Видео дня

Ближайшие вебинары
Свежие комментарии
Архивы

Flag Counter

ЖЗЛ: Чаплин — миссия невыполнима. Часть I

Есть у нас такой церковный деятель, осуществлявший долгое время связь Высших Сфер с общественностью… Отметившийся недавно замечанием, что при ракетном ударе по Москве и Питеру остальная Россия лишь перекрестится с нескрываемым облегчением. Ну, он-то, конечно, выразился цветистее… как-то даже убедительнее… хотя все несколько опешили.

Ну, вы, конечно, по стилю и средствам выражения поняли, что речь-то пойдет о выдающемся шоумене на религиозной почве Всеволоде Чаплине. Такой уж он у нас всеобщий забавник, что не раз шокировал общественность острым словцом по народной пословице "как черт в лужу дунет".

Нельзя сказать, что жизнь этого выдающегося современника нас совсем уж не трогала. Всеволоду Чаплину посвящались статьи в "Ежедневном Пророке" и в блоге "Огурцова на линии":

Но потом мы как-то старались не фокусировать внимание на этой спорной и противоречивой фигуре нашего, так сказать, бомонда… хотя, после недавнего заявления патриарха Кирилла о том, что вся эта организация, оказывается, тоже решила побороться с экстремизмом… следует внимательнее отнестись и к нашему герою.

30 апр, 2018 г. Патриарх Кирилл назвал значительной роль религии в борьбе с экстремизмом

ТИРАНА, 29 апр — РИА Новости. Только религии обладают достаточной аргументацией, способной разрушить идеологическую основу радикализма и экстремизма, заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл в воскресенье в интервью албанским СМИ.

"Я думаю, что роль религии в борьбе с радикализмом очень значительная. Я не вижу никакой другой аргументации, кроме религиозной, которая была бы способна разоружить идеологическую основу радикализма и терроризма", — сказал он.

"Если радикалы апеллируют к религиозным истинам и используют религиозные идеи для того, чтобы мотивировать свои экстремистские поступки, то только сама религия может все это опровергнуть. Только религиозные организации могут обратиться к своим верующим, чтобы помочь понять им ложность той самой проповеди, которую осуществляют экстремисты, и опасность ее для и духовного состояния людей, и для их физического существования", — пояснил предстоятель Русской церкви.

При этом сами экстремисты, по словам патриарха, "нередко вдохновляются ложным толкованием религиозных доктрин или оправдывают свой радикализм стремлением угодить Богу". Источник

Поскольку неоднократно по тем же самым признакам пресловутого "экстремизма" общественность требовала призвать к ответу по ст. 282 УК РФ Всеволода Чаплина… получается, что он провокатором выступал в борьбе патриарха Кирилла. 

Бороться за торжество Заповедей Господних они, конечно, даже не пытались, считая это дело совершенно не прибыльным и безнадежным. С кем поведешься, как говорится.

Все́волод Анато́льевич Ча́плин (31 марта[1] 1968 годаМосква) — священник Русской Православной Церквипротоиерей; c 31 марта 2009 года по 24 декабря 2015 года Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, член Общественной палаты Российской Федерации с 24 сентября 2009 года[2] по 17 июня 2017 года[3]Настоятель московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот[4]. Член общественной палаты Союзного Государства России и Беларуси[5] с июля 2017 года.

Родился в семье профессора-агностика[6] Анатолия Фёдоровича Чаплина. Приемный дед по линии матери – Всеволод Вениаминович Костин, внук К.Э.Циолковского. Обучался в средней школе № 836 в московском районе Гольяново. По собственным словам Чаплина, он вырос «в безрелигиозной семье» и к вере пришел сам, когда ему было тринадцать лет. Чаплин рассказывал, что почти не учил физику, химию и математику в старших классах школы, зная, что эти предметы в жизни ему не пригодятся, а «удовлетворительно» ему все равно поставят[7].

После окончания школы в 1985 году был зачислен в штат сотрудников Издательского отдела Московского Патриархата в отделе экспедиции; по рекомендации председателя Отдела митрополита Питирима (Нечаева) поступил в Московскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1990 году.

С октября 1990 года по март 2009 года в штате Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (под началом митрополита Кирилла (Гундяева)) как рядовой сотрудник (1990—1991), затем зав. сектором общественных связей (1991—1997), секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества(1997—2001) и заместитель председателя (2001—2009)[8].

В свободное от работы время проходил обучение в Московской духовной академии, ещё до окончания которой (1994) был рукоположен сначала в сан диакона (21 апреля 1991), а затем и священника (7 января 1992). Кандидат богословия[9]. Защитил кандидатскую диссертацию «Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли».

С 4 марта 1996 года[10] по 14 мая 1997 года[11] — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

21 августа 1997 года в связи с проведённой структурной реорганизацией ОВЦС митрополитом Кириллом (Гундяевым) назначен главой новообразованного Секретариата ОВЦС по взаимоотношениям Церкви и общества[12].

В 1999 году возведён в сан протоиерея.

В 1990-х и 2000-х годах был членом ЦК Всемирного совета церквей и Конференции европейских церквей, комиссии ВСЦ по международным делам, сомодератором комиссии «Церковь и общество» КЕЦ. Являлся членом экспертного совета при Комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, Консультативного совета ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений[13].

16 июля 2005 года решением Священного Синода включён в синодальную рабочую группу по разработке «концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений»[14]. Исполнял функции ее секретаря. Итогом работы группы стали «основы социальной концепции Русской Православной Церкви", принятые в 2000 году.

10 декабря 2008 года решением Священного Синода включён в состав Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви, прошедшего 27 по 28 января 2009 года[15].

С 31 марта 2009 года — председатель новообразованного Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества[8][16].

С 28 мая 2009 года[17] по 15 января 2016 года[18] — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

С 4 января 2010 года — член Российского организационного комитета «Победа»[19].

С 26 июля 2010 года по 10 марта 2016 года — член Патриаршего совета по культуре[20].

24 декабря 2015 года решением Священного Синода освобождён от должности председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и члена Межрелигиозного совета России[21].

Был[22] членом бюро президиума, затем заместителем главы[23] Всемирного русского народного собора.

Вёл программы «Земля и люди» (телеканал «Мир», совместно с Андреем Быстрицким)[24], «Вечность и время» (телеканал «Спас»)[25], «Комментарий недели» (телеканал «Союз»)[26], на радио «Русская служба новостей», затем Радио Комсомольская правда передачу «Время доверия»[27]. Постоянно публиковался в газете «Русь Державная»[28].

16 апреля 2016 года исключён из состава Межсоборного присутствия[29].

Не женат[30]. Детей нет.

Награды

Государственные

Церковные

Прочие

  • Медаль «За укрепление мира и согласия между народами» (Федерации мира и согласия, 2007 год) — за активное участие в миротворческой, благотворительной деятельности, укрепление мира и взаимопонимания, сотрудничества между народами, за укрепление связей и плодотворное взаимодействие между региональными епархиальными и светскими общественными организациями[52];
  • Орден Российского императорского дома святой Анны II степени[53].

Является автором нескольких фантастических произведений, опубликованных под псевдонимом Арон Шемайер[56][57]. В 1998 году написал повесть «Первая схватка»[56]. Рассказ «Машо и медведи» вышел в 2014 году в сборнике «Семьи.net»[56][58][59]. На конвенте писателей-фантастов «Басткон» 2015 года этот рассказ получил премию «Бесобой» за «достижения в мистической (сакральной) фантастике»[56][57] (вручается по решению малой коллегии ЛФГ «Бастион»)[60]

Вики

А еще, конечно, следует увековечить биографию Всеволода Чаплина, так сказать, в картинках.

Всеволод Чаплин: биография

Всеволод Анатольевич Чаплин – протоиерей РПЦ, бывший Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, бывший член Общественной палаты Российской Федерации. С начала 2016 года назначен настоятелем храма прп. Феодора Студита у Никитских ворот г. Москвы.

Детство и юность

Всеволод родился 31 марта 1968 года в Москве в семье ученого в области теории и техники антенн, профессора Анатолия Федоровича Чаплина. Родители будущего священника не участвовали в жизни православной церкви, и мальчик пришел к вере самостоятельно в 13 лет. В школе Сева учился без особого рвения, получая низкие оценки по физике, химии и математике.

В 1985 году после окончания учебного заведения поступил на службу в Издательский отдел Московского Патриархата, после чего получил рекомендации от митрополита Питирима (Нечаева) для учебы в Московской Духовной Семинарии. В 1990 году Всеволод Чаплин стал студентом Московской Духовной Академии, которую окончил в 1994 году в звании кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли».

Монашество

С 1990 года Всеволод становится рядовым сотрудником штата Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. В 1991 году Всеволода Анатольевича рукополагают в диакона и повышают в должности до заведующего сектором общественных связей, где Чаплин трудился в течение 6 лет. В 1992 году на Рождество Всеволод становится иереем православной церкви. В это же время Чаплин входит в ЦК Всемирного совета церквей и Конференции европейских церквей.

В 1996 году отца Всеволода приглашают на общественный пост в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и экспертную группу ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений. Через год Чаплин получает должность секретаря ОВЦС МП в связи с проводимой митрополитом Кириллом (Гундяевым) структурной реорганизацией.

Всеволод Чаплин и патриарх Кирилл
Всеволод Чаплин и патриарх Кирилл

В 1999 году отца Всеволода рукополагают в протоиереи. В 2001 году священник становится заместителем председателя ОВЦС МП. С 2005 года входит в группу экспертов Священного Синода по разработке «концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений». В конце 2008 года становится членом Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви, который состоялся в конце января 2009 года.

В марте этого же года получает должность председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества, с мая начинает работу в Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. С 2010 года работал в составе Патриаршего совета по культуре.

Блог и скандалы

Всеволод Чаплин регулярно выступает на телевидении и на радио. На телеканале «Союз» священник ведет программу «Комментарий недели», на радио «Русская служба новостей» – «Час доверия», на радиостанциях «Радонеж» и «Голос России» – передачу «О главном». В 2003 году в прессе были опубликовано интервью, в котором протоиерей выступал в защиту верующих, разгромивших выставку «Осторожно, религия», прошедшую в музее им. Сахарова. На экспозиции были представлены картины, инсталляции и фото, оскорбляющие чувства верующих.

Протоиерей Всеволод Чаплин
Протоиерей Всеволод Чаплин

Консервативность отца Всеволода проявилась в призывах к москвичам игнорировать выступление американской певицы Мадонны, которое проходило в Москве в 2006 году, так как в шоу использовалась христианская символика в кощунственных сценах.

В 2010 году Всеволод Чаплин призывал ввести в программу общеобразовательной школы предмет «Основы православной культуры» и заменить им «Основы религиозных культур и светской этики». Общественность встретила призыв клирика РПЦ негативно. В этом же году протоиерей высказался по поводу внешнего вида российских женщин, который часто вызывает сексуальную агрессию у мужчин. Чаплин предложил выработать общероссийский дресс-код, но дальше петиции дело не пошло.

Группа Pussy Riot в храме Христа Спасителя
Группа Pussy Riot в храме Христа Спасителя

В 2012 году после скандала, произошедшего в храме Христа Спасителя с участием женской группы Pussy Riot, отец Всеволод призвал общество дать правильную правовую оценку хамскому поведению феминисток. В этом же году от Чаплина поступило предложение о создании христианской политической партии, которая сможет полноценно участвовать в политической жизни страны.

Священник РПЦ также выступает против эволюционной теории Дарвина, называя ее гипотезой, против эвтаназии, абортов и гомосексуальных браков.

Всеволод Чаплин в церкви
Всеволод Чаплин в церкви

К 2015 году отношения протоиерея и Патриарха Кирилла начали ухудшаться. Всеволод Чаплин вступил в полемику с руководителем церкви по поводу проводимого диалога с властью. Свои высказывания протоиерей озвучивал на официальном сайте РПЦ и на личной страничке в ЖЖ. Чаплин также в открытую критиковал нежелание Патриарха решать многие вопросы коллегиально.

Всеволод Чаплин на митинге
Всеволод Чаплин на митинге

По словам протоиерея, РПЦ не должна заискивать ни перед представителями правительства, ни перед общественностью и при необходимости должна твердо отстаивать свою точку зрения. В августе Всеволод Чаплин призвал коррумпированную политическую элиту освободить место для верующих политических и экономических лидеров. В результате в конце 2015 года Синодальный отдел по связям с общественностью прекратил работу, а Всеволод Анатольевич был снят с руководящего поста. Отставку священника и закрытие отдела Священный Синод объяснил оптимизацией неэффективно работающих отделов.

Личная жизнь

Всеволод Чаплин ведет монашеский образ жизни, у него нет семьи и детей.

В 2016 году Всеволода Чаплина исключают из состава Межсоборного присутствия, после чего в ЖЖ «Православная политика» появляется высказывание протоиерея о Патриархе Кирилле как о еретике. В феврале 2017 года выходит книга отца Всеволода «Вера и жизнь», в которой священник описывает факты собственной биографии и внутреннее устройство РПЦ. Весной в передаче на радио «Эхо Москвы» Чаплин положительно высказался о Сталине, назвав диктатора «Невольным Божиим слугой», через которого многие коммунисты получили наказание.Всеволод Чаплин сейчас

В июне 2017 года на программе «Пусть говорят», в которой речь шла об Илоне Новоселовой, участнице «Битвы экстрасенсов», и ее трагической кончине, Всеволода Чаплина выдворили из студии. До начала эфира священника пригласили прокомментировать ситуацию вокруг самоубийства девушки, но родственники, узнав об участии представителя РПЦ в эфире, попросили не пускать его в студию.

Сейчас в интернете и прессе идет обсуждение последней новости, связанной с фильмом «Матильда» режиссера Алексея Учителя. Всеволод Чаплин разместил на видеохостинге YouTube обращение к гражданам России с призывом требовать запретана показ данного фильма, который является «плевком в нашу историю» и оскверняет память царя-мученика Николая II.

Тут следует вспомнить публикации того времени, когда мы о нем молчали, а он-то пользовался случаем, разливался соловьем! О времени и о себе!

27.09.2013 Протоиерей Всеволод Чаплин: Я сам расскажу о времени и о себе

Все уже привыкли, что Церковь в современном мире — полноправный общественный институт, активный участник происходящих событий, объект критики и обсуждений в обществе и СМИ, у Церкви есть свои телеканалы, радиостанции, сайты, но еще тридцать лет назад все было совсем иначе. Кем были те молодые люди, которые приходили к вере в восьмидесятых, как они проводили время, как относились к советской системе, кто были их духовные наставники, о чем думали, мечтали и говорили…

Вспоминает человек, который, несомненно, войдет в новейшую историю России и Русской Православной Церкви, свидетель и непосредственный участник религиозного возрождения, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин.

Всеволод Чаплин. 1985 г., Вятка

О времени

Мир был очень непростой, впрочем, как и сейчас

— Отец Всеволод, в своих выступлениях Вы часто упоминаете христианскую общину 80-х годов. На одном из последних мероприятий, где мы с Вами виделись, Вы сказали буквально следующее: «Это мне напоминает православную тусовку 80-х». Что «это» и что «напоминает»? Какая она была — православная тусовка, какой Вы ее помните?

— Давайте начнем по порядку. Действительно, время было очень интересное. Я сам пришел к вере в 1981 году. Мне было тогда тринадцать лет, и я уже очень многим интересовался. С восьми лет слушал «Голос Америки», «Радио Свобода», «Радио Ватикан», «Голос Израиля», «Радио Швеции» и так далее. Мой отец тоже слушал все эти радиостанции, как и многие советские мыслящие люди, но уже в восемь лет я ловил радиоголоса самостоятельно. Более того, придя из школы, ставил приемник на окно, чтобы слышали все.

К разным материалам о религии у меня был доступ с юных лет. Источниками были и те же радиоголоса, и атеистическая советская литература, которой я прочел очень много уже в самые юные годы. В тринадцать лет я пришел в храм и просто понял, что тут останусь. Надо заметить, что это решение мало было связано с тем объемом знаний о религии, который я успел накопить. Около полугода я был оглашенным, потом в июле 1981 года в Калуге меня крестили.

Я сразу влился в довольно узкий, но очень интересный круг верующих молодых людей того времени, причем принадлежавших к разным религиям и конфессиям. Люди были самые разные. Кто-то был настоящим диссидентом — о таких рассказывали на тех же западных радиостанциях. Кто-то работал в советской системе, но при этом был более или менее открыто верующим. Были православные, католики, иудеи, протестанты (в основном баптисты и пятидесятники).

Были люди либеральных и консервативных взглядов, были хиппи, тогда еще первые в Москве панки, любители классической музыки, любители стилизаций под архаику, кто угодно. Были стукачи. Был, увы, и криминализованный элемент: вокруг религиозных мест, посещавшихся иностранцами, крутились фарцовщики, торговцы нелегальным товаром, проститутки обоего пола, валютчики, наркоманы, наркоторговцы — люди, жившие на грани и за гранью закона. Вокруг любой неформальной тусовки всегда таких людей бывает много, ведь подобная среда достаточно открыта. Мир был очень непростой, впрочем, как и сейчас.

— У меня были какие-то более идиллические представления…

— Нет, все было именно так. В некоторых местах первыми, кто вступал с тобой в контакт, были либо политические провокаторы, либо люди, предлагавшие что-то незаконное, например, наркотики или тамиздат. Знаете, все было. Психически больных было много… Тем не менее, все-таки в этом «бульоне» была значительная часть настоящей ищущей интеллигенции, жившей полнокровной жизнью. Люди встречались в самых разных местах. Иногда в большом количестве распивали алкоголь.

— Какой?

— Пиво и водку, в основном. Хорошее вино тогда было малодоступно, это уже в нынешнем возрасте мы перешли на вино. Уже начинаешь переходить от режима жизни «кино, вино и домино» к режиму «кефир, клистир и теплый сортир».

Были люди, которые бродили по московским переулкам и говорили: «Как бы было хорошо, если бы сюда упали американские ракеты, и вся эта гадость исчезла бы с лица земли, эта проклятая страна». Все то, что сейчас некоторые говорят, тогда говорилось даже иногда в более жестких выражениях, при этом сдабривалось цитатами из самиздата и тамиздата и заканчивалось пьяными разговорами на тему, когда же, наконец, Америка завоюет Россию.

О времяпрепровождении

Мы ходили по бульварам и переулкам, и говорили, говорили, говорили…

— В основном, обсуждались политические темы?

— Вообще, темы обсуждались любые, но особенно — религиозно-общественные. Время проводилось примерно так. Был известный «треугольник», образованный тремя культовыми учреждениями — это Антиохийское подворье, католический приход святого Людовика и синагога. Значительное количество молодых людей барражировало между этими тремя зданиями. Иногда присоединялись баптисты, но они держались немножко особняком, потому что в советское время это была довольно замкнутая община, которая не очень хорошо шла на контакт. Баптисты часто играли в бадминтон на нынешней Новой площади в сквере, а также ходили по улицам и пытались вести с разными людьми разговоры о Боге.

Более широкая тусовка периодически перемешивалась с хиппи, которые сидели на Чистых прудах, на Гоголях и на Арбате, посещала пивные на Покровских воротах, там их было три. Если вдруг у кого-то оказывалось аж десять рублей, могли пойти в более чинное заведение и выпить водки. А так, в основном, ходили по бульварам и переулкам, и говорили, говорили, говорили… О том, что будет с Россией, о том, что происходит в военно-политической сфере — тогда все еще была актуальна возможность ядерного конфликта между СССР и США. Обсуждали, что будет с диссидентами, что будет с советской властью, можно ли найти что-то человеческое в таких фигурах, как Черненко, Андропов, Горбачев. Как раз тогда начался период быстрой смены государственных лидеров, умер Брежнев… Кончину Брежнева мы обмывали с евреями возле синагоги.

Кроме этого, был еще один круг молодых людей, в который я входил. Это были прихожане храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Я ходил, в основном, в три храма — туда, в Новодевичий монастырь, и иногда в Антиохийское подворье — там тогда служил отец Сергий Булатников — очень открытый и добрый священник, принимавший молодежь. У него можно было стрельнуть пару рублей на пиво. Тогда ему было немногим больше тридцати, а сейчас он довольно пожилой человек, к сожалению, в очень тяжелом состоянии много лет после инсульта. Я его периодически приглашаю на службы, мы общаемся.

Этот круг, круг Брюсова переулка, который мы никогда не называли улицей Неждановой, был более консервативный, и в нем было больше разговоров о духовной жизни.

День мог, например, сложиться так. Прогуляв школу или удрав из нее пораньше, можно было подъехать в середине дня на Чистые пруды. Там в кофейне ресторана «Джалтаранг» уже с одиннадцати утра тусовались хипы, можно было выпить кофе, поговорить о пагубности хиппизма и о грязных волосах окружающих людей. Если не получишь за это в морду, то около двух-трех часов дня можно было двигаться дальше. Например, в одну из пивных на Покровских воротах, в это время туда уже подтягивалась какая-то часть юной интеллигенции, с которой можно было поговорить о ядерной войне. И о том, кто будет после Черненко. И о том, приедет ли в Россию и сколько еще проживет Солженицын, и что он еще напишет.

Потом можно было идти на службу либо в Антиохийское подворье, либо в Брюсов. Там собиралась своя публика. С этой публикой мы ходили по Красной площади взад-вперед, огибая собор Василия Блаженного, и говорили. В основном, опять же о политике, но часто и о практике молитвы, о языке богослужения, о возможности или невозможности реформ в Церкви.

Метро закрывалось в 1:15, в это время нужно было вскочить в последний поезд и поехать домой. На такси тогда денег точно не было, поэтому нужно было успеть. Всегда, впрочем, успевали.

Хорошего во всем этом общении и времяпрепровождении было, несомненно, больше, чем плохого. «Бульон» был очень насыщенным, ингредиенты его были самыми разными. Но, в основном, люди — может быть, за исключением криминала и стукачей, да и то не всех, — все-таки пришли в эту среду, будучи искренне религиозно ищущими личностями, а многие потом стали активными церковными тружениками. Отец Олег Стеняев, Сергей Чапнин, Дмитрий Власов…

Минус: большинство все-таки ушло. Очень многие люди были склонны, прежде всего, к саможалению и самокопанию, и не видели за этим ни Бога, ни людей. Слишком многие просто жили по принципу «перекати-поле». Слишком многие предавались бесконечному поиску, за которым ничего не следовало. Очень многие погрязли в пороках.

К сожалению, большинство тогдашних активных верующих молодых людей из этой среды, из московской интеллигентской богемной среды, куда-то потом исчезли. Кто-то ушел в другие религии и конфессии, прежде всего в католицизм и иудаизм. Кто-то потерял веру. Очень многие уехали в другие страны — в Западную Европу, Соединенные Штаты, Израиль. Думаю, что уехало около половины. Кого-то нет в живых. Если говорить о хиппи и более молодом поколении середины 80-х, очень многие скончались от наркотиков.

Кто-то из исчезнувших потом вдруг опять появился на горизонте, как Юра Шубин, московский предприниматель. Он сейчас активно участвует в движении поддержки строительства храмов. Несколько человек начали странствие по конфессиям и юрисдикциям, как, например, талантливейший Миша Макеев. Кто-то ушел в бизнес и перешел на «стихийный атеизм». Это очень серьезное предупреждение для сегодняшней креативной молодежи: нетвердость и кризис призвания, которые могут казаться милым приколом в пятнадцать-двадцать лет, часто оборачиваются жизненной трагедией в сорок или пятьдесят, состоянием опустошенного и разрушенного человека.

В центре — Олег Стеняев и Сергей Девятов (ныне митрополит Томский Ростислав), слева — Дмитрий Власов, сзади Всеволод Чаплин и Юрий Шубин. Начало 80-х, Троице-Сергиева Лавра

О духовных учителях

В среде православных верующих определенный водораздел существовал между теми людьми, которые ходили к отцу Александру Меню, и теми, которые ходили к отцу Димитрию Дудко

— Чего в принципе нельзя было представить в тусовке 80-х? К примеру, могли звучать, как иногда сейчас, положительные отзывы о Сталине?..

— Сталина не любил почти никто — так же как и советскую власть. Конечно, были отдельные сталинисты. Были люди, которые являлись ультрапатриотами Российской империи. Даже были люди, которые Сталина считали слишком мягким, считали, что нужно было развязать войну с Западом и к 1946 году уничтожить Соединенные Штаты и установить глобальную российскую диктатуру.

Но большинство были демократами и мечтали о том, что приедет добрый дядя Сэм и устроит здесь капиталистический рай. Все, конечно, слушали западную музыку. Очень многие на этой волне становились католиками и протестантами. Скорее католиками, потому что российские протестанты — баптисты и пятидесятники — в то время были абсолютно советскими по стилю жизни людьми, этот стиль жизни привлекал меньше, а к католицизму многие приходили именно исходя из стихийного западничества, некоторой не только советофобии, но и русофобии. Собственно говоря, именно поэтому многие и уехали из страны.

В среде православных верующих определенный водораздел существовал между теми людьми, которые ходили к отцу Александру Меню и теми, которые ходили к отцу Димитрию Дудко. К отцу Димитрию я ездил с 1983 года. С отцом Александром Менем я был знаком меньше, но многих его духовных чад знал очень хорошо еще с начала восьмидесятых годов.

Конечно, это были разные полюса притяжения. Отец Димитрий был монархистом и российским патриотом. Отец Александр Мень больше ориентировался на западный опыт. Хотя я не представляю себе отца Александра сбежавшим в Европу и жившим там спокойной и тихой жизнью. Это был совершенно другой человек — по-пастырски, по-христиански способный вдохновить своей энергией, своим умением отдавать всего себя ради проповеди.

Отец Димитрий Дудко был более спокойным человеком, хотя он тоже внутренне был очень динамичным и заводным. Беседы, которые он проводил по воскресеньям у себя при храме в маленькой комнатке, собирали человек по сто. Люди очень плотно набивались на стоявшие там лавки, кто-то слушал стоя. Беседы могли длиться часа три-четыре, а то и больше, и заканчивались краткой молитвой. Люди все вместе пели несколько песнопений, и произносилась сугубая ектения. Нечто подобное мы сейчас пытаемся воспроизводить на нашем приходе. Еще одна беседа проводилась в один из рабочих дней вечером дома у кого-то из духовных чад отца Димитрия — это были такие полуподпольные собрания, на которые приходили человек тридцать-сорок, а иногда и больше.

У отца Александра Меня все-таки собраний было меньше. Было больше индивидуального общения и закрытых встреч, на которые собиралось человек десять-двадцать, вряд ли больше.

Иеромонах Никон (Белавенец), Юрий Шубин, протоиерей Всеволод Чаплин, Федор Шелов-Коведяев, игумен Афанасий (Селичев). На выставке памяти о. Александра Меня в Семхозе

О взаимоотношениях с властью

Прямых воспитательных действий обычно не предпринималось

— Скажите, какие взаимоотношения складывались с властью? Какое-нибудь давление со стороны властей было?

— Никакого. Нас никуда не вызывали. Иногда появлялись какие-то люди, которые могли давать советы: «Ходи туда, не ходи сюда», но прямого участия власти в общении не было. Может быть, власти как-то общались с лидерами, с тем же отцом Димитрием Дудко. И то, по-моему, это происходило очень осторожно и опосредованно. Если кого-то вызывали в ту или иную контору, это уже просто означало, что тебе либо нужно уезжать из страны, либо тебя скоро посадят. Прямых воспитательных действий обычно не предпринималось.

Все давление на меня оказывалось в рамках школы и семьи. В школе довольно быстро узнали, что я стал верующим человеком. Я не акцентировал это, но когда меня одна учительница прямо в классе спросила: «Правда ли, что ты, Сева, связался с религиозными мракобесами?», — я просто встал на учительскую кафедру и сказал проповедь. На этом попытки моего перевоспитания закончились. Правда, школу пришлось сменить.

Пытались на меня воздействовать и родственники. Впрочем, тоже без особого успеха.

Об интеллигенции

Нравится это кому-то или нет, но с интеллигентской средой я не порывал

— Ядро христианской общины состояло, в основном, из московской интеллигенции. Вы, что называется, плоть от плоти этой социальной группы — по происхождению, по образованию, по увлечениям, по положению. Но Вас сегодняшнего нельзя заподозрить в особой симпатии к этой прослойке общества. По крайней мере, Ваши заявления и высказывания лишают интеллигенцию иллюзии, что официальная Церковь в Вашем лице как-то симпатизирует ей. Скажите, пожалуйста, в чем вы разошлись, когда это произошло?

— Я считаю, что людям нужно периодически говорить правду об их иллюзиях. Нравится это кому-то или нет, но с интеллигентской средой я не порывал. В храме, где я служу, в основном как раз она присутствует, и все больше и больше. Причем, как ни странно, в значительной степени это либералы 90-х годов. Ходят люди из окружения Егора Тимуровича Гайдара, некоторые другие лица, известные как часть ультралиберальной среды. Но поддакивать я им не собираюсь. Я считаю, что, как в советское время я мог говорить неудобные вещи советским интеллигентам, в том числе чиновным и чувствовавшим себя моральными авторитетами, так и сейчас людям, которые чувствуют себя вправе учить других и ощущать себя высшим сортом, я тоже могу говорить какие-то малоприятные вещи. Я как тогда не боялся, так и сейчас не боюсь.

— Может быть, вы с кем-то разошлись из этих людей и жалеете об этом?

— Нет, не жалею. Расходиться по личным вопросам, из-за личных обид или разногласий как-то никогда не стремился, стараюсь этого не делать. Ну, а если есть серьезные разногласия, то в этом ничего плохого или постыдного нет.

Всеволод Чаплин с Михаилом Макеевым в Александро-Невской Лавре на день памяти митрополита Никодима (Ротова), начало 80-х

О 90-х годах

Несмотря на занятость, мне удавалось находить время и для неформального общения — например, на площадке у Белого дома

— Скажите, пожалуйста, чем Вам запомнились 90-е годы? Где Вы были во время торжеств по поводу 1000-летия Крещения Руси? Что делали во время событий 91-го года, 93-го?

— С 1985 года я уже работал в Издательском отделе Московского Патриархата. Я пошел туда работать сразу после школы — ныне покойный владыка митрополит Питирим, не раздумывая, взял меня на работу буквально после первого же обращения. Поэтому в 1988 году я участвовал в церковных торжествах и занимался составлением информационных материалов для «Журнала Московской Патриархии».

Всеволод Чаплин — иподиакон митрополита Питирима, ок. 1987 г.

Празднование 1000-летия Крещения Руси в Богоявленском соборе. В центре — Нина Давыдова, крайний справа — Андрей Заркешев, ныне архимандрит Александр

В 1991 году я учился в Англии, тогда я уже был сотрудником Отдела внешних церковных связей, в сане диакона. А в 1993 году я участвовал в организации переговоров между теми людьми, которые находились в Белом доме, и тогдашними властями. Конечно, это был очень сложный момент. Несмотря на занятость, мне удавалось находить время и для неформального общения — например, на площадке у Белого дома.

Я и сейчас, как мне кажется, не теряю возможности такого общения. Кто-то приходит в храм, с кем-то мы можем поговорить в Отделе. Могу сходить на концерт в какой-нибудь клуб, послушать того же Псоя Короленко, поговорить с людьми, которые там собираются. Могу взять дорожную сумку, проехаться по Подмосковью и посмотреть, сколько мигрантов реально присутствует на рынках. Одна беда — очень скоро приходится работать пляжной обезьяной. Это с которой все фотографируются.

Об искусстве

Рискую быть навечно проклятым, как абсолютно антинародное существо и эстетический изгой

— Вы — интересный, яркий, неоднозначный человек. Меня в свое время очень удивило то, что Вы — почитатель творчества Псоя Короленко. Хочется задать Вам вопрос — какие фильмы Вам нравятся, поэзию каких поэтов, музыку каких композиторов Вы любите? Что привлекает Вас в искусстве?

— Об этом можно рассказывать как минимум еще час.

Я относительно недавно познакомился с творчеством Псоя Короленко, а потом и с ним самим. Это очень глубокий исполнитель.

На концерты в консерваторию я хожу, наверное, лет с тринадцати, причем я тоже начал ходить туда самостоятельно. У родителей были типичные вкусы шестидесятников, а мне все это было малоинтересно. Брат у меня, помимо прочего, рок-музыкант, но он младше меня, поэтому его вкусы мало на меня повлияли.

Вообще я не люблю все игровое — не люблю драму, не люблю художественное кино. Если смотрю фильмы с интересом, то это какие-то авангардные вещи, артхаусные вещи — на грани отказа от актерства, на грани игры со смыслом, на грани манипуляции с формой, с разного рода предметами — светом, лицами, архитектурными формами и так далее.

Поэзию в классическом варианте тоже не очень воспринимаю, потому что все-таки считаю, что смысл слова и эстетическая форма слова не обязательно должны быть взаимно увязаны, потому что второе для меня менее важно, чем первое.

Музыка — это вообще большая история. Типологически я, наверное, переслушал более или менее все, что есть в мире. Не люблю облегченной музыки ни в каком из стилей и ни в какой из эпох. В свое время на меня накинулась возмущенная группа людей, причитая: «Ах, Моцарт! Ах, Моцарт! Как он посмел его тронуть!» Хочется спросить: «Господа, а вы оперы Моцарта слушали? Хотя бы „Волшебную флейту“?». Увы, это классика-лайт. Very light, too light. Такого рода музыки в каждой эпохе можно найти немало. Даже у Баха есть много вещей, абсолютно вторичных и абсолютно облегченных. Просто его музыкальное наследие очень велико по объему.

Мне близка западная литургическая музыка, григорианский распев. Конечно, Бетховен, хотя и у него есть проходные вещи, Арво Пярт, Мартынов — наш прихожанин, кстати. У него нравится очень многое, включая многократное повторение одной ноты и игру поролоновыми шариками на рояльных струнах. Там есть музыкальная и человеческая мысль, даже если она как-то через шарики реализуется. Увы, вот такой я урод — в музыке ищу прежде всего мысль.

— Судя по Вашим словам, мне кажется, Вам должно быть близко творчество Дмитрия Шостаковича?..

— Ну, Шостакович — это очевидная любовь всей жизни. Мои друзья когда-нибудь повесят меня на заборе, потому что в конце каких-нибудь посиделок, когда спеты все народные песни, я ставлю 15-ю симфонию Шостаковича, искренне полагая, что надо, наконец, подводить тусовку к кульминации. И, конечно, рискую быть навечно проклятым, как абсолютно антинародное существо и эстетический изгой.

Об общении

Я чиновник, и в основном общаюсь по чиновничьим делам

— Однажды Вы сказали про Владислава Суркова, что это очень яркий, креативный человек, и Вам приятно с ним общаться. Мне кажется, что вы внутренне с ним очень похожи. Расскажите, пожалуйста, про Ваши отношения с Сурковым. Вы дружите, общаетесь?

— Отношений особых нет. К сожалению, после его ухода из правительства мы почти не общались. Я ему после этого позвонил буквально один раз, и мне немного стыдно, надо позвонить еще. Я чиновник, и в основном мы общались по чиновничьим делам. Чиновничья жизнь составляет 90% моего времени, кроме сна. Даже когда я принимаю пищу, я обычно читаю материалы СМИ или какие-то документы. Но, конечно, общаться надо — и с Сурковым, и с другими людьми. Просто так, вне «дела».

О смерти

Если человек не думает о конечности этой жизни и о том, что будет потом, это значит, что ему все-таки удалось промыть мозги потреблением «Пепси» или еще какого-то пойла, физического или духовного

— В одном из своих выступлений перед Пасхой Вы сказали аудитории: «Вот когда я буду гореть в аду, а вы, скорее всего, будете в другом, лучшем месте, то…» Главное во фразе было не про ад и рай, но поразили и тронули меня именно эти слова. Отец Всеволод, почему именно ад?..

— Псой Короленко об этом же поет перед аудиторией молодежных клубов, и его слушают. Собственно, человек обречен на ад, у него нет оснований считать, что его Господь помилует, потому что у него есть заслуги или потому что он такой умный и талантливый. Только упованием на силу Божию мы можем надеяться на то, что участь, которая по-настоящему должна бы нас ожидать, будет как-то изменена.

— Вы часто думаете о смерти?

— Конечно, да. Если человек не думает о конечности этой жизни и о том, что будет потом, это значит, что ему все-таки удалось промыть мозги потреблением «Пепси» или еще какого-то пойла, физического или духовного.

Пробежались глазками? А вы что думали? Если у на  в обществе такое произошло, то в РПЦ не произошло переворота? Мы из этого общения с Менем получили его сыночка на руководство Минстроем — без образования, без ума и главное, совершенно без стыда!

Какие наглые заявления посыпались, когда он приохотился общаться с бывшим охранником Владиславом Сурковым, сделавшим головокружительную карьеру… все видели, вплоть до "борьбы с экстреммзмом". И уж как они там "общаются", так тоже всем давно заметно. Греха-то не утаишь на такой высоте, верно?

Но при этом, хотя достаточно оскорбительно для всего общества иметь такого "связиста с общественностью", постоянно идет этот сатанинский наезд на все общество в момент гуманитарной катастрофы и подлого предательства Заповедей Господних именно такими "чиновниками" от церкви. В том момент, когда по засаленным ряхам видно, как они там все приподнялись, паразитируя на чужой вере. И видно, что сами верят только деньгам, наплевав, сколько на них крови.

11.10.2011 Чаплин призывает активнее наказывать за оскорбления в Сети

Чаплин призывает активнее наказывать за оскорбления в Сети

Глава отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин предлагает активнее привлекать к ответственности за анонимные оскорбления на национальной или религиозной почве в Интернете.

«Интернет — это часть общения. Почему люди думают, что, прикрываясь за ником, за кличкой можно оскорблять людей других национальностей или религиозные святыни. Почему люди думают, что это нормально. Это ненормально нигде», — заявил Чаплин в ходе «круглого стола» в Общественной палате РФ.

При этом протоиерей призвал уделить особое внимание выявлению и привлечению таких интернет-пользователей к ответственности.

«Совершенно убежден, что в случае преступлений, совершаемых с использованием Интернета, должен быть в полной степени применен закон», — подчеркнул он.

Как писали «Актуальные комментарии», ранее Чаплин заявлял, что следует положить конец анонимности пользователей интернет-форумов.

«Не настало ли время отказаться от анонимности в Интернете? В "реальном" пространстве люди обычно не приемлют анонимности. Если я вдруг, общаясь с вами, одену маску, буду пользоваться кличкой и скрывать свое настоящее имя, у вас будут все основания не доверять мне», — сказал священник на встрече с представителями Американо-израильского комитета общественных отношений.

«Все это чревато провокацией столкновения на национальной почве. Чаще всего агрессивные высказывания, унижающие достоинство человека по национальному признаку, распространяются в Интернете», — заметил представитель Русской церкви.

Накануне прошлых президентских выборов скромного монаха Чаплина вообще затрясла нелегкая! В президенты вознамерился дерзнуть! А вы думали? Тут такое бабло немеряное… свои радиостанции, практически государство в государстве… отчего бы и свою партию не завести? Вспомните, что они несли по церквям на нынешних выборах, призывая голосовать за Путина, хабывая напомнить, что уж в пятый раз этот самовыдвиженец лезет у всех время отнимать. Но разве им не наплевать на страну и людей? Они ведь типа… куда выше таких "мелочей"!

12.01.2012 Протоиерей Чаплин хочет иметь свою партию

Протоиерей Всеволод Чаплин предлагает обсудить возможность создания православной партии

В интервью радиостанции "Эхо Москвы" он отметил, что в политике должно быть больше христианских ценностей. В связи с упрощением регистрации партий необходимо задуматься о создании либо отдельных православных партий либо групп в уже существующих. Чаплин знает, что закон не допускает создания политических объединений по религиозному принципу. Поэтому в таких партиях не должны членствовать представители духовенства. Это дело мирян, подчеркнул протоиерей.

Богу Богово, а Чаплину захотелось чаплиново

Ну, тогда он, конечно, по Москве всех достал… наглостью, хамством и неумением вести себя в обществе. 

12.02.2012 Акция: "Боже, заткни Чаплина"

В Москве накануне пошла арт-акция группы "Мы стали более лучше" у резиденции протоиерея Всеволода Чаплина. Они дошли от метро "Краснопресненская" до Храма святителя Николая на Трех Горах, где переоделись и встали с плакатом "Боже, заткни Чаплина",сообщает агентство "Ридус".

В Москве накануне пошла арт-акция группы "Мы стали более лучше" у резиденции протоиерея Всеволода

"Новоиспеченные художники решили призвать к ответу главного церковного пропагандиста протоиерея Всеволода Чаплина за его нашумевшие высказывания против "сетевых хомячков", женщин, интернет-анонимности, о необходимости богатства церковных деятелей, о том, что вера не является "интимным" делом", — цитирует "Каспаров.ру" сайт организации либертарных коммунистов "Автономное действие".

Люди, одетые в рясы, развернули баннер "Боже, заткни Чаплина" около церкви в Нововаганьковском переулке, где, по сведениям участников арт-группы, находится резиденция протоиерея.

Четверо активистов были задержаны уже спустя несколько минут после начала акции. Они были доставлены в ОВД "Краснопресненское", где на них были составлены протоколы по ст. 20.2 КоАП ("Нарушение правил проведения публичного мероприятия").

Напомним, 18 января 2011 года глава отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин предложил ввести специальный дресс-код для всех россиян.

После прошедших в дкабре митингов оппозиции Чаплин предложил отправлять так называемых сетевых хомячков в действующие войска.

Продолжение следует…

Читать по теме:

28daebc48d25007daa84bb99c0477b75

Один комментарий на “ЖЗЛ: Чаплин — миссия невыполнима. Часть I”

  • avatar a_ukraina says:

    Да, к сожалению, в очередной раз приходится констатировать, что нынешних пастырей интересуют только деньги..

Оставить комментарий