Игорь Ольгович, князь Черниговский

Игорь Черниговский. Худ. Алексей Шишкин

Игорь Черниговский. Худ. Алексей Шишкин

Игорь Ольгович Черниговский, в крещении Георгий, в монашестве Гавриил, в схиме Игнатий (? — 1147), святой благоверный великий князь Киевский, страстотерпец.

Внук великого князя Киевского Святослава Ярославича, сын Олега Святославича (Гориславича), Игорь принадлежал к княжескому роду Ольговичей в пору, когда Русь раздирала междоусобная брань между Ольговичами и Мстиславичами за первенство.

До занятия великокняжеского стола провел время, как и другие князья его современники, в усобицах. В 1116 г. участвовал в походе Владимира Мономаха на Минск, в 1129 г. при Мстиславе I Владимировиче, ходил на Полоцк. За помощь, оказанную детям Мстислава Великого против великого князя Ярополка, он с братьями получил Курск и часть Переяславской области (1136 г.). Но недовольный своим уделом он, вместе с братьями и половцами, объявив великому князю войну, начал грабить волости по р. Суле, взял Прилуки, хотел осадить Киев, но потерпел неудачу.

Честность Всеволода 1139г. 1836г. Автор: Чориков Б. А. Источник: Живописный Карамзин, или Русская история в картинах, издаваемая Андреем Прево. Рисунки Б.А. Чорикова. СПб., 1836г.

Честность Всеволода 1139г. 1836г. Автор: Чориков Б. А. Источник: Живописный Карамзин, или Русская история в картинах, издаваемая Андреем Прево. Рисунки Б.А. Чорикова. СПб., 1836г.

В 1139 г. Всеволод Ольгович, брат Игоря занял Киев; Игорь, считая себя недостаточно награжденным за помощь Всеволоду, рассорился с ним, но в 1142 г. снова перешел на сторону брата, получив от него Городец, Юрьев и Рогачев, и с тех пор действовал заодно с ним до самой его кончины.

В 1139 году великим князем Киевским стал старший брат Игоря Всеволод Ольгович. Его княжение длилось всего несколько лет, было наполнено непрерывными войнами, и киевляне Всеволода невзлюбили. Однако, он считал Киев своим наследственным владением и объявил что, в случае его смерти, княжение перейдет к его брату Игорю, князю Новгород-Северскому. Киевское же вече решило: «не хотим быть в наследстве», и ненависть против Ольговичей нарастала в городе. Так святой Игорь, как наследник, против воли оказался вовлечен в центр событий.

Игорь целовал крест Киеву — справедливо править народом и защищать его и жители Киева присягнули ему. Но вскоре киевляне из-за нежелания нового князя сместить тиунов тайно предложили занять престол Изяславу Мстиславичу, Переяславскому князю. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. Еще раз нарушив крестное целование, киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен 13 августа — таким образом его Киевское княжение продолжалось лишь две недели.

По одному преданию его привезли в Киев и посадили в поруб — холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было «вырубить» его оттуда. В порубе многострадальный князь тяжело заболел. Думали, что он умрет. В этих условиях противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре.

Великий князь Игорь Ольгович 1146 г. Б. Чориков

Великий князь Игорь Ольгович 1146 г. Б. Чориков

Другое изложение событий повествует что, по пленении, князь Игорь был заточен в одном из монастырей Переяславля-Русского или Южного (ныне Переяслав-Хмельницкий). Вдали от суеты мира сего, тяжело больной, он стал раскаиваться в своих грехах и просил разрешить ему постричься в монахи. 5 января 1147 года епископ Переяславский Евфимий постриг его в иночество с именем Гавриил. Вскоре он выздоровел и был переведен в Киевский Феодоровский монастырь, где принял схиму с именем Игнатий.

Так или иначе, предание сходится в том что, став схимником в Феодоровской обители, князь выздоровел и всецело предался иноческим подвигам, проводил время в слезах и молитве.

Тем временем борьба за Киев продолжалась. Брат Игоря Святослав Ольгович начал проводить решительные действия по освобождению Игоря, при этом заручившись поддержкой Юрия Суздальского. Изяслав Мстиславич и Давидовичи стали разорять уделы Ольговичей, грабить княжеское имущество. Однако вскоре Давидовичи предали Изяслава и перешли на сторону Святослава. Изяслав был в то время в Черниговской земле с небольшой дружиной. Узнав об их измене, он послал просьбу о помощи у киевлян. Известие о предательстве Давидовичей и сложившейся угрозы для жизни Изяслава возбудило киевское вече и народ против Ольговичей настолько, что толпа решила расправиться над князем-иноком Игорем.

483px-d098d0b3d0bed180d0b5d0b2d181d0bad0b0d18f_d0b8d0bad0bed0bdd0b0_d091d0bed0b6d0b8d0b5d0b9_d09cd0b0d182d0b5d180d0b8-1

Игоревская икона Божией Матери. Государственная Третьяковская Галерея.

Желая отомстить роду Ольговичей, киевское вече в 1147 году постановило расправиться с князем-иноком. Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их. Сам князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это кровопролитие и спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточенной толпы.
Восставшие ворвались в храм во время литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и «повергли на торгу».

Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той». По благословению митрополита Климента Смолятича, игумен Феодоровского монастыря Анания совершил на другое утро погребение страстотерпца в храме Симоновского монастыря, на окраине Киева.

В 1150 г. Святослав Ольгович перенес тело его в Чернигов, в Спасопреображенский собор. А Чудотворная икона Божией Матери, перед которой молился мученик перед смертью, стала именоваться Игоревской, празднование которой 5/18 июня. Этот князь, в иночестве и схиме названный Давидом, причтен к лику святых. Потомства он не оставил.

Во время монголо-татарского нашествия на Русь (1237-1240 гг.) мощи князя Игоря вместе с ракой во избежание их поругания были спрятаны черниговцами под фундамент собора, где пребывают и поныне. Все попытки поднять раку с мощами наверх не принесли желаемого результата в связи с опасностью обрушения несущей стены собора. Рака с мощами святого Игоря находится под спудом, вероятно, возле северной стены.

101672_600

Церковь Святого Игоря Черниговского в Ново-Переделкино, архитектор А. И. Шипков

Именем святого Игоря был назван его родной племянник — князь новгород-северский и черниговский Игорь Святославич, будущий герой памятника литературы Древней Руси «Слово о полку Игореве», который, как и его святой дядя, был похоронен в Спасо-Преображенском соборе города Чернигова.

200px-CvKnyazIgor

Святой Игорь Ольгович. Икона

igor4-1-221x300

Святой благоверный князь-страстотерпец Игорь Черниговский

002046

Князь-страстотерпец Игорь Черниговский

Radzivill_l179-1-300x162

Убийство Игоря Ольговича. Радзивилловская летопись.

511px-NSH_Chernigiv_Spaso-Preobrazhenskiy_Sobor_002-1-256x300-1

Спасо-Преображенский собор в Чернигове, в котором покоятся мощи святого Игоря.

Лит.: Поселянин Е. Н. Сказание о святых вождях Земли Русской. Москва, издательство «Паломник», 1997
Соловьёв С. М. История России с древнейших времен. Издательство: С.-Петербург. Издание Высочайше утвержденного Товарищества «Общественная польза», 1896
Карамзин Н. М. История государства Российского. Т.2. Издательство: АСТ, 2003
Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. / Авт.-сост. В. В. Богуславский. — М: Олма-Пресс, 2003.
Фроянов И. Я. Древняя Русь IX-XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М.: Русский издательский центр, 2012. С. 217, 218, 220-222, 224, 226-247, 442.

Портреты деятелей сходных направлений деятельности: