Принятие стратегических решений на момент индустриализации строительства и внедрения серий жилья в середине прошлого века проводилось исключительно на государственном уровне. Административно-командная система управления в этом случае включала партийную надстройку, вносившую в иерархию целевых органов много эшелонной управленческой системы на всех этапах проектирования, внедрения и эксплуатации жилья – значительный «шум» отжившей свой век политической риторики.

Процессы демократизации 90-х годов прошлого столетия выразились в резком отторжении прежних методов управления. Верхними эшелонами властных структур был декларирован переход к «рыночным отношениям», отход от административно-командной системы управления в экономике. Прежде всего, это выразилось в том, что с момента развала СССР с повестки дня исчезают глобальные стратегические задачи. К власти приходят носители узких частных интересов без государственного стратегического мышления. Размывается и замещается сам уровень принятия стратегических решений.

Господство одной партии заменилось «политической борьбой» множества партий. Государственный сектор экономики страны вполне в духе декабристов объявляется «обузой» государства, декларируются цели немедленного «создания класса эффективных собственников». Вновь общественно-политические процессы протекают без нравственного осмысления прошлого, при котором нельзя не сделать главного вывода – нельзя эффективно и с пользой для всего общества владеть собственностью, заработать которую не в состоянии честным путем. В стране возникает ситуация, стремительно приближающаяся к полной гуманитарной катастрофе, потери населения приближаются к наиболее тяжелым временам «военного коммунизма», — но руководство страной «не замечает» порочности принятого курса. Любое не целевое расходование государственных средств вызывает сложно прогнозируемые макроэкономические эффекты, которые, мульплицируясь, наносят огромный вред всему обществу длительное время. При второй волне приватизации из государственной собственности выводятся бюджетообразующие отрасли страны, имеющие важное стратегическое значение.

Декларации «рыночных отношений» не учитывают того, что собственно рыночные отношения не возникнут никогда, если на формирующий рынок выходит участник с куском государственной собственности, созданной в СССР, заведомо не имеющей конкуренции не только в стране, но и в мире. Государство не может быть участником рыночных отношений, поскольку мотивация предпринимательского сектора – «максимум прибыли при минимуме затрат» — не может быть девизом гражданского общества и демократического государства.

Государственные программы должны быть эффективными, но никак не могут быть прибыльными, как объявляет руководство страной. Критерием качества проработки государственных программ считается желание поучаствовать в них зарубежных инвесторов» (по выражению премьер-министра М. Фрадкова).

В жилищном секторе вне политической конъюнктуры существует острая объективная необходимость решения стратегических задач, в том числе — связанных с поддержанием и функционированием огромного жилого фонда первых массовых серий. Рассмотрим изменение стратегических подходов к решению глобальных задач, в частности, в выборе стратегий реконструкционных мероприятий жилого фонда в условиях политической перестройки верхних эшелонов власти.

Решение любой глобальной задачи сопровождается взаимодействием различных аспектов или страт ее существования.

Стратификацияглобальной задачи связана с тремя основными свойствами иерархических систем:

  • вертикальной декомпозицией;

  • приоритетом действий;

  • взаимосвязью характеристик качества функционирования системы.

Отправным пунктом для стратифицированного описания системы управления положение о том, что множество внешних стимулов и множество откликов системы — сопоставимы в виде декартовых произведений. Это предположение означает возможность разбиения откликов и входных стимулов на компоненты показателей оперативного управления, показателей прогнозов и стратегических показателей.

Принятая в СССР система разбиения откликов и входных стимулов высокой степени профессиональной формализации, уже сыграла негативную роль при подаче заведомо ложных сигналов. К середине первого десятилетия 21-го века практически всем становятся заметны результаты «международного сотрудничества» на основе «прибыльности» глобальных государственных задач. В то же время всему обществу становится ясно, что глобальной государственной задачей не может быть создание «класса эффективных собственников», владеющих государственной инфраструктурой страны.

Система государственного управления функционирует нормально, а страты нормативного пространства контактируют бесконфликтно, если воздействия (вмешательства) отвечают критериям качества глобальной задачи, а все отклики формализованы в соответствии с требованиями общего для всех страт нормативногопространства. Но именнонормативное пространство становится нежелательным входным барьером для сектора заграницы, по достоинству оценившего новые глобальные цели руководства страны.

Правительство откровенно подкупается международными займами и кредитами, большая часть которых оседает в зарубежных банках. При этом кредиторами диктуются условия, непосредственно касающиеся внутренней политики государства: сокращение денежной массы, повышение тарифов на энергоносители – на фоне стагнации роста стоимости нефти и газа для зарубежных потребителей при безквотовом экспорте и поставке российских энергоносителей. С учетом других «выгод» подобного «международного сотрудничества» после тяжелейшего кризиса 80-х на Западе на 5 лет исчезают инфляционные процессы, а бюджет США за всю историю страны становится бездефицитным. Кредиты выдаются российскому правительству на «структурную перестройку управления».

На самом деле, структурная перестройка системы не только не требует дополнительных средств, но и проводится, чтобы резко сократить средства на управление, оптимизировать всю систему. По степени стратификации различают:

  • полностью стратифицированные системы;

  • системы с устойчивой стратификацией.

При решении жилищной проблемы в СССР организационная система выстраивалась по четырем стратам на принципах полной стратификации.

К примеру, требования пожарной безопасности (экологическая страта), наряду с откликом на свои собственные стимулы, вносят в систему на различных стратах собственные отображения. При этом требования по несгораемости материалов, огнестойкости либо неподдержания горения – приводят к росту стоимости сооружения (отрицательный стимул дляэкономической страты), увеличивают вес конструкций (отрицательный стимул для научно-технической страты). Требование устройства незадымляемых путей эвакуации, как ни странно, является отрицательным стимулом для социальной страты, поскольку вызывает нарекания у жильцов и даже снижает уровень безопасности жилища. Но поскольку все требования экологической страты не зависят от произвольных изменений внешнего стимула, а идут лишь в рамках общего нормативного пространства с исключительной целью – обеспечения функций качества глобальной задачи, конфликта внутри системы не возникает.

Требование полной локализации откликов каждой страты – несомненно, является первым признаком административно-командной системы управления. Более демократическим является создание устойчивой стратификации, при которой такая локализация имеет место не для всех, а лишь для некоторых пар «воздействие — обратная связь».

Следует отметить особое положение верхней страты — научно-технической. Во-первых, именно она задает характер информационной и распределительной функций, что, собственно, является важнейшим условием формирования нормативного пространства. При этом научно-техническая страта имеет собственное множество внешних стимулов, а ее отклик зависит от всей иерархии, расположенной ниже. В этом случае требования, которые верхний уровень накладывает на нижние, формулируются на основе информации, поступающей по линиям обратной связи, поскольку это единственный канал для сообщений, идущих снизу.

Различие между полной и устойчивой стратификацией заключается в том, что в определении последней не требуется, чтобы страты были независимы для любой пары «воздействие — обратная связь». Необходимым считается только существование некоторых «состояний всей системы», для которых отклики оказываются локализованными в соответствующих стратах. Общим принципом этих двух подходов является создание такой стратификации системы, чтобы состояние в иерархиях организационной системы было устойчивым и стабильным.

Разумеется, как полная, так и устойчивая стратификации представляют собой идеализированные модели, лишь приближенно отражающие реальную работу организационных систем в нормативном пространстве. Можно разными способами смягчать условия получения отклика, снижая уровень стратификации системы. Формализация таких ослабленных условий может быть выражена различными условиями.

Для проведения устойчивой или даже полной стратификации при ограничениях, наложенных на стимулы единым нормативным пространством, может возникнуть необходимость объединения нескольких соседних страт в одну. В некоторых крайних случаях вполне может оказаться, что после такого объединения остается единственная страта и, таким образом, уничтожается сама стратификация.

Стратификация подразумевает, прежде всего, сокращение объема информации, идущей вверх по иерархии: для вышерасположенных страт многие стимулы, поступающие от нижних страт, несут сходную информацию. Сам принцип разбивки системы на страты дает возможность не только сократить объем информации, но и структурировать ее по различным аспектам-стратам откликов решения глобальной задачи в различных областях жизни общества. Это позволяет не только отслеживать результаты выполнения каждого этапа глобальной задачи, т.е. прогнозировать и контролировать весь процесс, но привести все многообразие откликов к единому виду, подготовленному для аналитической обработки координирующих элементов организационной системы.

Таким образом, «сокращение объема информации» путем стратификации систем на едином нормативном пространстве — имеет множество интересных следствий, которые не только обеспечивают эффективную работу организационной системы, но и наполняют смыслом, выявляют целесообразность введения сложной много эшелонной иерархии организационнoгo типа.

Отметив необходимость уменьшения объема информации от уровня к уровню, мы приходим естественным путем к горизонтальной декомпозиции каждой страты на подсистемы. В каждой страте решающие элементы (блоки принятия решений) имеют дело в первую очередь с функционированием самой подсистемы, пренебрегая, как правило, взаимодействием с подсистемами других страт. Никаких конфликтных ситуаций такая локализация не вызывает, пока все решения отвечают требованиям функции качестваглобальной задачи в едином нормативном пространстве.

Напротив, решающие элементы более высокой ( научно-технической) страты в случае, когда подсистемы других страт функционируют нормально, обрабатывают только информацию об их взаимосвязях и взаимодействиях.

Стратификация системы не только предполагает строго следование каждому этапу глобальной задачи, она требует высоких профессиональных качеств. Советское нормативное пространство и система управление государственным сектором – стают входным барьером не только для сектора заграницы, но и для нового руководства страной, имеющего такой уровень профессиональной подготовки, который позволяет ему публично заявлять, что «вся экономика, которая была раньше, была неэффективной!» (И. Хакамада). Поэтому принимается ряд попыток уничтожения нормативного пространства. Прежде всего, это необходимо для ухода от ответственности за ряд ложных сигналов, поданных высшей иерархией системы в различных отраслях, которые имели огромный разрушительный эффект для экономики страны. По новому закону «О техническом регулировании» старой нормативной системной «разрешается пользоваться» до 2010 г. С этого времени окончательно уничтожается вся система СНиПов, ВСН и ГОСТов, как «устаревшая» и «органолептическая». Теперь технический регламент, по сути представляющий собою форматизированный управляющий сигнал, может издавать кто угодно, независимо от профессии и гражданства. Утверждаться такие технические регламенты будут не Госстроем, а Министерством юстиции.

В 2006 г. в рамках создания новой системы технических регламентов был выпущен новый СНиП «Бетонные и железобетонные конструкции». Этот СНиП меньше по объему в 4 раза предыдущего советского СНиП, не имеет ни одного расчетного сопротивления, а в вместо огромного количества справочных таблиц в приложении – снабжен списком терминов, где поясняется, что такое бетон и арматура. Разумеется, он не увязан по четырем стратам нормативного пространства, поскольку перекрытия, в нарушение норм противопожарной безопасности, в угоду зарубежным строителям, позволяется проектировать без предварительного напряжения.

С обрушением отечественной нормативной системы разрушается и система профессионального образования, полностью базирующаяся на четырех стратах нормативного пространства.

Создаваемая для осуществления глобальной задачи организационная система, как правило, имеет цели трех типов, формально описываемые тремя типами решаемых задач:

  • глобальная задача;

  • задача, решаемая вышестоящей управляющей системой;

  • задача, решаемая нижестоящей управляющей системой.

Совместимость этих целей принимается на основе принципа совместимости задач, который формализуется на основе следую­щих предпосылок, сформулированных Дж. Гэлбрейтом:

1. Только нижестоящие решающие элементы системы являются подсистемами, находящимися в непосредственном контакте со всем процессом. Если вышестоящиеэлементы ставят перед собой достижение глобальнойцели, то они должны осознавать, что этого можно добиться только через действия нижестоящих решающих элементов; задачи, решаемые на этом уровне, или расположенные на этом уровне решающие элементы должны быть координируемы относительно решаемой глобальной задачи.

2. Вышестоящий решающий элемент, осуществляя координа­цию, воздействует на нижестоящие элементы, имея в виду свои собственные интересы: координатор выбирает координирующий сигнал так, чтобы продвигаться к осуществлению своей собственной цели. В этом случае задачи, решаемые на уровне нижестоящих элементов, должны быть координируемы по отношению к задачам, решаемым вышестоящим элементом.

3. Глобальная задача, как правило, лежит вне сферы деятельности организационной системы; ни один из решающих элементов внутри иерархии не облечен специальными полномочиями решать глобальную задачу и тем самым преследовать общую ( глобальную) цель, хотя задача определена в терминах всего процесса .

Итак, для успешной работы организационной иерархической системы существенно, чтобы цели (задачи) ее подсистем были согласованы между собой, т.е. необходима полная согласованность между глобальной целью системы и целями ее подсистем. В этой связи интересно принести высказывание Дж. Гэлбрейта, глобальность задачи с точки зрения пользы всего общества: « Отношение между обществом в целом и отдельной организацией должно быть согласовано отношением этой организации к личности. Должна существовать согласованность целей общества, организации и личности». Гэлбрейт называл это положение – кратким изложением принципа согласованности и настаивал на его справедливости в рамках любой социальной системы и, в частности, в так называемом «индустриальном обществе», к которому относил СССР и страны социалистического лагеря.

Рис. 1. Проект реконструкции нескольких кирпичных жилых домов серии 1-447 сдачи 1967 г. по ул. К. Маркса в г. Ижевске с надстройкой дополнительного этажа, расширение общих площадей за счет пристроенных входных групп с лифтами и мусоропроводами

Рис. 1. Проект реконструкции нескольких кирпичных жилых домов серии 1-447 сдачи 1967 г. по ул. К. Маркса в г. Ижевске с надстройкой дополнительного этажа, расширение общих площадей за счет пристроенных входных групп с лифтами и мусоропроводами

В настоящий момент обществу предложено заняться поисками «национальной идеи», что заведомо не имеет смысла для сложившей нации, пережившей многие социальные потрясения без утраты государственности. Но, поскольку и сам аппарат государственного управления, и «эффективные собственники», и все общество в целом, — существуют за счет экономической системы, созданной в ходе социалистического строительства, — старая оперативная система управления существует до сих пор — в ущербном виде, перегруженная новыми структурами. Из предыдущих параграфов можно было сделать вывод, что развитие всего общества сдерживалось партийным руководством и устаревшей идеологической надстройкой, мешавшей развитию отношений, прежде всего, в жилищном секторе страны.

Со сменой руководства странойстарые объективные задачи в жилищном секторе не поменялись, они так и остались на повестке для. Их решение лишь значительно осложнилось тем, что в высших эшелонах власти (сектора ответственности), оказались люди из средних структурных звеньев сектора влияния, которые не только не могут нести ответственность за принимаемые решения, но и не понимают самой сути стоящих перед страной глобальных задач.


При подготовке к реконструкции жилья массовых в СССР серий были разработаны основные подходы, которые планировалось отработать на всесоюзной опытной площадке в Минске. В 1985 г. был проведен Всесоюзный архитектурный конкурс проектов реконструкции жилья первых массовых серий, большинство архитектурных решений не устарело до сих пор. В 1987 г. по ул. Полины Осипенко в Минске было выполнено несколько пилотных проектов реконструкции.

При отсутствии признаков неравномерных осадок и видимых повреждений конструкций в кирпичных зданиях массовой застройки 60-х годов планировались:

  • надстройка дополнительного этажа;

  • надстройка мансардного этажа из легких металлических конструкций с металлодеревянными фермами;

  • устройство лифтов и мусоропроводов;

  • реконструкция балконов в виде расширенных остекленных лоджий и эркеров;

  • ремонт внутренних инженерных сетей, замена санитарно-технического оборудования.

Рис. 2. Проект реконструкции крупнопанельного дома серии 1-335 постройки 1964 г. в Ижевске по ул. Воровского с устройством лифтов, мусоропроводов, усилением и расширением корпуса, надстройкой мансардного этажа.

Рис. 2. Проект реконструкции крупнопанельного дома серии 1-335 постройки 1964 г. в Ижевске по ул. Воровского с устройством лифтов, мусоропроводов, усилением и расширением корпуса, надстройкой мансардного этажа.

Кроме того, в кирпичных зданиях была намечена реконструкция входных групп с устройством съездов для детских и инвалидных колясок, установка пассажирских лифтов и мусоропроводов.

Таким образом, в ходе реконструкционных работ получали значительные преимущества все жители, кроме жильцов первых этажей. Для них была разработана особые проекты реконструкции с устройством отдельного входа.

— надстройка мансардного этажа из металлических конструкций;

— устройство лифтов и мусоропроводов;

— реконструкция балконов в виде расширенных остекленных лоджий и эркеров;

— ремонт внутренних инженерных сетей, замена санитарно-технического оборудования;

— ремонт и утепление входных групп с устройством съездов для детских и инвалидных колясок. 

В сооружениях полукаркасного типа серии 1-335 в ходе реконструкции балконов планировалось выполнить узел закрепления оголовка ригеля для передачи нагрузки с изношенных узлов на наружный каркас по периметру всего сооружения. В силу того, что реконструкционные мероприятия, намеченные на конец 80-х, не были выполнены, балконные плиты и козырьки необходимо демонтировать.

В панельных зданиях первых массовых серий устройство отапливаемых лоджий должно было выполнять следующие функции:

— создание дополнительного пояса тепловой защиты перед ремонтом и герметизацией стыков панелей;

— улучшение инсоляции внутренних помещений за счет трехстороннего естественного освещения;

— повышение комфортности жилых помещений;

— создание жесткого наружного каркаса по всему периметру здания.

Рис. 3. Проект реконструкции микрорайона крупноблочных домов застройки 1964 г. в г. Ижевске со значительным уплотнением застройки путем соединения трех жилых зданий в наиболее изношенной торцевой части – в единый жилой ансабль с двухуровневыми квартирами.

Рис. 3. Проект реконструкции микрорайона крупноблочных домов застройки 1964 г. в г. Ижевске со значительным уплотнением застройки путем соединения трех жилых зданий в наиболее изношенной торцевой части – в единый жилой ансабль с двухуровневыми квартирами.

Наиболее проблематичной серией панельных жилых сооружений, как это уже отмечалось, являлась серия 1-335 полукаркасного типа. Только в Ижевске имеется 46 таких зданий, все они уже к концу 80-х годов находились в предаварийном состоянии. Разрушение этих зданий может произойти в любое время по непредсказуемому сценарию – из-за хрупкого разрушения значительно корродировавших за период эксплуатации металлических закладных деталей. Такого рода здания предполагалось реконструировать в первую очередь. В сооружениях полносборного типа (панельных и блочных) в ходе реконструкционных мероприятий планировалось:

Все эти мероприятия планировалось провести в краткие сроки с полным отселением жильцов на постоянной или временной основе. Такие подходы соответствовали выполнению глобальной задачи поддержания жилищного фонда в безотказном состоянии. Кроме того, их выполнение способствовало бы снижению социальной напряженности в обществе и решению жилищной проблемы, которая постепенно обострялась в связи с тем, что объемы жилищного строительства резко замедлились со средины 80-х годов.

Однако с переходом к шоковой терапии – все программы государственного финансирования реконструкционных мероприятий были закрыты, область реконструкции жилья массовых серий стала наиболее прибыльной и доступной СЗХ на территории России. Прежде всего, зарубежных участников привлекали следующие особенности этого сектора рынка:

  • полная зависимость всех потребителей (жильцов) от решения властей на самом низком региональном уровне;

  • создание бесконтрольного «общего котла» отчислений на капитальный ремонт;

  • возможность подключения к бюджетному дотированию на различных уровнях, прежде всего, с учетом бесконтрольного налогообложения всех оборотных средств на поддержание жилых, общественных зданий и объектов культуры;

  • отсутствие в зданиях первых массовых серий современных условий комфорта и надежды у жильцов на иные пути улучшения жилищных условий.

Изменить глобальную цель реконструкционных мероприятий в связи с последним обстоятельством не составляло особого труда. Основной риск для сектора заграницы представляло по-прежнему жесткое нормативное пространство.

Следует отдавать отчет, что СЗХ (стратегическая зона хозяйствования) рассматривалось сектором заграницы лишь в качестве новой области продвижения товара и услуг. Процессы инвестирования выносились за территорию СЗХ, что повышало их надежность для сектора заграницы.

Рис. 4. Декомпозиция координирующих воздействий сектора заграницы

Рис. 4. Декомпозиция координирующих воздействий сектора заграницы

Поэтому выбранная сектором заграницы стратегия захвата СЗХ жилищного сектора России имела на территории следующие особенности, обеспечивающие ее высокую эффективность в условиях проведения шоковой терапии:

  • создание стратегических преимуществ ряду продуктов и технологий исключительно под торговой маркой (брендом), что затрудняет идентификационное сертифицирование в российском нормативном пространстве;

  • использование в качестве тактического обеспечения стратегического продвижения отобранных брендов стратегически ориентированных методик маркетинга;

  • регулирование и нивелирование деятельности российских властных структур под центры ответственности по линии международных финансовых институтов, прежде всего МВФ.

В целом, экономический смысл управления базовой стратегией входа на чужой рынок по ЦФО можно раскрыть через следующие функции: Планирование – Контроль — Отчетность — Мотивация. В то время, как отечественные предприятия ничего не могут планировать и на завтра, зарубежные инвесторы и мелкие фирмы формируются возле своих структур оперативного управления, которые выводят их на внеконкурентные сектора российского рынка непосредственно через аппарат исполнительной власти в России. В основе всего стоят, разумеется, неформальные «человеческие» отношения. Такой человек в правительстве России, являясь топ-менеджером для зарубежных ЦФО, формирует пакет предложений, адаптируя государственные задачи под интересы конкретных зарубежных производителей.

Из методики выстраивания деятельности по центрам финансовой ответственности наименование «топ-менеджер» распространяется повсеместно в качестве своеобразногобренда, каким раньше был «победитель социалистического соревнования».

Одним из лучших топ-менеджеров России в 2004 г. был признан А.Б. Чубайс. Именно через него МВФ не только предоставлял кредиты РФ, но и выдвигал требования к правительству РФ о сокращении денежной массы на территории РФ. В 2003 г. МВФ высказал озабоченность единственным достоинством экономики России – низкими тарифами на энергоносители и электроэнергию, которые являются основой любой ресурсной сметы. Для оздоровления экономической ситуации в России МВФ предложил довести стоимость энергоресурсов для потребителей до мирового уровня. В результате, РАО ЕЭС России под руководством А.Б. Чубайса проводит политику истощающих цен, являясь монополистом энергетического рынка.

Оплата горячей воды и отопления в составе ЖКУ составляет 68%, хотя система центрального отопления на 57% является системой охлаждения, необходимой при производстве электроэнергии, что, в сущности, уже один раз оплачено потребителем.

На рис. 4 рассматривается схема внедрения зарубежных брендов в СЗХ реконструкции жилья первых массовых серий зарубежными ЦФО. При этом все инвестиционные потоки находятся в секторе заграницы, в России вращаются лишь средства инвестирования определенных государственных программ. Реализация «совместных проектов» предполагает получение прибыли после реализации товаров и услуг зарубежного ЦФО непосредственно гражданам, интересы которых должны было защищать собственное правительство.

В сфере жилищного строительства Госстрой выполняет задачу сдерживания отечественных предприятий в рамках отечественного нормативного пространства, одновременно подталкивая их к переходу на зарубежные технологии. Прямо по линии Госстроя лицензированным предприятиям рассылаются приглашения на презентации зарубежных товаров, прайсы фирм, перешедших на выпуск зарубежных брендов. Агрессивное навязывание зарубежного производителя подается в качестве «помощи отечественным предпринимателям». Но после подачи ряда ложных сигналов – с середины 90-х системой Госстроя утрачено прежнее значение, поэтому Госстрой в стратегиях входа рассматривается лишь функциональным органом системы.

Министерство жилищно-коммунальной политики, напротив, сравнялось и поднялось над Госстроем в значении для базовых стратегий входа в СЗХ. Поскольку это Министерство образовано путем слияния Министерства по строительству и архитектуре и министерства жилищно-коммунального хозяйства, оно совмещает в себе функции заказчика и подрядчика для жилищного сектора, т.е. полностью бесконтрольно.

В результате, в строительной отрасли было полностью отключено следование общей глобальнойзадаче реконструкции. В точности так же перестраиваются органы исполнительной власти регионального уровня, полностью дублирующие функции центральных органов власти, здесь аналогичным образом разъединены целевые ифункциональные органы.

Целевой орган – Минстрой в конце 90-х годов через Межведомственный совет по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства одобряет в 1996 году концепцию подпрограммы реконструкции жилья массовых серий с использованием «зарубежного опыта». С 2004 г. это уже не Министерство, а лишь Государственный Комитет. Подобная трансформация весьма интересна. Министерства, преследовавшие в 50-х годах глобальные цели, следовавшие им в интересах государства и всего общества – выдержали массированное давление, почти полное уничтожение и 4-х летнюю борьбу с совнархозами. В данном случае не только Министерство, но и Госстрой, стоявший к началу реформирования над министерствами, единожды отступивший от глобальных задач отрасли, — стремительно теряет в весе даже в недрах целиком коррумпированного аппарата, полностью утратившего государственные мотивации.

Минстрой, как целевой орган является опорой всех бюджетных программ строительства, одновременно выступая поручителем иностранных инвестиций в строительство зданий и сооружений на территории РФ, т.е. своеобразным российским отражением/финансовым агентом ЦФО сектора заграницы. Соответствие принимаемых решений нормативному пространству находится в компетенции функционального органа – Госстроя, не участвующего в принятии финансовых и организационных решений, профессиональной экспертизе Целевых программ. В результате чего — у целевого и функционального органов управления строительной отраслью отмирают функции, обеспечивавшие выполнение общегосударственных глобальных задач. При этом целевой орган ориентирован на жесткое следование принятым Целевым программам, обеспечивающим вне конкурентные проходы зарубежным производителям, а функциональный орган – на ужесточение требований нормативногопространства в стремительно сокращающейся зоне негосударственных инвестиций.

Прямой монопольный выход на СЗХ по линии сформированных ЦФО, наряду со всевозможными рисками, предоставляет широкие возможности зарубежному производителю:

  1. Возможность оценки результатов работы каждого бренда в выбранной СЗХ по степени достижения поставленных целей на финансовых показателях;

  2. Возможность привлечения недорогих российских топ-менеджеров, знакомых с российским нормативным пространством, для составления и утверждения Целевых программ;

  3. Возможность децентрализации бизнеса и упрочнения позиций стратегических брендов;

  4. Возможность использования внутреннего (трансфертного) ценообразования, что особенно актуально для крупных холдинговых предприятий с разнообразным ассортиментом продукции, перечнем работ, услуг.

Однако главная возможность, которую государственные структуры смогли предоставить ЦФО на территории РФ, — прямое воздействие на российское нормативное пространство для закрепления стратегических брендов в занятой СЗХ.

В качестве прямых угроз эффективному осуществлению базовой стратегии входа по ЦФО рассматриваются следующие обстоятельства:

  1. Затраты на поддержание всей системы государственного давления на российский рынок и внедрение бренда в данную СЗХ — не поддаются гарантированной количественной оценке, поскольку напрямую зависят от уровня растущих аппетитов коррумпированных чиновников. Они могут оказаться больше полученной прибыли;

  2. Подготовка и переориентация ЦФО вызывает необходимость огромного количества усилий на самом высоком государственном уровне, но при этом возникает ряд техногенных рисков, обусловленных прямым отходом от требований российского нормативногопространства СХЗ;

  3. Непринятие данной системы отношений не столько полностью игнорируемым в этом случае гражданским обществом, сколько отдельными функционерами и высшими чиновниками в силу разных причин;

  4. Угроза появления продуктов-аналогов конкуренция с иными зарубежными ЦФО при дроблении функций и разрастании административно-управленческого аппарата в России;

  5. Рост рисков, связанных с ошибками планирования, которые на начальном этапе неизбежны.

Следует отметить, что ни один зарубежный центр, воздействовавший на деморализованный и дезориентированный административно-управленческий аппарат РФ, не учитывал главного риска, заложенного в систему функционирования нормативногопространства проектирования, возведения и эксплуатации жилья по четырем стратам. Сектором заграницы не учитывалась стратификация бывшего советского аппарата государственного управления, когда противостоять принимаемым решениям, не соответствующим нормативному пространству, будут министерства и ведомства отнюдь не по одной страте, а по четырем.

Не секрет, что в СССР длительное время проводилась политика пренебрежения и индивидуальными потребностями населения, в отношении потребительского рынка в целом осуществлялась политика нивелирования спроса. Неоправданное затягивание сроков реформирования отрасли ЖКХ, осуществление плановых и текущих ремонтов в СССР на законной основе только через эту отрасль, сосредоточение всех материальных и правовых ресурсов в государственном секторе предопределило основное направление стратегического воздействия на потребительский рынок исключительно по государственной структуре. Но главное, распределение наиболее качественных, в первую очередь, импортных отделочных стройматериалов, сантехники и запорной арматуры исключительно в структуре ЖКХ как в довоенные, так и послевоенные годы – создало в СЗХ ремонтных и реконструкционных работ не просто спрос, а потребительский голод на любые материалы и изделия импортного производства. Все это в совокупности позволило сектору заграницы полностью исключить в маркетинговом обеспечении базовой стратегии – воздействие на потребителя. Изучение потребительского спроса всегда являлось наиболее дорогостоящей статьей расходов всех планов маркетинга.

Такое продвижение стратегических брендов позволяет пренебречь барьерами входа, сформированными требованиями нормативного пространства. Однако вместе с ними исключается и коренная заинтересованность жильцов в процессе реконструкции. В результате, положение потребителя (жильцов) в рассматриваемой СЗХ — нисколько не улучшается в сравнении с дореформенным временем. Более того, имущественные и гражданские права жильцов на занимаемую жилплощадь — рассматриваются зарубежными ЦФО как наиболее существенный барьер входа в СЗХ.

Основоположник разработки стратегии маркетинга Ф.Котлер утверждал: «Для того чтобы упрочить доминирующее положение, лидеру необходимо стремиться к расширению рынка в целом, привлекая новых потребителей, находя новые способы потребления и применения продукции. Для защиты своей доли рынка лидер использует стратегии позиционной, фланговой и мобильной обороны, упреждающих ударов и отражения атаки, вынужденного сокращения. Большинство лидеров рынка стремятся лишить конкурентов самой возможности перехода в наступление. И, наконец, лидер может попытаться расширить свой сегмент рынка. Такая стратегия оправдана, если она ведет к увеличению прибыльности, а связанный с нею риск — невелик.»

Распад целевых органов управления отраслью, отход от выполнения ими line-функций, оттеснение нормативногопространства в сферу контроля и пошлинного доходафункциональных органов – позволили не считаться со многими условностями, рисками и осложнениями конкурентной среды. Задачей тактического обеспечения базовой стратегии в разделе маркетинга являлось лишь беспрепятственное продвижение стратегических брендов в профессиональной среде в качестве пропуска/допуска в СЗХ с гарантированным финансированием.

К примеру, в условиях, когда переселенческий фонд ликвидирован, средства на проведение реконструкционных мероприятий израсходованы не целевым назначением, устройство мансардного этажа могло стать — не только финансовым инструментом реконструкции, но и основным путем создания дешевого переселенческого фонда, и существенным подспорьем в решении жилищных проблем социально незащищенных слоев граждан.