стены системы Герарда (а); и системы Попова (б)

Рис. 21. Стены системы Герарда (а); и системы Попова (б)

В стенахПопова (рис. 21, б) пространство между стенками заполнялось набиваемым на месте тощим шлакобетоном. Таким образом, недостатки стен Герарда частично устранялись, поскольку сцеплением бетона с кладкой обеспечивалась более надежная связь между полукирпичными стенками, а бетон воспринимал часть нагрузки, передаваемой на стену. Однако при заполнении пространства между кирпичными стенками бетоном, находящимся в пластичном состоянии, в конструкцию вносилось значительное количество влаги. Тем не менее, стены Попова применяли достаточно широко, поскольку в этой конструкции устранялся существенный недостаток всех облегченных кладок – при пожарах такие стены превращались в аэродинамические трубы.

Рис. 22. Колодцевая кладка: а- общий вид; б- раскладка кирпича в типовых рядах

Рис. 22. Колодцевая кладка: а- общий вид; б- раскладка кирпича в типовых рядах

Колодцевая кладка выполнялась с вертикальными пустотами — колодцами, которые засыпались шлаком или другим рыхлым малотеплопроводным материалом с устройством растворных диафрагм. Такая кладка широко применялась при возведении четырех-пяти этажных доходных жилых домов. Впоследствии вместо рыхлых оседающих засыпок стали применяться не оседающие заполнения. Для этих целей в засыпку вводилось вяжущее (как правило, гипс), который, поглощая влагу, схватывался и связывал рыхлый материал. Во избежание продувания наружная поверхность таких стены обязательно оштукатуривалась. Отделка поверхности стен с внутренней стороны (плотная штукатурка с окраской или оклейкой обоями) препятствовала диффузии водяных паров оседавших внутри «колодцев» стены при конденсации.


 

Нормативная база для гражданского строительства в этот период отслеживается различными комиссиями Министерством путей сообщения. При этом для нежилых построек используется несколько опробированных на практике систем кладок, к которым предъявляются лишь требования по прочности. О кладках жилых сооружений выпускаются более подробные наставления: «Кладка стен для жилых построек требует очень большой осмотрительности в выборе системы. Толщина стен, число воздушных прослоек и способы их расположения зависимы друг от друга и должны дополнять одно другое.»

Наиболее популярным средством технического оповещения становятся журналы статистического отдела Московской городской управы, принимающей к началу 20-го века ряд «Обязательных постановлений для сооружений из бетона, железо-бетона, бетонных камней и железо-кирпича [армированной кладки – прим.авт.] и технических условий для расчета и возведения этих сооружений». К созданию серии этих постановлений привлекаются ведущие профессора и приват-доценты Института корпуса путей сообщений. Постановления, публикуемые в журнале «Ведомости Московского Градоначальства», общедоступны и реализуются по всей Российской империи за символическую плату 25 копеек. Городская застройка также регулируется специальным департаментом Министерства внутренних дел, как это было заведено еще в начале 19-го века.


Окнам при проработке фасадов всегда придавалось особое значение, поскольку архитектурной стилистике они несут особую эстетическую нагрузку. Технический прогресс конца 19-го века позволил окнам стать основным формообразующим элементом фасадов гражданских зданий. Размещение окон, их ритм, размеры проемов, форма перемычек и переплетов – являлись важной приметой каждого архитектурного стиля. Окна не только значительно влияли на облик здания в целом, но и являлись основным показателем качества интерьера и комфортности жилья, т.е. всегда подчеркивали социальный статус владельца жилья. Выше было отмечено, что в Российской империи количество окон на главных фасадах жилых зданий — технически регламентировалось и служило налогооблагаемой базой недвижимости.

Свободу архитектурного творчества ограничивали технические возможности производства плоского стекла. Не только в деревянных избах, но и в окнах дворовых фасадов каменных домов-храмов до 30-х годов 19-го столетия применялись слюдяные оконницы. Во времена сильных морозов окно закрывалось либо наружными распашными, либо внутренними задвижными ставнями, «заволакивая» оконный проем. Промышленное производство стекла в России началось в 1656 году, когда швед Елисей Коэт построил под Можайском первый стекольный завод. На нем выдували оконное стекло и стеклянную посуду. Хотя технология изготовления плоского стекла большой прозрачности была разработана во Франции в 17-м веке, но из-за дороговизны эти стекла использовались, в основном, для производства зеркал. В окнах домов богатых французских вельмож использовалось стекло в виде маленьких квадратиков, вставленных в свинцовый переплет. Поэтому большие оконные проемы с чугунными подставками под цветочные горшки вместо карниза — в России назывались «французским балконом». Петр I неоднократно пытался внедрить в практику жилищного строительства «французские балконы», но остекление в них было изначально однослойным на французский манер, что не соответствовало российскому климату.

Улучшением качества стекла занимались виднейшие русские ученые, включая Михаила Васильевича Ломоносова, основавшего в 1748 г. при Академии наук лабораторию, где он лично варил смальту для мозаичных картин. Его ученик Бахметьев в 1764 году основал в пензенском селе Никольская Пестравка первый в России хрустальный завод. Массовое производство стекла в 19-м веке стало возможным, благодаря изобретению Вильгельма Сименса, сконструировавшего печь, позволявшую выплавлять стекло в промышленных масштабах. Стекло из предмета роскоши превращается в привычный материал, но до 60% выплавленного стекла по-прежнему идет на изготовление посуды.

Рис. 23. Окна в стилистике барокко. Фрагменты фасада Дома Апраксиных на Покровке1760-е годы

Рис. 23. Окна в стилистике барокко. Фрагменты фасада Дома Апраксиных на Покровке1760-е годы

Изначально окна в России изготавливались не распашными, оконный проем наглухо закрывал один слой прозрачного материала, в качестве которого, наряду с «хрусталем», применялись промасленная бумага и даже бычий пузырь. Французское влияние вместе с пышным декором барокко видоизменило геометрическую форму окон – кроме прямоугольных и круглых оконниц появились арочные и эллипсовидные окна и их комбинации с распашной (штульповой) конструкцией створок. Окна в барокко имели мелкие членения, размер переплета был связан с размерами производимого в это время плоского стекла. Признаком стиля становятся ложные аттиковые этажи вычурной формы и роскошно декорированные сандрики окон. Типичное окно в стиле барокко — большое, многократно разделенное переплетами из дерева из свинца различной толщины. Именно в барокко возникла традиция изнутри вставлять на зиму в оконный проем вторые остекленные рамы, которая продержалась до середины 20-го столетия.

Рис. 24. Аничков дворец Архитектор Росси К.И.

Рис. 24. Аничков дворец Архитектор Росси К.И.

Рис. 25. Малый дворец в Царицыно Архитектор Баженов В.И.

Рис. 25. Малый дворец в Царицыно Архитектор Баженов В.И.

Классицизм, требовавший строгих акцентированных форм, придал окнам простую крестообразную форму переплетов, которая отвечала делению всего фасада на ордера: снизу шли массивные распашные створки, вверху остекленная часть была зрительно облегчена. Горизонтальная перекладина (импост) незначительно выдавалась из плоскости окна. Она разделялась вертикальным переплетом, в нижней части окна выполнявшего функции притворной планки (штульпа). Типичными для классицизма являются изогнутые оконные перемычки со стрелой подъема 1/7 ширины окна. Применялись также окна с горбыльками на нижних створках. В период классицизма в России возникла конструкция окон с раздельными переплетами, который затем практически без изменений использовалась более ста лет, поскольку наиболее полно отвечала многообразным климатическим условиям.

Рис. 26. «Классические» крестообразные окна здания Городской управы в Азове (ныне Краеведческий музей) в целом представляющего собой смешение стилей - эклектику.

Рис. 26. «Классические» крестообразные окна здания Городской управы в Азове (ныне Краеведческий музей) в целом представляющего собой смешение стилей — эклектику.

С ростом индустриализации производства, с появлением все большего числа состоятельных заказчиков, в России формируется архитектурный стиль «эклектика». Заказчик впервые получает финансовую возможность отойти от приевшихся форм и традиций и, в то же время, воплотить свою мечту об идеале жилища.

Известно множество исторических анекдотов о формировании этого стиля. Тем не менее, влияние «купеческого нрава» на архитектуру не вызвало нагромождения архитектурного уродства, а сформировалось в довольно цельное и уникальное в своем роде архитектурное течение. Стала крылатой фраза, брошенная из пролетки матерью известного предпринимателя Саввы Морозова, выстроившего особняк в «мавританском стиле»: «Так я одна знала, что ты – дурак, а сейчас это всей Москве видно!»

Рис. 27. Особняк А.И. Сергеевой в Москве с «античными впечатлениями» архитектора А.С. Каминского. 1884 г.

Рис. 27. Особняк А.И. Сергеевой в Москве с «античными впечатлениями» архитектора А.С. Каминского. 1884 г.

При возведении в центре Ростова-на-Дону на Таганрогском проспекте особняка фабриканта, члена городской управы и председателя совета городского Общества взаимного кредита, купца первой гильдии Чирикова (ныне Буденовский пр., 46) произошел публичный скандал между заказчиком и архитектором Л. Ф. Эбергом. Заказчик потребовал установить на фасаде здания две колонны. Понятно, в какой связи у него возникло подобное желание. Строя дом, он хотел бы, чтобы сооружение соответствовало его представлению о настоящей роскоши – о том казаковском «доме-храме», который копировали по всей России. Напрасно архитектор, решивший композицию входной группы в плоскости главного фасада, доказывал «потному купчине», что колонны не будут гармонировать с общим обликом здания, в котором он хотел выразить свои впечатления от архитектуры Ренессанса. Архитектор сталкивается с новым типом заказчика, который строит не на казенные средства, не с крестьянского оброка или барщины, а заработанные личным трудом. Он вынимает средства из оборота, он несет предпринимательские риски. А на его средства архитектор, не обращая внимания на его личные запросы, — пытается выразить свои впечатления, получает оплаченную свободу творчества. Поэтому эстетические споры чуть было не дошли до рукоприкладства. Решающим аргументом стал крик господина Чирикова: «А деньги-то кто тебе платит — Ренессанс или я?..»

Рис. 28. Впечатления от Ренесанса и раннего барокко архитектора Н. М. Соколова. Жилой дом по Б. Садовой, 51 в Ростове-на-Дону (1886 г.)

Рис. 28. Впечатления от Ренесанса и раннего барокко архитектора Н. М. Соколова. Жилой дом по Б. Садовой, 51 в Ростове-на-Дону (1886 г.)

Интересно в этом случае признание самого Леонида Федоровича, что две огромные купеческие колонны, прикрепленные к фасаду мощными металлическими кронштейнами (поскольку фундамент под них не был предусмотрен проектом), — отнюдь не испортили облика всего здания и, очевидно, только обогатили его впечатления от Ренесанса.

В эклектике архитектурных стилей окна приобретают почти готическое вертикальное удлинение, что подчеркивает парадность главного фасада. Верхняя фрамуга, как правило, выполняется в виде цельного стекла, не разделенного переплетом. Окно снабжается «т»-образный переплет с горизонтальным средником и с вертикальным штульпом в нижней части. Вариантом этого рисунка переплета являются окна с форточкой, лежащей под средником, и тогда окно получает еще один горизонтальный, более тонкий переплет. Разумеется, для эклектики характерно и копирование форм окон ушедших в прошлое стилей, наиболее полно отвечавших мечте частного застройщика.

Рис. 29. Особняк Я. М. Шлосберга на Поварской ул., 46 В Москве архитектор А. Н. Зелигсон. 1910 г.

Рис. 29. Особняк Я. М. Шлосберга на Поварской ул., 46 В Москве архитектор А. Н. Зелигсон. 1910 г.

Рис. 30. Пристрой к жилому дому купца Яблокова для устройства первого в городе синематографа Б. Садовая ул., Ростов-на-Дону архитектор Е. М. Гулин. 1904 г..

Рис. 30. Пристрой к жилому дому купца Яблокова для устройства первого в городе синематографа Б. Садовая ул., Ростов-на-Дону архитектор Е. М. Гулин. 1904 г..

Для дальнейшего развития конструкции значительным этапом стало изобретение американца Кларка. Он предложил «вытяжку» расплавленного стекла с помощь металлического стержня, который укладывался на поверхность стеклянного теста, а затем поднимался на необходимую высоту. Стеклянная масса, остывая на воздухе, тянулась следом в виде полотна, толщина которого зависела от диаметра стержня. Это открытие позволило механизировать процесс изготовления стеклянного листа. В конце 19-го века появились дома со стеклянными крышами и стенами, первым стал выставочный павильон в Лондоне — «Хрустальный дворец». Широко распространялись стеклянные купола над торговыми пассажами и вокзалами. В России наиболее масштабным из подобных проектов стало остекление арочного покрытия верхних торговых рядов нынешнего ГУМа, выполненное в 1893 г. знаменитым инженером Шуховым. Для освещения залов и галерей общественных зданий все шире используются витражи и фонари верхнего света. В жилых домах получают широкое распространение эркеры — иногда в несколько этажей, оконные проемы поражают богатством конфигураций. С ростом производства большеразмерного стекла внешний облик зданий резко изменяется, приобретая индивидуальность и неповторимость самых незначительных деталей.

Рис. 31. Здание Дворянского собрания Белгородская область г. Грайворон. Построено в 1913 г. купцом Капитоном Болдыревым. Нижний этаж был отдан им первому в Грайвороне кинотеатру "Лира". В годы первой мировой войны здание занимал госпиталь, с 1918 г. - пролетарский клуб.

Рис. 31. Здание Дворянского собрания Белгородская область г. Грайворон. Построено в 1913 г. купцом Капитоном Болдыревым. Нижний этаж был отдан им первому в Грайвороне кинотеатру «Лира». В годы первой мировой войны здание занимал госпиталь, с 1918 г. — пролетарский клуб.

Рис. 32. Дом купцов Я.Х. и П.И. Олейниковых Архитектор - уездный техник Валуйской земской управы Алексей Степанович Куничёв (1883 - 1958)Белгородская область, г. Валуйки 1911 г.

Рис. 32. Дом купцов Я.Х. и П.И. Олейниковых Архитектор — уездный техник Валуйской земской управы Алексей Степанович Куничёв (1883 — 1958)Белгородская область, г. Валуйки 1911 г.

При этом полностью отвергаются традиционные приемы, банальные декоративные формы и их элементы. Хотя для широких слоев населения появляется техническая и финансовая возможность использовать большеразмерное стекло, — в жилищном строительстве эклектика возродила мелкий переплет барокко, выглядевший с точки зрения населения наиболее «богато». Но, поскольку такие стекла, в первую очередь, используются в качестве остекления витрин магазинов, — большие створки окон без переплетов считаются признаком отсутствия вкуса у частного застройщика. О таких «нуворишах» говорят с налетом презрения – «живут, как на витрине».

Окончательно оформить возросшие запросы частного застройщика смог сформировавшийся на эклектике всего архитектурного наследия – стиль «модерн».

В стиле «модерн» верхние фрамуги имеют почти барочную мелкую разбивку горбыльками, зато нижние створки окон имеют большую, почти «витринную» неразделенную площадь стекол. Большое распространение получают трехстворчатые окна со средниками, с широкой средней поворотной створкой и с узкими, (как правило, глухими) боковыми. Стиль «модерн», использовавший все последние технические достижения, допускал отсутствие двух одинаковых на одном фасаде. В Петербурге и в Хельсинки развивалась региональная разновидность этого стиля – «северный модерн». Одной из характерных черт этого стиля, по которой его можно безошибочно определить, являются окна с трапециевидной верхней частью, мелко расчлененной горбыльками.


Стиль «модерн» по праву считают расцветом русской архитектуры после ретроспективизма и эклектики. Он сумел воплотить эйфорию стремления к новизне, возникшую на рубеже веков на фоне резкого расширения технических возможностей. Отсутствие у модерна единой стилистической закономерности позволяло использовать архитектуру как средство создания имиджа, рекламы торговых и промышленных фирм, домовладельцев.

Рис. 33. Доходный дом Бочаровых (ныне – государственная корпорация «РОСВООРУЖЕНИЕ») Москва, Гоголевский бульвар, 21 Фасад основного здания (1902 г) и пристройки (1906 г). Оформление консоли эркера.Архитектор Кекушев Л. Н. Архитектор пристройки правой части Гуров К.

Рис. 33. Доходный дом Бочаровых (ныне – государственная корпорация «РОСВООРУЖЕНИЕ») Москва, Гоголевский бульвар, 21 Фасад основного здания (1902 г) и пристройки (1906 г). Оформление консоли эркера.Архитектор Кекушев Л. Н. Архитектор пристройки правой части Гуров К.

В жилищном секторе модерн явился эстетическим выражением формирования абсолютно нового уклада, который подводил черту под отношениями, остававшихся неизменными в период нескольких столетий. Постоялые дворы, съемные квартиры – до этого не позволяли человеку забыть, что он не является хозяином жилья, заставляя во многих простых бытовых нуждах испытывать чувство зависимости и даже ущербности. Жить, а главное умереть на съемной квартире буквально два десятилетия назад считалось в России крахом всей жизни. Причем, подобные чувства испытывались вне сословной принадлежности в любом наемном жилье. Как правило, квартиры внаем сдавались в сооружениях невыразительной архитектуры, преимущественно деревянные, лишь с небольшими фрагментами конструкций из кирпича – цоколем или входной группой.

Достаточно резко в жилищном секторе происходят кардинальные перемены. В городах возникают многоэтажные гостиницы с номерами, учитывающими различный достаток клиентов, но с общими залами и вестибюлями, напоминающими дворцовое убранство, с многочисленным штатом прислуги. Это не прежние постоялые дворы «станционных смотрителей». Каждый жилец, независимо от достатка, может почувствовать себя хозяином временного жилища. Покажется странным, но в этот период даже возникает мода жить в гостиницах постоянно.

Начавшись с полного отказа от каких бы то ни было традиций, модерн значительно видоизменяется. В нем все активнее используются формальные элементы исторической архитектуры, их сочетания с новаторскими приемами, что оформляется новым течением – «стилизаторским модерном». Появляются промежуточные нюансы стилизаторского модерна, к примеру, «национально-романтический модерн», использующий элементы средневековой русской архитектуры. К началу 20 века в русском модерне все значительнее проявляются и региональные особенности.

К тому времени в Европе модернистские направления в искусстве и в архитектуре прочно заняли ведущие позиции. Европа всегда являлась для России основным поставщиком предметов роскоши, с 80-х годов 19-го века в Россию попадают художественные промышленные образцы тканей, мебели, предметов утвари в стилях модерна: «югенд-стиль», «новое искусство», «сецессион» и др.

Как и в Европе, модерн быстро охватывает смежные отрасли, ярко проявляясь в оформлении интерьеров, в прикладном искусстве, в образцах мебели и светильников. Архитектурный журнал «Зодчий», издававшийся с 1872 г., уделял большое внимание рационалистическим тенденциям творчества видных иностранных архитекторов: А. Ван де Вельде, О. Вагнера, В. Орта и др., отмечая их стремление к простоте и функциональности.

Рис. 34. Страница журнала «Зодчий» - «Виллы, дачи, загородные дома».

Рис. 34. Страница журнала «Зодчий» — «Виллы, дачи, загородные дома».

Рис. 35. Страница журнала «Зодчий» - «Проект виллы. Архитектор А.М. Турнеръ (1880 г.).

Рис. 35. Страница журнала «Зодчий» — «Проект виллы. Архитектор А.М. Турнеръ (1880 г.).

Внедрение железобетона и стальных конструкций позволяло творчески пересмотреть основополагающие аспекты традиционной архитектуры. Архитектора более не сковывают привычные симметричные композиционные схемы. Возможность перекрытия больших пролетов дает долгожданную свободу в формировании объемно-пространственный структуры зданий, планировочные решения впервые диктуются не слабыми техническими возможностями, а целесообразностью размещения помещений и их групп. Черты модерна ярко воплотились в архитектуре многих доходных домов и комплексов обеих столиц. В каждом из них находятся десятки квартир, размещенных в многоэтажных (чаще всего шестиэтажных) корпусах, охватывающих обычно тесные дворы. Планировка квартиры достаточно свободна и позволяет учитывать различный достаток жильцов. Новая архитектура настолько преобразила жилые дома и комплексы, что их впервые располагают на ответственных городских магистралях.

На рис. 33 представлен четырехэтажный доходный дом Бочаровых в стиле модерн. Фасадная поверхность строится на сочетании вертикальных членений, обработанных кремовой облицовочной плиткой, и оштукатуренных плоскостей. Лепной декор здания с выразительными масками и совами в основаниях эркеров, пластичная прорисовка оконных проемов и объемов эркеров придают сооружению яркую индивидуальность.

Архитектура сооружений формируется под сильным влиянием основных традиций зодчества 19-го столетия: монументализма, композиционной уравновешенности, использования ордерных элементов, что определило строгий характер большинства жилых зданий. Как правило, большинство доходных домов имеет курдонеры — парадные дворики, раскрытые в сторону центральных улиц, обогащая их архитектурно-пространственную организацию.

Поскольку впервые на достаточно небольшом пятне застройки сосредоточено небывалое для России количество жильцов, пути эвакуации (лестничные площадки и марши) парадных и «черного» хода выполнены из несгораемых материалов – монолитного железобетона с чугунным ограждением. Опалубка лестничных маршей монтируется по металлическим косоурам, что придает всей конструкции надежность и долговечность.

Рис. 36. Доходный дом княжны Бебутовой, Москва, Рождественский бульвар, 9 Фасад здания. Завершение центрального эркера. Архитектор Гельрих Г.А. (1909 г.)

Рис. 36. Доходный дом княжны Бебутовой, Москва, Рождественский бульвар, 9 Фасад здания. Завершение центрального эркера. Архитектор Гельрих Г.А. (1909 г.)

Планировка квартир доходного дома чутко отражает привычный уклад горожан, еще недавно предпочитавших малоэтажные особняки с хаотичным нагромождение флигелей и служб во дворах. По внутренней конструкции новые широкорпусные сооружения – четырехстенки, т.е. имеют четыре продольные несущие стены. Сохраняя привычную анфиладную планировку господской части квартиры с одной части широкого коридора, по другую сторону коридора квартиры имеют выделенные людские и службы, снабженные собственным «черным входом», поскольку даже семьи со сравнительно небольшим доходом предпочитают нанимать дешевую прислугу из окрестных деревень в качестве нянь и кухарок.

Рис. 37. Наиболее востребованные квартиры в доходном доме начала 20-го века.

Рис. 37. Наиболее востребованные квартиры в доходном доме начала 20-го века.

Анфилада господской части предполагает свободу перепланировки: в любое время кабинет можно соединить с гостиной или изолировать в детскую, поскольку почти каждое помещение анфилады имеет две двери.

Возможность осуществления самостоятельной перепланировки без каких-либо дополнительных затрат жильцам предоставляет мебельная промышленность, начавшая немедленный выпуск дубовых комодов, шифоньеров, книжных стеллажей, размеры которых в точности совпадают с размерами дверных проемов. Таким образом, семья может снять или купить квартиру на длительную перспективу, перепланировав жилище в соответствие с изменением образа жизни.


Рис.38 . Чертеж гидравлического лифта Уильяма Томпсона.

Рис.38 . Чертеж гидравлического лифта Уильяма Томпсона.

Рис.39. «Безопасный лифт» Отиса .

Рис.39. «Безопасный лифт» Отиса .

Рис. 40. Система блоков лифта в доходном доме. Москва. 1902 г.

Рис. 40. Система блоков лифта в доходном доме. Москва. 1902 г.

Этажность доходных домов ограничивало отсутствие совершенного, доступного по стоимости, но главное, надежного лифтового оборудования. В 1845 г. Уильям Томпсон разработал прообраз гидравлического лифта, уже тогда оказавшегося гораздо совершеннее парового. Ключевым элементом, способствовавшим массовой установке лифтов в доходных домах в России, стал автоматический ловитель — устройство, останавливающее лифт, в случае обрыва троса. Его изобрел американец Элайша Грейвс Отис (1811-1861). Он прикрепил трос к платформе подъемника через плоскую пружину вроде рессоры, а по бокам подъемника установил зубчатые рельсы. Под весом даже пустой платформы пружина выгибалась и проходила между рельсами. В случае же обрыва каната пружина, распрямившись, застревая в зубцах рельсов, тем самым, предотвращая падение. Отис назвал свой подъемник «безопасным лифтом» и основал небольшую мастерскую по производству таких лифтов, ставшую в настоящее время мировым лидером в производстве лифтового оборудования. В 1854 году Отиспридумал рекламный трюк для оживления спроса на продукцию фирмы. В одном из выставочных залов Нью-Йорка между двумя опорами высотой 12 м двигалась подъемная платформа. На платформе стоял сам изобретатель во фраке и в цилиндре. Паровая машина подтягивала платформу на самый верх, и ассистент по команде Отиса обрубал канат мечом. Платформа устремлялась вниз, но автоматика со страшным скрежетом срабатывала и останавливала падение. Отис снимал цилиндр и кланялся публике. Через три года в пятиэтажном магазине на Бродвее «Компания паровых подъемников Отиса» установила пассажирский лифт, поднимавший до пяти человек со скоростью 20 см/сек.

Рис. 41. Огражденная лифтовая шахта в доходном доме с входом в подвальное техническое помещение. 1912 г.

Рис. 41. Огражденная лифтовая шахта в доходном доме с входом в подвальное техническое помещение. 1912 г.

На Всемирной выставке в Париже в 1867 г. был впервые показан серийный гидравлический лифт, установленный позже на Эйфелевой башне. В первых небоскребах до 20-ти этажей применялись аналогичные лифты без каната: поршень, ходящий в длинном цилиндре, под напором воды выталкивал кабинку вверх. Такая система требовала устройства огромного технического помещения в нижней части лифтовой шахты, но их скорость была в 20 раз больше, чем у паровых лифтов Отиса. Затем гидравлику усовершенствовали, разместив цилиндр горизонтально. Теперь поршень, поднимавший кабину, тянул канат через систему блоков.

В 1859 г. фирма «Отис» поставила в отеле «Пятая авеню» винтовой лифт. От подвала до чердака здание пронизывал огромный металлический винт, а кабина ходила по нему как гайка. Винт вращался через шкив ремнем от паровой машины, стоявшей в подвале. Когда винт вращался вправо, кабина шла вверх, влево — вниз. Чтобы кабина не вращалась вместе с винтом, вдоль одного ее угла в шахте лифта проходил рельс-ограничитель. Эта система оказалась медленной, неудобной и дорогой, поэтому за всю историю было смонтировано только два таких лифта. Уж в 1875 г. этот лифт был демонтирован.

Первый пассажирский лифт с электрическим приводом и реечным механизмом подъёма был разработан немецким инженером Вернером фон Сименсом и изготовлен немецкой фирмой «Сименс и Гальске» в 1880 г.На высоту 22 м такой лифт поднимался за 11 сек. К началу 20-го века лифт, получив электропривод с канатной тягой, перестал быть необычным новшеством. С вводом в эксплуатацию легких в обращении электрических лифтов исчезает профессия лифтера.


Рис. 42. Экипаж Коншиных у дома в Серпухове. 1895 г.

Рис. 42. Экипаж Коншиных у дома в Серпухове. 1895 г.

Рис. 43. Тройка Коншиных. Рекламное фото 1890 г.

Рис. 43. Тройка Коншиных. Рекламное фото 1890 г.

Узкие тротуары перед парадными доходных домов были рассчитаны на минимальный проход жильцов из пролетки или другого наемного экипажа. Хотя в этот период начинают развиваться различные виды безлошадного общественного транспорта, но большинство населения при первой возможности берет извозчика. В России работает несколько крупных конезаводов, выращивающих лошадей специально для различных грузовых и пассажирских перевозок в городах. В этой отрасли наибольшую известность приобретают конезаводчики Коншины, чья фамилия послужила поводом юмористического рассказа А.П. Чехова «Лошадиная фамилия».

Непродолжительная поездка на извозчике в среднем стоила 30-60 копеек.

Рис. 44. Экипажи Коншиных во дворе конезавода усадьбы Липицы. 1895 г.

Рис. 44. Экипажи Коншиных во дворе конезавода усадьбы Липицы. 1895 г.

Состав жильцов доходного дома достаточно демократичный, поскольку стоимость найма квартир в одном доме различается более чем в 10 раз: наряду с квартирами по 20-40руб/мес, на верхних этажах стоимость найма достигает 200 рублей и выше. Одновременно на рынке снимаемого жилья появляются «дома дешевых квартир» (рис. 6), представляющие собой аналог общежитий квартирного типа с коридорной внутренней планировкой. Стоимость найма в них от 5руб/мес. Доход начинающих врачей, инженеров, низших офицерских чинов – составлял приблизительно 50 руб/мес. Через 3-5лет работы, с приобретением опыта этот доход увеличивался в два раза. Врач с частной практикой зарабатывал от 500 рублей.

Таким образом, доходный дом на рубеже двух веков – являлся воплощенной мечты каждого жильца о «собственном» дворце с экипажами и прислугой. Пусть большинство из них «трудами праведными не нажило палат каменных», этого теперь и не требуется. Намного удобнее снимать квартиру, не заботясь о постоянном поддержании жилья в исправном состоянии.

Рис. 45. Строительство на Моховой улице в Москве. 1901 г.

Рис. 45. Строительство на Моховой улице в Москве. 1901 г.

Постепенно доходные дома начинают значительно теснить на рынке мелкие предложения из одной-двух квартир или комнат в частном особняке. Мелкие домовладельцы уже не могут конкурировать с предложением в современных многоэтажных доходных домах — ни по стоимости арендной платы, ни по уровню комфортабельности, прежде всего, общих площадей. Вестибюли нередко имеют ковровые дорожки, уставлены кадками с цветами, а на лестничных площадках – огромные зеркала, которые являются не просто признаком роскоши, но представляют собою интересную систему наблюдения. Благодаря зеркалам, с любого этажа можно видеть каждого, кто входит в дом с парадного. Первые этажи, как правило, сдаются под магазины, аптеки, ателье.

Расчетная окупаемость вложений в строительство доходного дома в этот период – 12 лет, причем, необходимо учесть, что период строительства в среднем составляет 3 года. Но, поскольку арендная плата резко колеблется в зависимости от местоположения дома, — в местах пересечения магистралей, в крупных городских центрах период окупаемости недвижимости сокращается до 3-5 лет, что вызывает спекулятивный взлет стоимости земельных участков.

Рис. 46. Чистильщик обуви на Театральной площади. Москва. 1901 г.

Рис. 46. Чистильщик обуви на Театральной площади. Москва. 1901 г.


Выполним расчет доходности на примере дома, аналогичного дому княжны Бебутовой (рис. 36). Кредит под застройку из расчета 4% годовых — выделялся, если застройщик располагал не менее 40% собственных средств и предъявлял в банк неопровержимые документы на владение земельным участком пятна застройки.

Желательно, чтобы участок был несколько больше пятна застройки для расположения во внутреннем дворике дровяных сараев и летних складов. В противном случае приходилось выполнять дорогостоящие подвальные и полуподвальные помещения.

Сметная стоимость такого сооружения в ценах после стабилизации рубля по реформам Витте составляла 560 тысяч рублей.

Страховые взносы за доходные дома повышенной комфортности принимались чуть выше налоговой ставки – 1.5% в год. От 560 тысяч рублей это составляет в год 8.400 рублей или 700 рублей в месяц.

«Водопроводный сбор» 0.02.5% , внутренняя разводка водопрода, содержание резервуаров — 1440 рублей в год или 120 рублей в месяц.

Внутреннее освещение общих площадей – 20 рублей в месяц.

Отопление общих площадей и содержание домовой котельной – 2500 рублей в год, 208 рублей в месяц.

Налоговая ставка 1%5600 рублей в год или 467 рублей в месяц

Внесем в расходную часть выплаты по кредиту банка с заемного капитала в размере 336.000 рублей, что составит в год 13.440 рублей, а в месяц – 1120 рублей.

В расходной части по требованию страховщиков создавался резерв на капитальный ремонт, использовавшийся и как непредвиденные расходы. Считалось, что капитальный ремонт такого дома обойдется в сумму не менее 20.000 рублей, а производить его требуется не реже одного раза в 15 лет. В среднем закладывалась сумма 1440 рублей в год или по120 рублей в месяц.

Комплекс текущих ремонтных мероприятий, включавших в себя окраску и мелкий ремонт стропил, поддержание цоколя и отмостки, окраску и побелку мест общего пользования, производился ежегодно. Его стоимость составляла в среднем 1200 рублей, поэтому ежемесячно резервировалось по 100 рублей.

В расходной части были единовременные затраты:

очистка дымовых труб перед отопительным сезоном и оплата осмотров труб пожарной частью – 180 рублей в год или 15 рублей в месяц;

сброс мокрого снега с крыши – 60 рублей в год или 5 рублей в месяц.

Зимой дворнику, выполнявшему обязанности плотника и другие поручения, доплачивалось за очистку прилегающих мостовых от снега в размере 10 рублей, что составляло в год 50 рублей. Кроме того, на очистку снега нанимались временные рабочие. Всего эта статья резервировалась в размере 20 рублей в месяц.

От домовладельца требовалось поддержание прилегающей мостовой и тротуаров в надлежащем состоянии. На эту статью также закладывалось 20 рублей в месяц.

Ежедневно вывозился мусор из пяти бачков во внутреннем дворе по 40 копеек за бачок, что составляло 60 рублей в месяц. Дом был снабжен канализацией, за пользование которой с домовладельца взималось по 80 рублей в месяц. Таким образом, общие расходы составляли 140 рублей в месяц.

Таблица. Расчет окупаемости доходного дома

Расходная часть

Доходная часть

Наименование издержек

Краткосрочные ежемесячные издержки

Издержки на основной капитал

Квартирная плата

Число квартир в зависимости от месячной квартплаты

Доход

Сметная стоимость доходного дома 560.000 5 квартир

по 350 руб/мес

1750

Процент на вложенный капитал (336.000)

13.440:12=1.120

6 квартир

по 250 руб/мес

1500

Налог на имущество

467

Страхование

700

5 квартир

по 200 руб/мес

1000

Доставка полицейских сведений в адресный стол

5

15 квартир

по 150 руб/мес

2250

Текущий ремонт

100

6 квартир

по 100 руб/мес

600

На пользование водопровода

120

5 квартир

по 70 руб/мес

350

Освещение внутренних площадей

20

Центральное отопление и содержание котельной

208

Содержание управляющего

150

Содержание дворника, консьержа и ночного сторожа

120

Вывоз содержимого помойных и мусорных ям, пользование канализацией

140

Ремонт тротуаров и прилегающих мостовых, оград и дворовых построек (дровяных сараев и летнего склада)

20

Очистка тротуаров от снега

20

Содержание дымовых труб

15

Очистка скатной крыши от снега

5

Резерв на капитальный ремонт

120

Итого расходов и доходов

2210

1120

7450

БАЛАНС месячный

4120

БАЛАНС годовой

49440

В доме работали управляющий, дворник, консьерж, занимавшие квартиры в доме. На ночь приходил ночной сторож. Зарплата управляющего в среднем составляла 150 рублей в месяц без учета премиальных. Дворник, консьерж и ночной сторож получали от домовладельца 40 рублей в месяц. Кроме того, им доплачивалось всеми жильцами дома пропорционально стоимости снимаемых квартир за различные услуги по содержанию квартир.

Поскольку квартиры в доме были достаточно дорогими, а задаток квартирной платы вносился за три месяца, переезды жильцов были достаточно редкими. Поэтому обязательная доставка полицейских сведений в адресный стол управляющим обходилась не более 60 рублей в год или по 5 рублей в месяц.

По годовому балансу видно, что заемный капитал домовладелец имеет возможность без особых лишений погасить за 7 лет из расчета по 4000 рублей в месяц. Затем гасится основной капитал, после чего до периода капитального ремонта остается достаточно времени для получения солидного ежемесячного дохода. Как правило, большинство застройщиков оставалось жить в собственном доме, управляя этим предприятием самостоятельно, получая доход 270 рублей в месяц, не неся при этом никаких издержек по найму жилья. Прочность и долговечность новых материалов значительно сокращала эксплуатационные издержки. Поэтому доходные дома изначально строились не для жилищной спекуляции, а в качестве солидного многолетнего бизнеса.

Велась так же застройка жилья, где квартиры продавались еще в период строительства. В этом случае городские думы требовали, чтобы жильцы самостоятельно нанимали управляющего, который бы согласовывал с ними все расходы. Комфортабельность общих площадей и парадных в этом случае была намного ниже. Украшались лишь главные фасады, внутренняя часть представляла собою достаточно мрачное зрелище, поскольку даже не оштукатуривалась. Такие дома изначально строились с пониженной сметной стоимостью. Застройка велась «кустом», поэтому дома снабжались общей котельной, к которым для снижения ее сметной стоимости за отдельную плату подключали соседние дома.

Следует отметить, что затраты на освещение и отопление жильцы несли самостоятельно. Также никто из них не мог рассчитывать на комплексный ремонт квартир, если только это не было связано с протечкой крыши и т.п. обстоятельствами, к которым имел непосредственное отношение домовладелец.