Основным отличием жилья массовых серий являлось наличие в конструктивной схеме большого числа сборных элементов заводского изготовления. Их проектирование, наряду с техническими, социальными, экологическими проблемами, имело перед собой глобальную сверхзадачу – всеобщую унификацию строительных элементов и конструкций. Это позволяло скоординировать все специализированные операции в целях наиболее полного и качественного выполнения общей задачи. Таким образом, координация всей системы жилищного строительства, включая последующую эксплуатацию и техническое совершенствование серийного жилья, закладывалась еще на стадии проектирования.

Рис. 1. Выбор методики поточного проектирования на основе полной унификации.

Рис. 1. Выбор методики поточного проектирования на основе полной унификации.

Выбор типажа серии проводился, как уже было отмечено выше, по надежности не только общей конструктивной схемы всего здания, но и каждого конструктивного элемента в отдельности.

Общее понятие надежности включало в себя три этапа «жизни» сборной конструкции:

  • период изготовления, транспортировки и монтажа;

  • период ввода в эксплуатацию;

  • эксплуатационная надежность.

Кроме того, составлявшие само понятие надежности научные направления, изучавшие безопасность, долговечность и ремонтопригодность конструкций и элементов зданий, — разбивали выбор типажа сразу по трем главным параметрам в трех главных периодах «жизни» конструкций.

Целью унификации и стандартизации технических изделий является экономия материальных, финансовых и трудовых ресурсов при их разработке, производстве и эксплуатации. Общая теория надежности дает следующие оценки эффективности внедрения серийных зданий и сооружений на основе полной унификации номенклатуры изделий:

  • сокращение номенклатуры изделий, унификация кирпичных и панельных зданий на единой основе унификации дало сокращение стоимости внедрения и освоения новых серий на 30-35%;

  • при этом происходит сокращение числа ремонтных циклов в 1,5 раза в сравнении с мелкосерийными или уникальными сооружениями;

  • объемы производственных выпусков на одном оборудовании унифицированных изделий в 2-4 раза выше, чем уникальных изделий на нестандартной оснастке;

  • долговечность серийных унифицированных конструкций в среднем превышает в 2 раза расчетную долговечность;

  • эксплуатация серийного жилья в 14 раз дешевле несерийных зданий и сооружений, причем резко падает с безаварийным прохождением расчетного срока ввода в эксплуатацию;

  • время ремонтов серийных зданий сокращается в 1,3-1,5 раза, их стоимость – в 3-4раза.

В Директивах 24-го съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 гг. с отставанием на 15 лет подчёркивается «необходимость повышения уровня индустриализации строительства, увеличения степени заводской готовности строительных конструкций и деталей, расширения практики полносборного строительства» (см. Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 272). Из протоколов технических совещаний Госстроя СССР КПСС ставятся «дальнейшие задачи» отрасли: «важным условием индустриализации строительства является снижение веса зданий и сооружений путём массового применения эффективных материалов и облегчённых конструкций (лёгкие бетоны, керамзит, аглопорит, пемза, пластмассы, высокопрочные стали, лёгкие металлы, клеёные деревянные конструкции и др.)».

В 1971 г. СССР занимает первое место в мире по производству сборных железобетонных конструкций и деталей на высокомеханизированных предприятиях — 90 млн. м3 изделий в год. Стальные несущие конструкции из высокопрочных марок сталей и эффективных профилей проката в сочетании с лёгкими ограждающими конструкциями (панели из лёгких бетонов, стальной профилированный настил, асбестоцементные волнистые и плоские листы и панели из них, лёгкий утеплитель и др.) разрешаются к применению в сейсмических и южных районах страны, в труднодоступных горных районах и местах, удалённых от основных баз строительства.

Углубление технологической специализации сопровождается расширением межрайонных и межотраслевых связей. Внедрение автоматизированных систем управления с использованием экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники, оргтехники и передовых средств связи открывает большие возможности для совершенствования планирования и управления строительством и производством строительных материалов, конструкций и деталей. Создаются благоприятные условия для выполнения работ по совмещенным графикам, монтажа зданий непосредственно с транспорта. Оплата работ за полностью законченный объект или крупный этап работ при индустриальном строительстве является основной формой расчётов между заказчиками и подрядными организациями.

Вопросы внутренней государственной стратегии в этот период специально не прорабатывались. Под методологическим подходом понималось единое, целостное направление использования логики, принципов и методов стратегического планирования в ходе разработки прогнозов, проектов стратегических программ и планов всех уровней и временных горизонтов, выражавшихся на единой нормативной основе.

Поставленная перед отраслью задача решить жилищную проблему жестко увязывалось с реформированием строительного производства и индустрии, научных и нормативных основ проектирования, с вложением крупных финансовых потоков – эта задача по определению относилась к стратегическим.

Пути решения этой задачи можно определить как системно-мультипликационный подход, выразившийся в конкретизации системного подхода к исследованию и учету процессов, связанных с возникновением и мультипликацией множественных эффектов, образующихся в разных подсистемах общества.

Для этого подхода были характерны следующие особенности:

— предусматривался нарастающий рост сдачи жилья, повышение уровня автоматизации строительного производства, т.е. мультипликационный эффект внедрения жилья массовых серий имел значительные перспективы нарастания и умножения;

— достигаемый мультипликационный эффект являлся совместным эффектом, поскольку его реализация давала максимальную эффективность в масштабах данной системы;

— экономические, политические и социальные последствия характеризовалисьсовместностью и одновременностью;

— мультипликационный эффект наряду с одновременным и метрическим эффектом в области строительства, улучшения демографической ситуации, имел неметрический эффект в области культуры, идеологии, духовных ценностей, т.е. носил интегральный характер.

Наряду с этим, каждая отрасль и общественная подсистема, задействованные в решении общей стратегической задачи, регламентировались наиболее свойственными ее поступательному развитию подходами.

Впервые в недрах плановой экономики между различными отраслями строительного производства и общественными подсистемами осуществляется взаимосвязь на уровнесистемно-программного (программно-целевого) подхода, выражавшегося в конкретизации общего системного подхода применительно к решению локальных научных, технических, социальных, экономических, экологических и иных проблем, возникавших в период внедрения массовых серий перед соответствующими объектами стратегического планирования.

Из общего системно-мультипликационного подхода для данного периода, которыми в плановой экономике обычно считались пятилетки (причем, каждая пятилетка делилась на три этапа), исходя из имевшихся ресурсов, перед каждой экономической и общественной подсистемой ставилась локальная задача. Данная задача представляла собой локальный аспект общей проблемы.

Важнейшими характерными чертами поэтапного системно-программного подходаявлялись:

единство четкой целевой ориентации всех задействованных для решения поставленной задачи отраслей и подсистем;

комплексности намечаемых ме­роприятий;

— наличие жесткой системы контроля (количественные показатели параметров с указанием сроков их изменения);

адресность (указание источников ресурсов).

В процессе практической реализации системно-программного подхода выделялись следующие составляющие страты:

1. Научно-техническая, имевшая четкие цели развития планируемой системы на выделенный период;

2. Социальная, определявшая критерия выбора базисного решения;

3. Экономическая, учитывавшая кроме определения объема и структуры ресурсов, требовавшихся для достижения поставленных целей, и разработку альтернатив, способов, вариантов достижения целей;

4. Экологическая, представлявшая собой разработку модели функционирования планируемой системы, показывающей одновременно возможные сочетания использования наличных и возникающих в будущем ресурсов, возникновения негативных последствий работы системы.

Научно-техническая страта. В силу того, что серийное производство жилья должно было быть массовым, иметь положительный социальный эффект на имевшейся материально-технической базе, выделяются следующие научно-технические аспекты:

  • расчеты и уточнение климатических параметров среды, разбиваемое по пятилеткам сбора и обработки данных за 5, 10 и 15 лет наблюдений;

  • уточнение санитарно-гигиенических и противопожарных требований и мероприятий в эксплуатации жилья массовых серий;

  • совершенствование расчета по предельным состояниям;

  • создание и окончательное оформление до уровня нормативных требований теории надежности строительных конструкций.

Регламент научно-технической составляющей осуществлялся на основании системно-нормативного подхода. Все аспекты технических решений имели нормы использования приходившихся на их решение ресурсов: трудовых, материальных, производственных, финансовых и др. Такой же подход был реализован и в установлении основногосоциального ориентира – обоснования нормы жилой площади.

Системно-нормативный подход предусматривает существование взаимоувязанной со всеми задействованными в решении проблемы сферах — системы норм. Под нормой при этом понималась научно обоснованная мера общественно-не­обходимых затрат ресурса на изготовлении единицы продукции (выполнение работы) заданного качества в условиях базисного или планируемого периода.

Для учета специфических условий проектирования и строительства в отдельных отраслях народного хозяйства и отраслей промышленности и видов строительства министерства и ведомства СССР в необходимых случаях разрабатывались и по согласованию с Госстроем СССР утверждались нормативные документы по проектированию. Окончательно принципиальные положения о порядке разработки проектной документации изложены в разд. 1.3 Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 1.02.01-85), утвержденной постановлением Госстроя СССР от 23 декабря 1985 г. № 253.

С начала ввода серийного жилья типовая проектная документация разрабатывается, согласовывается и утверждается в соответствии с Инструкциями по типовому проектированию, утверждаемой Госстроем СССР. Инструкция постоянно дорабатывается и совершенствуется. 18 мая 1982 г. за № 141 вышла окончательная редакция (СН 227-82), ознаменовавшая переход к современным массовым сериям.

Сквозная система нормативных документов в строительстве теперь включает в себя в первую очередь строительные нормы и правила (СНиП), а также другие нормативные документы по строительству, утверждаемые Госстроем СССР, министерствами, ведомствами и органами государственного надзора.

Нормативные акты в области строительства, утверждаемые Верховным Советом СССР и Советом Министров СССР, Верховными Советами союзных республик и Советами Министров союзных республик не включаются в систему нормативных документов в отрасли.

Одновременно с системой нормативных документов возникает система стандартизации в строительстве.

Нормативные документы в строительстве устанавливают комплекс норм, правил, положений и требований, обязательных при проектировании, инженерных изысканиях, и новом строительстве, а также при расширении, реконструкции и техническом перевооружении действующих предприятий и сооружений. Они также обязательны при производстве строительных материалов, изделий и конструкций.

Госстрой СССР постановлением от 18 октября 1982 г. № 257 окончательно утвердил Систему нормативных документов в строительстве. Основные положения СНиП 1.01.01—82*, а постановлением от 24 октября 1984 г. № 178 внес в этот документ изменения.

СНиП 1.01.01—82* устанавливают:

  • основные задачи нормирования в строительстве;

  • виды нормативных документов;

  • требования к содержанию нормативных документов;

  • порядок пересмотра и изменений нормативных документов;

  • ответственность за разработку и соблюдение требований нормативных документов;

  • организацию контроля за соблюдением требований нормативных документов.

Нормирование в строительстве обеспечило проведение единой технической политики в капитальном строительстве, повышение эффективности капитальных вложений, надежность и долговеч­ность зданий и сооружений при проектировании и строительстве, при одновременном соблюдении экономии материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов.

С переходом к серийному производству жилья возникают сметные нормы в современном их виде.

Параллельно ведется разработка и сквозной системы нормативов. Норматив, т.е. поэлементная составляющая нормы, характеризующая степень использования ресурса или его удельного расхода на единицу измерения (продукции, работы, поверхности, объема и т.п.).

Системно-нормативный подход связывал противопожарные требования к планировкам, размерам проходов, уровню огнестойкости материалов, которые, в свою очередь, должны были отвечать санитарно-гигиеническим нормам, увязывались с научными расчетными предпосылками.

Экономические нормативы характеризовали необходимый уровень использования ресурса на конечный результат, т.е. регулировали основную цель – получение с вложенных средств максимума строительной продукции.

Социальная страта. К разработке целевого планирования внедрения жилья массовых серий приступают в условиях, характеризовавшихся не только огромной социальной напряженностью из-за недостатка жилья, но и в условиях стремительно ухудшавшейся демографической ситуации.

В социальной составляющей решения проблемы, наряду с санитарно-гигиеническими, выделяются следующие нормативно правовые аспекты:

  • законодательное уточнение категории благоустроенного жилья, применительно к условиям данного населенного пункта;

  • законодательное определение нормы жилой площади;

  • законодательное определение категорий граждан для внеочередного получения жилья.

Рис.2. Взаимосвязь между основными стратами в системно-программном подходе выработки стратегических решений.

Рис.2. Взаимосвязь между основными стратами в системно-программном подходе выработки стратегических решений.

Законодательное определение основы первоочередного заселения было выполнено впервые на основе социальной составляющей общей государственной стратегии.

Этим правом начинают пользоваться не только участники Великой Отечественной войны, имевшие оговоренные законодательно правительственные награды, передовики производства, т.е. лица, премировавшиеся ранее первоочередным предоставлением жилья по усмотрению местных партийных органов без широкой законодательной основы, что приводило к отступлению от норм социальной справедливости.

Такое право получают и семьи погибших на производстве в результате актированного несчастного случая, инвалида I и II групп, многодетные семьи, семьи при рождении близнецов, учителя и педагогические работники. Третьими в этих категориях граждан выделяются лица, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, перечисленными в списке заболеваний Государственного Санитарно-гигиенического Надзора СССР.

Право внеочередного предоставления жилья получают граждане, жилище которых стало непригодным в результате стихийных бедствий и иных форс-мажорных обстоятельств; выпускники детских домов, а так же выпускники аспирантур, ординатур и высших учебных заведений, направленные на работу в другую местность.

Законодательно оговаривается порядок и гласное распределение жилья, участие в этом процессе трудовых коллективов, общественных организаций и самих граждан.

Норма жилой площади являлась основой для архитектурно-планировочных решений. Взаимосвязь социальной и технической составляющей выражалась не только в разработке планировок для посемейного заселения граждан, но и в выделении из общейплощади выдававшейся квартиры – жилой площади.

Поскольку законодательно оговаривалось предоставление жилья свыше нормы жилой площади как полным, так и неполным семьям с учетом пола родившихся детей, планировки квартир предусматривали не только социальный минимум. Более половины сдававшегося жилья составляли трехкомнатные квартиры, а в торцевых секциях была оставлена возможность создания улучшенных планировок. В связи с этим предусматривалась техническая возможность выполнять торцевые секции длиной до 10,58 м, вместо предусмотренных для рядовых секций 6 м.

Провозглашенный социальный принцип «семья – ячейка общества», имел не только социальные, демографические и морально-этические аспекты, но и зримые улучшения санитарно-гигиенической обстановки, оздоровление населения в целом.

Регулирование вопросов раздела отдельного жилья, его дальнейшего перераспределения в случае смерти ответственных квартиросъемщиков – нашли отражения в новых статьях семейного законодательства.

Экономическая страта. Экономический аспект пронизывал все этапы индустриального перевооружения отрасли. Наряду с надежностью сооружения и уровнем производительности, экономическая составляющая общего системного подхода стала превалирующим критерием в выборе вариантов.

Социальная составляющая требовала жесткого баланса между решением жилищной проблемы в краткие сроки как можно большего числа граждан в условиях режима жесткойэкономии.

С этого момента режим экономии становится системным подходом, который вносит любая экономическая составляющая стратегической задачи в исследования, разработку и обоснование мероприятий, обеспечивающих реализацию требований закона экономики времени во всех сферах жизнедеятельности общества, его отдельных подсистем и элементов. В практике страте­гического планирования в приложении к вводу серийного жилья этот методологический подход использовался для эффективной замены одних ресурсов другими, устаревших технологий более прогрессивными и производительными.Режиму экономии соответствовало сокращение затрат, при котором обеспечивалось их снижение на единицу полезного эффекта (удельные затраты). Основные направления использования этого методологического подхода стали базисными направлениями индустриального перевооружения строительной отрасти:

  • снижение затрат основного и оборотного капитала,

  • экономия живого труда,

  • экономия естественных ресурсов.

Кроме того, этот подход в условиях плановой экономики позволил создать в строительной отрасли сквозную систему учета и отчетности, управленческого планирования и контроля. Говоря современным языком, возникла система оперативного и стратегического контроллинга.

Поскольку в условиях плановой экономики как финансовые средства, так и все материально технические ресурсы контролировались государством, а на строительстве массовых серий широко использовался как добровольный безвозмездный труд, так и низкооплачиваемый труд социально ущемленных категорий граждан (заключенных, служащих Вооруженных Сил и др.), финансовые средства при режиме экономии не являлись финансовым инструментом.

Его роль полностью взял на себя лимит подрядных работ. Выделенный на строительство лимит являлся основой государственного регулирования финансовых потоков. Именно в его пределах составлялись ресурсные сметы, выделялись машины и механизмы, фонды оплаты труда. Однако план по лимиту считался выполненным только в случае подписания актов Стройбанком, имевшим в своем штате профессиональных ревизоров, строительных сметчиков. В случае необоснованного перерасхода сметной стоимости строительства, на нарушителей налагалась административная и уголовная ответственность.

Как и современная система контроллинга, лимит подрядных работ позволял:

формировать систему планирования, вплоть до плановой программы развития каждого предприятия отрасли, определять его цели;

— производить координацию и руководство работами по планированию и составлению бюджета; объединять частные целей и отдельные планы в едином плане предприятия;

регламентировать составление отчетности;

удовлетворять потребности руководства предприятия в информации и необходимой отчетности;

Квартальные и годовые сводки по титульным спискам освоения лимитов подрядных работ предоставляли оперативную систематическую информацию об отклонениях фактических показателей от плановых прежде всего по расходам, и накоплениям.

Работа с лимитами давала руководству предприятия систему корректирующих мер при превышении расходов по установленным планом позициям, давала возможность адекватного анализа причин допущенных отклонений, своевременно подготовить альтернативные решения и рекомендации по устранению сложившихся трудностей.

Лимиты подрядных работ являлись корректным критерием оценки в расчетах эффективности новых проектов серийного жилья. Своевременное и качественное освоение производственных лимитов предполагало последующее выделение лимитов на поступательное обновление и развитие производственной базы предприятий.

Экологическая страта. Поскольку эффективность организации работ предусматривала одновременную застройку микрорайонов, кварталов, т.е. протяженных строительных площадок с общей инженерной инфраструктурой, экологическая составляющая учитывалась, в основном, в виде так называемой градостроительнойсоставляющей (доминанты). Она представляла собой разработку модели микрорайона с созданием бытовой инфраструктуры, учетом факторов размещения, описанием функционирования планируемой системы. Градостроительные решения включали в себя следующие собственно экологические разделы:

  • защита воздушной среды;

  • защита подземных вод;

  • защита водоохранных зон.

Первый раздел давал расчет общего загрязнения воздушного бассейна при возведении жилого микрорайона с полной инфраструктурой. После предварительных расчетов было принято решение отказаться при возведении серийного жилья от квартальных и домовых котельных и перейти на централизованное теплоснабжение.

Защита подземных вод осуществлялась путем централизованной очистки стоков в коллекторах, устройстве ливневых и бытовых канализаций. На государственном уровне были приняты запреты на строительство в красной черте рек и водоемов, такого рода водоохранные земли были отнесены к землям общего пользования. В связи с повышением роли инженерно-геологических изысканий, вся территория бывшего СССР разбивается на действие геологических партий, собирающих и систематизирующих сведения и данные всех изыскательских работ в регионе.

На основе предложений министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик Госплан СССР разрабатывает и утверждает пятилетние (с распределением заданий по годам) и годовые планы проектно-изыскательских работ под планируемую застройку.

Проекты пятилетних планов проектно-изыскательских работ разрабатывались в соответствии с основными направлениями экономического и социального развития СССР на15-летний период, а также схемами развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности и схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам с учетом комплексной программы застройки. Впервые в проектах генеральной планировки жестко выделяются селитебная и производственная зоны.


Рассматриваемая государственная задача решения жилищной проблемы (глобальнаяпроблема), основным механизмом которой являлось внедрение жилья массовых серий, могла быть решена в русле общегосударственной стратегии в виде определенной последовательности подцелей так, что достижение полной (глобальной) цели было равноценно последовательному достижению совокупности подцелей.

Важной составной частью методологии стратегического плани­рования является выбранная форма координирующих воздействий и системных откликов (или выходных параметров). Выбранная методика формализации нормативных показателей по сути являлась отражением совокупности методов целевого планирования, приемов разработки планов, обоснования и анализа прогнозов, стратегических программ и производственных планов всех уровней и временных горизонтов.

Очевидно, что концентрация промежуточных целей соответствует концентрации слоев системы. То есть иерархия целей стала основой проектирования многоуровневой системы. При этом существовал ряд объективных различий между иерархией целей и иерархией элементов, принимающих решения, обусловленных особенностями государственного уклада СССР. В этой связи система нормативных показателей, наряду с облегчением оперативного управления, анализа и прогнозирования, должны были выполнять и функции контроля.

Показатели оперативного управления в связи общими задачами контроля разбивались по группам:

  • показатели планирования;

  • показатели координирующих воздействий;

  • сводные показатели отчетности (откликов);

  • информационные показатели.

С целью учета и рационального распределения материально-технических и трудовых ресурсов показатели оперативного управления подразделялись на конечные ипромежуточные.

За конечные показатели на микроуровне принимались сданные квадратные метры жилья, число квартир, данные по инфраструктуре (садики, школы, поликлиники и т.п.). На макроуровне конечными показателями являлись введенные мощности индустриального сектора строительной отрасли, показатели освоения новой техники и т.п.

В свою очередь, промежуточными показателями приводились данные, характеризовавшие рост сырьевой базы, необходимой для изготовления конечной продукции — строительных конструкций и изделий. Для строительства такими промежуточными показателями всегда являлись показатели производства цемента, кирпича, сборных железобетонных элементов.

По содержанию и форме первичной обработки аналитических данных показатели имелинатуральные и стоимостные выражения.

Натуральные форма показателя характеризовала, прежде всего, вещественную сторону производства. Она позволяла установить прямое соответствие между объемом производства продукции в ее конкретно-вещественной форме и объемом потребностей в этой продукции.Натуральные показатели измерялись в квадратных метрах жилья и метрах кубических сданного объема строительной продукции. Естественно, что никакой первичной обработки такого рода показатели в себе не несли и отражали лишь частные связи и пропорции в государственной экономике, что затрудняло оперативное управление отраслью.

Для расширения сферы их использования была разработана условно-натуральнаяформа показателей. Их устанавливали путем приведения натурального выражения сданного объема жилья к единому измерителю при помощи переводных коэффициентов. Поскольку решение жилищной проблемы несло являлось отражением социального аспекта внутренней политики, основой для установки условно-натуральных показателей выбиралось решающее потребительское свойство строительной продукции – число квартир для посемейного заселения, отношение общей площади квартиры к жилой, что отражало изменения комфортности планировки.

Основным условно-натуральным показателем развития строительной отрасли со времен первых пятилеток оставалась производительность труда. Этот показатель не отвечал индустриальному этапу развития отрасли, не позволял контролировать эффективность освоения выделенных средств, затруднял распространение лимитирования подрядных работ в качестве основного показателя оперативного планирования.

С переходом к выпуску серийного жилья оперативное планирование и отслеживание откликов отслеживаются по такому условно-натуральным показателю, как чистая(нормативная) продукция, или по другому показателю, более точно отражающему изменения в затрате труда, а фонда заработной платы — по нормативу на рубль продукции, т.е. по показателю, применяемому для планирования собственно производительности труда. Окончательно переход к этим показателям был завершен Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979г. № 695 «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» (СИ СССР, 1979 г., № 18, ст. 118), в котором «с целью более правильного планирования производительности труда в строительстве» Госстрой СССР с участием строительных министерств обязали осуществить мероприятия по подготовке сметно-нормативной базы для перехода к планированию производительности труда в строительно-монтажных организациях по чистой продукции.

В качестве развития этого показателя предпринималась попытка внедрения в качестве основного условно-натурального показателя – показатель нормативной чистой продукции, представлявшего собой вновь созданную на предприятии стоимость, состоящую из заработной платы всех категорий работников (основной и дополнительной), отчисления на социальное страхование и прибыль. Этот показатель носил вполне рыночный характер, поэтому не мог органично вписаться в плановую экономику.

Имея в виду особый характер строительного производства и действующие для определения сметной стоимости строительства — усредненные нормативы (являвшиеся основой лимитирования), выделить в сметной документации нормативную чистую продукциюв ее «чистом» виде не представлялось возможным.

Поэтому для обеспечения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. № 695, Госстрой СССР счел возможным вместо норматива чистой продукции выделять в сметах нормативную условно-чистую продукцию (НУЧП).

Был установлен состав затрат, относимых к нормативной условно-чистой продукции, в сметной стоимости строительства:

  • основная заработная плата рабочих и затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов, выделяемые из прямых затрат, определяемых по единичным расценкам на строительные конструкции в работы, по расценкам на монтаж оборудования, укрупненным сметным нормам (УСН), прейскурантам на строительство сооружений;

  • часть накладных расходов, начисляемых о процентах от прямых затрат или от основной заработной платы;

  • часть норматива плановых накоплений;

  • часть дополнительных затрат, связанных с производством строительных и монтажных работ в зимнее время;

  • часть затрат на временные здания и сооружения, определяемых в процентах от сметной стоимости строительно-монтажных работ;

  • часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, относящиеся на стоимость нормативов условно-чистой продукции

В сущности, показатель производительности труда относится к числу экономическихпоказателей. Наряду с ним, в ходе оперативного управления и контроля отслеживались и другие показатели экономического характера:

  • уровень издержек производства и обращения;

  • рентабельность;

  • фондоотдача и др.

Эти показатели носили в плановой экономике жесткий регламентирующий характер, резко ограничивающий принятие оперативных решений и хозяйственную самостоятельность крупных строительных подразделений, на деле являвшихся сложными системами. Введение показателя нормативной условно-чистой продукции (НУЧП) явилось попыткой создания основ хозяйственной самостоятельности субъектов организационной системы.

В плановой экономике ничуть не меньше, чем в рыночном хозяйстве, была велика рольстоимостных показателей, поскольку снабжение и выделение всех ресурсов, включая, трудовые, на всех уровнях строительства жилья осуществляется в стоимостном выражении от сметной стоимости. В стоимостном виде выражались совокупные результаты воспроизводственного процесса на макроуровне: производство валового внутреннего продукта, валового национального продукта, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, объем сданной продукции, амортизация основных средств и т.д.

Стоимостные показатели позволяли обеспечить взаимную увязку всех разделов прогнозов, стратегических программ и планов, определить направления в развитии различных отраслей, регионов, темпов их роста, структуру государственной экономики, важнейшие взаимосвязи и пропорции в ней, темпы экономического роста. С помощьюстоимостных показателей не только составлялись балансы и отчеты, но и задавались плановые показатели от достигнутых результатов.

На микроуровне стоимостные показатели с первых пятилеток позволяли увязать задания по производству продукции с заданиями по снижению издержек производства и обращения, росту производительности труда, повышению рентабельности и т.д.

Стоимостные и натуральные показатели в оперативном управлении выступали в форме количественных и качественных. Количественные показатели характеризовали прямые непосредственные результаты строительного производства. Кроме того, они принимались объемными и сетевыми. Объемные показатели отражали размеры производства продукции, задания по всему объему капитальных работ. Сетевые показатели выражали задания по развитию различных отраслей социальной инфраструктуры.

Как правило, качественные показатели характеризовали потребительную стоимость продукции (ее полезность), условия развития как общественного, так и индивидуального (уровень хозяйственных субъектов) производства, степени их эффективности, т.е. издержки производства, динамику его роста, технический уровень, степень использования материальных ресурсов и т.д. Качественные показатели являлись основой всего планирования и проектирования, задавая, моделируя результат производственной деятельности.

К качественным показателям относится рассмотренная выше группа экономическихпоказателей. Однако качественные показатели использовались не только в производственном процессе, проектирование жилья и жилой застройки на первоначальной стадии эскизного проектирования начиналось с раздела другого вида качественныхпоказателей — техни­ко-экономических показателей.

Технико-экономические показатели охватывали практически все технико-экономические нормы и измерители. Они отражали эффективность использования основных и оборотных фондов и являлись важнейшими синтетическими показателями, отражающими в обобщенном виде качество работы не только проектных, строительных организаций, но и строительной отрасли в целом.

В утвержденных технико-экономических обоснованиях (ТЭО) или технико-экономических расчетах (ТЭР) строительства при проектировании предприятий, зданий и сооружений произ­водственного назначения учитывались решения, принятые в схемах и проектах районной планировки, в генеральных планах застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов, проектах промышленных и селитебных зон городов, в схемах генеральных планов промыш­ленных узлов.

Проектирование объектов жилищно-гражданского назначения осуществлялось в соответствии с утвержденными генеральными планами городов, поселков и сельских населенных пунктов. В проекте должны обеспечиваться основные технико-экономические показатели генеральных планов. При этом законодательно не допускалось включение в план капитального строительства предприятий, зданий и сооружений устаревших серий.Поэтому при проектировании предприятий, зданий и сооружений проектные организации должны обеспечивать патентоспособность и па­тентную чистоту технических решений в соответствии с ГОСТ 15.01—82* и ГОСТ 15.012—84.

Выбор площадки (трассы) для строительства предприятий, зданий и сооружений производился при разработке ТЭО, а также при составлении ТЭР, если необходимо было учесть специфические условия внешней среды (гидрогеологические, сейсмические и др.). В случаях, когда при составлении ТЭР выбор площадки для строительства не производился, эту работа выполнялась при разработке проекта (рабочего проекта) в порядке, изложенном в рекомендациях, приведенных в прил. 1 к Инструкции СНиП 1.02.01—85.

Задание на проектирование предприятий зданий и сооружений составлялся заказчиком проекта с непосредственным участием генеральной проектной организацией на основании утвержден­ного ТЭО (ТЭР).

Состав задания на проектирование полностью основывался на ТЭР, приведенных в прил. 2 и 3 к Инструкции СНиП 1.02.01—85.

Показатели прогнозов. Для взаимной увязки всех разделов прогнозирования жилищного строительства использовались уже описанные выше показатели, рассматривавшиеся как в абсолютном, так и в относительном выражении.

Абсолютные показатели выражали количественную характеристику измеряемого процесса или явления. К примеру, плановый ввод строительных мощностей имел всегда абсолютное выражение. Относительные показатели — характеризовали прогнозируемые явления на основе одного базового показателя, которым, как правило, выступалпоказатель фондоотдачи. В относительном выражении прогнозировалось возрастание выпуска строительных конструкций, базовым показателем в этом случае выступали вложенные средства на единицу строительной продукции. Таким образом, с помощьюотносительных показателей планировались темпы роста и прироста на длительный промежуток времени, обосновывалось укрупненное представление о динамике развития отрасли. Наиболее корректно относительные показатели позволяли прогнозировать изменение структуры и объема выпускаемой строительной продукции в случае технического перевооружения производства.

Показатели но техническому перевооружению действующих предприятий составлялись на основании:

  • результатов анализа уровня действую­щего производства, участков производства, требующих технического перевооружения;

  • характеристики намечаемого комплекса мероприятий, его экономического обоснования и очередности проведения работ;

  • обоснования потребности в машинах, оборудовании и других материально-технических ресурсах для технического перевооружения;

  • оценки изменения технико-экономических показателей производства в результате его технического перевооружения;

  • результатов анализа эффективности капитальных вложений.

Выполнение плана технического перевооружения оценивалось объему капитальных затрат на осуществление мероприятия; приросту производственных мощностей; улучшению коэффициента использования производственных мощностей технически перевооруженного (перевооружаемого) объекта; росту производительности труда; сокращению рабочих мест; уменьшению численности рабочих, занятых ручным трудом; экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов; экономии от снижения себестоимости продукции; приросту прибыли.

Таким образом, прогноз составлялся с учетом основных составляющих общей государственной стратегии: учитывалась как научно-техническая, так и социальная, экономическая и экологическая страты прогнозирования.

Стратегические показатели. Среди показателей стратегических программ и планов и сегодня различа­ют утверждаемые, расчетные и информационные (справочные) показатели. Следует лишь отметить, что роль утверждаемых показателей нынче сведена к минимуму, хотя еще недавно, в условиях плановой экономики это был практически основной вид показателей, регулирующих выпуск строительной продукции. Вообще удельный вес именно этой группы показателей был чрезвычайно высок внутри строительной отрасли.

Утверждаемые показатели были обязательными для исполнения, практически все они имели адресный характер. По бытовавшему ранее выражению, они «спускались сверху». С помощью их каждое предприятие, производившее продукцию строительного профиля, получало плановую разнарядку («спустили план»), государственный заказ на отгрузку данного вида продукции с точными координатами получателя. Строительно-монтажные управления, тресты и главки получали лимиты подрядных работ с утвержденными титульными списками, включавшими в себя наименование объектов.

Кроме того, эти показатели на макроуровне включали в себя данные по всем уровням государственного бюджета, бюджетов Союзных республик, субъектов Российской Федерации. В качестве отраслевых заданий утверждаемыми показателями задавался рост объема строительной продукции от достигнутых результатов, качественная структура наименований строительной продукции по назначению, уровень издержек производства, отраслевая производительность труда и т.д.

Основным плановым документом, являвшимся основанием для утверждаемыхпоказателей,был Титульный список на строительство, в котором конкретизировались и доводились непосредственно до исполнителей задания, предусмотренные в планах капитального строительства.

В составе пятилетних планов капитального строительства разрабатывались перечни вновь начинаемых строек, являющихся основой для разработки планов проектно-изыскательских работ для строительства будущих лет, планов развития мощностей строительно-монтажных организаций и баз строительной индустрии, а также для определения потребности в основных видах технологического и энергетического оборудования.

При разработке перечней и титульных списков обеспечивалась увязка сроков ввода в действие производственных мощностей смежных производств, с тем, чтобы исключить образование диспропорций. В этих документах должны были увязаны сроки ввода производственных мощностей со сроками ввода в действие объектов социально-бытового назначения и в первую очередь жилых домов.

Каждый титульный список включал в себя три группы показателей.

Первая группа:

  • прирост товарной (чистой) продукции в процентах к ее объему в базисном году;

  • капитальные вложения в расчете на 1 руб. прироста товарной (чистой) продукции;

  • срок окупаемости капитальных вложений; удельный вес прироста

  • производительности труда и общем приросте производительности труда;

  • прирост фондоотдачи;

  • прирост удельного веса продукции высшей категории качества;

  • сокращение рабочих мест (в процентах от базисного года);

Вторая группа:

  • прирост объемов производства (в номенклатуре);

  • прирост производственных мощностей;

  • уменьшение численности работающих;

  • экономия материальных ресурсов;

  • экономия топливно-энергетических ресурсов.

Третья группа:

  • улучшение условий труда и техники безопасности;

  • уменьшение численности рабочих, занятых ручным трудом;

  • сокращение численности рабочих, занятых на горячих, вредных и особо вредных работах;

  • уменьшение численности рабочих, занятых тяжелым физическим трудом;

  • сокращение вредных выбросов (в атмосферу, водоемы, хранилища).

Относясь по своей классификации к расчетным показателям, все три группы показателей титульного списка являлись основанием планирования утверждаемыхпоказателей. Эта группа показателей получила наибольшее качественное изменение в период внедрения массовых серий, она несла в себе специфическое содержание, отражающее общую специфику строительного производства. Основным расчетнымпоказателем строительной отрасли относились: лимит капитальных вложений и рассчитываемый на его основе лимит строительно-монтажных работ.

На основе указанных перечней строек, лимитов капитальных вложений и лимитов строительно-монтажных работ, проектов и смет, с учетом норм продолжительности строительства разрабатывались титульные списки строек на весь период строительства с разбивкой заданий по годам. В титульных списках строек устанавливались задания по вводу в действие производственных мощностей, объектов, основных фондов, а также капитальные вложения и строительно-монтажные работы (с указанием конкретных исполнителей).

Роль оповещения и создания определенного целевого настроя в обществе выполнялиинформационные (справочные) показатели — это различного рода аналитические показатели типа: «в расчете на душу населения», «на 100000 населения», «доля» и т.д. Они позволяли доходчиво сравнивать уровни развития отдельных субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, регионов), так и различных отраслей производства.