Генрих Осипович Графтио

ГРАФТИО Генрих Осипович. УЧЕНЫЕ АКАДЕМИИ (1920-Е – 1950-Е ГГ.) КОЛЛЕКЦИЯ ФОТОПОРТРЕТОВ М.С. НАППЕЛЬБАУМА.

ГРАФТИО Генрих Осипович. УЧЕНЫЕ АКАДЕМИИ (1920-Е – 1950-Е ГГ.) КОЛЛЕКЦИЯ ФОТОПОРТРЕТОВ М.С. НАППЕЛЬБАУМА.

Генрих Осипович Графтио (1869—1949) — учёный и инженер, один из пионеров отечественного гидроэнергетического строительства, академик АН СССР (1932). С 1907 преподавал в Петербургском (Ленинградском) электротехническом институте (с 1921 профессор). Был членом комиссии по разработке плана ГОЭЛРО и непосредственно руководил секцией по электрификации Кавказского района и секцией транспорта. В 1918—20 помощник главного инженера, в 1921—27 главный инженер строительства Волховской ГЭС, затем возглавлял строительство Нижнесвирской ГЭС. В 1938—45 главный инспектор по строительству гидроэлектростанций министерства электростанций СССР. Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 проводил большую работу по развитию гидроэнергетики восстановленных районов страны. Инженерную и организационную деятельность по сооружению гидроэлектростанций Графтио сочетал с научно-исследовательской. Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Имя Графтио присвоено Нижнесвирской ГЭС.

Старший начальник дистанции пути, 1861 г. Форма железнодорожников во второй половине XIX века – начале XX века

Старший начальник дистанции пути, 1861 г. Форма железнодорожников во второй половине XIX века – начале XX века

Родился 14 декабря 1869 года в небольшом прибалтийском городке Динабург (ныне Даугавпилс) в семье инженера-путейца, выходца из Голландии. В начале 70-х годов его отец Осип Графтио принял участие в строительстве Лозово-Севастопольской железной дороги, в связи с чем перевез семью в Симферополь.

Генрих рос слабым и болезненным, что, однако, не помешало ему успешно окончить симферопольскую гимназию, по настоянию отца отправиться в Одессу и поступить на физико-математический факультет Новороссийского университета. Осип Графтио видел сына известным ученым, так как тот проявлял недюжинные способности в естественных науках, но сам Генрих отдавал предпочтение инженерному делу. Он с детства заслушивался рассказами отца о строительстве железной дороги и мечтал пойти по его стопам. Потому, окончив университет, он в 1892 году уехал в Санкт-Петербург, где поступил в Институт путей сообщения имени императора Александра I.

В 1896 году окончил институт Корпуса инженеров путей сообщения и по 1900 год был за границей — изучал гидроэлектрические станции и электрические железные дороги в Европе и США.

В 1896 году Генрих Графтио как один из лучших выпускников института был командирован за границу. Свободно владея английским, французским, немецким, итальянским и шведским языками, он в течение пяти лет стажировался на ведущих электротехнических предприятиях Европы и США.

Начальник депо российских железных дорог, 1878 г.Форма железнодорожников во второй половине XIX века – начале XX века

Начальник депо российских железных дорог, 1878 г.Форма железнодорожников во второй половине XIX века – начале XX века

По возвращении в Россию Графтио очень скоро выдвинулся в ряд ведущих специалистов. Он создал первый в России проект железной дороги с электрической тягой, составил проекты электрификации железных дорог Крыма и Закавказья, однако человеком был исключительно скромным и деликатным, о своих заслугах предпочитал не распространяться, а потому известно лишь о наиболее крупных проектах, в которых он принимал самое деятельное участие. Например, в 1906 году Генрих Графтио руководил строительством трамвайной сети в Петербурге. Для этого потребовалось возвести центральную электростанцию с тремя паровыми турбинами, проложить более 100 км линий электрических контактных проводов, построить пять электроподстанций, три вагонных парка, оборудовать более 100 трамвайных вагонов. Петербуржцы утверждали, что Графтио лично вел первый трамвай по только что проложенному маршруту.

(В 1900—1917 годах проектировал и строил железные дороги, составил проекты электрификации железной дороги Крыма и Закавказья, ГЭС «Белый Уголь» на реке Подкумок (1903), ГЭС на реке Вуоксе (около 1905), на реке Малая Иматра (1905), на реке Волхов (1911), а также, по предложению городских властей Петербурга спроектировал и организовал движения электрического трамвая в Петербурге, открытое 29 сентября 1907 года маршрутом протяжённостью чуть более двух километров (от Адмиралтейской площади по Конногвардейскому бульвару, затем через Николаевский мост на Васильевский остров и дальше по 8-й линии до Большого проспекта) и продолженное позже ещё двумя созданными Графтио трамвайными линиями. Под его руководством была построена центральная электростанция с тремя паровыми турбинами, пять электроподстанций, три вагонных парка, проложено более 100 километров линий электрических контактных проводов и оборудовано более 100 моторных трамвайных вагонов.)

Гефтлер Карл Эдуардович (1853 - 1918) «Вид Невского проспекта и Адмиралтейства»

Гефтлер Карл Эдуардович (1853 — 1918) «Вид Невского проспекта и Адмиралтейства»

Помимо всего прочего, Генрих Графтио спроектировал железную дорогу между Бахчисараем и Ялтой, но крымские власти положили этот проект под сукно. И напрасно, потому что он предусматривал строительство на одной из крымских рек гидроэлектростанции…. Но в России проекты строительства гидроэлектростанций тормозились, как бы сейчас сказали, «топливной мафией» — владельцами тепловых электростанций, нефтяными и угольными компаниями. Была, кроме того, еще одна причина, по которой к строительству ГЭС относились с опаской, — на строительство этих станций требовались большие средства.

Железное производство и машинное отделение: I. Главный отдел машин. Соляной городок (по наб. Фонтанки)

Железное производство и машинное отделение: I. Главный отдел машин. Соляной городок (по наб. Фонтанки)

В связи с тем, что крымские власти не проявили энтузиазма по поводу строительства ГЭС — кто же мог тогда предполагать, что с топливом начнутся перебои, а его стоимость будет расти не по дням, а по часам? — Генрих Графтио обследовал водотоки восточного берега Черного моря. В 1903 году в Ставрополье на реке Подкумок он за три месяца за счет средств управления Владикавказской железной дороги построил ГЭС, которая впоследствии получила название «Белый уголь». Мощность станции на момент пуска составляла всего лишь 740 кВт, но этого хватало на освещение четырех городов Кавказских минеральных вод, энергоснабжение трамвайных линий в Пятигорске и Кисловодске, а также работу насосов, качавших минеральную воду.

Строительство первой в России промышленной ГЭС имело очень большое значение — отовсюду приезжали люди, чтобы взглянуть на станцию, после чего обращались к Графтио с просьбой оказать техническое содействие в строительстве аналогичного сооружения. В результате к 1913 году на территории Российской империи были построены около 17 тысяч небольших ГЭС. По сути, Графтио произвел революцию в российской энергетике. Оставалось лишь построить мощные ГЭС в промышленных центрах империи, но в то время в правительственных кругах преобладало мнение, что Россия — страна равнинная, богатая природными ископаемыми, а потому гидроэнергетика не имеет будущего.

Железное производство и машинное отделение: II. Выставка заводов Н.Путилова

Железное производство и машинное отделение: II. Выставка заводов Н.Путилова

(С 1907 года преподавал в Петербургском электротехническом институте, с 1921 года — профессор этого института.

В 1912 году вместе с инженером Е. Палицыным по заказу Российского Государственного Управления внутренних водных путей разработал проект гидроэлектростанции на Петропавловских порогах р. Волхов для снабжения энергией столичного железнодорожного узла. Но вмешательством «Общества электрического освещения 1886 года», снабжающим Петербург электроэнергией от своей тепловой станции, и опасавшихся негативных последствий возведения плотины землевладельцев, воплощение проекта было отложено на неопределённый срок. Убытки для государства составили свыше 1 миллиона золотых рублей.(Википедия)).

Генрих Графтио разработал несколько проектов, в том числе проект ГЭС на реке Волхов. Эта река вытекает из озера Ильмень и впадает в Ладожское озеро. Уровень воды в Ильменьском озере на 14 метров выше горизонта Ладоги. 224 километра Волхов спокойно бежит из озера в озеро меж крутых высоких берегов. И лишь только в 25 километрах от устья реки древняя река стремительно несется по скалистому дну, усеянному огромными подводными камнями. Именно здесь Графтио и задумал построить ГЭС, однако его проект был отложен на неопределенный срок.

Педагогический отдел: I. Соляной городок (по наб. Фонтанки)

Педагогический отдел: I. Соляной городок (по наб. Фонтанки).  ..

К 1916 году переведенная на военные рельсы промышленность все острее чувствовала топливный и энергетический голод, и после падения монархии Временное правительство решило форсировать возведение Волховской ГЭС. Было заказано оборудование, к месту предполагаемого строительства проложена грунтовая дорога, но на том все и закончилось. Генрих Графтио в очередной раз оказался у разбитого корыта. Его наперебой приглашали зарубежные фирмы, но он не терял надежды осуществить свою мечту — построить крупную ГЭС. Вскоре его мечта начала сбываться.

Одна из первых электростанций Петербурга.Начало 20 века.

Одна из первых электростанций Петербурга. Начало 20 века.

Графтио вспоминал: В декабре 1917 года ко мне приезжал Смидович для доклада о возможности осуществления запроектированной мною Волховской гидростанции. Я сразу и охотно согласился. В январе 1918 года по поручению Ленина я составил смету. 14 июля 1918 года меня вызвали в Москву, в Совнарком, где рассматривался вопрос о Волховстрое.

(После смены власти, весной 1918 года возглавил Электрожелдор — управление в составе Наркомпути, разрабатывавшее план электрификации железнодорожных магистралей страны.

Терещенко Николай Иванович (1924-2005) «Коммунизм - это...» 1955

Терещенко Николай Иванович (1924-2005) «Коммунизм — это…» 1955

Через два года стал одним из вдохновителей Комиссии государственной электрификации России, созданной лично В. И. Лениным, и автором разделов плана ГОЭЛРО «Электрификация и транспорт» и «Электрификация Кавказского района».

В январе 1918 года по поручению Ленина составил смету «Волховстроя». 14 июля 1918 года был вызван в Москву, в Совнарком, где под председательством В. И. Ленина рассматривался вопрос о Волховстрое. В 1919 году построил на Волхове бараки для рабочих, склады и другие сооружения. По личному указанию В. И. Ленина в 1921 году возглавил строительство Волховской ГЭС, где ещё с 1918 года работал помощником главного инженера, и приостановленного в связи с Гражданской войной, и строительство Свирской ГЭС — «Свирьстрой»(Википедия)).

(Начиная с октября 1917 года, Ленин так настойчиво внушал своим сподвижникам необходимость скорейшего приближения «эпохи электричества», что Кржижановский назвал его «великим толкачом электрификации».

Солдаты революции. Автор Владимир Холуев. Год 1964

Солдаты революции. Автор Владимир Холуев. Год 1964

Партийного публициста И.И.Степанова-Скворцова Ленин прямо-таки обязал написать работу о роли электричества. И вскоре на столе у вождя появилась книга с такой дарственной надписью: «Дорогому Владимиру Ильичу Ленину-Ульянову автор, засаженный за работу в порядке беспощадного «принуждения» и неожиданно нашедший в ней «призвание».

В 1918 году Глеб Кржижановский послал Ленину статью «Задачи электрификации промышленности». Ленин был в восторге от масштаба замысла. В текущей политике большевистской власти как раз не доставало какой-то одной крупной организационно-технической идеи, способной политически объединить страну.

Выступление Ленина с балкона Моссовета в 1919 году. Налбандян Дмитрий Аркадьевич (1906 — 1973)

Выступление Ленина с балкона Моссовета в 1919 году. Налбандян Дмитрий Аркадьевич (1906 — 1973)

В ответе Кржижановскому Ленин попросил расширить статью и сделать понятной для масс: «Нельзя ли добавить план не технический…а политический или государственный, т.е. задание пролетариату», чтобы увлечь идеями электрификации «массу рабочих и сознательных крестьян» [35]. Кржижановский мгновенно откликнулся, его работа была издана массовым тиражом в виде брошюры, а через несколько недель, в январе 1920 года, Ленин подписал положение о комиссии ГОЭЛРО.

Надо сказать, что идеи по подъему промышленности страны на основе электрификации поддержали и те, кто не разделял социальные взгляды большевиков. План ГОЭЛРО из технико-экономического проекта перерос в главную политическую задачу на целое десятилетие, над пропагандой «индустриализации через электрификацию» работали тысячи агитаторов. И, надо сказать, «массы рабочих и сознательных крестьян» откликнулись.

В числе преподавателей и приглашаемых лекторов Политехнического института были и те, кто занимался проектами гидростанций еще до 1917 года. Видные гидротехники, они могли рассказать о дореволюционных планах строительства и Днепровской и Волжской ГЭС.

Л. Шматько. В.И.Ленин у карты ГОЭЛРО. VIII Всероссийский съезд Советов. Декабрь 1920 года. 1957

Л. Шматько. В.И.Ленин у карты ГОЭЛРО. VIII Всероссийский съезд Советов. Декабрь 1920 года. 1957

Первая гидроэлектростанция («водоэнергетическая установка») в России была построена неподалеку от Ессентуков, на речке Подкумок в 1903 году. Она подавала электричество в четыре курортных города, на их улицах зажигалось 400 дуговых фонарей, а минеральную воду качали электронасосы. В Кисловодске и Пятигорске открыли движение трамваев.
Вторую гидроэлектростанцию возвели монахи на Соловецких островах. Она была построена в 1909 году и снабжала энергией монастырские храмы и многочисленные мастерские. Волховская ГЭС по проекту Генриха Графтио начала строиться в 1910 году с помощью американцев.

Богатырев Михаил Григорьевич (1924-1999) «Великое начало» 1974-1975

Богатырев Михаил Григорьевич (1924-1999) «Великое начало» 1974-1975

В 1912 году множество компаний и банков объединились в консорциум по строительству гидростанции на Днепре. Экспертизу проекта провели немецкие инженеры. Строительство должно было начаться в 1915 году. Помешала Первая империалистическая война. …(Рогозин, А. А. Гидростроитель Федор Логинов (Судьба в контексте эпохи))

В 1919 году строительство Волховской ГЭС началось. «Работа продвигалась медленно, — вспоминал Графтио. — Шла Гражданская война, молодая республика переживала тяжелые дни. Во время работы на Волховстрое мне приходилось лично встречаться с Лениным и несколько раз обращаться к нему с письмами и телеграммами». «Гражданин Ленин», как назвал его Графтио при первой встрече, считал строительство Волховской ГЭС делом первостепенным, а потому всемерно помогал.

Когда в марте 1921 года Генрих Графтио был арестован по подозрению в контрреволюционном заговоре, Ленин написал Дзержинскому: «Мне говорят, что тут, наверное, был злостный донос — клевета каких-либо обиженных или мстящих». В конце концов Графтио, который никогда в жизни не занимался политикой, освободили в связи с «непричастностью к делу», но строительный сезон 1921 года был сорван.

(Арестован 11 марта 1921 года Петроградской ЧК по делу «Свирьстроя», вместе со всем руководством Волховстроя. Освобождён как «крупный специалист» постановлением о «непричастности к делу» после личного вмешательства Ленина и Кржижановского.

Козлов Энгельс Васильевич (1926-2007) «Завет Ильича» 1985

Козлов Энгельс Васильевич (1926-2007) «Завет Ильича» 1985

(16 сентября 1921 года Совет труда и обороны под председательством В.И. Ленина вынес постановление о признании Волховского строительства внеочередным ввиду исключительной государственной важности работ по электрификации Петрограда. Ленин постоянно интересовался ходом работ и распорядился держать его в курсе дел (http://www.tgc1.ru/volkhovskaya90/)).

В 1924—1925 годах — директор Ленинградского электротехнического института.

И. И. Бродский. В. И. Ленин на фоне Волховстроя. 1927

И. И. Бродский. В. И. Ленин на фоне Волховстроя. 1927

В 1927—1935 годах руководил строительством Нижнесвирской ГЭС, где впервые в практике мирового гидростроительства реализовал опыт возведения плотины с большим напором на слабых грунтах, положив в основу строительства принцип распластанного основания (Википедия)).

Десятки раз судьба Волховской ГЭС висела на волоске, Графтио постоянно испытывал нехватку средств, материалов, оборудования. Когда однажды возникла реальная угроза полной остановки строительства, этот мягкий, деликатный человек приказал построить два кессона весом 400 тонн каждый и перекрыть судоходное русло реки. Теперь Волхов можно было использовать только в одном качестве — как источник электроэнергии. Правительству ничего не оставалось делать, кроме как дать добро на завершение строительства.

В ночь на 5 декабря 1926 года Волховская ГЭС дала первый ток. Восемь турбоагрегатов суммарной мощностью 64 тыс. кВт решили проблему энергоснабжения Ленинграда и области. Кроме того, благодаря созданному плотиной подъему уровня реки и шлюза было обеспечено безопасное сквозное судоходство по Волхову на всем его протяжении.

(Волховстрой стал первой школой советского гидроэнергостроительства. Здесь впервые решались сложные инженерные и технические проблемы проектирования и строительства плотины, здания станции, линии электропередачи, электроподстанций, а также монтажа и наладки оборудования. Численность работающих доходила до 15 тысяч человек.

Никифоров Сергей Иванович (1920-2005) триптих «Огни Волхова. Первенец ГОЭЛРО» 1967

Никифоров Сергей Иванович (1920-2005) триптих «Огни Волхова. Первенец ГОЭЛРО» 1967

Строительство электростанции начиналось в трудные годы для еще молодой Советской республики. Поэтому часть необходимого оборудования приходилось закупать за границей. Однако петроградский завод «Электросила» обратился с просьбой к Волховстрою передать им изготовление части оборудования. Это предложение рассматривалось как неслыханная дерзость.

Волховстрой. Сварог Василий Семенович. ИЗОГИЗ

Волховстрой. Сварог Василий Семенович. ИЗОГИЗ

Завод «Электросила» совместно с другими заводами Петрограда–Ленинграда блестяще справился с поставленной задачей. Даже эмигрантская газета «Накануне» досадливо признавала: «В России имеется три чуда: Красная Армия, Сельскохозяйственная выставка и Волховстрой». Четыре других генератора, высоковольтные трансформаторы, выключатели, электрооборудование для собственных нужд поставила шведская фирма «ASEA».

Землю-красавицу, Родину милую. Мы укрепим электрической силою.

Землю-красавицу, Родину милую. Мы укрепим электрической силою.

Все вопросы технического характера решались с широким привлечением ленинградских организаций: гидравлических лабораторий Ленинградского политехнического института, Института путей сообщений, Электротехнического института и др. По вопросам гидротехнических и строительных работ, а также по электротехническим вопросам, по которым не имелось достаточного отечественного опыта, обращались к иностранным специалистам.(http://www.tgc1.ru/volkhovskaya90/))

В годы войны Волховская ГЭС обеспечила энергоснабжение блокадного Ленинграда…. Вслед за строительством ГЭС на Волхове Генрих Осипович приступил к возведению крупной Нижнесвирской ГЭС, блестяще посрамив скептиков, утверждавших, что для равнинной России гидроэнергетика не подходит. Это была первая в мире станция, построенная на слабых грунтах. Данный опыт позволил впоследствии возводить подобные сооружения на Волге и других реках.

После завершения строительства Нижнесвирской ГЭС Графтио сделал полуторачасовой доклад на заседании Шведского общества инженеров. После обсуждения доклада председатель общества подвел итог:

Прежде мы были приучены к тому, чтобы искать самое лучшее на Западе. Впредь мы будем искать это на Востоке. Однако один проект Генриху Осиповичу так и не удалось воплотить в жизнь. Еще в 1905 году он вместе с гидрологом С. Максимовым разработал проект улучшения условий судоходства на Днепре и строительства ГЭС, но до его осуществления дело тогда так и не дошло. Зимой 1927 года на заседании политбюро ВКП(б) рассматривались два проекта: Г. Графтио предлагал строить три плотины, затапливая при этом сравнительно небольшую площадь, И. Александров настаивал на том, чтобы воздвигать одну.

М. Горький на Днепрогэсе. Художник П. Котов. 1951

М. Горький на Днепрогэсе. Художник П. Котов. 1951

Сталин поддержал второй проект. Может быть, одна огромная плотина выдавала больше электроэнергии, чем три маленькие? Как раз наоборот: проект Графтио обещал электроэнергии на треть больше. Кроме того, его осуществление было на треть дешевле и проще. И судоходство по Днепру три плотины обеспечивали бы ничуть не хуже, чем одна.

Тем не менее Генрих Осипович принял участие в строительстве Днепрогэса в качестве консультанта. В марте 1932 года, незадолго до завершения строительства, профессор Ленинградского электротехнического института Г. Графтио был избран действительным членом АН СССР, причем у академиков не было никаких сомнений в том, что он этого заслуживает.

Пароход проходит шлюз. Из серии «Днепрострой». 1933 Бумага, акварель. 61 Х42 Государственная Третьяковская галерея. Москва

Пароход проходит шлюз. Из серии «Днепрострой». 1933 Бумага, акварель. 61 Х42 Государственная Третьяковская галерея. Москва.  ..

(Энергетики первой волны, те, кто стоял у истоков ГОЭЛРО и строил Днепрогэс, станции на Волхове и Свири, стали очень популярными людьми. За большинством из них стояли не только стройки ГОЭЛРО, но и революционное прошлое. Их называли «красные электрики» Глеб Кржижановский участвовал еще в подготовке Второго съезда РСДРП. Александр Винтер за революционную деятельность исключен из института, подвергался арестам. За Генриха Графтио, арестованного уже в 1921 году Петроградской ЧК, активно вступился сам Ленин.

Такие биографии придавали «красным электрикам» своего рода политический вес. В 1933 году все это не могло нравиться Сталину. «Красных электриков» начали мягко оттеснять от реального руководства. Но не репрессировать, а как бы наоборот: вводить в состав Академии наук. Безо всяких диссертаций, за «практические заслуги».

«Красные электрики» в какой-то мере и рады были этому. Работа на стройках – это работа на износ. А возраст брал свое. Трудно себе представить 50-летнего Павку Корчагина. В 1933 году Винтеру, строителю Днепрогэса, – 55 лет, Кржижановскому – 61, Графтио – 64 года. На первые роли выходит новое поколение. … (Рогозин, А. А. Гидростроитель Федор Логинов (Судьба в контексте эпохи)))

(В 1938—1945 годах являлся главным инспектором по строительству гидроэлектростанций Наркомата тяжёлой промышленности СССР, затем Наркомата электростанций и электропромышленности СССР и Наркомата электростанций СССР. Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов занимался эвакуацией в Среднюю Азию и вводом в строй энергетического оборудования. Вернувшись в Ленинград, активно участвовал в процессе восстановления энергетического потенциала города.

Строительство Днепрогэса (с картины художника Д. Безуглого, 1940 г.)

Строительство Днепрогэса (с картины художника Д. Безуглого, 1940 г.)

Умер 30 апреля 1949 года в Ленинграде. Похоронен на Большеохтинском кладбище. Надгробный памятник украшен изображениями и датами основных строек его жизни (Википедия)).

Соч.: Электрификация и транспорт, Ростов н/Д , 1921 (совм. с И. Г. Александровым); Волховстрой, М., 1928.

csm_graftio__5__76e458e4d1

Г.О. Графтио

genrikh-osipovich-graftio

Г.О. Графтио

csm_graftio-portrait_c20554c9f0

Г.О. Графтио

Íà÷àëüíèê ñòðîèòåëüñòâà Ñâèðüñòðîÿ Ãðàôòèî

Генрих Графтио, руководель строительства Нижнесвирской ГЭС проверяет работу приборов. Дата события: 18. 11. 1932, РИА Новости

csm_graftio-krzhizhanovskiy_b89d5e19d4

Генрих Осипович Графтио, Глеб Максимилианович Кржижановский

Лит.: Графтио Генрих Осипович. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978
Михаил Володин, Генрих Графтио — воспитанник симферопольской гимназии, ставший выдающимся инженером // https://crimeanblog.blogspot.com/2013/02/genrih-graftio.html
Графтио, Генрих Осипович // Материал из Википедии — свободной энциклопедии