В России государственно-частное партнерство в практически современном понимании целей и задач –окончательно сформировалось в ХVIII веке в виде «откупов» и государственных оборонных и военных заказов для армии и флота.

Вплоть до начала XIX века выстраивается сеть учреждений государственного оперативного управления, включающее в себя Министерство финансов. Переход к министерской системе управления от коллежской сопровождается большим распылением государственных средств. Собственные постоянно действующие казначейства имеет большинство министерств. На этом этапе государство принимает часть функций сбора налогов на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками.

Однако роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика, но она ограничивается жесткими законодательными рамками.

Ко второй половине XIX века государство окончательно берет в свои руки все функции установления и взимания налогов по выработанным к этому времени правилам обложения. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

* * *

Особняком в налоговых откупах стоят откупа, выполнявшие роль акцизных сборов на продукцию, связанную с обычными человеческими пороками: откупа на торговлю табаком, игральными картами и костями, винные откупа. Последние явились важным этапом формирования наиболее крупных состояний в России.

Благодаря винным откупам «питейное дело», еще в ХVII веке являвшееся захудалым и непрезентабельным родом занятий, в течение ХVIII — первой половины ХIХ вв. превратилось, в одну из наиболее прибыльных сфер российского предпринимательства.

Следует отметить, что пути накопления крупных состояний в Российской империи, с ее многообразием экономических и хозяйственных укладов жизни, были различными. Однако преимущественной государственной поддержкой пользовалось развитие фабричной промышленности в интересах повышения экономической самостоятельности и обороноспособности страны. Широко рекламировались и поддерживались государством крестьянские кустарные промыслы, на всех промышленных выставках отдельный павильон посвящался кустарным промыслам. Государственный интерес проявлялся к формированию капиталов в хлебной и чайной торговле.

Таким образом, все крупные капиталы, созданные откупом, — стремились уйти в сферу государственной поддержки и привилегий.

«Преимущество откупа, — остроумно замечал один авторов, — состояло в том, что каждый кабак был как бы маленьким банком, куда стекались народные деньги, а деньги всегда были в России редким товаром». Значение винных откупов для государственных финансов было очень велико.

Доход с винной торговли в последние годы существования откупной системы, ликвидированной в 1863 г., составлял 46% всех поступлений в государственную казну, опережая, начиная с 1840-х гг., поступления от прямых налогов — подушной подати и оброка с государственных крестьян, вместе взятых.

Достаточно сказать, что в Англии, к примеру, он не превышал 24% всех государственных доходов, во Франции — 9%, в Пруссии — 6%. За 140 лет существования винного откупа в России «питейный» доход казны увеличился, по некоторым оценкам, в 335 раз.

Винные откупа обязаны своим появлением еще Петру I. Екатериной II откупная торговля была распространена на всю Россию. Своего апогея винно-откупная торговля достигла в правление Николая I. После периода казенной продажи вина (1817-1826 гг.), когда доходы казны от нее значительно упали, с возобновлением винных откупов по инициативе министра финансов Канкрина, поступления в казну до начала 1860-х гг., согласно официальной статистике, непрерывно возрастали, увеличившись почти в два раза: с 64,8 млн руб. в 1825 г. до 126,4 млн руб. в 1861 г.

Доходы самих винных откупщиков росли еще быстрее, хотя оценки этих доходов расходятся, что обусловлено разной методикой подсчетов и неполнотой данных. Так, согласно данным А.Я. Киттары, в 1856 г. 82 млн руб. от продажи алкоголя попали в казну, а остальные 69 млн руб. достались откупщикам. Видный экономист тех лет И.К. Бабст оценивал ежегодные совокупные доходы откупщиков в гораздо большем размере. По его оценкам, их ежегодный доход в одних только великорусских губерниях простирался от 182 до 202 млн руб., а по всей империи в целом доходил до 600 млн руб.

Примерно схожими были и оценки других исследователей, например, Илиша — от 500 до 600 млн руб. А бывший в свое время министром внутренних дел и хорошо знакомый с ситуацией в откупном деле граф А.А. Закревский приводит еще более высокую и твердую цифру совокупного дохода откупщиков в эти годы, определяя ее в 781.285.000 руб. серебром ежегодно.

Принимая во внимание сведения о числе винных откупщиков в стране (на четырехлетие 1859-1863 гг. их было 216) и приведенные данные о размерах их совокупного ежегодного дохода в этот период (если опустить крайние цифры, то это, в среднем, 300-500 млн руб.), среднестатистический ежегодный доход каждого откупщика можно оценить никак не менее 1 млн руб., или даже более. Изымая из него половину суммы на штатные и нештатные расходы по обслуживанию откупа (есть сведения, что издержки откупщиков составляли до половины их доходов), получаем сумму чистой прибыли в среднем до 500 тыс. руб. на каждого откупщика — колоссальное состояние по тому времени. Это, конечно, весьма приблизительная цифра, но и она дает представление о финансовой мощи данной группы российских предпринимателей. Так, состояние богатейшего откупщика того времени Д.Е.Бенардаки достигало 20 млн руб. Капитал откупщика-старообрядца В.А.Кокорева оценивался перед реформой в 6-7 млн руб. Крупнейший откупщик Е.Г. Гинцбург заработал на откупах до 8 млн руб. серебром.

В значительной мере подтверждают вышеприведенные расчеты — имеющиеся данные о суммах обязательных платежей, уплачиваемых за год откупщиками в качестве сбора в казну за право владения питейным откупом на четырехлетие 1859-1863 гг. Так, совокупная сумма обязательных платежей 216 лиц, участвующих в питейных откупах, за год составляет 127.769.488 руб. 32 коп., что в пересчете на каждого в среднем составило ежегодных платежей на сумму 591.525 руб. 40 коп. Понятно, что, уплатив такие высокие суммы, откупщики рассчитывали получить в качестве дохода, и большей частью получали, значительно бóльшие суммы. Даже согласно официальным данным, доход самого откупа превышал доходы казны от него в разные годы в 50-х — начале 60-х гг. ХIХ вв. в 1,4-1,7 раза.

Таким образом, можно с определенностью говорить, что к моменту отмены крепостного права и развития новых экономических отношений в стране сформировалась достаточно заметная по численности группа предпринимателей-откупщиков, ставшая одной из самых мощных по своим финансовым возможностям групп российских предпринимателей, представители которой характеризовались

  • быстрой адаптации к изменяющимся экономическим условиям;
  • переключением на новые формы и направления предпринимательской деятельности «без проблем» и внутренней ломки.

Последнее обстоятельство было связано с тем, что развитие промышленности в России еще не достигло той степени индустриализации, когда менеджеру требуются специальное образование и специализация по отраслям промышленности.

Важной особенностью откупного предпринимательства было то, что оно чрезвычайно способствовало возникновению и укреплению тесных (коррупционных) связей откупщиков с верхами дворянского общества, с сановной правительственной бюрократией. Еще более тесные связи имели винные откупщики с представителями власти на местах, с местной администрацией. Это были самые прочные узы — денежные. Существовала целая система взяток, подкупов, подношений, носившая практически легальный, утвердившийся в обществе характер.

Разросшаяся система подкупов делала влияние откупщиков беспрецедентным, и они со знанием дела его использовали. Чрезмерная монополия откупщиков содействовала формированию у них целого ряда специфических черт — как положительных, так и резко отрицательных.

К положительным чертам можно отнести

  • способность проводить масштабные хозяйственные, торговые и финансовые операции;
  • умение вовремя мобилизовать крупные денежные средства;
  • сформировать деятельный персонал для обслуживания откупа;
  • энергию и организационный размах;
  • открытость, контактность, умение приобретать нужные связи и использовать их к своей выгоде.

Если положительные черты выявлял характер занятий, необходимость ускоренного оборота «коротких» или «горячих» денег, то отрицательные черты формировались не только «системой самодержавия», но и слабостью человеческой натуры. Большинство откупщиков крепко усваивало несколько дурных привычек:

  • привычку к крупным злоупотреблениям, обману;
  • вседозволенность;
  • паразитирование на казенном финансировании;
  • использование неправовых методов – вплоть до грабежа и подлогов.

1.ppt

В издержки откупщика входит вывоз продукции, транспортные расходы, создание системы кабаков. Все это невозможно без системы взяток и подкупов чиновникам, при имевшейся в России двойной системе управления (старой коллежской и новой министерской) вплоть до царствования Александра III. На вынос в кабаках вино продавалось ведрами. Еды в кабаках, как правило, не подавали, в них играли в карты и курили табак. Из винокурен откупщики получали зелье в собственную тару.

Винные откупа являлись системой взимания казной дохода от реализации (продажи) алкогольных напитков. Организационно винный откуп обеспечивался кабаком «на откупу», при прекращении откупщиком своей деятельности этот же кабак возглавлял «на вере» выборный либо назначаемый кабацким головой «целовальник». На каждый кабак, приписанный к определенной территории, фискальные органы распределяли доходную разверстку.

Правовой основой винных откупов был контракт, заключаемый на торгах правительственным органом с откупщиком. Контракт регламентировал порядок реализации (продажи) алкогольных напитков (цену, время, условия и т.д.). Откупщик не являлся частным лицом и именовался «коронным поверенным», т.е. доверенным царя с весьма широкими полномочиями.

Доходы, получаемые откупщиком от реализации алкогольных напитков, согласно «Уставу о винокурении», были собственностью короны. Откупщики не получали от казны платы за свою деятельность.

Легальными источниками их личных доходов являлись:
• изготовление и реализация алкогольных напитков пониженной крепости;
• продажа закуски;
• денежные штрафы с корчемников — лиц, нарушавших закон (изготовлявших и вне кабака продававших спиртные напитки).

Однако основные доходы откупщики получали за счет обмера, обсчета покупателей крепких алкогольных напитков, фальсификации водки.

Либерально-дворянский деятель предреформенной эпохи славянофил А. И. Кошелев в специальной записке, составленной в 1850 г., доказывал необходимость отмены откупной системы и введения вместо нее налога на вино и пиво.

Известен проект дворянского экономиста Л. В. Тенгоборского, который выдвинул ряд мер, направленных на увеличение производительных сил страны, считая, что вместе с тем вырастут и налоги. Он настаивал на замене винных откупов акцизами, установлении пятипроцентного сбора с доходов от капиталов, внесенных в банковские учреждения. Тенгоборский указывал, что необходимо резко сократить государственные расходы, идущие на непроизводительные цели, особенно сметы военного и морского министерств.

К концу Крымской войны царское правительство приступило к подготовке финансовой и кредитной реформы. По предложению Комитета финансов для ознакомления с бюджетным делом в США был командирован чиновник министерства финансов (впоследствии министр) М. X. Рейтерн.

Изучать организацию финансового дела в четырех европейских государствах — Бельгии, Франции, Австрии и Пруссии — был послан чиновник государственного контроля В.А. Татаринов. Из отчета государственного контроля за 1857 г. видно, что не только комитет финансов, но и Александр II следили за работой Татаринова за границей, знакомились с материалами, отчетами и выводами, которые он присылал.
Автор проекта исходил из принципа единства бюджета. Как логическое следствие требования единства бюджета, выдвигался принцип единства кассы. Существование самостоятельных ведомственных касс затрудняло контроль над расходованием средств и осложняло возможность маневрирования свободной наличностью со стороны государственного казначейства.

В проекте Татаринова были наиболее подробно освещены основные принципы преобразования государственного контроля, который превращался в единое ревизионное учреждение, обладавшее правом документальной ревизии всех государственных учреждений в центре и на местах.

Крымская война не способствовала оздоровлению финансового климата, по стране прокатываются «питейные бунты» 1859-1861 гг. Накануне реформы 1861 г. это движение, по неполным данным, охватило около половины всей территории Европейской части России. Ближайшим поводом к нему было повышение в 1859 г. цен на водку и резкое ухудшение ее качества, общее повышение цен.

В докладах жандармских управлений причину «питейных бунтов» объяснялась следующим образом: «Возвышение новым откупом цен на вино, весьма дурное его качество и увеличение дороговизны на все вообще предметы привели крестьян к решимости отказаться от употребления вина, если не навсегда, то по крайней мере временно».

На сельских сходах участники трезвенного движения публично давали клятву — зарок не пить вина — и заставляли отказаться от его употребления всех своих односельчан. Лица, нарушавшие этот обет, подвергались штрафам и преследованиям со стороны всего сельского общества. Во многих случаях борьба с откупщиками сопровождалась уничтожением кабаков и винных складов. Всего было разгромлено около 220 питейных заведений.

Отрицательные стороны откупной системы становятся основной целью «критики самодержавия» политических авантюристов различных мастей. В работах Огарева и Герцена подчеркивались разорительность и вред откупной системы, ее развращающее влияние на чиновников. В статье «Русские вопросы», опубликованной в 1856 г. в «Полярной звезде», Огарев писал: «Мужик вырабатывает хлеб и продает четверть ржи за 2 целковых. Из этой четверти сделают семь ведер вина и продадут мужику в розничной продаже каждое ведро по семи целковых, т. е. четверть ржи переделается в вино, 2 рубля переходят в 49 рублей серебром. Налог невероятный!»

Герцен и Огарев приводили многочисленные факты подкупа высших чиновников дореформенной России откупщиками, резко высмеивали защитников винных откупов. Так, в июне 1859 г. «Колокол» опубликовал циркуляр виленского губернатора, в котором отмечалось, что католическое духовенство, призывая верующих к трезвости, приносит этим ущерб казне. «Итак, — саркастически заключил Герцен, — в России нельзя быть трезвым, не вредя казенным доходам… Откуда же после этого русскому человеку взять уважение к понятию –казна».

Н. Г. Чернышевский в статье «Откупная система» бичует откупа, насаждавшие пьянство и преступность, делая вывод о необходимости… свержения самодержавия. Такая же революционная критика содержится в выступлениях ближайшего соратника Чернышевского, одного их руководителей «Современника» – Н. А. Добролюбова. В статье «Народное дело», опубликованной в 1859 г., Добролюбов глубоко проанализировал широко распространившееся среди крестьян накануне реформы так называемое трезвенное движение. В этой статье собран огромный документальный материал, характеризующий вред винных откупов, из чего следует аналогичный вывод о смене всего общественного строя.

В 1863 г. система винных откупов была отменена. Но к этому времени бывшие откупщики уже были готовы к переключению своей энергии на новые направления деятельности. Период первоначального накопления для них закончился, и все свои силы и капиталы многие из них направляют на грюндерство, на поиск новых источников обогащения.

Для осуществления своих новых предпринимательских проектов группа откупщиков, взращенная, как на дрожжах, на государственной винной монополии, обладала целым рядом преимуществ: наличие крупного «стартового» капитала, давних и широких связей с правительственной администрацией на всех уровнях (от местной до высших ее кругов, вплоть до дворцового окружения), громадный организационный опыт и навыки по части использования самых разнообразных приемов и методов получения прибыли, включая и самые грубейшие из них (подкуп, обман, хищения), доказавшие свою высокую эффективность в отечественных условиях.

В дальнейшем представители откупного капитала все более расширяли поле своей предпринимательской деятельности, осваивая ее новые формы и направления. Бывшие откупщики деятельно участвовали в самых масштабных проектах экономической перестройки страны — в железнодорожном строительстве, создании банковской системы, учредительстве крупных компаний в новых отраслях промышленности (нефтяной, угольной, машиностроительной, золотодобывающей и др.) как в центре, так и на окраинах Российской империи. Они внесли весомый вклад в развитие экономики пореформенной России.