Макарий, митрополит Московский и всея Руси

klavdy_lebedev-the_wedding_and_the_adoption_of_the_royal_title_of_john_iv

Клавдий Лебедев, «Венчание и принятие царского титула Иоанном IV»

Митрополит Макарий ( ок. 1482, Москва — 31 декабря 1563, Москва) — святитель, митрополит Московский и всея Руси (с 1542 года), в 1526—1542 годах — архиепископ Новгородский. Сторонник иосифлянства, последователь Иосифа Волоцкого. Ближайший советник царя Ивана Грозного.

В начале XVI века Московское великое княжество продолжало собирать под своей властью русские земли. В это время к Москве были присоединены Псков, Смоленск, Рязанское и Новгород-Северское княжества. Одновременно набирают силу тенденции по превращению Москвы в главный духовный центр не только Русского государства, но и всего православного мира. В Москве разворачивается небывалое до того строительство церквей, основывается Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь, устанавливаются празднования новых святых. XVI столетие — время государственного и духовно-политического утверждения России. И одним из самых активных вершителей государственных и духовных процессов превращения Московского великого княжества в Российское царство был митрополит Московский и всея Руси Макарий.

Святитель Макарий родился в Москве около 1482 года в семье благочестивых родителей. Род его не отличался знатностью, но в нем было много людей духовного сословия.Отец Михаила Леонтий вскоре умер, и мать его, постриглась в инокини с именем Евфросиния. Тогда и юный Михаил рассудил оставить сей бренный мир и посвятить себя служению Богу; он удаляется послушником в монастырь преподобного Пафнутия Боровского.

В 1523 году инок Макарий, пройдя все духовные степени — чтеца, иподиакона, диакона и пресвитера, 15 февраля, в воскресенье, в заговенье на Великий пост, был поставлен митрополитом Даниилом в архимандриты в Лужецкий Рождество-Богородицкий монастырь близ города Можайска. Летописи свидетельствуют, что лужецкого архимандрита весьма почитал сам великий князь Василий III, часто бывавший в можайской обители.

metropolitan_macarius

Митрополит Макарий. Икона

4 марта 1526 года архимандрит Макарий поставляется на самую древнюю архиерейскую кафедру Московской митрополии — архиепископом Великого Новгорода и Пскова. При отправлении Макария к месту своего архипастырского служения великий князь Василий III вручил ему «казну» новгородских святителей, взятую Иваном III при «покорении Новгорода» в 1478 году.

Святитель Макарий начинает широкую миссионерскую деятельность среди соседствовавших с Новгородской землей северных народов.На второй год своего архиерейского служения святитель Макарий, следуя уставу преподобного Пафнутия Боровского и преподобного Иосифа Волоцкого († 1515), а также исполняя постановления Московского Собора 1503 года, ввел в новгородских монастырях как обязательный общежительный устав, разграничил мужские и женские монастыри.

В1535 году по его указанию во Пскове был построен архиепископский дворец, в котором работали писцы и книжники. О широте интересов архиепископа Макария свидетельствует поддержка им строительства в Новгороде на реке Волхов первой водяной мельницы.

В период новгородского архиепископства Макария широко развернулась его литературная, книгописная и редакторская деятельность. Около 1539 года по его инициативе был составлен так называемый Владычный свод Макария, продолжавший Летопись Новгородскую IV.

1

С.Афонина «Просветитель прп. Иосиф Волоцкий»

В 1540 году вместе со священником Агафоном архиепископ Макарий составил «Великий миротворный круг», в котором пасхалия была вычислена на 532 года вперед.

В 1529 году святитель Макарий предпринимает на себя великий труд собирания и систематизации русского календарного агиографического года и сведения его в единый корпус Миней Четьих. Этот труд у святителя занял 12 лет. В 1541 году эта первая из трех редакций Великих Миней Четьих была передана им в библиотеку новгородского Софийского собора как вклад на помин души его родителей.

16 (19) марта 1542 года архиепископ Макарий был поставлен митрополитом Московским и всея Руси.

16 февраля 1547 года на Руси произошло знаменательное событие — великий князь Иван IV Васильевич принял царский титул.  Московское великое княжество стало Российским царством. Чин «венчания на царство» Ивана IV подготовил митрополит Макарий, а затем он же совершил его в Успенском соборе Московского Кремля: торжественно, в присутствии всех иерархов Русской Православной Церкви, боярства и дворянства, возложил на юного государя бармы и царский венец.

А вскоре первый русский царь женился на боярышне Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой. И вновь свадебный чин совершал митрополит Макарий.

Вскоре царь Иван Грозный собирается в поход против Казани. Святителю Макарию было чудесным образом открыто о грядущей победе царя, благословляя которого святитель предрек Ивану Грозному победу. Царь всегда с любовью и уважением говорил о своем отце-митрополите.

27775_300

Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года, Угрюмов Г.И. 1800 г.

В ознаменование присоединения Казанского ханства в Москве был построен и освящен святителем Макарием собор Покрова на Рву (собор Василия Блаженного). В Покровском соборе святителем Макарием был устроен и освящен придел в честь Входа Господня в Иерусалим. После казанской победы Русская Церковь приобрела новую обширную епархию — Казанскую.

В 1547 и 1549 годах святитель Макарий созывает в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации русских святых. По благословению митрополита пишутся жития русским святым или создаются их новые доработанные редакции. Многочисленные местночтимые святые были канонизированы как общерусские. За время его управления Русской митрополией канонизовано 45 святых.

Здесь крайне важен тот факт, что трудами митрополита Макария в русло общей московской религиозно-государственной идеологии были введены святые, прославлявшиеся издревле в городах, не имевших ранее к Москве никакого отношения. И жития их, соответственно, создавались в XVI веке заново, уже исходя из этих общегосударственных промосковских задач. Такими святыми были Варлаам Хутынский, Меркурий Смоленский, Петр и Феврония Муромские и многие другие.

Более того, митрополит Макарий старался привлечь в русские пределы и святость иных славянских народов, поэтому на церковных Соборах 1547–1549 годов было установлено всероссийское празднование и многих южнославянских святых — сербских и болгарских. Так Москва превращалась в духовный центр всей России и значительной части православного мира.

24 февраля 1549 года был Собор, созванный митрополитом Макарием, окончательно осудивший еретика Исаака Собаку, архимандрита Чудова монастыря, ранее уже осуждавшегося за порчу книг вместе с преподобным Максимом Греком († 1556 ). Многие годы (до 1551 года) митрополит Макарий на челобитные Максима Грека о помиловании ограничивался ответом: «Узы твоя целуем, яко единаго от святых, пособити же тобе не можем».

img13

Репродукция картины художника Г. Лисснера «Иван Грозный у первопечатника Ивана Фёдорова»

23 февраля 1551 года в Москве начал работу другой Собор, созванный митрополитом, — знаменитый Стоглав. Вопросы, которых касался Собор, были самые разные. Это и внешность христианина, и его поведение, и церковное благочиние, и дисциплина, церковная иконопись, духовное просвещение и многое другое. По инициативе митрополита Макария составляются 10-томные «Лицевой летописный свод» (в нем до 16 тысяч миниатюр) и «Степенная книга царского родословия».

Огромную роль в распространении русской святости сыграли составленные в середине XVI века «Великие Минеи Четьи», в которых были собраны уже существующие или заново написанные жития многих русских святых.

Более 25 лет святитель Макарий и привлеченные им русские писатели, переводчики, книжники, переписчики, известные публицисты (среди них — Зиновий Отенский, Лев Филолог, Василий Тучков, Ермолай Еразм, дьяк Дмитрий Герасимов, псковский священник Василий-Варлаам) трудились над 12 томами книг-миней. Работа была начата в Новгороде в 1529 году, где Макарий тогда был архиепископом, и закончилась в 1554 году.

При митрополите Макарий начинается в Русском государстве печатание книг. Первый Апостол вышел более чем за полгода до кончины святителя, а в вышедшем после его смерти Часослове (1565) упоминается о его участии — «благословением преосвященного Макария митрополита всея Руси составися сия штанба сиречь печатных книг дело, во царствующем граде Москве».

5bda4f3b5370-320x252

И. Горюшкин-Сорокопудов. Из века в век. 1910

В середине сентября 1563 года, митрополит Макарий совершал крестный ход, во время которого простудился и заболел.3 декабря к митрополиту Макарию пришел царь просить благословения. Святитель высказал ему свое намерение уехать в монастырь своего пострижения — Пафнутиев, куда он давно собирался удалиться. Но царь уговорил его остаться.

Митрополит Макарий скончался 31 декабря 1563 года. Отпевали святителя пять архиереев в присутствии царя. После отпевания всем была прочитана прощальная грамота, которую еще при жизни написал митрополит, прося у всех молитв и прощения и испрашивая для всех последнее Божие благословение.

Погребен святитель Макарий в Успенском соборе Московского Кремля.

Почитание святителя началось сразу после его кончины; вскоре же появились и первые его иконы. Царь, вернувшись из похода против Литвы в 1564 году, просит перед надгробием святителя благословения, ибо митрополит Макарий еще до похода предсказал ему победу. Иван Грозный прикладывается к образам святителей Петра, Алексия, Ионы и Макария, «любезно их целоваше». Самое раннее прижизненное изображение святителя Макария находится в Благовещенском соборе Кремля на четырехчастной иконе 1547 года.

q8tiy

Выход из церкви в Пскове. Морозов А.

Причислен к лику святых на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1988 года.

Труды:

Великие Минеи Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием, изданные Археографическою комиссией.
Чин венчания на царство.
Владычный свод Макария, продолживший Летопись Новгородскую IV.
Послание Василию III.
Уставная грамота (1526—1530 гг.) игумену Духова монастыря Тихону.
Послание митрополиту Даниилу от 17 февраля 1536 года о поставлении смоленского епископа.
Грамота от 25 марта 1534 года об искоренении языческих требищ и обрядов.
Книга Степенная царского родословия.
Послание поучительно в Свияжск 21 мая 1552 года.

180px-1000_makary

Митрополит Макарий на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Лит.: Макарий (Веретенников). Жизнь и труды святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси. М., 2002.
Архимандрит Макарий (Веретенников). Московский митрополит Макарий и его время. — М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1996
Урушев Д. А. Дивный святитель и пастырь // Истина и жизнь. 2006, № 5.
Из царствования Ивана Васильевича Грозного // Русский архив. — М., 1889. — Кн. 1, с. 37.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1546. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 18 (кн. 35), с. 396—397.
Всемирный календарь. — СПб., 1917 (истор. отдел), с. 104.
Н. Дурново. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 13,18.
Служба и акафист святителю Макарию, митрополиту Московскому и всея Руси, чудотворцу // Сост. архимандрит Макарий (Веретенников). — М., 1995, с. 31—44.
Канонизация святых. — Троице-Сергиева Лавра, 1988, с. 79—91.
Дробленкова Н. Ф. Макарий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1989. — Вып. 2, ч. 2, с. 76—88.
Исп. мат.: Макарий, митрополит Московский и всея Руси // Большая биографическая энциклопедия. 2009.