Видео дня

Ближайшие вебинары
Свежие комментарии
Архивы

Flag Counter

Рецензия на роман И.А.Дедюховой «Позови меня трижды»

«Позови меня трижды» – второй из романов И.А.Дедюховой, над которым она работала с 1998 по 2003 г. Чувствуется, что в эту работу вложено много труда и душевных сил, и, видимо, поэтому при чтении чувствуется какой-то поток энергии, беззвучный гул высокого напряжения, к которому ты подключаешься, открывая книгу. Книга захватывающая, она не отпускает тебя, ты погружаешься в созданный автором мир, который с каждой страницей становится все более реальным.

И.А. Дедюхова – один из тех писателей, которые могут без особых словесных изысков и красивых многословных описаний вызывать к жизни живые образы, и ты просто видишь этих людей, этот город, эти улицы, возникает «картинка», ты начинаешь и сам жить там, вместе с героями.

Как и во многих других произведениях Дедюховой, в романе «Позови меня трижды» – в высшей степени реалистичном – присутствует и волшебство. Так Макаровна, соседка, присматривавшая с трехмесячного возраста за главной героиней романа Катей, старуха, подрабатывающая гаданием на картах и объясняющая Кате смысл гадальных раскладов, оказывается ведьмой. От нее Кате достается пузырек с волшебным маслом. Таким, что если им помазать лоб и глянуть в стеклянный шарик на пробке пузырька, то можно увидеть будущее. Которое затем неотвратимо случается в реальной жизни.

Интересна структура романа. Он построен в виде пасьянса или карточного гадания. Названия трех его частей – это словесные формулы при гадании на картах – «Что было», «Что будет», «Чем сердце успокоится». Большинство глав – это названия карт, которые последовательно выпадают в раскладываемом пасьянсе, поэтому, подозреваю, что знающему человеку символический смысл происходящих событий будет понятен прямо из оглавления.

Жизнь и судьба героев проходит перед читателем с их детства в шестидесятых годах, через юность и во взрослую жизнь на фоне всех изменений, происходящих в стране, включая криминальную революцию девяностых и жизнь после нее. Дух времени передан в романе каким-то незаметным способом. Все вокруг постепенно меняется: меняется быт, меняются настроения, меняется сама атмосфера, и это ощущаешь, переходя с героями из одной эпохи в другую.

Главная героиня романа – Катя, дочь родителей, перебравшихся в город из деревни, всю жизнь проработавших на заводе и выбившихся в небольшое заводское начальство. Вокруг живут люди попроще. Такая коммуна – все друг про друга знают, дети вместе бегают во дворе с ключами на резинках на шее. Картина, до боли знакомая людям средне-старшего поколения. Сейчас этого нет.

С детского возраста Катя смотрит на Валеру — Валета, соседского мальчишку старше ее на шесть лет, а на нее смотрит еще один мальчишка, Саша Терехов — Терех. Сквозь всю жизнь Катя несет свою поначалу детскую любовь, финал которой окажется трагичным. Эта линия проходит через весь роман, и читателя захватывает то, что все здесь описано с предельной степенью откровенности – и притом женщиной. Кто-то сказал, что настоящий писатель обязан прилюдно сдирать с себя шкуру, рассказывать все по-честному. Вот здесь мы имеем этот самый случай. Мы видим, как это все бывает – изнутри, женскими глазами.

Во взрослой жизни пути Кати, Валета и Тереха расходятся, Катя, так и не дождавшись, что Валет позовет ее, решает «сменить свою масть», то есть прожить чужую жизнь, она решает «быть как все». Она выходит замуж, рожает ребенка, работает в проектном строительном институте. Но счастья нет. Муж пошел по комсомольской линии, изменяет ей, они друг другу давно неинтересны. Он тоже не позвал ее. Этот Катин муж Володя Карташов, будущий Карташ, «бизнесмен», идущий по трупам своих конкурентов – настоящий герой нашего времени. Он четко сделал свой выбор, случайно заглянув через хрустальный шарик в будущее из своего комсомольского настоящего. Выбор простой, и, как нам всем пытались вдолбить все последние 25 лет, «естественный» — хапать, властвовать, давить. Душу, в общем, продал, как говорили раньше.

И вот наступили новые времена. В книге точно передана та атмосфера. Все начиналось как-то незаметно, и в то же время произошло очень быстро. Искушение возможностью пожить за счет других, поломанные жизни, голодное выживание. Судьбы героев вновь сходятся в одной точке. Валет и Терех работают в одной фирме – торгуют алкоголем и ширпотребом. Дела идут в гору, но подспудно нарастает тревога – что-то идет не так после того, как на фирме появляется еще один друг детства со старого двора — Кузька. Валет находит Катю и живет с ней, он приглашает ее поработать бухгалтером. С этого момента роман приобретает черты остросюжетного детектива. Предательство, убийства, пытки, фейерверк событий. И вот теперь Катя должна сделать свой выбор. У нее появляется реальная возможность отомстить всем, а самой стать холодной властной всемогущей сукой, наподобие любовницы мужа, Ларисы. Катя находится в одном шаге от этого ужаса, но все-таки удерживается от него и сохраняет свою живую душу. Так что конец романа можно назвать счастливым. Страшная страница перевернута, и начинается новая жизнь.

Это одна из лучших книг, которые я прочитал в своей жизни.

—————————————

Эта рецензия является откликом на призыв замкнуть эстетическую триаду «автор-образ-читатель.

Напомню, что читательские рецензии нужны для предстоящего издания произведений И.А.Дедюховой.

Отклики в печатном виде  с пометкой «Отзыв на  (вставить нужное) Дедюховой И.А.». необходимо отправить почтой (заказным письмом) до 1 октября 2011 года по адресу:

ООО «Библиотечный коллектор «Книжный центр»
191104 Санкт – Петербург Литейный проспект дом 53

Шакировой И.Г.

b23b6681436ae80362bbd96

5 комментариев на “Рецензия на роман И.А.Дедюховой «Позови меня трижды»”

Оставить комментарий